Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
- Познакомить родителей с понятиями «тревога», «тревожность», «страх».
Объяснить причины появления тревожности у ребенка.
Научить распознавать наличие тревожности по внешним признакам.
Научить родителей выявлять тревожность у ребенка по анкете и критериям, предложенным на тренинге.
Разъяснить профессиональное тестирование наличия тревожности у детей, проводимое в детском саду.
Наметить основные пути работы родителей с тревожностью у детей.
Обсудить наиболее эффективные приемы работы с тревожностью у детей.
Обозначить наиболее типичные нарушения в воспитании детей родителями.
Составить список рекомендаций для родителей по работе с тревожностью у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_effektivnogo_vzaimodeystviya_s_detmi.docx | 32.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
для родителей старших дошкольников
«Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»
Аннотация. Необходимость участия семьи в воспитании формирующейся личности наиболее важна при воспитании и обучении детей, имеющих отклонения в развитии. В связи с этим, работа с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия по преодолению личностных нарушений детей .
Введение. Практика психологической работы показывает, что формирование личностных нарушений - детской тревожности, низкой самооценки и несформированности коммуникативных навыков – является следствием неправильного воспитания ребенка. Большинство родителей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Поэтому темой одной из методических разработок «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» стала «Взаимодействие с тревожными детьми».
Цель тренинга: обеспечение родителей необходимой информацией и практическими навыками для взаимодействия с тревожными детьми.
Задачи тренинга:
Познакомить родителей с понятиями «тревога», «тревожность», «страх».
Объяснить причины появления тревожности у ребенка.
Научить распознавать наличие тревожности по внешним признакам.
Научить родителей выявлять тревожность у ребенка по анкете и критериям, предложенным на тренинге.
Разъяснить профессиональное тестирование наличия тревожности у детей, проводимое в детском саду.
Наметить основные пути работы родителей с тревожностью у детей.
Обсудить наиболее эффективные приемы работы с тревожностью у детей.
Обозначить наиболее типичные нарушения в воспитании детей родителями.
Составить список рекомендаций для родителей по работе с тревожностью у детей.
Основная часть. Содержание тренинга:
- Знакомство.
Родители - участники тренинга сидят на стульчиках по кругу. Каждый называет свое имя и в нескольких словах сообщает о своих ожиданиях от встречи.
- Мини-лекция «Что такое тревожность?».
Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненный ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.
В современной научно-популярной литературе часто смешивают понятия «тревога» и «тревожность». Однако это совсем не одно и тоже.
Тревога - это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. У человека при этом учащается сердцебиение, дыхание становится частым и поверхностным, пересыхает во рту, появляется, «ком» в горле, слабость в ногах.
Вот такие эпизодические, не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность».
Когда человек испытывает тревогу или является тревожным, основной эмоцией у него является страх, хотя в «тревожном» состоянии могут присутствовать и печаль, и страх, и вина.
Если ребенок здоров и не является тревожным, то в определенном возрасте у него все равно появляются страхи. В 2 года дети чаще всего боятся посещения врача. В 3 года дети боятся темноты и одиночества. В 6 - 7 лет ведущим становится страх своей смерти. В 7 - 8 лет страх смерти своих родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требования и нормам.
Таким образом, наличие страхов у детей является нормой, но если страхов много, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребенка.
Многие психологи в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников считают нарушение детско-родительских отношений. А из социально-психологических факторов: неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жизненными условиями.
В дошкольном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность.
Дети боятся того, что не смогут соответствовать требованиям обучения, которые постоянно напоминают им, взрослые, особенно в некоренной форме: «А как ты в школу пойдешь, если...?», «В школе тебя будут постоянно наказывать из-за плохого поведения», «Школа - это тебе не детский сад. Там с тобой церемониться не будут!» и т.д. и т.п. Причем большинство детей переживают не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями.
Школьная тревожность имеет взаимосвязь с развитием интеллекта. Дети, которые не имеют нарушения речи, свободно могут выразить свои мысли, как правило, не имеют повышенный уровень тревожности.
- Практическое задание «Портрет тревожного ребенка».
Родители делятся на подгруппы по 3 - 4 человека. Каждой подгруппе выдается карточка «Портрет «особого» ребенка» (приложение 1). Из этой карточки родители выбирают индивидуальные особенности тревожных детей. Составляется «Портрет тревожного ребенка». Затем родители высказывают свою точку зрения по полноте и правильности списка. Когда портрет составлен окончательно, основные характеристики фиксируются на доске.
- Мини-лекция «Как выявить тревожного ребенка?».
Психолог знакомит родителей со способами определения наличия тревожности у детей.
Критерии определения, тревожности ребенка, разработанные американскими психологами (приложение 2).
Анкета по выявлению тревожного ребенка, заимствованная из пособия «Практическая психология для воспитателя» (приложение 3).
Методика исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми «Тест тревожности» авторов Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Психолог объясняет родителям, что тревожность у детей» определяется именно с помощью этой методики. Определение тревожности является обязательным перед поступлением ребенка в школу так, как является критерием готовности ребенка к школьному обучению по параметру «личностное развитие».
- Практическое задание «Как помочь тревожному ребенку».
Психолог напоминает родителям, что у тревожных детей занижена самооценка, они часто бывают «скованы» своим страхом, и у них наблюдается мышечное напряжение, они затрудняются в умении уверено вести себя в конкретных ситуациях.
Родители делятся на 3 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка «Рекомендации по работе с тревожностью у детей» (приложение №4).
Участники каждой подгруппы выбирают из карточки рекомендации, относящиеся к одному из 3-х направлений работы:
- Повышение самооценки ребенка.
- Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
- Отработка навыков владения собой в ситуациях травмирующих ребенка.
По желанию родители дополняют список рекомендаций примерами из
своей жизненной практики.
- Мини - лекция «О родителях тревожного ребенка».
Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка.
Не имея должной уверенности в себе, родители сами демонстрируют детям неправильное поведение в различных жизненных ситуациях. Желая воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке, родители зачастую начинают много требовать с него, иногда совершенно невыполнимое. Завышенные требования к детям могут предъявлять и родители, добившиеся высокого положения в обществе или материального благополучия, не желая видеть собственное чадо неудачником.
Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него чувства неуверенности и беззащитности.
У тревожных детей родители сами бывают тревожными, имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, неудовлетворенны собой и своими действиями.
- Практическое задание «Самовоспитание».
Родители делятся на подгруппы и составляют список рекомендаций для себя, направленный как на работу с собой (самовоспитание), так и на работу с детьми (по преодолению и профилактике тревожности).
Затем проводится совместное обсуждение в группе. По окончании обсуждения психолог останавливается на вопросе обращения за помощью к психологу ОУ, если родители не знают как поступить потому, что очень часто «неподготовленные» родители, узнав о наличии у ребенка тревожности, принимают неправильную позицию:
- либо начинают уговаривать, чтоб ребенок не боялся;
- либо высмеивать его;
- делают большое количество замечаний, окриков, одергиваний относительно страхов ребенка.
Эти дополнения также вносятся в список. Окончательный список с рекомендациями обрабатывается психологом, отпечатывается и раздается родителям (в другой день).
- Обратная связь.
Родители заполняют бланки «Обратная связь» (приложение №5). Желающим высказаться дополнительно о встрече - дается эта возможность.
Прощание. Благодарность за работу.
Заключение. Данный психологический тренинг позволяет родителям овладеть необходимыми навыками по снижению уровня тревожности у своих детей. Помимо этого родители узнают необходимую информацию о своем личностном развитии. Вместе это позволяет предпринять попытки по созданию благоприятной психологической атмосферы в семье и оптимизации отношений между ее членами, что также является частью комплексной программы коррекционного воздействия по преодолению личностных нарушений у детей .
Приложение № 1
Карточка «Портрет «особого» ребенка»
Характерные особенности ребенка
Ребенок:
Слишком говорлив.
Продуктивно работает с пооперационными картами.
Отказывается от коллективной игры.
Чрезмерно подвижен.
Имеет высокие требования к себе.
Не понимает чувств и переживаний других людей.
Ощущает себя отверженным.
Любит ритуалы.
Имеет низкую самооценку.
Часто ругается со взрослыми.
Создает конфликтные ситуации.
Отстает в развитии речи.
Чрезмерно подозрителен.
Вертится на месте.
Совершает стереотипные механические движения.
Постоянно контролирует свое поведение.
Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий.
Сваливает вину на других.
Беспокоен в движениях.
Имеет соматические проблемы: боли в животе, в горле, головные боли.
Часто спорит со взрослыми.
Суетлив.
Кажется отрешенным, безразличным к окружающему.
Любит заниматься головоломками, мозаиками.
Часто теряет контроль над собой.
Отказывается выполнять просьбы.
Импульсивен.
Плохо ориентируется в пространстве. Часто дерется.
Имеет отсутствующий взгляд.
Часто предчувствует «плохое».
Самокритичен.
Не может адекватно оценить свое поведение.
Имеет мускульное напряжение.
Увлекается коллекционированием.
Имеет плохую координацию движений.
Опасается вступать в новую деятельность.
Часто специально раздражает взрослых.
Задает много вопросов, но редко дожидается ответов.
Робко здоровается.
Годами играет в одну и ту же игру.
Мало и беспокойно спит.
Говорит о себе во 2-м и 3-м лице.
Толкает, ломает, рушит все кругом.
Чувствует себя беспомощным.
Приложение № 2
Критерии выявления тревожного ребенка
|
|
|
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявлялся в его поведении
Приложение № 3
Анкета по выявлению тревожного ребенка
|
|
|
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Суммируйте количество ответов «да», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность -15-20 баллов. Средняя -7-14 баллов. Низкая -1-6 баллов.
Приложение № 4
Рекомендации по работе с тревожностью у детей
Чаще называйте ребенка по имени и хвалите в присутствии других детей и взрослых.
В детском саду постарайтесь отмечать достижения ребенка на специально-оформленных стендах («Звезда недели»), награждать ребенка грамотами и жетонами.
Поручайте выполнение престижных в группе (дома) поручений.
Ни в коем случае не сравнивайте тревожного ребенка и его достижения с другими детьми только с его результатами вчера, неделю, месяц назад.
Избегайте поручать тревожному ребенку задания, которые нужно выполнить за короткое время.
Задавайте вопросы на занятиях не в начале или в конце, а в середине.
Не следует торопить и подгонять таких детей с ответом. Если вопрос задан, взрослый должен дать ребенку необходимо длительный срок для ответа, стараться не повторять вопрос дважды или трижды, в противном случае ребенок ответит на поставленный вопрос не скоро, т.к. каждое повторение вопроса воспринимается им как новый стимул.
Обращаясь к ребенку, постарайтесь установить визуальный контакт, общение «глаза в глаза» влияет чувство доверия в душу ребенка.
Чтобы ребенок не чувствовал себя хуже других, проводите беседы в группе детского сада, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях в чем-либо.
На утренниках предлагайте роли под маской или раскрашивайте лицо. Такие
импровизированные шоу, по возможности, можно устраивать и дома.
Разучить с детьми игры для снятия напряжения.
Играть с детьми в игры, в основе которых лежит желанный контакт с ребенком.
Очень полезны игры с песком, глиной, водой.
Использовать различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.).
Массаж, простое растирание тела.
Обыгрывание произошедших ситуаций и возможных в будущем.
Ролевые игры: роль слабых и трусливых персонажей позволят ребенку осознать и конкретизировать свой страх, исполняя роль сильных и храбрых вселяет чувство уверенности.
Игры в куклы (куклы «трусливые», куклы «смелые»).
Приложение № 5
Бланк обратной связи
Ф.И.О. (по желанию) _______________________________________________
Родительский стаж _______________________________________________
У меня есть дети: ______________________________________________
______________________________________________
_______________________________________________
Что Вы ожидали от встречи? ____________________________________
_____________________________________________________________
______________________________________________________________
Оказалась ли полезной информация, озвученная на встрече____________
_____________________________________________________________
Что из того, что мы обсуждали, вы будите использовать в воспитании своих детей________________________________________________________
______________________________________________________________
_____________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
тренинг эффективного взаимодействия взрослых с тревожными детьми...
Тренинг:"Эффективного взаимодействия родителей с детьми"
Тренинг: "Эффективного взаимодействия родителей с детьми"Целью данного тренинга является формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.- с...
Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми.
Тренинг для налаживания отношений между родителями и детьми....
Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными детьми
У каждого человеческого существа, включая ребенка, самая главная потребность есть потребность в любви. Ребенку необходимо чувствовать, что его любят и ценят, причем таким как он есть в данную минуту. ...
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Гиперактивные дети.
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми знакомит педагогов со следующей категорией детей - это гиперактивные дети. Материал тренинга позволит каждому педагогу ознако...
Тренинг для педагогов "Методы эффективного взаимодействия с детьми"
Дошкольное детство играет важную роль в развитии человека. Являясь стартовой площадкой в жизни каждого человека, родителям, педагогам, психологам необходимо не допускать нечетносте...
Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми «Я и мой ребенок»
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни, на формировани...