Использование современных форм взаимодействия с родителями.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Использование современных форм взаимодействия с родителями. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из основных определяет принцип сотрудничества дошкольной организации с семьёй. В детском саду есть условия для участия родителей в образовательном процессе через разнообразные формы совместной музыкальной деятельности с детьми.
Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад - это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. Ребёнок, видя пример родителей, быстрее откликается и активнее включается в разные виды деятельности, в т. ч. и музыкальную. Дошкольное детство является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам музыкальной культуры. Опыт показывает, что родители заинтересованы в углублённом музыкальном развитии ребёнка и готовы участвовать в совместных мероприятиях в детском саду. Главная задача музыкального развития детей - формирование основ музыкальной культуры, нравственно – эстетического становления личности дошкольника. Её решение направлено на совместную организацию музыкальной деятельности детей, воспитателей, музыкального руководителя и родителей. Общими усилиями этот процесс осуществляется более успешно, союз взрослых единомышленников позволяет достичь наилучших результатов в музыкальном развитии детей. Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – это создание в дошкольной образовательной организации ( далее –ДОО ) необходимых условий для развития ответственных и взаимозависящих отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания и образования. Для того чтобы осуществлять музыкальное развитие дошкольников и совместно с родителями решать задачи образовательной программы ДОО, необходимо вовлекать родителей в совместные мероприятия. В ДОО имеются условия для участия родителей в образовательном процессе через разнообразные формы совместной музыкальной деятельности с детьми.
Формы взаимодействия с родителями в музыкально - образовательной деятельности.
Коллективные: Родительские собрания с целью информирования по вопросам содержания , целей, задач, условий музыкально- эстетического воспитания ребёнка в дошкольном учреждении и семье. Занятия тренингового характера в форме заседаний детско – родительского, семейного клуба « Клуб заботливых родителей» ,» Клуб любителей музыки « Клуб целителей искусства». С целью музыкально – педагогического просвещения родителей , освоение способов рефлексивного поведения в совместной музыкально – художественной деятельности. Способами саморегуляции во время занятий с детьми, способами активизации и обогащения музыкальной деятельности в семье и т. д. Семинары –практикумы с целью овладения методической организации музыкального воспитания в семье, навыками конструирования , планирования музыкальных занятий с детьми, обучения технологии изготовления музыкальных игрушек и пособий, организация развивающей музыкальной среды; Круглые столы с целью анализа , рефлексии самооценки и обобщения опыта совместного и музыкального воспитания родителей и детей. Анкетирование и тестирование родителей с целью получения сведений об уровне развития ребёнка, условиях семейного воспитания , прояснения педагогической позиции родителей в вопросах музыкального воспитания детей, изучения ценностных ориентаций родителей установок на характер взаимодействия с дошкольным учреждением и др. мастер – классы с целью совершенствования детей в условиях интеграции содержания музыкальной, художественной , театрально- игровой , литературно – речевой деятельности. Семейные педагогические проекты: « Ярмарка педагогических идей» и др. с целью обмена опытом семейного воспитания в вопросах проведения семейных праздников и досуга. Индивидуальные: Консультации с целью информирования родителей по вопросам индивидуального музыкального развития ребёнка; анализ педагогических ситуаций с целью профилактики конфликтных ситуаций в вопросах организации взаимодействия педагогов и родителей, повышения педагогической культуры родителей, их сомооценки в вопросах воспитания детей. Наглядно – информационные: Организация музыкально – поэтического уголка в группах кратковременного пребывания детей с целью информирования родителей о содержании музыкально - эстетического воспитания ребёнка в семье .Организация уголка краткой информации в виде стенда с целью обогащения знаний родителей о методике музыкального воспитания детей в семье;
Проведение непосредственно образовательной деятельности « Знакомство с музыкальными инструментами» с участием родителей музыкантов. Этот подход способствует эмоциональному отклику детей, позволяет познакомиться с музыкальными инструментами, понять особенности их выразительных возможностей, проявить своё отношение к ним. Участие родителей - музыкантов даёт возможность поддерживать интерес детей к музыке с мотивацией к этом виду музыкальной деятельности.
Праздники с активным участием родителей в ходе всего мероприятия : Совместное переживание детьми и родителями
и каких – либо событий является очень важным при подготовке праздников и утренников. Участие родителей в мероприятиях может быть представлены в разных вариантах:
- Родители – полноправные участники от идеи до воплощения, родители - активные участники в ходе всего мероприятия; Родитель– ведущий праздника, а воспитатель с детьми и другими родителями- участники мероприятия.
Презентация на сайте ДОО музыкально – образовательной деятельности с участием родителей: Информация об участии родителей в музыкальном воспитании дошкольников можно помещать на сайте ДОО. Эта презентация раскроет степень вовлечённости родителей в музыкально – образовательную деятельность или формы включения их в эту деятельность.
Участие родителей с детьми в районном фестивале « Фантазёры « В последнее время в нашем районе очень популярным считается участие родителей с детьми в районном фестивале детского творчества :
« Фантазёры»
Участие родителей в праздниках. Досугах, играх. Исполнение ролей персонажей и т. д В приобщении родителей к совместной музыкальной деятельности особое место занимают праздники. Именно на празднике, который даёт возможность чувствовать себя раскрепощённо, раскрываются эмоциональные, коммуникативные возможности каждого ребёнка. Родителям может быть предложено участие в играх, эстафетах, игровых моментах, сценах, танцах, исполнение ролей персонажей и т. д. Проектная деятельность » Путешествие в мир музыки», « Музыкальная планета» Использование технологии проектной деятельности позволяет вовлечь в музыкально – образовательный процесс всех участников проекта, но и способствует обогащению музыкальных впечатлений детей и в целом формированию музыкальных способностей.
Родительский музыкальный КВЕСТ.
Данная форма предполагает презентацию работы ДОО в области музыкального развития детей. В рамках квеста родителям предлагаются игровые задания по разным направлениям детской музыкальной деятельности:
«Музыкальная шкатулка» - знакомство и выявление знаний родителями музыкальных произведений, изучаемых в детском саду.
« Соловушка» - знакомство с этапами разучивания песенных произведений;
« Весёлые клоуны» - танец импровизация под разнообразную музыку;
« Волшебный оркестр» - исполнение родителями мелодий на самодельных детских шумовых инструментах.
« Трамвайчик» - зажигательная музыкальная игра, создающая праздничное настроение.
Педагогическая пропаганда « Секреты музыкального воспитания» (родители для родителей) Мамы и папы, работающие в сфере искусства, делятся своими находками, опытом, советами, раскрывает особенности развития музыкальных способностей дошкольников. "Музыкальная палитра» - пожелание известных людей культуры и искусства родителям, желающим углублённо развивать детей в музыкальном направлении.
Создание и обогащение предметно – развивающей среды.
Значимость музыкального развития дошкольника мотивирует родителей к пониманию необходимости обогащения развивающей предметно – пространственной музыкальной среды. Родители с удовольствием принимают участие в её создании и обогащении помогают в изготовлении атрибутов, дидактических игр, костюмов, сюрпризов, подарков, в оформлении помещения. Плодотворной работе в этом направлении способствует создание – при участии родителей – творческой атмосферы в разнообразных конкурсах и мероприятиях.
Музыкальная гостиная « Рождение юного таланта»
Встречи в музыкальной гостиной направлены на организацию взаимодействия музыкального руководителя, воспитателей и родителей. В обстановке свободного общения родители погружаются в путешествие по страницам музыкального альбома. Им представляется презентация «музыка в жизни ребёнка», интерактивная игра « Музыкальный калейдоскоп» - пение. Танец, игра на инструментах детей и родителей, мини- сценки» Юные актёры», выступления детей с лучшими номерами.
Родительский клуб « Домисолька » (адаптация детей к ДОО).
Клуб создаёт специальную музыкально – развивающую среду для преодоления трудностей привыкания к новой обстановке, установления положительного эмоционального контакта, социализирует детей в группе взрослых и сверстников. Клуб » Домисолька» помогает малышам включиться в коллективную деятельность и совместно с родителями расширить опыт общения через разнообразные игры: « Песенка – приветствие» « Паровозик» « Дружные ребята», « Весёлые потешки», « Звучащие сюрпризы».
Неделя музыки и театра ( театральные персонажи).
Предлагает участие родителей и детей всех возрастных групп в мероприятиях, объединённых общей темой « Сказочная мозаика», в которой родители – главные ведущие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы взаимодействия с родителями.
Использование информационных технологий в работе с родителями дошкольников. Из опыта работы....
Опыт работы тема: «Современные формы взаимодействия с родителями»
Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие счит...
Доклад "Использование современных форм взаимодействия с родителями в процессе художественно-эстетического образования дошкольников"
Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности. Наша работа по худож...
Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"
Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....
Организация современных форм взаимодействия с родителями в соответствии с современными требованиями
Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.Педагоги творчески подходят к решению пробл...