проект "Знакомство детей с бытом русской деревни, через русские народные сказки"
проект (средняя группа)
Дать первоначальное представление о жизни русской деревни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кроткосрочный проект знакомства детей с жизнью деревни через сказки | 39.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №7» «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой
Образовательный проект
по краеведению:
«Знакомство детей с бытом русской деревни, через русские народные сказки».
Разработчик проекта
воспитатель
Жуланова Вера Алексеевна.
Стрежевой 2019
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
| 3 |
| 3 |
| 3 |
| 3 |
| 3 |
| 4 |
| 5 |
| 6 |
| 7 |
| 7 |
| 7 |
| 7 |
| 8 |
| 9 |
| 14 |
|
Пояснительная записка.
Актуальность Россия – наша Родина. Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Необходимо ощутить духовную жизнь, принять русский язык, историю и культуру своего народа. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные народом на протяжении многовековой истории.
Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
После чтения сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», у детей появилось множество вопросов по поводу непонятных слов. Чтобы объяснить детям значение слов и действий возникла тема проекта «Знакомство детей с бытом русской деревни, через сказку «Петушок и бобовое зёрнышко». На сегодняшний день, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. А как донести до понимания детей – горожан особенности крестьянского быта и труда? В период дошкольного возраста начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе театрализация. Поэтому, мы считаем, что на основе знакомства с народным творчеством в разных видах деятельности, в том числе через театрализованную деятельность, происходит приобщение детей к истокам народной культуре.
Объект проекта: дети среднего дошкольного возраста
Предмет проекта: знакомство детей с жизнью деревни.
Гипотеза. Ознакомление дошкольников с жизнью русской деревни, бытом и народными промыслами помогает сформировать патриотические чувства дошкольника.
Новизна: Ознакомление дошкольников с жизнью русской деревни происходит на основе проектной деятельности
Цель исследования: Дать первоначальные представления о жизни людей в русской деревне.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа;
- познакомить детей с ведением хозяйства, предметами деревенского быта, домашней утварью, русской кухней;
- дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте;
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- обогащать и расширять словарный запас детей;
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- совершенствовать тонкую и общую моторики при ознакомлении с фольклором и народными промыслами;
Развивающие:
- развитие у детей интеллектуальных, познавательных и творческих способностей;
- развитие культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия
- развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения
Воспитательные:
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей родине;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.
Описание проекта.
Тип проекта: практико - ориентированный.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники и родители средней группы.
Сроки выполнения проекта:
Начало: 14 января 2019
Окончание: 5 февраля 2019
Продолжительность: краткосрочный две недели.
Место реализации: групповая комната, участок, семья
Необходимые материалы и оборудование:
- консультации;
- предметы быта, костюмы
- презентации, мультфильмы;
- иллюстрированный материал;
- книги со сказкими.
Ожидаемые результаты:
- дети имеют представление о жизни и быте русского народа;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- улучшение артикуляционной, тонкой и общей моторики детей;
- проявление уважения и любви к труду;
- целостное воздействие на речевую систему, речевое раскрепощение ребенка;
- позитивное взаимодействие детей в коллективе;
- обогащение игротеки дидактических игр по выбранной теме;
- обогащение предметно-развивающей среды группы
- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми
План реализации проекта:
Реализация проекта включает в себя три этапа:
Организационно-подготовительный этап: (с 14.01.2019 по 18.01.2019)
- Постановка цели.
- Выявление имеющихся знаний о деревне у детей.
- Составление плана работы по проекту.
Внедренческий этап: (21.01.2019 – 31.01.2019)
- Чтение русских народных произведений.
- Изготовление атрибутов к сказке.
- Посещение занятий в краеведческом музее.
- Знакомство с бытом русской деревни.
- Знакомство с русским национальным костюмом.
- Просмотр презентаций и мультфильмов о жизни в русской деревни.
- Беседы, просмотр иллюстраций деревенской мебели и утвари
- Показ русских национальных костюмов детьми;
- Дидактические игры «Собери целое», «Собери и расскажи сказку», «Сложи картинку и назови, что это», «Собери костюм», «Что сначала, что потом»
- Разного вида театры (магнитный, настольный)
Заключительный этап: (01.02.2019 – 05.02.2019)
- Изготовление Лэтбука «Быт русской деревни»
- Показ сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»
- Составление сборника рассказов «Путешествие в деревню»
Диагностический инструментарий этнокультурной компетенции
- Знание названий и назначения русского национального жилища и предметов домашнего обихода в процессе проведения дидактической игры «Угадай, что это?». Содержание: испытуемому загадываются загадки (5–10) о предметах быта. Ребенок отгадывает и называет предметы, показывает способ применения. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 10 баллов;
- Знание названий предметов русского национального костюма с помощью дидактической игры «Перепутанная одежда». Содержание: детям предлагаются набор картинок с иллюстрациями предметов современной одежды и обуви и русского национального костюма (10 картинок), нужно правильно разложить их на две части. Максимальная оценка 5 баллов.
- Знание русской национальной пищи с помощью сюжетно-ролевой игры «В гостях у бабушки Матрены». Содержание: на фоне тематического уголка, стилизованного под русскую избу, дети приходят в гости к русской бабушке Матрене. Им предлагается назвать русские национальные блюда (от 3 до 5), какими может угощать их бабушка Матрена. Максимальное количество баллов 5.
- Умение воспроизводить характерные признаки предметов русского национального и народного костюма в продуктивных видах деятельности в процессе занятий по лепке, аппликации и рисовании. Содержание: детям загадываются загадки (3–5) о предметах быта, и предлагается нарисовать, слепить или сделать аппликацию отгадки. За каждый правильный ответ 1 балл. В сумме ребенок может получить 5 баллов
Высокий уровень 25–31 балл: ребенок активно интересуется культурой быта русского народа, ему интересно, он стремится получать новые знания о традиционном русском быте, проявляет инициативу в играх, стремится к общению. Ребенок имеет представление о быте русского народа, знает название традиционного жилища, основных предметов быта и их назначение, знаком с традиционным русским костюмом.
Средний уровень 24–12 баллов: у ребенка наблюдается эпизодический интерес к бытовой культуре русского народа, проявляет инициативу и интерес в ходе непосредственной образовательной деятельности с подачи воспитателя, знает минимум названий предметов быта, иногда допускает ошибки при определении предметов быта и их назначения, элементов костюма русского народа, исправляет свои ошибки с помощью наводящих вопросов и подсказок воспитателя.
Низкий уровень 11–0 баллов: у ребенка практически отсутствует интерес к быту русского народа, он не стремится получить новые знания, не проявляет никакой инициативы в процессе общения с воспитателем во время занятий, знает очень мало названий предметов русского быта и элементов русского национального костюма и называет их неправильно.
Эффективность реализации проекта.
- Оценка заинтересованности детей, их успешность в общем деле отслеживается через изготовления лэтбука и театрализации.
- Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в подготовке условий деятельности детей.
- Оценка активизации деятельности педагога отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции
- Низкая мотивация детей.
- Отказ родителей от сотрудничества.
- Сезонные заболевания
Проектный продукт:
- Лэтбук « Быт русской деревни»;
- Показ сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» детям и родителям.
- Составлен перспективный план по реализации проекта.
- Пополнился запас знаний о русской деревни, о быте и жизни русского народа.
- Сборник рассказов детей «Путешествие в деревню».
- Установлено деловое взаимодействие с родителями.
Перспективы на будущее.
- Продолжать знакомить детей с особенностями жизни и быта жителей деревни, через занятия и посещения детей краеведческого музея.
- Изготовить с помощью родителей макет русской избы.
- Распространение опыта работы среди воспитателей и публикация на сайте и в СМИ.
Ресурсное обеспечение
Бюджет | Сумма |
Атрибуты к театрализации сказки | Не требует финансирования |
Видео материалов по теме проекта | Не требует финансирования |
Методическая литература по заявленной теме | Не требует финансирования |
Наглядные материалы по теме проекта | Не требует финансирования |
Используемая литература
- Бойчук И.А., Попушина Т.Н. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2018.
- Ищенко Е. Д. Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа // Молодой ученый. — 2017. — №32. — С. 90-92. — URL https://moluch.ru/archive/166/45273/ (дата обращения: 30.01.2019).
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2017.
Приложение №1
Календарно – тематическое планирование по проекту
день недели | Совместная деятельность детей и взрослого | Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах | Работа с родителями | |
1 неделя «В гости к бабушке Матрёны» | ||||
Понедельник | Игра – ситуация «У бабушки в деревне» Познакомить детей с разными типами домов, с особенностями жизни людей в деревне, с деревенским бытом. Показать назначение печи, чугуна, ухвата. совок. Народная игра «Лады» | Центр книги. .Внести картинки русской деревни и избы. Цель: закрепить представление детей о деревне. Центр игротеки. Внести д/игра «Собери целое». Цель: создать условия для развития логического мышления Центр строительства. Наборы строительного материала. «Строим деревню» Цель: продолжать учить строить одноэтажные дома.
| Познакомить родителей с темой проекта. Папка - передвижка «» Совместный поход с родителями в краеведческий музей. | |
Вторник | Игра – ситуация «Печка – матушка» - вызвать интерес к истории русского народа. Познакомить с русской печкой, назначением отдельных её частей (подпечье, лежанка, труба, заслонка, задвижка, печурка) Экспериментирование «Замешиваем тесто на калачи» (солёное тесто) | Центр книги. Внесение книг с русскими народными сказками. Цель: создать условия для рассматривания иллюстраций и пересказа друг другу, развитие воображения, речи. Центр игротеки. Внести д/игру «Собери и расскажи сказку». Цель: формировать целостное восприятие предмета. Активизировать словарь. Развивать речь детей. Развивать мелкую моторику; Центр театра Настольный театр «Колобок» Цель: Вызывать желание у детей к творческой деятельности, развивать интерес к эстетико-эмоциональному творчеству, содействовать развитию индивидуальных творческих способностей и художественных наклонностей, через театрализацию сказки. | ||
Среда | Игра – ситуация «Русь деревянная» Цель: Знакомить со старинной деревянной утварью. Деревянные ложки как предмет обихода и музыкальный инструмент. Музыкальная игра «Весёлый оркестр». Цель: учить правильно орать и пользоваться музыкальными инструментами. | Центр книги. Внести картинки домашней посуды. Цель: учить любоваться красотой декоративной росписи. Узнавать знакомую посуду и декоративные росписи (гжель, хохлома) Центр музыки Выставка народных музыкальных инструментов. Цель. Познакомить и уточнить знания детей о народных музыкальных инструментах.(балалайка, дудка, свирель, бубен, деревянные ложки, трещётка, колокольчики) Центр искусства. Внести краски, кисти и раскраски с посудой. «Укрась посуду» Цель: создать условия для работы с красками. Развивать умение украшать посуду, используя знакомые элементы росписи. | ||
Четверг | Игра – ситуация «В горнице». Цель: познакомить детей с деревянными изделиями в горнице и их украшениями (Резьба, роспись) воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой» | Центр книги. Внести картинки деревенской мебели. Цель: познакомить детей с деревенской мебелью. Уточнить названия (лавка, полати) Центр игротеки. «Сложи картинку и назови, что это?» Цель: закрепить знания детей о названии деревенской мебели. Развивать умение складывать картинку из частей. Центр искусства. Рисование «Деревенский дом» Цель: продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы. Закреплять представление о форме предметов, величине. Уточнить представление о родном городе. Развивать творчество, умение работать самостоятельно. | ||
Пятница | Игра – ситуация «Русский национальный костюм» (Одежда наших предков) Цель: Дать представление о народном костюме как элементе традиционной культуры русского народа (Об истории создания и назначении отдельных единиц костюма, способах кроя, орнаменте и отделке);. | Центр книги. Внести картинки русских народных костюмов. «Дидактическая игра «Собери костюм» Цель: учить детей узнавать элементы русского народного костюма на таблицах и карточках игры; Развивать наблюдательность, находчивость; эстетическое восприятие ; интерес к русской истории Центр сюжетно-ролевых игр. Внести атрибуты к СРИ «Дом моды» Цель: Знакомство с женской народной одеждой (сарафан, кокошник), особенностями её изготовления . Центр искусства. Рисование «Украшение народных костюмов элементами народной росписи» Цель: продолжать формировать умение рисовать отдельные элементы. Закреплять представление о форме предметов, величине. Развивать творчество, умение работать самостоятельно. | ||
2 неделя «Подавился петушок бобовым зёрнышком»
| ||||
Понедельник | Настольный театр «Петушок и бобовое зёрнышко». Цель: развивать умения детей передавать характерные признаки персонажей Игра – ситуация «Петушок, петушок…» Цель: познакомить детей с домашними птицами, их внешним видом, образом жизни. | Центр книги. Внесение книги «Петушок и бобовое зёрнышко» Цель: При рассматривании закрепить знания детей о быте русской деревни, о названии деревенской мебели, посуды, утвари, музыкальных инструментах. Центр искусства. Внести пластилин для самостоятельной лепки петушка и цыплят. Цель: закрепить знание о лепки из целого куска (петушок) и деталей круглой формы (цыплята). Учить создавать единую композицию. Центр театра Настольный театр «Петушок и бобовое зёрнышко». Цель: развивать умения детей передавать характерные признаки персонажей | Привлечь родителей для изготовления костюмов для театрализации сказки. | |
Вторник | Игра – ситуация «Уж как я ль свою коровушку люблю» Цель: расширять преставления детей о многообразии устного народного творчества. | Центр экспериментирования. Игра-эксперимент «Угадай из чего сделано» Центр искусства. Работа с ножницами. Изготовление атрибутов для сказки (нарезание «сена» для Бурёнки) Цель: развитие мелкой моторики, показать среду обитания жизни домашних животных по сезонам. Центр театра Магнитный театр «Петушок и бобовое зёрнышко». Цель: развивать умения детей передавать характерные признаки персонажей | ||
Среда | Игра-ситуация «Когда это бывает» Цель: закрепить и систематизировать представления детей о жизни домашних животных в разное время года. Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе. | Центр книги. Внести картинки жизни домашних животных в разное время года. Цель: закрепить название домашних животных. Уточнить знания детей о жизни животных в разное время года. Центр игротеки. Настольно-печатная игра «Что сначала, что потом» Цель: продолжать учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь. Центр театра Репетиция сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» | ||
Четверг | Игра – ситуация «Сундучок со сказками бабушки Загадушки». Цель: Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку; Закрепить в памяти знакомые детям сказки. Развивать умение внимательно слушать вопросы и отвечать на них. | Центр книги. Пересказ сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» по мнемо-таблице. Цель: Формировать умение передавать содержание сказок с помощью мнемо -таблицы. Центр игротеки. Лото «Сказки» Цель: Развивать память, речь и логического мышление. Центр театра Театрализованное представление для детей детского сада. | ||
Пятница | Игра – ситуация «Бабушкино подворье» Цель: продолжать знакомить детей с жителями деревенского двора и уход за ними. Познакомить со словами (сенокос, корыто, хлев, корм) | Центр речи. Составление рассказа «Путешествие в деревню» Цель: способствовать развитию образного и логического мышления, внимания, памяти, эстетического вкуса; совершенствовать связную речь при составлении рассказов по темам проекта. Совершенствовать знания детей при описании внешнего вида объекта живой и неживой природы с опорой на схему. Центр искусства. Конструирование «Загон для домашних животных» Цель: Систематизировать знания детей о домашних животных живут рядом с человеком. Отрабатывать у детей на практике конструктивные навыки из строительного материала. Центр театра Театрализованное представление для родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование у детей связной русской речи через устное народное творчество"
Духовно - нравственное развитие личности ребенка...
"ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО"
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО...
«Формирование у детей связной русской речи через устное народное творчество»
Устное народное творчество – это одно из средств духовно – нравственного развития личности ребенка. Возвращение к этому в детском саду сейчас очень актуально. В раннем детстве ребенок как ...
"Приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре через устное народное творчество"
Обобщение педагогического опыта работы по теме "Приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре через устное народное творчество"...
Детско-взрослый образовательный проект по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
Одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм по...
"Безопасность детей в быту, социуме, природе по русским народным сказкам"
Картотека бесед по сказкам "Волк и семеро козлят", "Гуси-лебеди", "Кот, петух и лиса" и др. По содержанию сказок проводиться беседа,где акцентируется внимание на недопуст...
Консультация для родителей "Приобщение детей к культуре русского народа через устное народное творчество"
Данный материал поможет ответить на вопрос родителей:- "Как можно воспитывать патриотизм у детей 3-4 лет?"...