«Современные формы взаимодействия с родителями»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Современные формы взаимодействия с родителями»
Актуальность
Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важней ших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии.
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.
Задачи работы с родителями в ДОУ:
- Изучение интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах
- Обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей
- Использование опыта других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями
- Расширение средств и методов работы с родителями
- Обеспечение пространства для личностного роста участников сотрудничества
- Создание особой творческой атмосферы
- Изменение позиции родителей по отношению к деятельности дошкольного учреждения
- Привлечение родителей к активному участию в организации, планировании и контроле деятельности дошкольного учреждения
- Совместные мероприятия педагогов и родителей через:
– родительские собрания,
– конференции, консультации, беседы,
– вечера для родителей,
– кружки для родителей,
– тематические выставки,
– Попечительский свет,
– встречи с администрацией ДОУ,
– Школу для родителей,
– презентацию ДОУ,
– посещение семей на дому.
- Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей через:
– Дни открытых дверей,
– турниры знатоков,
– кружки,
– викторины,
– КВН,
– праздники,
– семейные конкурсы,
– выпуск газет,
– концерты,
– оформление групп,
– благоустройство территории ДОУ.
Работа с родителями: цели и задачи совместной работы педагогов и родителей
Воспитание ребенка не ограничивается рамками образовательного учреждения, важнейшую роль в том, как развивается ребенок, каково его здоровье и эмоциональное самочувствие, играет семья. Поэтому работа педагогов с детьми обязательно должна строиться в тесном контакте с родителями. По сути это постоянная работа с родителями.
Эта работа с родителями будет эффективной, если педагоги и родители исходят из согласованных взглядов на цели, средства и методы воспитания, разделяют заботу об эмоциональном благополучии ребенка и его успешном развитии, придерживаются единого подхода в организации распорядка дня, питания, гигиенических и оздоровительных процедур. Следовательно, родители и педагоги должны стать партнерами-единомышленниками.
Чтобы достичь этой цели, сотрудники детского учреждения должны создать необходимые условия.
Во-первых, детское образовательное учреждение должно быть полностью открыто для семьи и с точки зрения информации, и с точки зрения непосредственного участия семьи в образовательном процессе. Родители должны быть осведомлены о предоставляемых в детском учреждении образовательных услугах, условиях пребывания ребенка в яслях, особенностях реализуемых программ воспитания.
Во-вторых, сотрудники детского учреждения, в свою очередь, должны иметь представление о запросах родителей, условиях жизни ребенка в семье, его индивидуальных особенностях и создавать возможности для получения такой информации создавать возможности для получения такой информации.
В-третьих, педагоги должны вести специальную работу с родителями, направленную на формирование партнерских отношений, на привлечение семьи к сотрудничеству. Для этого необходимо:
- установление доверительных отношений между педагогами и членами семьи;
- налаживание обратной связи между педагогами и родителями;
- популяризация современных представлений о развитии ребенка и методах воспитания;
- внедрение и развитие разнообразных организационных форм сотрудничества детского учреждения и семьи (родительские собрания, семейные клубы, кружки, совместные праздники, тренинги и пр.).
Цель совместной работы педагогов и родителей – обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье.
Работа с родителями. Проблемы в работе с семьей.
Во взаимоотношениях с семьей педагоги могут столкнуться с определенными трудностями, вызванными подходом родителей к воспитанию детей.
Некоторые родители считают, что, отдав ребенка в ясли, они снимают с себя всю ответственность за его воспитание и развитие, не проявляют интереса к сотрудничеству с педагогами, избегают контактов с ними. Многие не знают, чем и как нужно заниматься с маленькими, не умеют играть и общаться с ребенком. Воспитание в таких семьях сводится к элементарному уходу за детьми. С другой стороны, среди родителей бытует представление о том, что ребенка чуть ли не с младенческого возраста следует обучать чтению и письму. Такие семьи ожидают от дошкольного учреждения форсированного обучения своих малышей.
Некоторые являются сторонниками авторитарного воспитания; они видят в своем малыше преимущественно недостатки и ожидают от педагогов их эффективного исправления.
Таким образом, причины возможных разногласий в подходах к воспитанию детей у педагогов и семьи разнообразны, но в их основе чаще всего лежат расхождения в ценностях воспитания, неосведомленность родителей о закономерностях развития ребенка. Чтобы достигнуть взаимопонимания между педагогами и семьей, важно выявить различия в их взглядах на воспитание детей.
Особую проблему представляют родители, оставляющие детей без надзора и ухода, а также допускающие жестокое обращение с ними. В связи с этим специальной задачей педагогов является защита прав и достоинства маленького ребенка. В таких случаях требуется специальная работа с родителями.
Выявление запросов родителей необходимо для того, чтобы учитывать их в планировании деятельности образовательного учреждения по разным направлениям (программному содержанию, кадровому и материально-техническому обеспечению, организационной деятельности). Для этого целесообразно подготовить и раздать анкеты, из которых можно узнать:
• какие образовательные услуги хотят получить родители в детском учреждении (например, реализация той или иной образовательной программы, занятия хореографией, физкультурой, плаванием и др.; диагностика – медицинская, психического, физического развития; коррекция – общего, двигательного, речевого и другого развития и т.п.);
• в какой форме пребывания ребенка в учреждении заинтересованы родители (полный – неполный день; полная – неполная неделя; пятидневка и пр.);
• что родители хотят узнать о здоровье и развитии детей, в какой форме (лекции, популярные издания, фильмы, тренинги и др.);
• какие формы взаимодействия с детским учреждением устраивают родителей (посещение родительских собраний, лекций, родительского клуба; помощь в приобретении или изготовлении оборудования и материалов; помощь педагогам – в работе в группе, на прогулке, на экскурсии, при посещении театра и т.п.).
Сведения, полученные с помощью такой анкеты, позволяют определять перспективные направления в работе учреждения, изыскивать возможности для их реализации в будущем, гибко варьировать психолого-педагогические условия, имеющиеся в учреждении на данный момент, адекватно строить работу с семьей. Такие анкеты можно раздавать родителям не только на этапе поступления ребенка в учреждение, но и в течение года, по мере появления возможностей для развития учреждения.
Если эти сведения помогут выявить круг родителей, у которых запросы не сформированы, на первый план выдвигается просветительская задача: информирование их о необходимости создания определенных психолого-педагогических условий для полноценного развития ребенка, наличии или отсутствии тех или иных условий в данном детском учреждении, возможности налаживания работы учреждения в том или ином направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы взаимодействия с родителями.
Использование информационных технологий в работе с родителями дошкольников. Из опыта работы....
Опыт работы тема: «Современные формы взаимодействия с родителями»
Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие счит...
Использование современных форм взаимодействия с родителями.
Из опыта работы с родителями...
Доклад "Использование современных форм взаимодействия с родителями в процессе художественно-эстетического образования дошкольников"
Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности. Наша работа по худож...
Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"
Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....
Организация современных форм взаимодействия с родителями в соответствии с современными требованиями
Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.Педагоги творчески подходят к решению пробл...