Выступление на тему: «Проблемы и перспективы ранней профориентации детей дошкольного возраста»
материал (старшая группа)
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подростков уже сформированы жизненные приоритеты и ценности. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на тему:
«Проблемы и перспективы ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подростков уже сформированы жизненные приоритеты и ценности. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.
Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно
услышать: «Для родителей» или «Чтобы получать пятерки» и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего. И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную
профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.
К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме. Причина этому, отсутствующая программа профориентации детей. Поэтому основная масса выпускников школ не имеет даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить, кем работать после окончания техникума или института, профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии. Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий,
направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания
ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему
необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более
старшем возрасте. Например, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т.п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что
труд – это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:
- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности
не реализуется в полной мере.
- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена
на современный региональный и муниципальный рынок труда.
- Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации
представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми
обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания,
а, значит, и трудового самоопределения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Проблемы и перспективы ранней профориентации детей дошкольного возраста.
статья в помощь педагогам доу...
Консультация для педагогов "Проблемы и перспективы ранней профориентации детей дошкольного возраста"
Вопрос ранней профориентации очень актуален....
Презентация к семинару-практикуму по теме "Методическое сопровождение по ранней профориентации детей дошкольного возраста"
Ярмарка профессий...
Выступление на педагогическом совете «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» на тему «Технология исследовательской деятельности»
В данном проекте для педагогов ДОО представлена технология исследовательской деятельности в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста....
Проблемы и перспективы ранней профориентации детей дошкольного возраста
Материал для доклада на педагогическом совете...
Доклад на педагогическом совете на тему: «Трудовое воспитание и ранняя профориентация детей дошкольного возраста.»
Основы трудовых умений, ответственность по отношению к своей работе, здравый выбор будущей профессии закладываются в процессе трудового воспитания средствами совместной деятельности дошкольн...