Тренинг: эффективного взаимодействия для руководителей образовательных организаций.
материал

Мочалов Александр Валерьевич

Данный тренинг ставит своей целью не столько научить преодолевать препятствия, сколько показать участникам определенные поведенческие навыки, которые можно использовать в разных ситуациях реальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_zaveduyushchih.docx37.55 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Тукаевского муниципального района республики Татарстан

Тренинг: эффективного взаимодействия для руководителей образовательных организаций.

Автор Методист педагог-психолог

Мочалов Александр валерьевич

Данный тренинг ставит своей целью не столько научить преодолевать препятствия, сколько показать участникам определенные поведенческие навыки, которые можно использовать в разных ситуациях реальной жизни.

Тукаевский муниципальный район

2015 г.

Введение

В современно мире правильно выстроенное общение играет особую роль, так как каждый из нас в той или иной степени вынужден общаться с разными людьми: разного возраста, социального статуса и что не мало важно с разными требованиями к собеседникам и так или иначе нам необходимо учитывать все эти факторы при общении.

Существуют несколько форм и стили общения.

  1. Беседа в светских кругах. Предполагает соблюдение конкретных правил. Вам не рекомендуется в данном обществе озвучивать вслух все, что всплыло на ум. Следует говорить лишь то, что принято. Беседа имеет неоткрытый характер (то есть мнения участников беседы не способны кардинально поменять стиль беседы).
  2. Формальное. Выбирая этот тип, личность ничуть не стремиться узнать особенности характера своего партнера, при этом применяется стандартный набор слов, спектр эмоций, движений. Благодаря этому не показывается собеседнику свое настоящее отношение к беседе.
  3. Общение при помощи манипуляций имеет корыстный характер. Один из беседующих ставит перед собой цель получить нужную информацию у собеседника с помощью заранее продуманных приемов (например, лесть, лживая доброта).
  4. Примитивная взаимосвязь. В этом нет как таковой человечности, но в современном мире нередко можно увидеть, как некоторые люди записываются в сторонники примитивного вида общения, что являет собой оценивание противоположной стороны на двух уровнях: нужный или ненужный собеседник. Первый случай - с охотой с ним поддерживают общение, если нет – с помощью грубой речи, с применением физической силы партнера по разговору могут оттолкнуть.
  5. Деловое общение, которое так же, как и коммуникация в целом, имеет различные формы и виды. При этом собеседника рассматривают как целостную личность (возраст, предпочтения и т.п.). К формам относят:
  • переговоры ;
  • беседа;
  • выступления перед публикой;
  • совещания.
  •  авторитарный;
  • деловой;
  • пренебрежительный
  • равнодушен;
  • отчужден;

каждый из предложенных стилей и форм общения эффективен, но в конкретных ситуациях в ходе выполнения комплекса тренинговых упражнений придет некоторое понимание эффективного выбора необходимых форм общения.

УПРАЖНЕНИЕ «ЗНАКОМСТВО»

Цель: Знакомство с участниками тренинга и выстраивание доверительных отношений

Содержание: участники рассаживаются в круг и каждому по очереди задаются следующие вопросы.

- Как вас зовут?

- Любимый цвет?

- Любимое животное?

- Самое яркое положительное событие произошедшее с вами за неделю?

УПРАЖНЕНИЕ «    »

Цель: обратить внимание на возникающие чувства собеседников при общении с нами.

Содержание: участники делятся по парам

Участник 1 говорит-----------------участник 2 делает вид что слушает.

Участник 1 говорит-----------------участник 2 говорит о своем

Участник 1 говорит-----------------участник 2 открыто игнорирует

Участник 2 говорит-----------------участник 1 делает вид что слушает.

Участник 2 говорит-----------------участник 1 открыто игнорирует.

УПРАЖНЕНИЕ «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ»

Цель: повысить мотивацию участников к работе в тренинге, подчеркнуть значение данной темы.

Содержание: тренер делит участников на три подгруппы. Каждая подгруппа защищает интерес одной из трех категорий (ребенок, педагог, родители) участников образовательного процесса. Первая группа отвечает на вопрос: «Какие преимущества получают дети, если в образовательном учреждении систематически ведется работа с родителями?» Вторая группа объясняет, какую пользу приносит подобная работа самим родителям дошкольников и школьников. Третья группа аргументирует положение о том, что взаимодействие с родителями необходимо педагогам.

Обсуждение: участники вместе с тренером делают совместный вывод о преимуществах и необходимости проведения систематической работы с родителями в ДОУ и в школах.

Методические рекомендации: для наглядности и повышения уровня мотивации решения проблемы в процессе выполнения упражнения на большом листе ватмана или на блокноте (на доске) составляется схема, на которой зафиксированы результаты выполнения упражнения и которая висит в аудитории на протяжении всей работы тренинга.

УПРАЖНЕНИЕ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ»

Цель: подчеркнуть важность умения общаться в работе педагога с родителями.

Содержание: участники тренинга с помощью метода мозгового штурма определяют условия, необходимые для эффективного взаимодействия педагога с родителями. Все желающие высказывают свою точку зрения, а тренер записывает на доске предложения. Затем группа выбирает три наиболее важных условия. Как правило, одним из них оказывается умение общаться.

Обсуждение: для данного упражнения обсуждение не требуется.

Методические рекомендации: для проведения этого упражнения не надо много времени, так как оно является переходным этапом от вступительного блока к основной теме тренинга. Данная форма не является обязательной, упражнение может быть проведено в кругу.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОЙМИТЕ МЕНЯ ПРАВИЛЬНО»

Цель: отработать технику постановки вопросов в стиле «адвокат».

Содержание: перед началом упражнения тренер сообщает, что сейчас участники попробуют использовать стиль «адвокат» на практике. Для этого одна половина группы будет играть роль родителей, а другая половина —воспитателей детских садов. Группа станет разыгрывать различные ситуации. Родитель придет к воспитателю со своей проблемой, а воспитатель попытается выяснить, что же происходит.

Далее тренер разбирает одну-две ситуации вместе с группой. Например, родитель приходит к воспитателю и жалуется: «Мой ребенок не имеет в группе друзей, поэтому он не хочет ходить в садик». В ответ на это воспитатель может сказать: «Я считаю, что он плохо себя ведет по другой причине. Вы спрашивали его, как он ведет себя на занятиях?» — это будет стиль «прокурор», который не способствует дальнейшему взаимопониманию между воспитателем и родителем. Придерживаясь стиля «адвокат», можно ответить: «Я тоже считаю, что ваш ребенок может вести себя лучше. Спасибо, что вы пришли с этой проблемой. Как вы думаете, это единственная причина, по которой он не хочет ходить в садик? С кем бы из ребят он бы хотел дружить? и т. д.». Затем тренер предлагает участникам придумать свои ответы.

После этого участники делятся на две равные подгруппы. Каждый участник первой подгруппы (родитель) получает карточку с кратким описанием какой-либо ситуации, после ознакомления, с которой все участники начинают свободно перемещаться по аудитории. Время от времени участник первой подгруппы останавливается перед любым участником второй подгруппы (учителем или воспитателем) и рассказывает ему свою ситуацию, в ответ участник второй подгруппы задает ему вопрос, стараясь использовать стиль «адвокат». После этого происходит смена партнеров в паре. На поставленный вопрос можно не отвечать. Затем игра приостанавливается для того, чтобы тренер раздал карточки с ситуациями участникам второй подгруппы, и все начинается сначала. Перечень различных ситуаций представлен в приложении 3.

Обсуждение: в процессе обсуждения тренер предлагает участникам ответить на следующие вопросы: удалось ли использовать стиль «адвокат»? какие трудности возникли при выполнении данного упражнения? сколько времени уходило на то, чтобы сформулировать вопрос?

Методические  рекомендации: при выполнении упражнения некоторые слушатели замечают, что иногда бывает легче ответить собеседнику в повествовательной форме, чем сформулировать вопрос. На практике педагоги могут применять эти два стиля в обеих формах (в вопросительной и утвердительной).

На тренинге мы предлагаем отработать технику постановки вопросов, так как обычно это вызывает больше затруднений.

УПРАЖНЕНИЕ «КАК БЫ ЭТО СКАЗАТЬ»

Цель: отработать навык сообщения негативной информации родителям с использованием техники «сэндвича».

Содержание: группа делится на две подгруппы: одна из них выполняет роль педагогов, другая — роль родителей. Желательно, чтобы каждый участник получил какой-нибудь опознавательный знак, символизирующий принадлежность к той или иной подгруппе. Например, бумажная повязка на руке синего цвета для «родителей», красная — для «педагогов»; бумажная медаль на шею с буквами «Р», «П» и др. После этого участники встают со стульев и начинают ходить по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика) каждый представитель команды «педагогов» находит себе пару из команды «родителей». Затем каждая пара организует пространство удобным для нее образом и начинает разыгрывать ролевую игру. Учитель сообщает родителю, что его сын Гоша нагрубил молодому учителю математики, обозвал его и наотрез отказался извиняться. Сообщая эту информацию, «учитель» использует технику сэндвича. «Родитель» слушает, подавая минимальные вербальные реакции («Да», «Угу», «Кто?», «Как это произошло?» и т. д. — нерефлексивное слушание). Затем через определенный промежуток времени (3—5 минут) по сигналу ведущего «родитель» дает вербальную обратную связь «педагогу», информируя его о том, как он чувствовал себя в ходе беседы и что, на его взгляд, можно было сделать по-другому.

После этого упражнение выполняется еще раз в новых парах, а затем «педагоги» и «родители» меняются ролями. Таким образом, каждый участник побывает в роли педагога и в роли родителя.

Обсуждение: проходит в кругу. Первый вопрос тренер задает «педагогам»: какими возможностями обладает техника «сэндвича»? Насколько удобна она в работе педагога? Ее достоинства и недостатки. Следующая группа вопросов адресована «родителям»: что они чувствовали во время данной «консультации»?

Методические   рекомендации: при выполнении этого упражнения необходимо обратить особое внимание на обратную связь «родителей» и «педагога».

УПРАЖНЕНИЕ «ПИСЬМО ГУБЕРНАТОРУ ГОРОДА»

Цель: отработать техники выхода из конфликтных ситуаций.

Содержание: работа проходит в пяти подгруппах. Каждая подгруппа получает карточку с названием стиля выхода из конфликта. Тренер просит участников представить, что губернатор города собирается издать указ о том, что в новогоднюю ночь все участники тренинга должны будут дежурить на улицах и следить за порядком, но он еще не успел издать этот указ, а только думает над его проектом, и хотел бы знать наше мнение. В связи с этим необходимо написать губернатору письмо в соответствии с указанным на карточке стилем.

После того как письма готовы, а на это обычно уходит от 6 до 20 минут, представители подгрупп по очереди зачитывают их, а остальные участники отгадывают, какой способ выхода из конфликтной ситуации был использован (карточки представлены в приложении 5).

Обсуждение: участники обсуждают возможности и недостатки использования каждого стиля выхода из конфликтной ситуации в рамках данного игрового контекста. Что звучало особенно убедительно в их письмах? Как бы отреагировал губернатор на данные ответы и почему?

ИГРА «SORRY, КОНФЛИКТА НЕ БУДЕТ»

Цель: отработать прием, который помогает избежать конфликта из-за пустяка.

Содержание: Перед началом упражнения психолог рассказывает участникам о том, что многих конфликтов можно избежать, если вовремя остановится. Так, например, в нашей культуре, для того чтобы не доводить дело до конфликта, принято извиняться. Один человек берет на себя роль виновного и просит извинения, а второй отвечает ему: «ничего страшного». Англичане поступают еще проще, они не выясняют, кто был виноват, - извиняются обе стороны. Например, если в магазине кто-то нечаянно задел кого-то и просит извинения: «Im sorry», он услышит в ответ: «Im sorry». Первое «Im sorry» означает: «Простите, что я вас задел», второе «Im sorry» - «Простите, что я встал у вас на дороге в тот момент, когда вы проходили». Если же кто-то умышленно задевает другого, потому что у него плохое настроение, он снова услышит в ответ «SORRY», что означает: «Извините, но конфликта не будет» или «Я очень сожалею, что у вас плохое настроение, но мне совсем не хочется ругаться с вами».

Выполняя данное упражнение, участникам предстоит действовать в соответствии с правилами английского этикета. По команде психолога все начинают свободно перемещаться по комнате, стараясь не задевать друг друга. По определенному сигналу (например, звук колокольчика), каждый участник находит себе пару и ладонью, локтем или плечом легонько дотрагивается до плеча партнера. Оба участника пары извиняются любым способом: «SORRY», «Извините, пожалуйста», «Простите», «Сожалею о случившемся». После этого участники приветливо машут друг другу рукой и пары меняются.

Обсуждение: Участники рассказывают о своих ощущениях и о том, как и в каких жизненных ситуациях можно использовать данный прием. Как правило, участники замечают, что можно не произносить вслух слова: «Извините, конфликта не будет», а просто вспомнить их и вовремя остановится.

УПРАЖНЕНИЕ  «ДОБРОЕ СЛОВО»

Цель: Обратить внимание на

Команда делится по парам, каждой паре даётся лента длиной 1,5 метра участники по очереди наматывают одним оборотам ленту на ладонь говоря по одному комплементу своему партнеру когда лента будет полностью намотана на лодони образуется рукопожатие

Рефлексия

  1. Как вы себя чувствуете?
  2. Как строилось обсуждение в группе?
  3. Что вы чувствовали в тот момент, когда …?
  4. Какие у вас ощущения сейчас, после тренинга?
  5. Что происходило лично с вами и что вы при этом испытывали?
  6. Что вами двигало, когда …?
  7. Был ли лидер, кто им был и почему?
  8. Как принималось решение по поводу выполнения задания?
  9. Что помогло справиться с заданием  / что мешало?
  10. Знакомы ли вам такие чувства? В каких ситуациях вы их испытывали?
  11. Как вы поступали в тех ситуациях?
  12. Как можно использовать опыт этого тренинга?
  13. Как бы вы теперь поступили в подобной ситуации?        

Приложение 1

ОБРАЗЦЫ СИТУАЦИЙ К УПРАЖНЕНИЮ

«ПОЙМИТЕ МЕНЯ ПРАВИЛЬНО»

--------------------------------------------------------------------------------------------

Мой ребенок не хочет учить историю, а все остальные уроки делает с удовольствием.

------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------------------

Мой ребенок тратит много времени на выполнение домашнего задания и ложится спать поздно.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мой ребенок грубо разговаривает с бабушкой и не слушается ее, поэтому она не может проконтролировать, как он выучил уроки.

   --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мой ребенок очень способный, я считаю, что он плохо учится, потому что учителя не понимают его.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Медицинская сестра вчера сделала укол моему ребенку, после этого он отказывается идти в детский сад, я хочу пожаловаться заведующей.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Моя дочка не слушается меня дома, но слушается мужа, который считает, что я ее балую. Я с ним не согласна. Посоветуйте, пожалуйста, что мне делать.

 -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Я хотела бы, чтобы моя дочка стала балериной, но пока она немного полновата, не могли бы вы давать ей на обед только первое?

 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мой ребенок очень стеснительный. Поэтому он не поднимает руку  на уроке, я боюсь, что учителя считают, что он ничего не знает.

 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Моя дочь плохо пишет сочинения, потому что в классе шумно и она не может сосредоточиться. Не могли бы вы следить, чтобы мой ребенок не общался с Васей? Мне очень не нравится Васина семья.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мой ребенок постоянно мне грубит, я с ним не справляюсь. Может быть, мне его припугнуть?

--- ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мой ребенок не может общаться с некоторыми учителями, потому что они не хотят понимать его.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мой ребенок стал учиться значительно хуже, в том числе и по вашему предмету, я не понимаю, почему?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мой ребенок не любит посещать детский сад, потому что ему не нравится, как здесь кормят.

-------------------------.-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Мой ребенок иногда не делает домашнее задание, потому что боится идти в библиотеку.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Я считаю, что некоторые педагоги постоянно кричат на моего ребенка, но он не говорит об этом.

---------------------.------------------------------------------------------------------------------------------.---------------

Он совершенно не хочет учиться. Я просто в отчаянии. Он никуда не сможет поступить после окончания школы.

---------.---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Моя дочь — талантлива. Она пишет прекрасную музыку. И я считаю, что ей не надо учить математику.

----------------------------------------------------------------------------------------------------.--------------------------

Мой сын, ему уже 4 года, сказал, что вы, Мария Ивановна, ударили его во время тихого часа тряпкой по шее.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мой сын влюбился в героя сериала и теперь отказывается ходить в школу, смотрит записанные на видео серии. Что мне делать?

Приложение 2

КАРТОЧКИ ДЛЯ УПРАЖНЕНИЯ

«ПИСЬМО ГУБЕРНАТОРУ ГОРОДА»

X   -----------------------------------------------------------------------------------------------

Уклонение

X  ------------------------------------------------------------------------------------------ -----

Соперничество

X   -----------------------------------------------------------------------------------------------

Сотрудничество

X   -----------------------------------------------------------------------------------------------

Компромисс

X   -----------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ»

В силу своей профессии воспитателю необходимо налаживать контакт и общаться, взаимодействовать с большим количеством людей: дети, их родители, коллеги и другие. И эффективность такого взаимодейс...

Психологический тренинг «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

Тренинг предназначен для  педагогов  детского  сада...

ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

тренинг эффективного взаимодействия взрослых с тревожными детьми...

Тренинг:"Эффективного взаимодействия родителей с детьми"

Тренинг: "Эффективного взаимодействия родителей с детьми"Целью данного тренинга является формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.- с...

Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.

Познакомить родителей с понятиями «тревога», «тревожность», «страх».Объяснить причины появления тревожности у ребенка.Научить распознавать наличие тревожности по внешним признакам.Научить родителей вы...

ЛИЧНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

ЛИЧНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ....

Конкурс "Воспитатели России" (номинация «Лучший руководитель образовательной организации «Эффективный руководитель»)

Почему Вы стали руководителем?       Со школьных лет я мечтала работать с детьми, поэтому, не раздумывая поступила в 1983 году в Зубово-Полянское педагогическое училище н...