"Теоретический анализ научных подходов к изучению самостоятельности"
статья
В статье изложен анализ научных подходов ученых, педагогов и психологов по изучению самостоятельности в дошкольном детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Теоретический анализ научных подходов к изучению самостоятельности" | 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретический анализ научных подходов к изучению самостоятельности
Вопрос понятия и содержания самостоятельности как личностного качества рассматривали русские педагоги (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, К.И. Покровский), русские революционеры демократы (Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов), а также педагоги более позднего времени (Е.Н. Водовозова, П.Ф. Лесгафт). При всем разнообразии подходов к пониманию явлений самостоятельности, русские педагоги и общественные деятели считают, что самостоятельность – это качество, которое можно воспитать. Оно позволяет индивидуму проявлять известную свободу в обществе, инициативу и творчество; развитие ее должно предусматривать нравственную направленность поведения и всей деятельности.
По мнению советских ученых (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, и др.), каждому ребенку предоставляется возможность для развития в условиях коллективной жизни общественно – волевых качеств, индивидуальности.
Большинство современных исследователей - педагогов и психологов признают проблему воспитания самостоятельности значимой на каждом возрастном этапе развития ребенка.
Разработкой этой категории личностных проявлений занимались видные советские исследователи (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, А.А. Люблинская,). Развитию самостоятельности детей школьного возраста посвящены исследования Л.Н. Высотиной, Ш.И. Ганелина, Е.Я. Голант, Б.Г, Есипова, Е.Г. Михайловского, И. Молнара, П. Пеловски и др.
В некоторых педагогических исследованиях экспериментально изучаются возможности формирования разных сторон личности ребенка дошкольного возраста (А.В. Булатова, Г.Н. Година, В.П. Залогина, Т.А. Маркова, А.И. Матуссик, В.Г. Нечаева и др.). Многие ученые полагают, что детская самостоятельность в применении способов, которым обучали ребенка или проявление данного качества в деятельности, является показателем эффективности предпринятого ими воспитательного влияния.
Воспитание самостоятельности довольно широко осуществляется исследователями посредством реализации отдельных видов деятельности – бытовой труд, дежурства, игры; в процессе воспитания поведения детей дошкольного возраста и их взаимоотношений. Целый ряд специальных исследований, в этой точке зрения, представляют собой интерес (Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, Ф.В. Изотовой, З.С. Лиштван, Л.А. Порембской и др.).
Проанализировав литературу и исследования, где прямо или косвенно рассматривается вопрос самостоятельности, можно сделать следующие выводы:
- Детская самостоятельность возникает из потребности активного поведения. Эта потребность вызывает у ребенка мотив к самостоятельному применению приобретенных знаний, навыков, к физическим усилиям, сначала в отдельных действиях, затем в осознанной произвольной деятельности. Советские ученые сходятся во мнении, что развитию самостоятельности способствует, так называемое, «обобщенное подражание» и, что уже в дошкольном возрасте ребенок не только «воспроизводит», «копирует» и исполняет, но и творчески действует.
- Самостоятельность является условием проявления отношений личности.
Отношения личности составляют суть происходящих событий (В.Н. Мясищев, Д.Б. Эльконин). Научными деятелями отмечается, что у детей очень рано возникает отношение к людям. Эти отношения различны по своей природе в процессе индивидуальной деятельности и в условиях даже небольшой группы (З.Н. Борисова, Т.А. Мусейибова, Я.З. Неверович, Р.М. Римбург). В совместной деятельности дети практически самостоятельно вступают во взаимодействие друг с другом.
У младших дошкольников самостоятельность несет в себе как личные, негативные, так и общественно полезные элементы поведения. Самостоятельность начинает развиваться наряду с удовлетворением естественных потребностей малыша.
Затем это качество приобретает социальную направленность, отображается в совместной деятельности ребенка со взрослыми, со сверстниками.
У старших дошкольников в детской деятельности одновременно с системой личностных отношений проявляется система «деловых» отношений (А.П. Усова, Я.Л. Коломинский). В этих условиях самостоятельность должна иметь уже относительно высокую степень общественной направленности в поведении ребенка.
- На основе работ авторов, изучавших разные аспекты детского поведения, рассматривавших явления взаимопомощи, заботливости, ответственной зависимости (З.Н. Борисова, М.И. Тимошенко, К.А. Климова, Л.А. Порембская и др.), можно сделать заключение о необходимости создания особых педагогических условий требования и деятельности ребенка в коллективе. При этом у старшего дошкольника активизируется взаимодействие сознания и самосознания личности. Он имеет возможность по-своему выразить солидарность с другими. У него формируется известная степень осознанности идеально приобретаемых образцов, способов действий и отношений (И.Н. Бронников, В.Н. Горбачева, Е.Ф. Павлова). В процессе деятельности с другими индивидумами самостоятельность содержит в себе элементы (составляющие) самопобуждения к деятельности и самоуправления в ней (А.А. Люблинская, А.П. Усова).
Таким образом, постановка вопроса о формировании самостоятельности личности ребенка важна с точки зрения теории развития личности, а также практической организации работы с детьми в детском саду. Ученые в своих исследованиях утверждают, что развитие самостоятельности успешно осуществляется при условии целенаправленного педагогического руководства (сотрудничества).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретический анализ проблемы воспитания культуры здоровья у детей 7-го года жизни в процессе взаимодействия с родителями
Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья». Критерии культуры здоровья старшего дошкольника...
Теоретический семинар: «Гендерный подход к образованию и воспитанию дошкольников».
Развитие современного общества определяет инновационные процессы системы образования. С дошкольной ступени набирают темпы создание вариативных моделей образования и новых форм обучения, осуществляется...
Теоретический анализ проблемы заикания
В данной статье представлен анализ работ различных авторов на проблему заикания....
Теоретические и коррекционные подходы в работе с аутичными детьми
Причины возникновения заболевания; вчем проявляется?; физические и внешние проявления; отчего следует отличать детский аутизм; нарушение функций головного мозга при алалии и при аутизме;4 группы с раз...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблема самосознания — одна из самых сложных в психологии. Вопросы формирования личности и нравственного самосознания волновали общество всегда, во все времена, им уделялось большое внимание в теории...
"Теоретические подходы к изучению проблемы развития речи детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...
Презентация:Теоретические основы поддержки детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
Теоретические основы поддержки детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста...