Игровой тренинг для дошкольников «Народные игры для личностного развития детей»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Народные игры благодатный материал для полноценного психического и личностного развития детей, т.к. их содержние, правила оттачивались веками и перешли от поколения к поколению. Эти игры помогут развитить у детей все психические процессы, эмоционально - волевую сферу, стимулировать речь, помогут преодолеть возрастные страхи, снизить агрессивность и тревожность.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 173
Игровой тренинг для дошкольников
«Народные игры для личностного развития детей»
Автор педагог-психолог ВКК: Ключникова О.В.
Цель: создание условий, с помощью народных игр:
- для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей в процессе их социализации в ДОУ;
- для формирования способности к активному социальному взаимодействию;
- для профилактики проблем личностного и интеллектуального развития детей (результатом является достижение воспитанниками психологической готовности к школе)
Задачи:
- формировать у детей способность к контролю и самоорганизации;
- содействовать профилактике и преодолению отклонений в социальном и психологическом здоровье (профилактике страхов), а также в речевом развитии детей;
Оборудование:
☼ элементы народного костюма у педагога - психолога (павло посадский платок, например);
☺ сказочная мелодия фоном;
∞ тоннель из подручных материалов (для профилактики страха темноты и тесного пространства, могут использоваться спинки стульчиков, покрытые покрывалом и т.п.)
Примечание: для детей младшего дошкольного возраста опускается пояснение, что развивает у детей та или иная народная игра. Психолог и дети просто вместе эмоционально играют, с целью развития всех психических процессов у детей (памяти, внимания, речи!, восприятия, мышления), эмоций и чувств, воображения, крупной и мелкой моторики.
Ход тренинга:
Традиционное приветствие (дети сидят):
Здравствуйте, дети! (ответное приветствие)
Лучшие на свете!
Шла я шла,
И к вам пришла!
Чтобы с вами поиграть!
Про народные игры рассказать!
Мотивационный этап:
Это чудо - чудеса!
Наш народ живёт века!
Дети в народе рождаются
И в играх развиваются!
Учатся дружить, играть
И друг другу помогать!
Правила запоминать!
И слова не забывать!
- Знаете ли, любите ли вы народные игры? (ответы)
- А какие? а что любите эту игру, что она развивает у детей? (ответы)
- Я к вам пришла рассказать про свои любимые с детства народные игры. хотите узнать и поиграть? Ну, слушайте!(далее загадочным голосом на фоне сказочной мелодии)
- Давным давно, что и не вспомнить когда, жил поживал наш российский многонациональный народ. Дети и в те времена были весёлые, активные и хотели поскорее вырасти и всему научиться. И стали они жизнь взрослых отображать, т.е играть и себя в трудовых навыках тренировать.
Вот, например, как в шуточной, весёлой игре про бабу, которая сеяла горох и у неё почему - то обвалился потолок (наверно для рифмы), а ещё этой бабе повезло, п.ч. она шла - шла и пирожок нашла (наверно дети кушать хотели, когда игру сочиняли и придумали про пирожок).
- Интересно окунуться в стародавние времена и поиграть и поиграть в старинные народные детские игры? (ответы детей)
- Кому интересно? Поднимите руки! Опустите! Вдохните побольше храбрости! Наберитесь терпения! Закройте плотно рты! И бесшумно (психолог говорит тихим, заговорческим голосом) проползайте через сказочный тоннель времени в стародавние времена.
- Вот и первая игра:
«Баба сеяла горох» (в круге, с убыстрением при повторе)
Цель: развитие слуховой памяти, стимуляция речевой деятельности у детей с ЗРР, стимуляция совместной произвольной выразительной двигательной активности, развитие саморегуляции и желания соблюдать правила игры, умения выражать и понимать эмоции.
Ход игры:
Правила: дети образуют круг, в центре которого один из них. Все вместе поют и делают то, что «баба» в песне:
Баба сеяла горох. (имитация сеяния) Ох! (ладошки на щёчки с удивлением)
Уродился он не плох!(руки высоко вверх) Ох! (ладошки на щёчки)
Прыг-скок, прыг скок, (прыжки на 2-х ногах)
Обвалился потолок. Ох! (ладошки на щёчки с удивлением, присев)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на 2-х ногах)
Баба шла, шла, шла, (имитация долгой ходьбы)
Пирожок нашла, (имитация перекладывания пирожка в ладошках)
Села, (присесть)
Поела, (имитация еды)
Опять пошла. (ходьба)
Баба стала на носок, (по тексту)
А потом на пятку, (по тексту)
Стала русского плясать, (по тексту)
А потом вприсядку. (пружинки)
- Понравилась игра? А чем?(выразительная, активная (динамичная), озорная)
- Ещё поиграем, только теперь в ускоренном темпе (игра повторяется по желанию детей)
«Шел козел по лесу» (в круге)
Цель: развитие коммуникативных умений (особенно у тревожных, замкнутых, агрессивных) детей; стимуляция выразительной речевой активности детей, умения проговаривать слова с движениями, умения изображать козлика.
Пояснение: в каждом дворе были домашние животные, о которых заботились не только взрослые, но и дети, кормили, пасли. Была у детей и такая шуточная игра - пляска про маленького козлика, которая учила быть как маленький козлик - активным, весёлым, дружным, интересным, а не капризным нытиком (избалованных, капризных, унывающих во все времена не любили, с ними уныло), уметь пригласить пару и дружно станцевать.
Правила: участники встают в круг и берутся за руки. Один ребенок изображает козлика (становится в центр круга и идёт навстречу движения хоровода, выставив рожки). Дети, двигаясь, по кругу, поют, а козлик выбирает себе пару и в паре дети выполняют движения по тексту.:
Шел козёл по лесу, по лесу, по лесу.
Нашел козел принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
Ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Хвостиком помашем, помашем, помашем.
И опять попляшем (уже двое идут выбирать каждый себе новую пару).
Игра повторяется пока каждый ребёнок не будет вовлечён в пляску.
Пояснение- рассказ (сидя на ковре): Переместимся вместе с ребятишками из старых времён к дикому лесу. Проигрывали дети и свои страхи перед дикими животными, чтобы быть осторожными, знать, что дикие животные опасны и не надо забредать туда, где они. Например, страх медведя или волка, проигрывали в известных народных играх «У медведя во бору», "Гуси - гуси, га, га, га" и др.
Пояснение: А теперь снова мысленно вернёмся в деревню и представим, что чей - то папа работает мельником на мельнице. Дети, наблюдая за его работой, учились у него необходимым в труде мельника навыкам: трудолюбию, переключению внимания, скорости реакции и играли в такую игру на внимание:
«Мельница»(сидя или стоя в круге)
Цель: тренировать у детей умение произвольно изменить свою деятельность по правилу, по определённому слову. Правила: дети стоят или сидят в круге и каждый, не сходя с места, кружится вокруг себя, или выполняет "мельницу" указательными пальчиками, или кулачками (по показу психолога) и поет, а на последнем слове нужно остановиться и стоять (или сидеть), не шевелясь. Кто пошевелится или упадет – выходит из игры.
Ход игры:
Мели, мели мельница, жерновочки вертятся!
Мели, мели, засыпай и в мешочки набивай!
Стабилизация эмоционального фона настроения:
- Молодцы! Хорошо играли!
Старинные народные игры изучали!
Но пришла пора возвращаться нам друзья!
1,2,3, набрали в рот тишины!
1,2,3,4,5! Повернёмся все опять!
Традиционное прощание:
Возвращение по тоннелю времени в группу, размещение на стульчиках.
Элементы рефлексии:
- где мы побывали при помощи тоннеля времени?
- чему научились?
- что запомнилось?
- что может пригодиться и в современной жизни?
В конце игрового тренинга педагог - психолог "угощает детей пирожками" (индивидуальные раскраски, наклейки), приговаривает: «Не красна изба углями, а красна пирогами».
- Дружно всегда играйте и о чём узнали, не забывайте!
- Домашнее задание:
- посмотреть детский фильм "Подкидыш" (1939 г, "Мосфильм"), где девочка разучивает с дядей игру " Баба сеяла горох";
- раскрасить раскраску, чтобы запомнить разученные народные игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие игровой деятельности дошкольников. Влияние игры на всестороннее развитие детей."
Консультация для педагогов "Развитие игровой деятельности дошкольников. Влияние игры на всестороннее развитие детей."...
Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»
Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»...
Педагогический опыт работы по теме «Портфолио дошкольника как средство социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста »
В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом ...
Презентация " Использование социо-игровых технологий в образовательном процессе в социально- личностном развитии детей дошкольного возраста"
Технология используется как в образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей....
«Влияние социо-игровых технологий в образовательном процессе на социо-личностное развитие детей дошкольного возраста».
мастер-класс для педагогов...
Консультация: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»
laquo;Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения» К. Д. Ушинский...