Консультация "Использование фольклора в работе с детьми"
консультация

Цурикова Ольга Александровна

"Использование фольклора в работе с детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon фольклор в работе с детьми41.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование фольклора в работе с детьми»

Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре. Устное народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключённая в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.

Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки.

Ценность фольклора заключается ещё и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песенки, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения, своей работы, нежности, веры в ребёнка.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребёнок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приёмы («Ладушки», «Поехали, поехали»), вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослыми. Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомства с ними обогащает его чувства и речь. Формирует отношение к окружающему миру. Играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку (воспитателю). Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Воспитатели используют в адаптационный период различные потешки.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности.

Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребёнка мир предметов, вещей и отношений. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся педагогом, должна быть понятна детям.

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

Так же педагог проводит организованную образовательную деятельность, знакомящая детей с произведениями фольклора.

Так, в гости к малышам приходит кукла Таня. Она рассказывает о своих друзьях: собаке, кошке, козлёнке, лошадке и др. Рассказ сопровождается чтением народной потешке.

Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение. Во время прогулок, в вечернее время индивидуально и с небольшими группами педагог проводит игры: «Гуси – лебеди», вспоминаем знакомые и любимые с детьми с раннего возраста «Сороку – белобоку», «Пальчик – мальчик» и др.

В средней группе педагог продолжает знакомить детей с произведениями устного народного творчества и прежде всего со сказками: «Лисичка – сестричка и волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка» и др. В начале педагог объясняет детям, почему сказка называется народной: «Эту сказку знали ещё бабушки и дедушки наших бабушек и дедушек. И, неизвестно, кто её придумал, вот и говорят – народная». Талантливые люди придумали много замечательных сказок. Затем педагог предлагает вспомнить, какие сказки дети уже знают, и рассказывает новую.

Народная сказка по своей природе, построению, выразительным средствам и языку требует, чтобы её рассказывали, это обеспечивает контакт со слушателями, создаёт определённое настроение в детской аудитории. Впечатления детей будут более яркими и сильными, если педагог рассказывает сказку в национальном костюме.

Знакомить детей с народным творчеством можно и на вечерах досуга, на праздничных утренниках. Основными участниками таких мероприятий являются старшие дошкольники (они выступают с драматизацией народных сказок, пляшут, играют в народные подвижные игры, но и дети пятого года жизни могут читать потешки, водить хороводы, петь песни.

В старшей группе дети продолжают знакомиться с устным народным творчеством: сказками, песнями, загадками. Эту работу целесообразно проводить в вечернее время, на прогулке. Дети рассаживаются вокруг педагога, и он рассказывает им сказку, загадывает загадки, вместе с детьми поёт народные песни.

Очень интересно проводят свободные драматизации народных песен «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько», «Тень – тень, потетень» и др. Кокошники, лапти, коромысла и другие атрибуты, в подготовке которых принимают участие взрослые вместе с детьми, дополняют впечатления игр – драматизаций.

В старшей группе дети впервые знакомятся с пословицами и поговорками. Педагог рассказывает, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность трудолюбие; объясняет, когда уместно использовать поговорку и пословицу, например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Дело мастера боится» и др.

Интересно проходит знакомство с русскими пословицами, посвящёнными временам года. Педагог заранее подбирает картинки с изображением времён года, разных видов сезонного труда, а также соответствующие им пословицы, например: «Январь – году начало, зиме середина», «Много снега – много хлеба» и др.

Загадки так же полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки можно начать, как предлагает Е. И. Тихеева, уже с младшего возраста. На стол выставляется несколько игрушек, для каждой подбираются загадки, например: «На голове красный гребешок, под носом красная борода, на хвосте узоры, на ногах шпоры», «Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей чёлка, на ногах щётка» и др. Дети быстро отгадывают загадки, ведь загадываемый предмет находится перед глазами. Позже, когда детям показывается та или иная игрушка, дети сами начинают загадывать о ней загадку. Иногда можно начать организованную образовательную деятельность загадкой. Дети отгадывают, что они будут лепить или рисовать.

На прогулке, когда дети наблюдают за деревьями, птицами или сезонными явлениями, можно предложить им соответствующую загадку, например: «Бел, да не сахар, ног нет, а идёт», «Кричит «крак», червякам враг» и др. Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающим миром, проводят игры: «Я загадаю, а ты отгадай», «Подскажи словечко» («Возле леса на опушке, украшая тёмный бор, вырос пёстрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор) и др.)

А ещё дети любят вечера загадок, когда к ним в гости приходит бабушка – загадушка. Она приносит в своей «волшебной корзине» природный бросовый материал для изготовления поделки – отгадки к новой загадке. Можно организовать выставку рисунков, аппликации, фигурок из пластилина, выполненных по мотивам произведений устного народного творчества.

Таким образом, работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством является важной стороной общей работы в воспитании любви и интереса к нашей Родине, и её великому народу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. С...

Использование сказки как жанра детского фольклора в работе с детьми подготовительной группы. Из опыта работы.

В данной статье расссматривается сказка как особый жанр  устного народного творчества, используемый наиболее часто в дошкольном учреждении. В рамках проекта "Детское книгоиздательство" на примере...

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...

Методическая работа. Консультация для воспитателей. Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

Фольклор в детском садуИногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И пра...

Опыт работы: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУБАНСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК СРЕДСТВА ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ»

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУБАНСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЫ С ДЕТЬМИ  КАК СРЕДСТВА ПРИОБЩЕНИЯ  К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ»                     ...