Проект «Русская деревня»
проект (старшая группа)
Цель проекта: Дать представления о жизни людей в деревне. Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkaya_derevnya.docx | 440.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации Клинского муниципального района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №51 «ЯГОДКА»
141663 Московская область Клинский район пос. Чайковского д.16 тел: (849624) 6-82-17
Проект
«Русская деревня»
Автор разработчик:
Жебина Надежда Викторовна
Пос .Чайковского
Клинский район
2017г.
Обоснование:
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.
Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.
По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Наличие теоретической базы опыта
Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках
Это широкое понятие включает в себя все многообразие народных традиций, национальных особенностей, духовного уклада, обрядов, ритуалов, праздников, костюма, ремесла.
Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.
Тип проекта: творческий, познавательный.
Вид проекта: семейный, групповой.
Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о жизни русской деревни. традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в нравственном воспитании дошкольников
Место проведения: МДОУ ДЕТСКИЙ САД №51 «ЯГОДКА».
Сроки проведения: ноябрь - декабрь 2017 года.
Участники проекта:
- дети и родители детей дошкольного возраста 6 до 7 лет;
- педагоги;
- музыкальный руководитель.
Актуальность темы
В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Ей придается большая значимость в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.
В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.
Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа, у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.
Основная проблема:
Для развития полноценной личности ребенка важно приобщение его к культуре своего народа, поскольку оно воспитывает уважение, гордость за малую родину, в которой мы живем.
Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем познать народную культуру, быт, традиции родного края и быть полноценно развитой личностью.
Гипотеза – формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Цель проекта: Дать представления о жизни людей в деревне. Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.
Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, выбрала тему своей работы «Русская деревня». Посчитала необходимым начать с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями русского народа, так как из общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок.
Задачи:
Определила в работе с детьми следующие задачи:
- Познакомить детей с особенностями жизни и быта жителей деревни.
- Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве.
- Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
- Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
- Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
- Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
- Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством
- Заучивание потешек, прибауток, закличек.
- Использование пословиц, загадок, поговорок.
- Чтение художественной литературы.
- Использование русских народных песен и танцев.
- Проведение русских народных игр.
- Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
- Применение игрушек и изделий народных промыслов.
- Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
- Рассказ о народных обычаях и традициях.
- Рассматривание иллюстраций о русской деревне, быте.
- Беседы, вопросы, разъяснения.
- Изготовление макета избы.
Формы образовательной работы с детьми
- Организованные занятия.
- Совместная деятельность.
- Праздники и развлечения.
- Наблюдения в быту и природе.
- Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
Адресная направленность
Опыт проектной деятельности на тему «Русская деревня» адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.
Основные направления работы:
1. Создание атмосферы национального быта - создание макета русской избы.
Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям ощутить себя частью великого народа.
Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, коромысло, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода, иллюстрации «Русского народного костюма», «Народной игрушки», образцы народных промыслов: «Хохлома», «Жестов», «Городец».
С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи.
Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, лепили и многое другое.
2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок, считалок, потешек и т.п.).
В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры на кокошниках; причудливые игрушки.
Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.
4. Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.
Этапы реализации проекта:
I Этап. Концептуальный (с 01 по 15 ноября 2017г.) – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.
- Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.
- Первичный мониторинг.
- Анкетирование родителей.
- Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.
II Этап. Формирующий (с 16 ноября по 10 декабря 2017 г.) – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта
- Занятия в соответствии с планом.
- Беседы.
- Чтение познавательной и художественной литературы.
- Слушание русских народных песен.
- Просмотр видеосюжетов, презентаций.
- Экскурсия в русскую избу.
III Этап. Рефлексионный (с 10 по 30 декабря 2017г.) – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.
- Мониторинг.
- проведение праздника «Осенние посиделки»
- Презентация проекта
Мероприятия с детьми
- ООД «Русская старина».
Цель: Формировать представление об облике русой деревни.
- Беседа по картине «Крестьянская семья».
- Просмотр презентации «Русская изба».
Цель: Познакомить с бытом крестьянской семьи.
- Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки».
- ООД «Все ремесла хороши».
Цель: Познакомить с трудом крестьян, расширять представления о ремеслах на Руси.
- Чтение произведений Бианки.
Цель: Показать на основе художественных произведений любовь автора к родной природе.
- Выставка рисунков детей «Сельский пейзаж»
- Беседа «Город и русская деревня».
Цель: Познакомить детей с особенностями жизни людей в городе и деревне.
- Слушание Чайковского «Времена года».
Цель: Показать на основе музыкальных произведений любовь автора к родной природе.
- Занятие «Пословицы и поговорки связанные с осенним периодом».
Цель: Познакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить понимать суть пословиц и поговорок.
- Аппликация «Русский хоровод»
- Игра-хоровод «Лебедушка»
Цель: Познакомить детей с хороводными играми.
- Рисование «Роспись Матрешки».
- Слушание русских народных песен.
Цель: Показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа.
- Игра – забава «Бояре».
Цель: Показать детям как отдыхали в старину.
- Вечер загадок про домашнюю утварь, ремесла и т.д.
Цель: Закрепить с детьми названия, домашней утвари, ремесел и т.д.
- Просмотр презентации «Русский национальный костюм»
Цель: Дать детям представление о русском национальном костюме.
- Рисование «Распиши кокошник».
- Мониторинг.
Итоговое мероприятие по проекту развлечение «Слава русской стороне, слава русской старине».
Цель: Обобщить представления детей об истории и культуре жизни людей на Руси.
Мероприятия с родителями
- Выпуск для родителей папки-передвижки «Традиции русского народа».
- Круглый стол «Традиции русского народа»
Цель: Привлечь родителей к созданию книги о традициях русского народа
- Предложить родителям почитать детям следующие художественные произведения: русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов — семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-бурка», «Пахарь».
- Посмотрите с детьми мультфильм «Хаврошечка».
- Подобрать и записать названия сказок, в которых говорится о ценности труда, значении его в нашей жизни
Дать родителям задание найти материал для альбома «Традиции русского народа».
Основные формы реализации проекта:
-ООД «Русская старина»
-чтение книг
- разучивание потешек, стихов, загадок
-разучивание подвижных игр
-оснащение развивающей предметно - пространственной среды.
Обеспечение проекта: фотоаппарат, телевизор, компьютер, литература, дидактические видеоматериалы, материалы для продуктивной деятельности, оснащение РППС по теме «Деревня».
Реализация проекта по образовательным областям.
Образовательная область | Содержание работы |
Познавательное развитие | ООД «Русская старина» |
Речевое развитие | Чтение сказок, потешек, отгадывание загадок |
Художественно – эстетическое развитие | - Роспись Матрешки, кокошника, - Разучивание народных песен, танцев - Лепка из соленого теста угощения для кукол - Создание панно «Русский хоровод» - Рисование сельского пейзажа |
Социально – коммуникативное развитие | «Труд взрослых в деревне» беседа. -Просмотр видеофильма о русской деревне - Сюжетно – ролевые игры «Доярка», «Ветеринар», «Уборка в хлеву» - Создание макета русской избы |
Физическое развитие | Разучивание игр « Горелки», «Золотые ворота», «Колечко», « Коршун и цыплята». |
Результативность на начало проекта
- дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания народных праздников, не осознают их своеобразие и ценность каждой из народных культур.
- знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости.
- дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа.
- У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
- Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.
- Небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.
Вывод: Подводя итоги, своего опроса мы убедились в том, что на некоторые вопросы дети не смогли ответить, а на некоторые отвечали с трудом. Мы пришли к выводу, что работа в данном направлении должна быть планомерной и систематической.
Вторичный мониторинг будет проведен в конце декабря.
МОНИТОРИНГ.
На начальном этапе своей работы, мы выявили уровень знаний детей о традициях русского народа.
Критерии к диагностической карте.
Высокий уровень
- использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
- знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.
- знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства и художественного творчества
- знает названия сезонных праздников. Умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
- умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
- знает историю русского народного костюма.
Средний уровень.
- знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи
- знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни
- знает название некоторых народных праздников и принимает участие в них
- знает русские народные подвижные игры и умеет объяснить правила некоторых из них
- знает некоторые элементы русского народного костюма и различает головные уборы
Низкий уровень.
- знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда используют их в речи
- знает народные приметы
- знает название некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие
- знает 2-3 подвижные игры и умеет объяснять правила к ним
Результаты диагностики на окончание проекта
У детей:
- дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.
- у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.
- дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.
- у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
- дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором.
- могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.
- у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.
- Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.
У родителей:
- Познакомились с культурой и традициями своего народа, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.
- Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.
- Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.
- В детском саду совместно с родителями был создан макет избы и дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта.
- Создана картотека подвижных народных игр и фольклора, народная игрушка и национальная кукла.
Вывод: В конце проекта «Русская деревня» дети выразительно читают стихи, знают национальные танцы, песни, народные игры. Результатом работы с детьми нашего детского сада стало итоговое мероприятие «Осенние посиделки», на котором дети показали практически хорошие знания в освоении фольклорного материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.
Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.
Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства: изготавливали мебель, посуду, окна и двери.
В ходе совместной деятельности дети приобщались к основам ремесел, считавшихся на Руси «женскими» и «мужскими».
Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.
Список литературы:
1. «Истоки русской народной культуры в детском саду. Методическое пособие для воспитателей ДОУ». Автор-составитель Гаврилова И.Г. – СПб., «Детство-Пресс», 2008, с. 6; с. 22.
2. Калашникова Н.М. «Народный костюм». – М., «Сварог и К», 2002.
3. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». – М., «Сфера», 2006.
4. Князева О.Л. «Как жили люди на Руси. Рабочая тетрадь для занятий по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – СПб., «Детство-Пресс», 1998.
5. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа». – СПб., «Детство-Пресс», 2008, с. 83 - 140 .
6. Короткова М.В. «Путешествие в историю русского быта». – М., «Дрофа», 2003.
7. Лапшина Г.А. «Календарные и народные праздники в детском саду». Выпуск 1. Осень – зима. – Волгоград, «Учитель», 2003, с. 66.
8. Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду. Методические рекомендации». – М., «Сфера», 2009, с. 14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие в русскую деревню" - методическая разработка совместного мероприятия с родителями
Этот конспект можно взять за основу к любому мероприятию, проводимому с родителями. Конкурсы и эстафеты можно всегда найти в картотеке ДОУ, а задания по станциям, на мой взгляд, это всегда актуально....
Проект "Быт русской деревни" для детей с ОНР средняя группа
: Развитие речи детей дошкольного возр...
проект "Знакомство детей с бытом русской деревни, через русские народные сказки"
Дать первоначальное представление о жизни русской деревни....
БЕСЕДА в подготовительной группе о красоте русского народного костюма: «Одежда русской деревни»
: Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении; привить интерес к русской крестьянской культуре, к ее особенностям; обнаружить влияние обычаев, традиц...
Технологическая карта итогового занятия в подготовительной группе «Русская деревня» В рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель занятия: закрепить народоведческие, исторические знания детей, а так же умения водить хороводы и играть в русские народные игры...
Технологическая карта итогового занятия в подготовительной группе «Русская деревня» В рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель занятия: закрепить народоведческие, исторические знания детей, а так же умения водить хороводы и играть в русские народные игры...
Беседа о красоте русского народного костюма: «Одежда русской деревни»
ЗАДАЧИ: Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении; привить интерес к русской крестьянской культуре, к ее особенностям; обнаружить влияние обычаев, ...