Образовательный проект : «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Занина  Наталья Александровна

Образовательный проект : «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_obrazovatelnyy_zanina.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект

Тема проекта: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Тип проекта Педагогический
Вид Информационно-познавательный, игровой.

Сроки реализации долгосрочный сентябрь 2017г. - май 2018г.

Актуальность проекта

      Вопрос нравственного  воспитания детей  является  одной  из ключевых  проблем,  стоящих  перед  каждым  родителем, обществом  и государством в целом.

    В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

  Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.              

В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем»                                                                                                                                                                                                              

Новизна проекта.

Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на нравственное развитие детей младшего  дошкольного возраста.

Цель проекта: Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Задачи проекта:

Обучающие задачи

-формировать у детей знания о русских народных сказках.

- развивать речь, активизировать словарный запас, творчество, фантазию, воображение

- создавать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

Развивающие задачи

- Продолжить   работу   по   формированию   доброжелательных взаимно отношений между детьми;

Воспитывающие задачи

- Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым на примере героев русских народных сказок.

Гипотеза Сказка является важной составляющей воспитательного процесса детей младшего дошкольного возраста и если приобщать детей к ней, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы в формировании у ребят нравственных качеств. Так же повысит компетентность педагогов и родителей в данном вопросе.

Объектом исследования является воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Предмет исследования – русская народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Участники проекта Педагоги, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.

Методы исследования

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

- количественный и качественный анализ полученных результатов;

- педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).

- анкетирование и беседа с родителями.  

Существует много методов по ознакомлению дошкольников со сказкой. Самый распространенный метод ознакомления, который я использую – чтение, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод, который используется мной – это рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаю сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений, т. к. главное в передаче сказки – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний сказок, полезны такие методы, как  дидактические игры на материале знакомых сказок. Мною были сделаны дидактические игры  «Сравни разных зверят», настольно — печатная игра «Парные картинки».

Теоретическая значимость: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми  младшей группы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие педагогов группы, детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимость: заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Этапы реализации 
1.Первый этап. Целеполагание.
 (Целеполагание – это процесс выбора одной или несколько целей и их достижение)
2.Второй этап. Организационно-подготовительный. 
- Определение темы (проблемы проекта) 
- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми.
- Разработка плана.
- Создание предметно-развивающей среды
- Создание консультации для родителей.
- Привлечение родителей к активному участию в проекте
3.Третий этап. Основной. 
План проведения проекта с детьми
- Чтение русских народных сказок. Обсуждение характера героев русских сказок, их черты характера.
- Беседы по сюжету сказки;
- Пересказ сказки;
- Решение нравственных ситуаций;
- Проигрывание сказок вместе с детьми с помощью кукольный, пальчикового театра, и кукол бибабо.
- Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам.
- Слушание сказок в аудиозаписи (Волк и козлята, Кот, петух и лиса, Лисичка сестричка и серый волк);
- Просмотр мультфильмов (Гуси-Лебеди, Сестрица Аленушка и братец Иванушка);
- Дидактические игры;
- Развлечение.

План проведения проекта родителями
- Консультации для родителей: «Воспитание сказкой», «Нравственное воспитание ребёнка»
- Выпуск папки-передвижки: «Какие проблемы решают сказки»
- Памятка с рекомендациями по организации домашнего чтения.
- Акция «Подари книгу группе» - оформление книжного центра
- Родительское собрание: «Роль сказки в нравственном воспитании ребёнка»
- Индивидуальные беседы и консультации по теме проекта.
- Конкурс рисунков совместного творчества детей и их родителей «Мой любимый сказочный герой».
4.Четвертый этап. Итоговый. 
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- Презентация по деятельности данного проекта.
- Представление и защита проекта на педагогическом совете ДОУ
Планируемые результаты - развить устойчивый интерес детей к сказкам;
- приобщить детей к художественному слову сказки;
- развить эмоциональную отзывчивость на сказки;
- сформировать доброжелательное отношение детей к сверстникам;
- развить устную речь;
- дать детям первичные представления о нравственных качествах: добре, милосердии, справедливости, трудолюбии;
- воспитать любовь, заботливое и бережное отношение к семье, природе и Родине, сформировать доброжелательное отношение детей к взрослым.

Групповая, индивидуальная деятельность учаихся.

Перспективное планирование работы во 2 младшей группе

Месяца

Формы работы

Цели

Сентябрь

Занятие «Давайте познакомимся!»

Формирование доброжелательного отношения детей друг к другу; учить называть свое имя; воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние окружающих людей.

Потешка «Петушок, петушок…»

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку.

Повторение  сказки «Курочка Ряба»

Напомнить детям сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем; воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Инсценирование сказки «Курочка Ряба»

Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами.

Настольно-печатная игра «Собери сказку»

Побуждать детей к игре рядом друг с другом, помогать вступать в контакт со сверстниками; учить собирать пазлы.

Хороводная игра «Встаньте дети, встаньте в круг»

Способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания.

Пение песенки «Петушок»

Приобщать детей к национальной культуре; воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Танец «Танец петушков»

Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения; учить передавать образы.

Развлечение «Петушок-золотой гребешок»

Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе, обеспечению у детей чувства комфорта и защищенности.

Октябрь

Занятие «Петушок и его семья»

Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обогащать речь словами народных поэтических творений.

Потешка «Наши уточки с утра»

Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог, развивать внимание.

Повторение сказки «Репка»

Напомнить детям сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем; воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Инсценирование сказки «Репка»

Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами.

Настольно-печатная игра «Где мой домик?»

Формирование умений отвечать на вопросы взрослого; формирование элементарных представлений о домашних животных и об их домах, в которых они живут.

Хороводная игра «Каравай»

Способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания.

Пение песенки «Пошел котик на Торжок»

Познакомить детей с народной песенкой; воспитывать у детей положительное отношение к животным.

Танец «Пляска с платочками»

Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым.

Забава «Кошачья семья»

Привлекать детей к посильному участию в развлечении; способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.

Занятие «Угощаем, чаем наших гостей»

Формировать навыки поведения за столом, вежливого общения с гостем; учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, заботливость.

Ноябрь

Потешка «Заяц Егорка»

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку.

Чтение сказки «Теремок»

Познакомить детей со сказкой; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Инсценирование сказки «Теремок»

Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами.

Настольно-печатная игра «Что за сказка?»

Побуждать детей к игре рядом друг с другом, помогать вступать в контакт со сверстниками; учить собирать пазлы; учить отгадывать по определенным признакам сказку.

Хороводная игра «Все захлопали в ладоши»

Учить играть, не ссорясь, помогать друг другу; способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания.

Пение песенки «Где ты зайка?»

Создавать условия для совместной с педагогами и сверстниками игры и выполнения движений под музыку.

Танец «Где ты зайка?»

Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с окончанием; учить передавать образы.

Развлечение «Теремок»

Развивать умение следить за действиями сказочных героев, адекватно реагировать на них.

Декабрь

Занятие «Хорошие манеры»

Воспитывать отрицательное отношение к грубости и жадности; приучать детей не перебивать говорящего; продолжать учить детей здороваться, употреблять слова «спасибо», «извините», «пожалуйста».

Потешка «Огуречек, огуречек»

Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать потешку неоднократно.

Чтение сказки «Как коза избушку построила»

Познакомить детей со сказкой; воспитывать интерес к русскому народному творчеству; учить внимательно, слушать.

Настольно-печатная игра «Это что за птица?»

Учить детей правильно определять названия птиц по определенным признакам.

Хороводная игра «Зимний хоровод»

Способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания; учить детей играть вместе.

Пение песенки «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду, сидит ворон…»

Познакомить детей с песенкой-присказкой; помочь детям понять содержание песенки, вызвать желание петь песенку неоднократно

Танец «Из-под дуба»

Совершенствовать умение ходить и бегать, выполнять плясовые движения в кругу

Развлечение «Сорока – белобока»

Привлекать детей к посильному участию в развлечении; учить эмоционально, откликаться на увиденное.

Январь

Занятие «Вместе весело шагать…»

Формировать представления о понятии «Дружба», о друзьях, как в детском саду. Так и за его пределами; учить детей внимательно слушать собеседника.

Потешка «Наша Маша маленькая…»

Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать потешку неоднократно.

Сказка «Маша и медведь»

Познакомить детей с русской народной сказкой; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Инсценирование сказки «Маша и медведь»

Помочь детям разыграть отрывок из сказки, прививая им интерес к драматизации

Настольно-печатная игра «Мамы и их детеныши»

Дифференцировать представления детей о домашних животных и способах их питания, детенышах.

Хороводная игра «Снежок»

Учить детей играть вместе; способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания.

Пение песенки «Калинка»

Развивать умение подпевать фразы в песне; эмоционально отзываться на содержание песни.

Танец «Калинка, калинка, калинка моя…»

Совершенствовать умение менять движения с изменением характера музыки и содержания песни.

Развлечение «Зимушка – зима»

Содействовать эмоционально-положительного климата в группе, способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.

Февраль

Занятие. Рассматривание картины «Играем с матрешками»

Учить детей понимать сюжет, называть действия персонажей, окружающие предметы; знакомить детей с народной игрушкой, ее особенностями.

Потешка «Идет коза рогатая…»

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку.

Чтение сказки «Козлятки и волк»

Познакомить детей со сказкой, вызвать желание поиграть в сказку.

Настольно-печатная игра, «Из какой это сказки?»

Учить отгадывать по определенным признакам сказку; формирование умений отвечать на вопросы взрослого.

Хороводная игра «Снежиночки – пушиночки»

Способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания.

Пение песенки «Вы ребятушки мои, козлятушки»

Учить внимательно, слушать песню, понимать, о чем поется, и эмоционально реагировать на содержание.

Танец «Козлятки»

Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения; учить передавать образы.

Развлечение «Зимняя сказка»

Способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.

Март

Занятие «Мои любимые бабушка и дедушка»

Развивать умение внимательно рассматривать фотографии бабушек и дедушек, составлять по ним рассказы о своих родных.

Потешка «Из-за леса, из-за гор»

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку.

Чтение сказки «Колобок»

Познакомить детей со сказкой; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Инсценирование сказки «Колобок»

Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами.

Настольно-печатная игра «Что лишнее»

Развивать внимание; акцентировать внимание детей на русские народные предметы; учить отличать их от современных игрушек.

Хороводная игра «Мы топаем ногами»

Развивать двигательную активность; способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания.

Пение песенки «Зайка»

Вызывать активность детей при подпевании и пении; воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Танец «Зайка серенький сидит…»

Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым.

Развлечение «Зайчата в лесу»

Развивать умение следить за действиями сказочных героев, адекватно реагировать на них.

Занятие «Прогулка в лес»

Формирование эмоционального положительного отношения к окружающему природному и животному миру; учить жалеть или успокоить человека или животное, испытывающего страдание.

Апрель

Потешка «Бежала лесочком, лиса с кузовочком»

Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать потешку неоднократно.

Повторение сказки «Теремок»

Вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем; воспитывать доброжелательное отношение к животным; напомнить детям сказку.

Инсценирование сказки «Теремок»

Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами.

Настольно-печатная игра «Герои сказок»

Учить отгадывать правильно персонажей из сказок; формирование умений отвечать на вопросы взрослого.

Хороводная игра «Раздувайся пузырь»

Способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания; развивать двигательную активность.

Пение песенки «Ладушки»

Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы; воспитывать интерес в народной песенке.

Танец «Гопачок»

Учить двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.

Развлечение «Про рыжую лисичку»

Привлекать детей к посильному участию в развлечении; учить эмоционально, откликаться на увиденное.

Май

Занятие «Город, в котором я живу»

Дать детям представления о названии города и улицы, на которой живут дети;  учить детей помогать друг другу; формировать умение называть родной город, улицу; развивать умение внимательно рассматривать иллюстрации города.

Потешка «Солнышко-ведрышко»

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку.

Повторение сказки «Маша и медведь»

Напомнить детям сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем; воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Настольно-печатная игра «Собери сказку»

Побуждать детей к игре рядом друг с другом, помогать вступать в контакт со сверстниками; учить собирать пазлы; учить называть правильно сказку.

Хороводная игра «Карусели»

Учить детей играть вместе; способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания.

Пение песенки «Дождик»

Учить узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков; прививать любовь к природе

Танец «Полянка»

Учить выполнять движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.

Развлечение «Солнышко – ведрышко»

Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе, обеспечению у детей чувства комфорта и защищенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...

«Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Цель: развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком....

Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...

Рабочая программа кружка детей 2 - 3 лет «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа кружкадетей 2 - 3 лет«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...