Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье и ДОО
консультация

Соловьева Елена Анатольевна

Что же это такое – духовно-нравственное воспитание ребёнка? Это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема воспитания детей. Ведь, в конечном итоге, от того, каким в духовно-нравственном отношении формируется ребёнок, зависит, состоится ли он вообще как человек. Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей.  Личный пример родителей - важнейшее средство влияния на воспитание детей. Многие родители не осознают полноценного значения того, что именно в детстве происходит становление социальных норм, моральных требований и образцов, основанных на подражании детей родителям. Здесь на помощь дошкольникам  приходят педагоги дошкольных образовательных учреждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_rebenka_v_seme_i_doo.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             Соловьева Е.А., воспитатель

                                                                     ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 438

                                                                                  ДО «Юнтолово» Приморского района

                                                                                                     Санкт-Петербурга

         

          Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье и ДОО

   В современном российском государстве за последние несколько лет кардинально изменились нравственные ценности общества и отчасти не в лучшую сторону. В сложившейся социокультурной среде нравственное воспитание детей реализуется в достаточно сложных условиях. Обосновано это отсутствием единых нравственных требований в обществе, в семье, образовательном учреждении, в результате чего общество зачастую получает гражданина с проблемами нравственного, патриотического воспитания. В современном состоянии российского социума, когда переоценке подвергается широкий спектр ценностей, особую значимость приобретает нравственное воспитание подрастающего поколения. 
  Что же это такое – духовно-нравственное воспитание ребёнка? Это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема воспитания детей. Ведь, в конечном итоге, от того, каким в духовно-нравственном отношении формируется ребёнок, зависит, состоится ли он вообще как человек.

  Формирование правильных духовно-нравственных основ личности составляет одну из ведущих задач современного общества. Главным условием, обеспечивающим воспитание и формирование нравственной личности, является семья. Семья - это основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени жизни проводит человек.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей.  Личный пример родителей - важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров - все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.  Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка, а не только слова и нравоучения.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Ситуации для игр ребенок берет из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются.

Дошкольники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе.

Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив.

Многие родители не осознают полноценного значения того, что именно в детстве происходит становление социальных норм, моральных требований и образцов, основанных на подражании детей родителям. Здесь на помощь дошкольникам  приходят педагоги дошкольных образовательных учреждений. Перед педагогами ДОО встаёт необходимость  довести до сознания родителей, что в первую очередь, в семье формируются, сохраняются и передаются нравственные  ценности и обычаи, созданные многочисленными предками.

Для взаимодействия детского сада и семьи в вопросах развития духовно- нравственных качеств детей необходимо использовать традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

Совместные мероприятия педагогов и родителей:

родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, школа для родителей, посещение семей на дому.

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:

 дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОУ и территории.

Логичное продолжение работы в семьях воспитанников по данному направлению наблюдается в дошкольных образовательных учреждениях. Познавательная активность детей дошкольного возраста не прекращается в течение всего периода нахождения ребёнка в детском саду, и строиться как во время организованной, так во время и самостоятельной деятельности детей. Педагог в доступной игровой форме доносит до детей предполагаемую образовательную и воспитательную информацию. Дошкольники без принуждения и с большим удовольствием заучивают наизусть тексты песен и стихотворений, выполняют различные творческие задания, обыгрывают проблемные ситуации во время проведения сюжетно — ролевых и театрализованных игр.

Все направления современного дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие напрямую перекликаются с духовно-нравственным воспитанием дошкольников.

Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.

Литература.

1.Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современная семья и её проблемы» М., 1996

2.Азбука нравственного воспитания./ Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой.- М.:      

   Просвещение,1997

3.Колесникова, О. А.  Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста /  Молодой ученый. — 2015. — №24. — С.

4. Островская, Л.Ф.  Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: книга для воспитателя детского сада / М.: Просвещение, 1987. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

Презентация «Народные традиции ,как средство духовно-нравственного воспитания ребенка в семье,в условиях реализации ФГОС»

laquo;Народные традиции ,как средство духовно-нравственного воспитания ребенка в семье,в условиях реализации ФГОС»...

Родительское собрание "Роль семьи и детского сада в воспитании духовно-нравственных ценностей у ребенка, через знакомство с программой "Истоки"

Ддуховно-нравственное воспитание ребенка, привитие ему правильных ценностей в жизне в ответе и семья и детский сад.Только вместе мы воспитаем гармоничную личность....

Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...

Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье"

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...