Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ
презентация
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tolerantnogo_otnosheniya_k_detyam_s_ovz.pptx | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В истории человеческой цивилизации отмечается разное и противоречивое отношение общества к детям с ограниченными возможностями: от равнодушия, ненависти и агрессии, до примеров заботы, милосердия. Но главное чего ждут такие дети от общества – это сотрудничества с ними на равных условиях. Стратегией решения социальной и психолого-педагогической проблемы адаптации детей с нарушениями в развитии стало введение инклюзивного образования в России. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Антуан де Сент-Экзюпери
Социокультурные условия, экономическая ситуация, сложившиеся в России, актуализируют качественную трансформацию существующей государственной социальной политики в области социальной защиты прав детей, имеющих отклонения в развитии. Выдвижение приоритета общечеловеческих ценностей повлекло за собой изменения в отношении нашего общества к детям с проблемами в развитии. Это, в свою очередь, требует соблюдения ряда условий: предоставление детям с ограниченными возможностями равных прав и особых условий для развития; обучение их навыкам независимости; самостоятельной жизни. Отношение к инклюзивному образованию в современном обществе При этом усиливается роль образования как института, гарантирующего права человека на самореализацию, развитие возможностей и социальную интеграцию.
До недавнего времени в обществе считалось, что образовательные потребности детей, имеющих ограничение жизнедеятельности не могут быть удовлетворены в общеобразовательных учреждениях (ОУ). Государственная социальная политика в России была ориентирована на изоляцию людей с ограниченными возможностями здоровья, признавая наиболее благоприятными условиями для развития, обучения и воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей инклюзивного или интегрированного (совместного) воспитания и обучения нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии, при котором за каждым ребенком с особыми нуждами сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.
С учетом структуры дефекта каждого ребенка возможен выбор полезной и возможной для него формы (или модели) интеграции : С учетом структуры дефекта каждого ребенка возможен выбор полезной и возможной для него формы (или модели) интеграции: С точки зрения нахождения ребенка в ОУ можно выделить временную и постоянную формы интеграции. Модель постоянной интеграции предполагает воспитание и обучение ребенка с особыми нуждами в массовом ОУ на протяжении всего учебного времени.
В России накоплен немалый опыт инклюзивного образования и формирования толерантного взаимодействия субъектов образования, не исключающий достижения специального (коррекционного) обучения и воспитания. Их результаты способствуют решению проблем адаптации особых детей к социокультурным условиям жизнедеятельности. Несмотря на целый ряд сложностей и проблем обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками дает положительный эффект в отношении личностного развития и социализации и той, и другой категории учащихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства. Эффективная интеграция возможна в условиях постоянного совершенствования систем образования. Такой подход не только позволяет лицам с особыми потребностями обеспечить успех во взрослой жизни, но и дает реальное право выбора, предоставляет возможность вносить свой вклад в общественную жизнь.
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья Факторы среды (социальные факторы) Толерантность, терпимость специалистов, других членов общества В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия. !
Толерантность В психологии Свойство биологической или социальной системы принятия другой системы или ее элементов, неоказания им сопротивления. Способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни. При этом под процессом воспитания толерантности педагог подразумевает создание пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря – сосуществования разного. «В Декларация принципов толерантности (1995 г). В педагогике Активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
Противоречия, возникающие в образовательном пространстве:
Задачи в развитии толерантности: Формирование педагогической толерантности Способность понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Воспитание у сверстников толерантного и уважительного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Задача №1 Задача №2
Ф ормирование позитивного общественного отношения к проблеме доступности образования детям с ограниченными возможностями, правовой культуры населения, толерантного отношения к детям с проблемами в развитии, основанного на принципах взаимного уважения, понимания и терпимости.
В целях формирования позитивного общественного отношения к проблеме интегрированного (инклюзивного) образования необходимо привлечение внимания широких слоев общественности, представителей администраций разных уровней, работников социальных служб, СМИ. Большую роль в этом может сыграть деятельность просветительского характера, организация курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов разного профиля для работы в условиях смешанной системы образования, изучение зарубежного опыта в сфере социальной и образовательной интеграции нетипичных детей. Такая работа позволит подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, выработать у участников образовательного процесса терпимое (толерантное) отношение к лицам, имеющим нарушения в развитии.
В целях формирования позитивного общественного отношения к проблеме интегрированного (инклюзивного) образования необходимо привлечение внимания широких слоев общественности, представителей администраций разных уровней, работников социальных служб, СМИ. Большую роль в этом может сыграть деятельность просветительского характера, организация курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов разного профиля для работы в условиях смешанной системы образования, изучение зарубежного опыта в сфере социальной и образовательной интеграции нетипичных детей. Такая работа позволит подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, выработать у участников образовательного процесса терпимое (толерантное) отношение к лицам, имеющим нарушения в развитии. Процесс формирования толерантного , терпимого отношения участников образовательного процесса к детям с особыми нуждами осуществляется комплексно и предусматривает работу со всеми субъектами инклюзивного обучения:
Преимущества инклюзивного образования:
Система инклюзивного образования нуждается в педагогах, « принимающих новую систему ценностей » , имеющих психологическую установку на « политкорректность, толерантность » , обладающих соответствующим уровнем профессионально-личностного развития и ценностных ориентаций, способных преодолевать сложившиеся стереотипы, самостоятельно мыслить, иметь разносторонние интересы. Работа с педагогами по формированию толерантного отношения к особым детям предполагает: диагностику отношения воспитателей к детям с особыми нуждами; знакомство воспитателей с особенностями развития и личностным своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии разной этиологии, методами работы с ними и их родителями; проведение тренингов, семинаров, направленных на формирование толерантной культуры личности педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзия. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Инклюзия - новое в системе образования. Поделитесь опытом своей работы....
Семинар для воспитателей "Формирование толерантных отношений у детей дошкольного возраста"
Семинар воспитателей ДОУ...
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....
Краткосрочная образовательная практика по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья «И глаза вам скажут «Спасибо!»
Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества. Достаточно часто мы встре...
Инклюзия. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ
Консультация для педагогов, в которой раскрывается понятие инклюзии и инклюзивного образования, его значение в современное время. Формулируются принципы инклюзивного образования, выявляются отличия ин...
недельное перспективное планирование Тема проекта: «Дружат дети всей Земли». Дата: 13.04.2022 – 17.04.2022 Цель. Создание социальной ситуации развития для формирования толерантного отношения к детям разных национальностей. Способствовать формирован
Тема проекта: «Дружат дети всей Земли». Дата: 13.04.2022 – 17.04.2022Цель. Создание социальной ситуации развития для формирования толерантного отношения...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...