проект "Знакомство детей с бытом русской деревни, через русские народные сказки"
проект (средняя группа)

Жуланова Вера Алексеевна

Дать первоначальное представление о жизни русской деревни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №7» «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой

Образовательный проект

по краеведению:

«Знакомство детей с бытом русской деревни, через русские народные сказки».

Разработчик проекта

воспитатель

Жуланова Вера Алексеевна.

Стрежевой 2019

Содержание

Пояснительная записка

3

  • Актуальность проекта

3

  • Постановка и обоснование проблемы

3

  • Объект проектной деятельности

3

  • Предмет проектной деятельности

3

  • Постановка и обоснование гипотезы проекта

3

  • Цель и задачи

4

  • План реализации проекта

5

  • Диагностический инструментарий

6

  • Эффективность проекта

7

  • Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции

7

  • Проектный продукт

7

  • Ресурсное обеспечение

7

  • Литературное обеспечение

8

  • Календарно-тематическое планирование (Приложение 1)

9

  • Материалы к проекту (Приложение 2)

14

  • Фотоотчёт по проекту (Приложение 3)

Пояснительная записка.

Актуальность Россия – наша Родина. Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Необходимо ощутить духовную жизнь,  принять русский язык, историю и культуру своего народа. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные народом на протяжении многовековой истории.              

                Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

               После чтения  сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»,  у детей появилось множество вопросов по поводу непонятных слов.  Чтобы объяснить детям значение слов и действий  возникла тема проекта «Знакомство детей с бытом русской деревни, через сказку «Петушок и бобовое зёрнышко». На сегодняшний день, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, пословицы, которыми так богат  русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. А как донести до понимания детей – горожан особенности крестьянского быта и труда? В период дошкольного возраста начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.  Корни этого влияния – в языке своего народа,  в его песнях, впечатлениях от труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.  С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе театрализация. Поэтому, мы считаем, что на основе знакомства с народным творчеством в разных видах деятельности, в том числе через театрализованную деятельность, происходит приобщение детей к истокам народной культуре.

Объект проекта: дети среднего дошкольного возраста

Предмет проекта: знакомство детей с жизнью деревни.

Гипотеза. Ознакомление дошкольников с жизнью русской деревни, бытом и народными промыслами помогает сформировать патриотические чувства дошкольника.

Новизна: Ознакомление дошкольников с жизнью русской деревни происходит на основе проектной деятельности

Цель исследования: Дать первоначальные представления о жизни людей в русской деревне.

Задачи:

Образовательные: 

  • познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа;
  • познакомить детей с ведением хозяйства, предметами деревенского быта, домашней утварью, русской кухней;
  • дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте;
  • способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
  •  обогащать и расширять словарный запас детей;
  •  формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
  • совершенствовать тонкую и общую моторики при ознакомлении с фольклором и народными промыслами;

Развивающие:

  • развитие у детей интеллектуальных, познавательных и творческих способностей;
  • развитие культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия
  • развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения

Воспитательные:

  • воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей родине;
  •  формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  •  воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.

Описание проекта.

Тип проекта: практико - ориентированный. 

Участники проекта: воспитатели, воспитанники и родители средней группы.

Сроки выполнения проекта:

 Начало: 14 января 2019

 Окончание: 5 февраля 2019

Продолжительность: краткосрочный две недели.

Место реализации: групповая комната, участок, семья

Необходимые материалы и оборудование:

  • консультации;
  • предметы быта, костюмы
  • презентации, мультфильмы;
  • иллюстрированный материал;
  • книги со сказкими.

Ожидаемые результаты: 

  • дети имеют представление о жизни и быте русского народа;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • улучшение артикуляционной, тонкой  и общей моторики детей;
  • проявление уважения и любви к труду;
  • целостное воздействие на речевую систему, речевое раскрепощение ребенка;
  • позитивное взаимодействие детей в коллективе;
  • обогащение игротеки дидактических игр по выбранной теме;
  • обогащение предметно-развивающей среды группы
  • развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
  •  содействие творческому развитию детей;
  •  развитие эмоциональной отзывчивости;
  •  гармонизация отношений между взрослыми и детьми

План реализации проекта:

Реализация проекта включает в себя три этапа: 

Организационно-подготовительный этап: (с 14.01.2019 по 18.01.2019)

  1. Постановка цели.
  2. Выявление имеющихся знаний о деревне у детей.
  3. Составление плана работы по проекту.

Внедренческий этап: (21.01.2019 – 31.01.2019)

  1. Чтение русских народных произведений.
  2. Изготовление атрибутов к сказке.
  3. Посещение занятий в краеведческом музее.
  4. Знакомство с бытом русской деревни.
  5. Знакомство с русским национальным костюмом.
  6.  Просмотр презентаций и мультфильмов о жизни в русской деревни.
  7. Беседы, просмотр иллюстраций деревенской мебели и утвари
  8. Показ русских национальных костюмов детьми;
  9. Дидактические игры «Собери целое», «Собери и расскажи сказку», «Сложи картинку и назови, что это», «Собери костюм», «Что сначала, что потом»
  10. Разного вида театры (магнитный, настольный)

Заключительный этап: (01.02.2019 – 05.02.2019)

  1. Изготовление Лэтбука «Быт русской деревни»
  2. Показ сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»
  3. Составление сборника рассказов «Путешествие в деревню»

Диагностический инструментарий этнокультурной компетенции

  • Знание названий и назначения русского национального жилища и предметов домашнего обихода в процессе проведения дидактической игры «Угадай, что это?». Содержание: испытуемому загадываются загадки (5–10) о предметах быта. Ребенок отгадывает и называет предметы, показывает способ применения. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 10 баллов;
  • Знание названий предметов русского национального костюма с помощью дидактической игры «Перепутанная одежда». Содержание: детям предлагаются набор картинок с иллюстрациями предметов современной одежды и обуви и русского национального костюма (10 картинок), нужно правильно разложить их на две части. Максимальная оценка 5 баллов.
  • Знание русской национальной пищи с помощью сюжетно-ролевой игры «В гостях у бабушки Матрены». Содержание: на фоне тематического уголка, стилизованного под русскую избу, дети приходят в гости к русской бабушке Матрене. Им предлагается назвать русские национальные блюда (от 3 до 5), какими может угощать их бабушка Матрена. Максимальное количество баллов 5.

  • Умение воспроизводить характерные признаки предметов русского национального и народного костюма в продуктивных видах деятельности в процессе занятий по лепке, аппликации и рисовании. Содержание: детям загадываются загадки (3–5) о предметах быта, и предлагается нарисовать, слепить или сделать аппликацию отгадки. За каждый правильный ответ 1 балл. В сумме ребенок может получить 5 баллов

Высокий уровень 25–31 балл: ребенок активно интересуется культурой быта русского народа, ему интересно, он стремится получать новые знания о традиционном русском быте, проявляет инициативу в играх, стремится к общению. Ребенок имеет представление о быте русского народа, знает название традиционного жилища, основных предметов быта и их назначение, знаком с традиционным русским костюмом.

Средний уровень 24–12 баллов: у ребенка наблюдается эпизодический интерес к бытовой культуре русского народа, проявляет инициативу и интерес в ходе непосредственной образовательной деятельности с подачи воспитателя, знает минимум названий предметов быта, иногда допускает ошибки при определении предметов быта и их назначения, элементов костюма русского народа, исправляет свои ошибки с помощью наводящих вопросов и подсказок воспитателя.

Низкий уровень 11–0 баллов: у ребенка практически отсутствует интерес к быту русского народа, он не стремится получить новые знания, не проявляет никакой инициативы в процессе общения с воспитателем во время занятий, знает очень мало названий предметов русского быта и элементов русского национального костюма и называет их неправильно.

Эффективность реализации проекта.

  • Оценка заинтересованности детей, их успешность в общем деле отслеживается через  изготовления лэтбука и театрализации.
  •  Оценка заинтересованности  и участия в проекте родителей  происходит через их участие в подготовке  условий деятельности детей.
  • Оценка  активизации деятельности педагога отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции

  • Низкая мотивация детей.
  • Отказ родителей от сотрудничества.
  • Сезонные заболевания

Проектный продукт:

  1. Лэтбук « Быт русской деревни»;
  2. Показ сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» детям  и родителям.
  3. Составлен перспективный план по реализации проекта.
  4. Пополнился запас знаний о русской деревни, о быте и жизни русского народа.
  5. Сборник рассказов детей «Путешествие в деревню».
  6. Установлено деловое взаимодействие с родителями.

Перспективы на будущее.

  • Продолжать знакомить  детей с особенностями жизни и быта жителей деревни, через занятия и посещения детей краеведческого музея.
  • Изготовить с помощью родителей макет русской избы.
  • Распространение опыта работы среди воспитателей и публикация на сайте и в СМИ.

Ресурсное обеспечение

Бюджет

Сумма

Атрибуты к театрализации сказки

Не требует финансирования

Видео материалов по теме проекта

Не требует финансирования

Методическая литература по заявленной теме

Не требует финансирования

Наглядные материалы по теме проекта

Не требует финансирования

Используемая литература

  1. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2018.
  2. Ищенко Е. Д. Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа // Молодой ученый. — 2017. — №32. — С. 90-92. — URL https://moluch.ru/archive/166/45273/ (дата обращения: 30.01.2019).
  3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2017.


Приложение №1

Календарно – тематическое планирование по проекту

день недели

Совместная деятельность детей и взрослого

Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах

Работа с родителями

1 неделя «В гости к бабушке Матрёны»

Понедельник

Игра – ситуация «У бабушки в деревне»

Познакомить детей с разными типами домов, с особенностями жизни людей в деревне, с деревенским бытом. Показать назначение печи, чугуна, ухвата. совок.

 Народная игра «Лады»

Центр книги. .Внести картинки русской деревни и избы. Цель:  закрепить представление детей о деревне.

Центр игротеки. Внести д/игра «Собери целое». Цель: создать условия для развития логического мышления

Центр строительства. Наборы строительного материала. «Строим деревню»

Цель: продолжать учить строить одноэтажные дома.

 

Познакомить  родителей с темой проекта.

Папка - передвижка «»

Совместный поход с родителями в краеведческий музей.

Вторник

Игра – ситуация «Печка – матушка» - вызвать интерес к истории русского народа. Познакомить с русской печкой, назначением отдельных её частей (подпечье, лежанка, труба, заслонка, задвижка, печурка)

Экспериментирование  «Замешиваем тесто на калачи» (солёное тесто)

Центр книги. Внесение книг с русскими народными сказками.  Цель: создать условия для рассматривания иллюстраций и пересказа друг другу, развитие воображения, речи.

Центр игротеки. Внести д/игру «Собери и расскажи сказку». Цель: формировать целостное восприятие предмета. Активизировать словарь. Развивать речь детей.  Развивать мелкую моторику;

Центр театра  Настольный театр «Колобок»

Цель: Вызывать желание у детей к творческой деятельности, развивать интерес к эстетико-эмоциональному творчеству, содействовать развитию индивидуальных творческих способностей и художественных наклонностей, через театрализацию сказки.

Среда

Игра – ситуация «Русь деревянная»

Цель: Знакомить со старинной деревянной утварью.

Деревянные ложки как предмет обихода и музыкальный инструмент.

Музыкальная игра «Весёлый оркестр».                                       Цель: учить правильно орать и пользоваться музыкальными инструментами.

Центр книги. Внести картинки домашней  посуды. Цель: учить любоваться красотой декоративной росписи. Узнавать знакомую посуду и декоративные росписи (гжель, хохлома)

Центр музыки Выставка народных музыкальных инструментов.  Цель. Познакомить и уточнить знания детей о народных музыкальных инструментах.(балалайка, дудка, свирель, бубен, деревянные ложки, трещётка, колокольчики)

Центр искусства. Внести краски, кисти и раскраски с посудой.  «Укрась посуду»

Цель: создать условия для работы с красками. Развивать умение украшать посуду, используя знакомые элементы росписи.

Четверг

Игра – ситуация «В горнице».

Цель: познакомить детей с деревянными изделиями в горнице и их украшениями (Резьба, роспись) воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой»

Центр книги. Внести картинки деревенской мебели.

Цель: познакомить детей с деревенской мебелью.  Уточнить названия (лавка, полати)

Центр игротеки. «Сложи картинку и назови, что это?»

Цель: закрепить знания детей о названии деревенской мебели.  Развивать умение складывать картинку из частей.

Центр искусства. Рисование «Деревенский дом»

Цель: продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы. Закреплять представление о форме предметов, величине. Уточнить представление о родном городе. Развивать творчество, умение работать самостоятельно.

Пятница

Игра – ситуация «Русский национальный костюм» (Одежда наших предков)

Цель: Дать представление о народном костюме как элементе традиционной культуры русского народа (Об истории создания и назначении отдельных единиц костюма, способах кроя, орнаменте и отделке);.

Центр книги. Внести картинки русских народных костюмов. «Дидактическая игра «Собери костюм»

Цель: учить детей узнавать элементы русского народного костюма на таблицах и карточках игры;

Развивать наблюдательность, находчивость; эстетическое восприятие ; интерес к русской истории

Центр сюжетно-ролевых игр. Внести атрибуты к СРИ «Дом моды» 

Цель: Знакомство с женской народной одеждой (сарафан, кокошник), особенностями её изготовления .

Центр искусства. Рисование «Украшение народных костюмов элементами народной росписи»

Цель: продолжать формировать умение рисовать отдельные элементы. Закреплять представление о форме предметов, величине. Развивать творчество, умение работать самостоятельно.

2 неделя «Подавился петушок бобовым зёрнышком»

  • Воспитывать интерес и любовь к книге, умение слушать и понимать, оценивать поступки героев.
  • Развивать речевую активность.
  • Познакомить с трудом взрослого по уходу за домашними животными.

Понедельник

Настольный театр «Петушок и бобовое зёрнышко».

Цель: развивать умения детей передавать характерные признаки персонажей

Игра – ситуация «Петушок, петушок…»

Цель: познакомить детей с домашними птицами, их внешним видом, образом жизни.

Центр книги. Внесение книги «Петушок и бобовое зёрнышко»

Цель: При рассматривании закрепить  знания детей о быте русской деревни, о названии деревенской  мебели, посуды, утвари, музыкальных инструментах.

Центр искусства.  Внести  пластилин для самостоятельной лепки петушка  и цыплят.

Цель: закрепить знание о лепки из целого куска (петушок) и деталей круглой формы (цыплята). Учить создавать единую композицию.

Центр театра Настольный театр «Петушок и бобовое зёрнышко».

Цель: развивать умения  детей передавать характерные признаки персонажей

Привлечь родителей для изготовления костюмов для театрализации сказки.

Вторник

Игра – ситуация «Уж как я ль свою коровушку люблю»

Цель: расширять преставления детей о многообразии устного народного творчества.

Центр экспериментирования. Игра-эксперимент «Угадай из чего сделано»

Центр искусства. Работа с ножницами. Изготовление атрибутов для сказки (нарезание «сена» для Бурёнки)

Цель: развитие мелкой моторики, показать среду обитания жизни домашних животных по сезонам.

Центр театра Магнитный театр «Петушок и бобовое зёрнышко».

Цель: развивать умения детей передавать характерные признаки персонажей

Среда

 Игра-ситуация «Когда это бывает»

Цель: закрепить и систематизировать представления детей о жизни домашних животных в разное время года. Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе.

Центр книги. Внести картинки жизни домашних животных в разное время года.

Цель: закрепить название домашних животных. Уточнить знания детей о жизни животных в разное время года.

Центр игротеки. Настольно-печатная игра «Что сначала, что потом»

Цель: продолжать учить  составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь.

Центр театра  Репетиция сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

Четверг

Игра – ситуация «Сундучок со сказками бабушки Загадушки».

Цель: Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;

Закрепить в памяти знакомые детям сказки. Развивать  умение внимательно слушать вопросы и отвечать на них. 

Центр книги. Пересказ сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» по мнемо-таблице.

Цель: Формировать умение передавать содержание сказок с помощью мнемо -таблицы.

Центр игротеки. Лото «Сказки»

Цель: Развивать память, речь и логического мышление.

Центр театра Театрализованное представление для детей детского сада.

Пятница

Игра – ситуация «Бабушкино подворье»

Цель: продолжать знакомить детей с жителями деревенского двора и уход за ними. Познакомить со словами (сенокос, корыто, хлев, корм)

Центр речи. Составление рассказа «Путешествие в деревню»

Цель: способствовать развитию образного и логического мышления, внимания, памяти, эстетического вкуса; совершенствовать связную речь при составлении рассказов по темам проекта.

Совершенствовать знания детей при описании внешнего вида объекта живой и неживой природы с опорой на схему.

Центр искусства. Конструирование «Загон для домашних животных»

Цель: Систематизировать знания детей о домашних животных живут рядом с человеком. Отрабатывать у детей на практике конструктивные навыки из строительного материала.

Центр театра  Театрализованное представление для родителей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО"

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО...

«Формирование у детей связной русской речи через устное народное творчество»

Устное народное творчество – это одно из средств духовно – нравственного развития личности ребенка. Возвращение к этому в детском саду сейчас очень актуально. В раннем детстве ребенок как ...

"Приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре через устное народное творчество"

Обобщение педагогического опыта работы по теме "Приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре через устное народное творчество"...

Детско-взрослый образовательный проект по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм по...

"Безопасность детей в быту, социуме, природе по русским народным сказкам"

Картотека бесед по сказкам "Волк и семеро козлят", "Гуси-лебеди", "Кот, петух и лиса" и др. По содержанию сказок проводиться беседа,где акцентируется внимание на недопуст...

Консультация для родителей "Приобщение детей к культуре русского народа через устное народное творчество"

Данный материал поможет ответить на вопрос родителей:- "Как можно воспитывать патриотизм у детей 3-4 лет?"...