Выступление на межмуниципальном семинаре " Психологические аспекты профориентации детей дошкольного возраста"
проект (подготовительная группа)
«Психологические аспекты профориентации детей дошкольного возраста»
«Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой» К.Д. Ушинский
Дошкольный период является наиболее насыщенным по степени психического и физического развития ребенка. Именно на этом этапе происходит формирование всех необходимых качеств, которые делают его человеком. Дошкольный возраст обеспечивает общее развитие ребенка, которое служит фундаментом для приобретения в будущем различных специальных познаний, а также навыков. Этот период способствует усвоению в дальнейшем различных областей деятельности.
Психологические аспекты формирования трудовой деятельности детей представлены работами А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.А Венгера. Большинство психологов которые, занимаются ранней профориентационной работой с детьми дошкольного возраста, отмечают, что основная цель в работе – формирование позитивного, эмоционально окрашенного отношения к профессиональной деятельности людей. Чем раньше начнет происходить знакомство детей с миром профессий, тем осознанней будет выбор профессии во взрослой жизни. Поэтому дошкольный возраст следует рассматривать как основополагающий в формировании профессиональных представлений детей. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формировании системных знаний, но и значимое социально- эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. С помощью ранней профориентации мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети: - понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд это, по сути, основа жизни; - уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда; - познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате; - учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
В этом случае ранняя профориентация заключается, конечно, не в том, чтобы к концу дошкольного периода ребенок был готов осуществить осознанный выбор профессии, а в том, чтобы сформировать познавательный интерес и систему знаний , представлений о разнообразии и объективной специфике профессий.
Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменяется. В любом случае остается возможность что то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности. И, наконец, самое главное для наших детей, в каком бы возрасте они не были это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем. Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям
Правильный выбор профессии - это уверенность, душевное равновесие и материальное благополучие во взрослой жизни.
С самого маленького возраста мы начинаем мечтать о своей профессии, кто – то хочет стать учителем, кто врачом, а кто – то космонавтом. Мечта у каждого ребенка разная, нам стало интересно, о какой профессии мечтают дети нашего детского сада.
Я предлагаю посмотреть видеосюжет с участием детей нашего детского сада, на тему: «Кем я хочу стать, когда выросту» .
Детям было предложено нарисовать свою будущую профессию. В этом исследовании приняло участие 61 воспитанников старшего дошкольного возраста.
Обработав полученную информацию, можно сделать вывод, что мечтая о своей профессии, для детей более важным является значимость работы окружающих людей, ее социальная функция.
Наглядно данные я вынесла на диаграмму .
По данным графика видно, верхнюю позицию рейтинга профессий, о которых мечтают дети, занимает профессия полицейского , пожарника, парихмахера и других.
Вот такие они, мечты о будущей профессии у наших детей. Интересно, сбудутся ли они? Я думаю, что обязательно. Ведь детские мечты должны сбываться. А наша задача – помочь ребенку хоть отчасти направлять его в интересное, увлекательное русло.
Нам также стало интересно о какой профессии мечтали вы, наши гости, наши коллеги и самое главное сбылась ли детская мечта в выборе профессии.
В процессе исследования была разработана мини авторская анкета «Профессия, о которой вы мечтали в детстве». Было опрошено __55_____ педагогов.
Кем Педагоги хотели быть в детстве и насколько их пожелания воплотились в реальность . Как показало наше исследование , только 48 % педагогов получили профессию , которую представляли себе в детстве.
Из них _43__ % полностью реализовали свою мечту, 9 % оказались в смежной или схожей профессиональной области.
62 % педагогов отметили что хотели бы стать тем, кем мечтали в детстве. И 33% отметили что не хотели бы работать тем, кем мечтали в детстве.
По результатам анкетирования выяснилось следующее, что только у _____11_ человек сбылась детская мечта, а у остальных – не осуществилась. Наглядно можно увидеть.
Что повлияло на выбор их профессии? Самой распространенной причиной является переоценка ценностей, переоценка существовавших в детском возрасте ценностей, сильно влияют на выбор профессии, именно поэтому 11 человек не осуществили свою мечту. Также причинами являются жизненные обстоятельства
( нехватка денежных средств, здоровье) и отсутствие образования повлияли на окончательный выбор будущей профессии наших ……
Мечтайте сами, позвольте мечтать детям. Пусть сбываются ваши мечты!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Межмуниципальный семинар | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нарисуй свою профессию»
«Осуществилась ли детская мечта»
«Что повлияло на выбор профессии?»
Стало быть, детские мечты в выборе профессии осуществляются частично. Но я знаю твёрдо, что если что - ни будь сильно хотеть и делать всё возможное, для исполнения своей мечты, то эта мечта обязательно осуществится. Заключение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе...
Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"
Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...
Выступление на районном семинаре «Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста» «Встреча с интересными людьми», апрель 2019г.
Опыт работы педагогов МКДОУ "Д/с № 30" "Встреча с интересными людьми" представлен на районном семинаре для зам.зав. по УВР, 24.04.2019...
Выступление на тему: «Проблемы и перспективы ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подро...
«Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе»
Психологическая готовность детей к обучению в школе — предмет многочисленных исследований отечественной и зарубежной психологии. Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовно...
Семинар - практикум "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее п...
семинар-практикум "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста"
Семинар входил в план проведения методической недели по ранней профориентации дошкольников....