Статья "Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребенка и духовного обогащения семьи"
статья по теме

 Статья  посвящена   проблеме семейного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya_semeynoe_chtenie.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Семейное чтение как средство
духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи.

Все писатели, философы,  педагоги обращают внимание на важность  чтения, ценность книг и заложенной в них мудростью.

  • «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» (В. А. Сухомлинский)
  •  «Чтобы воспитывать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».- А. Чехов.
  • «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность» - В.А.Сухомлинский

В настоящее время стала очевидной необходимость духовно- нравственного воспитания русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.

Гуманизация, гуманитаризация образования на современном этапе позволяет говорить о проблеме воспитания духовности как приоритетной.  (Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости).

Духовно-нравственное воспитание - процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. Духовная составляющая  воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции. Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми и окружающим миром.

  Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Эта одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста можно рассматривать, как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений. Произведения художественной  литературы имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ребенка, в развитии его духовно-нравственных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру.

 Как известно, важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями. Исстари в воспитании подрастающего поколения присутствует литературное слово. Малышам рассказывают сказки, читают стихи, подрастая, дети сами начинают читать. К сожалению, их литературный опыт чаще всего ограничивается лишь рассказами из азбуки и хрестоматии, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращённом варианте.

В современном мире, традиция семейного чтения становится, как никогда, актуальна. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. 

К сожалению, традиции семейного чтения, хранимые многими поколениями наших предков, сегодня почти забыты. Современные родители редко читают детям книги.
Главная причина утери любви к книге – изменившаяся социально-культурная среда: повсеместное развитие телевидения, видео и компьютерной техники, резкое усиление их роли в досуге современного человека. Ученые цивилизованных стран бьют тревогу: подрастающее поколение меняет свой менталитет, дети теряют способность к строгому мыслительному процессу, к логическому мышлению, все чаще телевизор, компьютер заменяют им книги. Значение книг в жизни ребенка очень трудно переоценить – ведь в большинстве случаев мировоззрение, жизненные ценности и даже характер ребенка формируются под воздействием сказок, рассказанных и прочитанных ему в глубоком детстве. Книга является мощным инструментом воспитания морали у ребенка, таких качеств, как доброта, сопереживание, умение отличать добро и зло.

Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются  духовно-нравственные ценности, традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности.

Cемейное чтение не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. Очень важно научить ребенка сопереживать, любить, жалеть и прощать – это основная задача духовного воспитания в семье, и помочь в этом могут  добрые, мудрые сказки   (народные и литературные) и детские рассказы,  например, рассказы Носова, Осеевой, Драгунского).

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:

1.совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки знаний» и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание.

2.совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопросы, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и пр.

3.семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное.

4.после чтения предлагаемых сказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом и т.д.

 5.   После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшим место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом.

  6. Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.

Одна из задач педагогов ДОУ – помочь семье в духовно-нравственном становлении  личности ребенка через приобщение к  чтению литературы и формирование  у ребенка читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры.

Педагоги должны информировать родителей о том, какие произведения входят в круг детского чтения каждой возрастной группы. В уголке для родителей целесообразно помещать советы и пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Проведение открытых занятий для родителей  воспитанников по литературным произведениям. Совместные досуги родителей и детей на литературные темы.

   Особая роль принадлежит родительским собраниям – наиболее емкой форме педагогического просвещения родителей. Здесь они имеют возможность получить необходимую информацию, обсудить наиболее важные вопросы детского чтения, поделиться опытом чтения книг в семье: показать рисунки, отражающие впечатления ребенка от прочитанного произведения и т.д. Также способствует  формированию любви к книгам   театрализация любимых произведений,  посещение театральных представлений в детском саду и в театрах города.

   Воспитатель должен проводить индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как приобщить ребенка к слушанию книг, какие литературные места города можно показать детям в выходные дни, как использовать книгу для развития связной речи и т.д.),   полезными бывают также разного рода рекомендации, советы, памятки по поддержанию в детях интереса к чтению.

Литература.

Ю.И.Соловьева. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка. Вестник: Педагогика. Психология, 2005, с.66-74

Филиппова Т. Под зеленым абажуром. Журнал Библиотечное дело, №12, с.1

Безрукова С.В.Я люблю читать: книга для детей и родителей, С.В. Безрукова. – Ростов н/д: Феникс, 2001, с.146

Лутошкина И. Как увлечь ребенка книгой, Домашнее воспитание, 2004, №1, с.7-8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конскультация для родителей СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЕМЬИ

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, ...

«СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЕМЬИ»

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и...

Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи.

Консультация для родителей. Важная роль в воспитании молодого поколения, формирование у него системы нравственных ценностей и орентиров принадлежит семье. Домашнее чтение - одно из средств духовно-нра...

Методическая разработка «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи».

Выступление на педсовете«Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личностии духовного обогащения семьи»....

«Семейное чтение как средство духовно – нравственного становления личности и духовного обогащения семьи»

laquo;Семейное чтение как средство духовно – нравственного становления личности и духовного обогащения семьи»Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравс...