Влияние игры на личностное развитие
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Влияние игры на психическое и личностное развитие
детей дошкольного возраста.
Цель: расширение знаний и навыков родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - это период активного освоения ребенком социального пространства. Ребенок постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, со сверстниками и через игровые отношения.
Большинство взрослых не придают особого значения детской игре, считая ее чуть ли не второстепенным занятием. Однако именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, и в ней должны формироваться важнейшие новообразования ребенка-дошкольника. Игра является основной формой детской активности, именно через игру ребенок познает мир. Игра является частью общечеловеческой культуры, она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает. Игру можно рассматривать как первую ступень познания мира.
Умение играть – это залог будущего нормального психического развития ребенка. Игра – это и есть « работа» ребенка, основной процесс жизнедеятельности, через который он усваивает социальный опыт.
Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:
1. Развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (происходит соподчинение мотивов). 2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя, учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо согласовать свои действия с действиями персонажа – партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника. 3. Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок стремиться приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.
4. Развивается мышление, воображение, развиваются произвольное восприятие, внимание и память. Для психического развития ребенка практическое решение задач гораздо полезнее из решения «в уме». Для гармоничного развития ребенка нужна практическая деятельность: именно здесь перед ребенком встают не абстрактные, а вполне реальные задачи. 5. В игре развивается знаковая функция речи, осуществляется переход мысли в действие в плане представлений. Действуя с предметомзаместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете. 6. Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции – исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения. 7. В игре развиваются продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности. 8. Игра является действенной формой самопомощи ребенка. В игре ребенок может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными.
Для гармоничного развития ребенка нужна практическая деятельность: рисование, конструирование, игра. Именно здесь перед ребенком встают не абстрактные, а вполне реальные задачи. Играя, ребенок готовится ко взрослой жизни, осваивает социальные роли, модели полоролевого поведения. Не случайно любимыми детскими играми являются «Дочки-матери», «Семья», «Папа-мама». Наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом.
Сегодня педагогическая наука и практика отводит особую, главенствующую роль игре, как основному методу развития и обучения ребенка-дошкольника.
Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое значение для развития личности ребенка. Дошкольник будет более успешным, если его воспитание и обучение (например, подготовка к школе, формирование навыков саморегуляции) будут протекать в игре. И ролевые игры, которые так любят дети в этом возрасте, могут оказаться гораздо полезнее и нужнее для формирования волевых качеств, для развития внимания, памяти, мышления, чем многочасовое просиживание за развивающими книжками. Осуждение игры, стремление родителей сразу переключить ребенка на учебную деятельность порождает у ребенка внутриличностный конфликт. И если мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и при этом эффективно развивался, необходимо как можно чаще обращаться к игре, как к источнику детской активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение игры в личностном развитии ребёнка. Формирование интегративных качеств по ФГОС
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. От простейших сюжетов и действий игра с возрастом ребёнка развивается и усложняется, приобретая новый характер. В ней ребёнок позн...
Консультация для педагогов "Развитие игровой деятельности дошкольников. Влияние игры на всестороннее развитие детей."
Консультация для педагогов "Развитие игровой деятельности дошкольников. Влияние игры на всестороннее развитие детей."...
Статья "Значение игры в личностном развитии ребенка дошкольника".
Значение игры в личностном развитии ребенка дошкольника....
Игровой тренинг для дошкольников «Народные игры для личностного развития детей»
Народные игры благодатный материал для полноценного психического и личностного развития детей, т.к. их содержние, правила оттачивались веками и перешли от поколения к поколению. Эти игры помогут разви...
Картотека «Игры на личностное развитие»
Картотека «Игры на личностное развитие»...
влияние игры на личностное развитие ребёнка
влияние игры на развитие ребёнка...
Особенности инновационной игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» в личностном развитии дошкольников.
Эффективными в процессе педагогической деятельности являютсяинновационные технологии сочетающие прогрессивные креативные технологии и традиционные. Одной из т...