"Идеи великих педагогов прошлого о семейном воспитании"
презентация

Ирина  Васильевна Куриленко

Семья, по признанию учённых, - одна из велиайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idei_pedagogov.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Идеи великих педагогов прошлого о семейном воспитании Составила: Куриленко Ирина Васильевна в оспитатель МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант

Слайд 2

Хотите ли вы, не хотите ли, Но дело, товарищи, в том, Что прежде всего – мы родители, А все остальное – потом! Роберт Рождественский

Слайд 3

Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Слайд 4

Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека, это фундамент на котором строится вся жизнь и от того насколько добротен, и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека. И с давних времён перед учёнными стоял вопрос о месте семейного воспитания в становлении личности.

Слайд 5

Учение Я.А. Коменского о материнской школе. Ян Амос Коменский (1592-1670) – гениальный сын чешского народа, великий педагог, демократ, гуманист, самоотверженный борец за мир между людьми. Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания. Для детей от рождения до 6 лет он предназначал материнскую школу, под которой подразумевал не общественное учреждение, а своеобразную форму семейного воспитания. Этой ступени воспитания он придавал очень большое значение, рассматривая ее как первую и важнейшую часть всей разработанной им системы воспитания и образования подрастающего поколения. В материнской школе должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей. При этом Коменский напоминал, что физические и духовные силы ребенка развиваются постепенно.

Слайд 6

Взгляд Джона Локка на воспитание Джон Локк (1632–1704) - английский философ, общественный и государственный деятель, представитель эмпиризма и либерализма. Отдавал воспитанию решающее значение. Говорил, что «человек рождается с душой чистой как доска» от природы все люди равны. Утверждал, что среда воспитывает, но отрицал роль наследственности: выступал против врожденных навыков, дающих человеку привилегированное положение. Для детей богатых и знатных семей воспитание и образование должны быть организованы в семье, никаких школ, не жалея денег на воспитателя. Учитель – подготовленный, солидный воспитатель (лучше гувернер из разорившейся дворянской семьи); авторитетен, родители должны поддерживать воспитателя. Дети трудящихся должны учиться в школах (необходимость заставлять детей рабочих посещать эти школы!). Обучение только ремеслу и религии.

Слайд 7

Основы воспитания в понимании Жан-Жака Руссо Жан-Жак Руссо (1712-1778) - французский писатель, мыслитель, композитор. Уделял большое значение наследственности ребёнка. Он утверждал, что ребенок уникален, прекрасен, рождается свободным любознательным, правдивым, добрым и отзывчивым. В то же время он отмечал, что среда, окружающая ребенка не справедлива, уродливо противоречива; при столкновении идеальной природы и уродливых вещей ребенок портится, следовательно надо изолировать ребенка от окружающей среды. В воспитании главные направления: умственное образование, физическое (трудовое), нравственное. Женщина должна воспитываться дома. Детей тружеников воспитывать не надо: они воспитываются жизнью Перевоспитывать следует феодалов и правильно воспитывать их детей, тогда мир изменится к лучшему. Оберегать ребенка от дурного, разрушающего влияния города, пометить его вместе с воспитателем на лоно природы - в деревню (изолировать от общества). Никаких школ, главный воспитатель: родители (особенно отец ). Он требовал уважать личность ребенка, его свободу (свобода – это естественное право), был против насилия над личностью.

Слайд 8

И.Г.Песталоцци о роли матери и семьи в деле воспитания. Иоганн Генрих Песталоцци ( 1746-1827, Бругг ) - швейцарский педагог. Мать, по мнению Песталоцци, лучше всех способна постигнуть, что чувствует ее ребенок, к чему он способен, чего желает. Зная это, она может правильно, в соответствии с его природными особенностями, воспитывать малыша с младенчества. “Час рождения ребенка есть первый час его обучения”,— говорил Песталоцци. Он определил задачи, содержание, разработал методику первоначального воспитания в семье. Песталоцци полагал, что мать должна с раннего возраста развивать физические силы ребенка, прививать ему трудовые навыки, воспитывать в нем любовь к людям, вести его к познанию окружающего мира. Семейное воспитание должно быть направлено на гармоническое развитие всех природных данных ребёнка. Считал главным фактором - социальную среду. Заложил основы соц.педагогики; обучал детей из бедной среды, доказал, что и низшее сословие способно усваивать науки.

Слайд 9

К.Д.Ушинский о семейном воспитании. Константи́н Дми́триевич Уши́нский (1824 - 1871) - русский педагог, основоположник научной педагогики в России. Особое значение Ушинский придавал воспитанию детей в дошкольном детстве и рассматривал этот период как ступень в общей системе воспитания и обучения. Проблемы женского образования занимают важное место во взглядах Ушинского. По его убеждению мать является первой, естественной воспитательницей. От её педагогической подготовленности во многом зависят умственное развитие и нравственное воспитание ребёнка. Для большинства населения страны Ушинский наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников все же считал семью. В ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения. “Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства,— писал Ушинский,— приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире,— право на правильное и доброе воспитание”. Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский отводил матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома; то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении.

Слайд 10

П.Ф.Лесгафт о значении семейного воспитания. Петр Францевич Лесгафт (1837 – 1909) – педагог, общественный деятель, анатом и врач – создал оригинальную для своего времени научно- обоснованную систему физического воспитания, связанную самым тесным образом с умственным, нравственным и эстетическим развитием детей. Большое место в его работах занимали вопросы семейного воспитания и детской игры. Продолжительность воспитания в семье он определял семью годами от рождения, а периоды развития – проявлением физического возрастания: переход из лежачего положения в сидячее, появление молочных зубов, артикулирование звуков речи и т.д. По Лесгафту, именно в годы семейной жизни складывается определённый тип ребёнка как результат усвоения привычек и обычаев семьи и данной местности. Главную задачу родителей он видел в создании в семье таких условий, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонично развиваться.

Слайд 11

Мысли Л.Н.Толстой о воспитании в семье. Гениальный русский писатель Лев Николаевич Толстой (1823 – 1910) известен и как выдающийся педагог. Л. Н. Толстой был сторонникам семейного воспитания и обучения детей дошкольного и раннего школьного возраста. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей. Главным условием первоначального семейного воспитания детей Толстой считал здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное нравственное самоусовершенствование их, близость, тесное общение родителей с детьми Родителям необходимо воспитывать у детей с раннего возраста любовь и привычку к труду. “Привычка к праздной жизни для человека хуже всех бедствий жизни. Поэтому в высшей степени важно, чтобы дети приучались еще с ранних лет работать. Самообслуживание, посильный ручной, ремесленный труд, труд в сельском хозяйстве не только помогут им в будущем стать самостоятельными людьми, но и будут содействовать их нравственному воспитанию.

Слайд 12

А.С.Макаренко о вопросах семейного воспитания. Антон Семёнович Макаренко (1888 – 1939) – педагог, писатель. Обладая мышлением педагога-теоретика и экспериментаторским талантом, всю свою деятельность связывал с воспитательной практикой. Его труды оказали существенное влияние на смежные с педагогикой дисциплины, которые в настоящее время активно развиваются, - социальную педагогическую психологию и др. Широкую известность получили работы А.С.Макаренко, посвященные проблемам семейного воспитания, в которых педагог убеждает родителей серьёзно отнестись к воспитанию ребёнка, начиная с первых минут его жизни. А. С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в тон семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью советского общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело.

Слайд 13

Любили тебя без особых причин: За то, что ты - внук, За то, что ты - сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож... И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. Валентин Берестов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра с педагогами " Семейное воспитание"

Деловая игра проводится между двумя командами педагов, с целью выявления компентентности воспитателей по работе с родителями. ...

Полезные советы для родителей: Мудрость воспитания – заповедь великого педагога.

В наши дни остаются актуальными десять заповедей Януша Корчака о воспитании детей. Выдающийся педагог автор множества книг о воспитаниии и сказок для детей. Рекомендую прочитать книгу Януша Корчака "К...

Сборник цитат великих педагогов "Воспитание детей"

Воспитание детей - наука более древняя, чем может показаться на первый взгляд. Прививанию добродетелей  уделялось особое внимание ещё в древние времена. О воспитании говорили античные философы, с...

Консультация для педагогов на педсовете «Семейное воспитание – первая ступень патриотического воспитания детей»

Сообщение на педагогическом совете на тему "Семейное воспитание - первая ступень патриотического воспитания детей". Роль семьи в патриотическом воспитании....

Консультация для педагогов "Семейное воспитание - первая ступень патриотического воспитания дошкольника"

Высказывание Ф. Бекона «Любовь к Родине начинается с семьи» как нельзя лучше характеризует семью, ее важнейшую функцию – воспитание и развитие детей. Семья является ячейкой обще...

10 золотых правил воспитания от великого педагога, психолога и писателя Антона Семеновича Макаренко ( 18.03.2024)

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. «Любовь — это самое великое чувство, которое творит чудеса, которое творит новых людей и созд...