Среди педагогов детского сада бытует мнение, что самый сложный этап обучения, развития и воспитания дошкольников — это ясельная (дети 1,5–2 лет) и первая младшая (2–3 года) группы. Эта точка зрения не лишена оснований, ведь образовательная деятельность с малышами такого возраста вплетается в режимные моменты, что, в свою очередь, делает её непрерывной в течение дня: один вид деятельности трансформируется в другой. Поэтому занятия с детьми раннего возраста носят название общеобразовательных.
СодержаниЕ
Суть понятия
Общеобразовательное занятие в детском саду — это непосредственно образовательная деятельность (НОД), которая строится на основе комбинации разных учебно-воспитательных направлений, подчинённых раскрытию одной темы. К примеру, в ясельной группе в рамках воспитания культурно-гигиенических навыков (КГН) дети осваивают навык мытья рук и умывания. В процессе этой работы они учат потешку «Водичка-водичка», то есть реализуют задачу из области развития речи, а также узнают о свойстве воды очищать, делать чистым всё вокруг, и таким образом, расширяют область познания. При этом одно направление всё же является основным: в нашем случае это воспитание КГН.
Это интересно. В методической литературе общеобразовательные занятия ещё называют комплексными, что связано с использованием именно этого термина в образовательной программе «От рождения до школы», по которой работает большинство детских садов в стране.
Цели и задачи общеобразовательных занятий в ясельной и первой младшей группах
Миссия проведения общеобразовательных занятий опирается на триединую цель всего образовательного процесса: обучающую, развивающую и воспитательную. При этом аспекты каждой практически идентичны для работы с детьми и 1,5–2 лет, и 2–3 лет. Незначительные отличия будут касаться задач, которые обеспечивают реализацию поставленных целей, точнее, глубины их освоения. Итак, целями общеобразовательных занятий для детей раннего и младшего дошкольного возраста является:
- дать малышам представления о предметах ближайшего окружения, параллельно обогащать словарный запас (для обеих групп это в большей степени пассивный словарь) – обучающий вектор целей;
- стимулировать развитие речевой функции, в том числе с помощью тренировки мелкой моторики — развивающее направление;
- воспитывать КГН, эмоционально положительное отношение к миру вокруг — воспитательный элемент.
Таблица: задачи общеобразовательных занятий в ясельной и первой младшей группах
Ясельная группа | Первая младшая группа |
Знакомство с объектом по определяющему признаку. Например, вода нужна, чтобы пить и мыться. | Расширение информативного поля объекта: вода необходима всему живому, без неё жизнь невозможна. |
Осмысление мира вокруг через взаимодействие с ним. Дети рассматривают кубики, гладят их, то есть подключают сенсорные каналы восприятия. | Изучение предметов происходит комплексно: малыши играют с кубиками, подключая другие игрушки, например, ставят на них машинки. |
Накопление знаний. Так, дети узнают, что есть четыре времени года, умеют называть то, что сейчас. | Систематизация имеющихся знаний. Ребята узнают, что у каждого сезона есть определяющие признаки (зима — снег, осень — дождь, весна — зелёные листья, цветочки, лето — яркое солнце, жара). |
Пробуждение фантазии. Например, дети знакомятся с акварельными красками, выполняют простые манипуляции с ними: делают отпечатки на бумаге пальчиками, а педагог помогает воспитанникам увидеть образ рисунка (одуванчик, солнышко). | Направление творческой энергии в нужное русло. Дети раскрашивают простые шаблоны с крупными участками для заполнения цветом. |
Воспитание КНГ (умения мыть руки, умываться, вытираться полотенцем, пользоваться горшком, просить о помощи), а также создание положительного образа коллектива сверстников (малыши привыкают взаимодействовать в коллективе, даже несмотря на то, что ведущий вид деятельности — игра — пока происходит рядом, а не вместе, как это будет, начиная со второй младшей или средней группы. |
Виды образовательной деятельности
Вне зависимости от возраста детей в детском саду практикуется пять видов образовательной деятельности:
- развитие познавательной сферы (в раннем возрасте через знакомство с названиями окружающих малышей предметов);
- речевое развитие (дети 1,5–2 лет должны произносить слоги, имитирующие звуки, которые издают животные, использовать слоги для обозначения предметов и явлений вокруг, в пассивном словаре содержать около 200–300 слов; в 2–3 года пассивный словарь малышей должен пополниться примерно 1200 словами, должна развиться способность характеризовать предмет по цвету, размеру, форме, качеству — плохой или хороший);
- социально-коммуникативное (маленькие воспитанники учатся делиться игрушками, в первой младшей группе предпринимаются попытки организовать игры вместе, а не рядом, например, сюжетно-ролевые игры «Семья», «В машине»);
- физическое (малыши узнают своё тело, пытаются им управлять);
- художественно-творческое (дети знакомятся с материалами для творчества, учатся ими пользоваться).
Если говорить о приоритетном виде активности, то и в яслях, и в первой младшей группе это познание и речь.
Дополнительные методики на занятиях в яслях и первой младшей группе
Самым продуктивным способом включить или переключить внимание воспитанника раннего возраста является привлечение «движущейся картинки», то есть мультфильмов, видеороликов. Кроме информационных компьютерных технологий, в детском саду в работе с воспитанниками раннего возраста практикуются такие методики:
- артикуляционная гимнастика с 2 лет в форме разучивания чистоговорок для освоения детьми звукового строя языка (например, «Уп-уп-уп, мама варит суп»);
- игры с бобовыми, обычно с фасолью (например, в ясельной группе это игра «Найди игрушку», в которой малыши достают из ёмкости с фасолью игрушки, а в первой младшей «Золушка» — малыши раскладывают красную и белую фасоль по отдельным тарелочкам);
- элементы методики су-джок (дети катают между ладошками «колючий» шарик, разрабатывая мелкую моторику и стимулируя акупунктурные точки);