Современные формы взаимодействия с родителями
материал

Шохалевич Ольга Витальевна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы
Тема: «Современные формы взаимодействия с родителями»

Актуальность

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важней ших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии.

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

Цель:

1. Установить с родителями партнёрские отношения по взаимодействию.

2. Активизировать участие родителей в различных мероприятиях.

Противоречия

1. Сотрудничество родителей и детского сада обеспечивает полноценное психическое, интеллектуальное развитие ребёнка.

Использование только традиционных методов и форм работы с семьёй, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей.

2. Систематически проводятся родительские собрания, беседы, консультации.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними (низкий уровень посещения собраний, пассивность)

 

Самообразование

Цель

1. Повышение теоретических знаний по теме.

2. Продолжать поиск эффективных форм работы сотрудничества с семьёй.

Большое значение в повышении моих профессиональных качеств, теоретических знаний имело самообразование. Изучение законов Министерства образования РФ: «Закон об образовании», «Конвенция о правах ребёнка»,  

Анализ методической литературы,   журнал «Дошкольное воспитание»,   интернетресурсы, способствовали систематизации уже известных методов и отбору наиболее эффективных приёмов работы с родителями. Наиболее актуальными из них считаю: семинары – практикумы, встречи – дискуссии, встречи – диспуты.

 .

Стараясь убедить родителей в том, что в детском саду осуществляется всесторонняя подготовка детей не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни проводятся «дни открытых дверей».

  Система непрерывного самообразования дает возможность повысить свой уровень профессиональной подготовленности к взаимодействию с семьями воспитанников на современном этапе.

 

Система работы по взаимодействию с родителями

Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Работая в детском саду ни один год, всё больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Поэтому свои отношения с родителями строю на основе сотрудничества и взаимного уважения. Всегда помню о том, что ребёнок – уникальная личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми.

Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать.

Основополагающим моментом во взаимодействии педагогов группы и родителей является изучение семьи через анкетирование, опрос родителей с целью определения их социального статуса. Анализ данных социально-демографической карты показал: 90% наших воспитанников живут в полных семьях, 10% в неполных семьях. Контингент родителей неоднородный по образованию и профессиональной принадлежности (врачи, служащие, педагоги, рабочие). В подавляющем большинстве родители молодые, имеют среднее профессиональное образование. 60% семей составляют семьи с одним ребёнком, 40% - с двумя детьми. 50% родителей недостаточно информированы о деятельности ДОУ, 50% - готовы к сотрудничеству.

Выявить запросы родителей, их проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей помогают не только личная беседа, анкетирование, но и самостоятельный выбор ими тем для обсуждения из примерного перечня вопросов по каждому разделу программы, предложенных воспитателем. С учётом их пожеланий и предложений я осуществляю планирование работы с семьёй.

Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями.      

 

Анкетирование родителей «Знаете ли, вы своего ребёнка?», «Какие вы родители?», «Влияние семейной атмосферы на развитие ребёнка» позволило получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.

Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания ДОУ с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы, изготовление дидактических игр родителями. Проведение таких выставок, как: «Осенние фантазии», «Зимушка – зима», «Здравствуй весна!», «Ах, лето, лето!» стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей.  

Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи является приобщение родителей к непосредственному участию в работе детского сада; организации праздников и развлечений: «День матери», «8 Марта», «Папа, мама, я – спортивная семья» и д.р

Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки.

Из папки – передвижки «Растём, играя» родители узнали: как правильно организовать детские игры, какие игрушки необходимы детям  дошкольного возраста.

Папка-передвижка по ОБЖ «Опасные предметы и явления» предназначена для информирования детей и взрослых о том,что нужно делать, чтобы  избежать опасный ситуаций..и д.р

Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.

 

Результативность

Взаимодействие воспитателей и родителей стало необходимым условием всестороннего развития ребёнка, позволило глубже узнать его индивидуальные способности и возможности.

Многие из родителей осознали важность сотрудничества с воспитателями. Если раньше степень включённости родителей в организацию образовательного процесса была такова: пассивные наблюдатели – 85%, активные участники – 15%, то на данный момент пассивными остаются лишь  20%. Индивидуальные беседы с родителями показывают, что многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков.

Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

 

 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия с родителями.

Использование информационных технологий в работе с родителями дошкольников. Из опыта работы....

Опыт работы тема: «Современные формы взаимодействия с родителями»

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие счит...

Доклад "Использование современных форм взаимодействия с родителями в процессе художественно-эстетического образования дошкольников"

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности. Наша работа по худож...

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

Организация современных форм взаимодействия с родителями в соответствии с современными требованиями

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.Педагоги творчески подходят к решению пробл...