Обзор методической литературы для детей раннего дошкольного возраста.
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Обзор методической литературы для детей раннего дошкольного возраста»
По работе с ранним дошкольным возрастом рекомендовано использовать такие образовательные программы «Теремок», «Мозаика», «Первые шаги», «Радуга», «Цветные ладошки», «Умелые ручки», «Расти, малыш», «Мир открытий», «От рождения до школы». Педагоги нашего учреждения используют в своей работе с детьми раннего дошкольного возраста программу «Теремок», которая входит в образовательную программу «Мир открытий» Л.Г. Петерсон, и И.А.Лыковой.
Современная комплексная программа «Теремок» вместе с методическим комплектом разработана для детей от двух месяцев до трех лет. Ее автором является доктор педагогических наук И.А.Лыкова. Данная программа ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для становления социокультурного опыта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательного «запроса» семьи. Данная программа описывает целевые ориентиры, ключевые задачи и базисное содержание пяти образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие.
По данной образовательной области мы используем пособие «Адаптация к детскому саду ребенка раннего возраста». Данная книга поможет педагогам образовательных учреждений создать оптимальные условия для успешной адаптации детей раннего возраста к формам и условиям социальной жизни. Авторы дают конкретные рекомендации педагогам и родителям для поддержки ребенка в период адаптации. Приводят план вхождения ребенка в группу детского сада, пример дневника индивидуального развития.
В книге «Адаптационные игры для детей раннего возраста» представлены проверенные практикой антистрессовые игры для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Эти же игры рекомендуется использовать более широко: для преодоления негативных реакций ребенка и гармонизации его психического состояния.
В методическом пособии «Первые игры и игрушки игровая среда от рождения до трех лет» представлены ответы на самые острые вопросы, связанные с организацией «умной» игровой среды для детей от рождения до трех лет в условиях вариативного образования. Авторы раскрывают особенности развития детей первого, второго, третьего года жизни. Дают четкие критерии выбора игрушек и игровой среды. Предлагают конкретные перечни развивающих игрушек и игрового оборудования.
В книге «Дидактические игры для детей раннего возраста» обосновано значение дидактических игр для воспитания детей раннего возраста и описаны серии дидактических игр, систематизированы по пяти образовательным областям. Представлены классические и авторские игры.
В пособие «Взаимодействие педагога с родителями детей раннего возраста» описаны психолого-педагогические основы гармонизации взаимодействия педагога и родителей детей раннего возраста. Представлена авторская технология организации взаимодействия взрослых в образовательном пространстве. Представлены критерии совместного мониторинга процессов развития ребенка раннего возраста.
2 Познавательное развитие
В книге «Познание окружающего мира в раннем детстве» описаны содержание, методика и диагностика познавательного развития детей от рождения до трех лет. Книга дает ответы на вопросы, как создать оптимальные условия для познания малышом окружающего мира и самого себя.
В пособии «Экологическое воспитание детей третий год жизни» представлена система образовательной работы по экологическому воспитанию, основанная на результатах многолетних исследований известного ученого-педагога С.Н. Николаевой. Автор описывает содержание наблюдений, развивающих занятий, игр и досугов в первой младшей группе.
В книге «Познавательное развитие детей третьего года жизни» представлена целостная система образовательной работы, направленной на познавательное развитие детей третьего года жизни. Включает методические рекомендации, календарно-тематическое планирование и сценарии образовательных ситуаций по 36 темам.
3 Речевое развитие.
В данной программе «Речевое развитие детей третьего года жизни» описана система образовательной работы по становлению языковой личности и развитию речи детей в первой младшей группе детского сада. Автор дает общую характеристику речевого развития детей третьего года жизни, приводит конкретные методические рекомендации и предлагает 32 конспекта развивающих занятий, основанных на результатах многолетних научных исследований.
4. Художественно-эстетическое развитие
Книга «Изобразительная деятельность в детском саду третий год жизни» входит в учебно-методический комплект, сопровождающий парциальную образовательную программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки». Представляет вариант календарно-тематического планирования и описывает апробированную систему развивающих занятий по лепке, аппликации, рисованию на учебный год. Поможет создать оптимальные условия для приобщения детей к изобразительному искусству в образовательной среде.
Пособие «Приобщаем малышей к народной культуре третий год жизни» представляет систему интегрированных занятий для приобщения детей третьего года жизни к народной культуре. В каждом сценарии спроектировано доступное возрасту содержание: фольклор, декоративно-прикладное искусство, народные игры и игрушки, музыкальный фольклор, национальная кухня, народные праздники.
В книге «Музыкальные минутки для малышей» включены материалы для музыкальных занятий и развлечений с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, которые помогут обновить репертуар для занятий с детьми, организовать музыкальный праздник и развлечение.
5 Физическое развитие.
Методическое пособие «Физиология ребенка особенности развития третий год жизни» раскрывает особенности нейросенсомоторного развития ребенка третьего года жизни. Авторы в доступной форме рассказывают о тех изменениях, которые происходят в развитии мозговых структур, сенсорных и моторных системах ребенка. Знание о том, как развитие мозга связано с органами чувств и движениями, даст возможность педагогам и родителям понять особенности поведения малыша, организовать его полноценное взаимодействие с окружающим миром.
В книге «Физическое развитие детей третьего года жизни» представлены основные задачи физического развития и воспитания детей. Приведены конкретные методические рекомендации. Предложен вариант педагогической диагностики для оценки индивидуального физического развития ребенка.
Дидактические комплекты «Курочка-рябушка», «Кисонька-Мурысонька», «Несет меня лиса», «Сорока-Белобока», входят в методическое сопровождение авторской программы развития и воспитания детей раннего возраста «Теремок»
Каждый комплект содержит цветные картонные карточки с иллюстрациями к сюжетам народных потешек и развивающими беседами с детьми двух четырех лет. Иллюстрации доступны восприятию малышей и привлекают их яркостью, красочностью, добротой. Беседы направлены на познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие ребенка с учетом его индивидуальности.
Также многие педагоги энгельсского муниципального района в своей работе используют комплексную образовательную программу «Первые шаги», которая охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО. Программа предназначена для воспитания и развития детей от 1 года до 3 лет как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания. Цель программы – развитие целостной личности ребёнка: его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала. В программе представлены характеристика особенностей развития детей раннего возраста, подробный инструментарий по педагогической диагностике и сопровождению детей в период адаптации, по планированию образовательной деятельности и организации предметно-пространственной среды. Программа содержит перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста.
В заключении хочу сказать, что использование представленной методической литературы позволяет педагогам грамотно и систематично организовывать педагогический процесс с воспитанниками, используя разнообразные формы работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»
Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми...
Перечень художественной литературы для детей раннего дошкольного возраста
Цель: Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки и сказки; предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста Русск...
Авторская методическая разработка "Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Авторская методическая разработка "Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушен...
Авторская методическая разработка.Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Авторская методическая разработка .Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями ...
Методическая разработка: «Развлечение детей раннего дошкольного возраста с участием родителей»
Развлечение для детей с участием родителей«В гости к солнышку идём»....
Конспект НОД по чтению художественной литературы для детей раннего дошкольного возраста по сказке «Три медведя»
Тема: Театрализованный показ сказки Л. Н. Толстого «Три медведя».- Помочь детям вспомнить содержание сказки Л. Н. Толстого «Три медведя»....
Методические особенности ООД по ОО ХЭР для детей раннего дошкольного возраста: лепка. Представляю Вам консультацию по лепке во второй группе раннего возраста.
Методические особенности ООД по ОО ХЭР для детей раннего дошкольного возраста: лепка.Представляю Вам консультацию по лепке во второй группе раннего возраста....