Образовательный проект : «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)
Образовательный проект : «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_obrazovatelnyy_zanina.docx | 34.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект
Тема проекта: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Тип проекта Педагогический
Вид Информационно-познавательный, игровой.
Сроки реализации долгосрочный сентябрь 2017г. - май 2018г.
Актуальность проекта
Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.
В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем»
Новизна проекта.
Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Цель проекта: Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками.
Задачи проекта:
Обучающие задачи
-формировать у детей знания о русских народных сказках.
- развивать речь, активизировать словарный запас, творчество, фантазию, воображение.
- создавать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
Развивающие задачи
- Продолжить работу по формированию доброжелательных взаимно отношений между детьми;
Воспитывающие задачи
- Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым на примере героев русских народных сказок.
Гипотеза Сказка является важной составляющей воспитательного процесса детей младшего дошкольного возраста и если приобщать детей к ней, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы в формировании у ребят нравственных качеств. Так же повысит компетентность педагогов и родителей в данном вопросе.
Объектом исследования является воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста
Предмет исследования – русская народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Участники проекта Педагоги, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.
Методы исследования
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
- количественный и качественный анализ полученных результатов;
- педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).
- анкетирование и беседа с родителями.
Существует много методов по ознакомлению дошкольников со сказкой. Самый распространенный метод ознакомления, который я использую – чтение, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод, который используется мной – это рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаю сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений, т. к. главное в передаче сказки – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний сказок, полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок. Мною были сделаны дидактические игры «Сравни разных зверят», настольно — печатная игра «Парные картинки».
Теоретическая значимость: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми младшей группы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие педагогов группы, детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимость: заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Этапы реализации
1.Первый этап. Целеполагание. (Целеполагание – это процесс выбора одной или несколько целей и их достижение)
2.Второй этап. Организационно-подготовительный.
- Определение темы (проблемы проекта)
- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми.
- Разработка плана.
- Создание предметно-развивающей среды
- Создание консультации для родителей.
- Привлечение родителей к активному участию в проекте
3.Третий этап. Основной.
План проведения проекта с детьми
- Чтение русских народных сказок. Обсуждение характера героев русских сказок, их черты характера.
- Беседы по сюжету сказки;
- Пересказ сказки;
- Решение нравственных ситуаций;
- Проигрывание сказок вместе с детьми с помощью кукольный, пальчикового театра, и кукол бибабо.
- Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам.
- Слушание сказок в аудиозаписи (Волк и козлята, Кот, петух и лиса, Лисичка сестричка и серый волк);
- Просмотр мультфильмов (Гуси-Лебеди, Сестрица Аленушка и братец Иванушка);
- Дидактические игры;
- Развлечение.
План проведения проекта родителями
- Консультации для родителей: «Воспитание сказкой», «Нравственное воспитание ребёнка»
- Выпуск папки-передвижки: «Какие проблемы решают сказки»
- Памятка с рекомендациями по организации домашнего чтения.
- Акция «Подари книгу группе» - оформление книжного центра
- Родительское собрание: «Роль сказки в нравственном воспитании ребёнка»
- Индивидуальные беседы и консультации по теме проекта.
- Конкурс рисунков совместного творчества детей и их родителей «Мой любимый сказочный герой».
4.Четвертый этап. Итоговый.
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- Презентация по деятельности данного проекта.
- Представление и защита проекта на педагогическом совете ДОУ
Планируемые результаты - развить устойчивый интерес детей к сказкам;
- приобщить детей к художественному слову сказки;
- развить эмоциональную отзывчивость на сказки;
- сформировать доброжелательное отношение детей к сверстникам;
- развить устную речь;
- дать детям первичные представления о нравственных качествах: добре, милосердии, справедливости, трудолюбии;
- воспитать любовь, заботливое и бережное отношение к семье, природе и Родине, сформировать доброжелательное отношение детей к взрослым.
Групповая, индивидуальная деятельность учаихся.
Перспективное планирование работы во 2 младшей группе
Месяца | Формы работы | Цели |
Сентябрь | Занятие «Давайте познакомимся!» | Формирование доброжелательного отношения детей друг к другу; учить называть свое имя; воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние окружающих людей. |
Потешка «Петушок, петушок…» | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку. | |
Повторение сказки «Курочка Ряба» | Напомнить детям сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем; воспитывать доброжелательное отношение к животным. | |
Инсценирование сказки «Курочка Ряба» | Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами. | |
Настольно-печатная игра «Собери сказку» | Побуждать детей к игре рядом друг с другом, помогать вступать в контакт со сверстниками; учить собирать пазлы. | |
Хороводная игра «Встаньте дети, встаньте в круг» | Способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания. | |
Пение песенки «Петушок» | Приобщать детей к национальной культуре; воспитывать доброжелательное отношение к животным. | |
Танец «Танец петушков» | Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения; учить передавать образы. | |
Развлечение «Петушок-золотой гребешок» | Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе, обеспечению у детей чувства комфорта и защищенности. | |
Октябрь | Занятие «Петушок и его семья» | Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обогащать речь словами народных поэтических творений. |
Потешка «Наши уточки с утра» | Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог, развивать внимание. | |
Повторение сказки «Репка» | Напомнить детям сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем; воспитывать доброжелательное отношение к животным. | |
Инсценирование сказки «Репка» | Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами. | |
Настольно-печатная игра «Где мой домик?» | Формирование умений отвечать на вопросы взрослого; формирование элементарных представлений о домашних животных и об их домах, в которых они живут. | |
Хороводная игра «Каравай» | Способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания. | |
Пение песенки «Пошел котик на Торжок» | Познакомить детей с народной песенкой; воспитывать у детей положительное отношение к животным. | |
Танец «Пляска с платочками» | Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым. | |
Забава «Кошачья семья» | Привлекать детей к посильному участию в развлечении; способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев. | |
Занятие «Угощаем, чаем наших гостей» | Формировать навыки поведения за столом, вежливого общения с гостем; учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, заботливость. | |
Ноябрь | Потешка «Заяц Егорка» | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку. |
Чтение сказки «Теремок» | Познакомить детей со сказкой; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. | |
Инсценирование сказки «Теремок» | Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами. | |
Настольно-печатная игра «Что за сказка?» | Побуждать детей к игре рядом друг с другом, помогать вступать в контакт со сверстниками; учить собирать пазлы; учить отгадывать по определенным признакам сказку. | |
Хороводная игра «Все захлопали в ладоши» | Учить играть, не ссорясь, помогать друг другу; способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания. | |
Пение песенки «Где ты зайка?» | Создавать условия для совместной с педагогами и сверстниками игры и выполнения движений под музыку. | |
Танец «Где ты зайка?» | Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с окончанием; учить передавать образы. | |
Развлечение «Теремок» | Развивать умение следить за действиями сказочных героев, адекватно реагировать на них. | |
Декабрь | Занятие «Хорошие манеры» | Воспитывать отрицательное отношение к грубости и жадности; приучать детей не перебивать говорящего; продолжать учить детей здороваться, употреблять слова «спасибо», «извините», «пожалуйста». |
Потешка «Огуречек, огуречек» | Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать потешку неоднократно. | |
Чтение сказки «Как коза избушку построила» | Познакомить детей со сказкой; воспитывать интерес к русскому народному творчеству; учить внимательно, слушать. | |
Настольно-печатная игра «Это что за птица?» | Учить детей правильно определять названия птиц по определенным признакам. | |
Хороводная игра «Зимний хоровод» | Способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания; учить детей играть вместе. | |
Пение песенки «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду, сидит ворон…» | Познакомить детей с песенкой-присказкой; помочь детям понять содержание песенки, вызвать желание петь песенку неоднократно | |
Танец «Из-под дуба» | Совершенствовать умение ходить и бегать, выполнять плясовые движения в кругу | |
Развлечение «Сорока – белобока» | Привлекать детей к посильному участию в развлечении; учить эмоционально, откликаться на увиденное. | |
Январь | Занятие «Вместе весело шагать…» | Формировать представления о понятии «Дружба», о друзьях, как в детском саду. Так и за его пределами; учить детей внимательно слушать собеседника. |
Потешка «Наша Маша маленькая…» | Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать потешку неоднократно. | |
Сказка «Маша и медведь» | Познакомить детей с русской народной сказкой; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. | |
Инсценирование сказки «Маша и медведь» | Помочь детям разыграть отрывок из сказки, прививая им интерес к драматизации | |
Настольно-печатная игра «Мамы и их детеныши» | Дифференцировать представления детей о домашних животных и способах их питания, детенышах. | |
Хороводная игра «Снежок» | Учить детей играть вместе; способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания. | |
Пение песенки «Калинка» | Развивать умение подпевать фразы в песне; эмоционально отзываться на содержание песни. | |
Танец «Калинка, калинка, калинка моя…» | Совершенствовать умение менять движения с изменением характера музыки и содержания песни. | |
Развлечение «Зимушка – зима» | Содействовать эмоционально-положительного климата в группе, способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев. | |
Февраль | Занятие. Рассматривание картины «Играем с матрешками» | Учить детей понимать сюжет, называть действия персонажей, окружающие предметы; знакомить детей с народной игрушкой, ее особенностями. |
Потешка «Идет коза рогатая…» | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку. | |
Чтение сказки «Козлятки и волк» | Познакомить детей со сказкой, вызвать желание поиграть в сказку. | |
Настольно-печатная игра, «Из какой это сказки?» | Учить отгадывать по определенным признакам сказку; формирование умений отвечать на вопросы взрослого. | |
Хороводная игра «Снежиночки – пушиночки» | Способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания. | |
Пение песенки «Вы ребятушки мои, козлятушки» | Учить внимательно, слушать песню, понимать, о чем поется, и эмоционально реагировать на содержание. | |
Танец «Козлятки» | Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения; учить передавать образы. | |
Развлечение «Зимняя сказка» | Способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев. | |
Март | Занятие «Мои любимые бабушка и дедушка» | Развивать умение внимательно рассматривать фотографии бабушек и дедушек, составлять по ним рассказы о своих родных. |
Потешка «Из-за леса, из-за гор» | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку. | |
Чтение сказки «Колобок» | Познакомить детей со сказкой; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. | |
Инсценирование сказки «Колобок» | Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами. | |
Настольно-печатная игра «Что лишнее» | Развивать внимание; акцентировать внимание детей на русские народные предметы; учить отличать их от современных игрушек. | |
Хороводная игра «Мы топаем ногами» | Развивать двигательную активность; способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания. | |
Пение песенки «Зайка» | Вызывать активность детей при подпевании и пении; воспитывать доброжелательное отношение к животным. | |
Танец «Зайка серенький сидит…» | Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым. | |
Развлечение «Зайчата в лесу» | Развивать умение следить за действиями сказочных героев, адекватно реагировать на них. | |
Занятие «Прогулка в лес» | Формирование эмоционального положительного отношения к окружающему природному и животному миру; учить жалеть или успокоить человека или животное, испытывающего страдание. | |
Апрель | Потешка «Бежала лесочком, лиса с кузовочком» | Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать потешку неоднократно. |
Повторение сказки «Теремок» | Вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем; воспитывать доброжелательное отношение к животным; напомнить детям сказку. | |
Инсценирование сказки «Теремок» | Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами. | |
Настольно-печатная игра «Герои сказок» | Учить отгадывать правильно персонажей из сказок; формирование умений отвечать на вопросы взрослого. | |
Хороводная игра «Раздувайся пузырь» | Способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания; развивать двигательную активность. | |
Пение песенки «Ладушки» | Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы; воспитывать интерес в народной песенке. | |
Танец «Гопачок» | Учить двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки. | |
Развлечение «Про рыжую лисичку» | Привлекать детей к посильному участию в развлечении; учить эмоционально, откликаться на увиденное. | |
Май | Занятие «Город, в котором я живу» | Дать детям представления о названии города и улицы, на которой живут дети; учить детей помогать друг другу; формировать умение называть родной город, улицу; развивать умение внимательно рассматривать иллюстрации города. |
Потешка «Солнышко-ведрышко» | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку. | |
Повторение сказки «Маша и медведь» | Напомнить детям сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем; воспитывать доброжелательное отношение к животным. | |
Настольно-печатная игра «Собери сказку» | Побуждать детей к игре рядом друг с другом, помогать вступать в контакт со сверстниками; учить собирать пазлы; учить называть правильно сказку. | |
Хороводная игра «Карусели» | Учить детей играть вместе; способствует развитию совместных действий детей, позволяет малышам оказаться в центре всеобщего внимания. | |
Пение песенки «Дождик» | Учить узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков; прививать любовь к природе | |
Танец «Полянка» | Учить выполнять движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук. | |
Развлечение «Солнышко – ведрышко» | Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе, обеспечению у детей чувства комфорта и защищенности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...
Программа и план работы кружка «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Программа и план работы...
«Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Здесь вы сможете познакомиться с планом по самообразованию...
«Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Цель: развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком....
Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...
Рабочая программа кружка детей 2 - 3 лет «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей 2 - 3 лет«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...