Консультация для воспитателей ясельной и первой младшей групп по ЗКР.
консультация (младшая группа) по теме

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ясельной и

 I младшей групп по ЗКР.

 Что может сделать воспитатель для формирования звуковой культуры у малышей? Попробуем разобраться. На что обращать внимание в первую очередь?!.

Многие дети приходят в ясли, не умея нормально открывать рот. Родители мало разговаривают с детьми, речевая мускулатура вследствие этого развита слабо. Ребенок знает, что открывать рот надо или во время кормления, или у доктора. О том , что рот надо открывать , когда говоришь, ему никто не сказал. Многие дети были на искусственном вскармливании. У них недостаточно развита «сосательная» мускулатура. А ведь губы нужны для произношения губных и губно-зубных звуков. Элементарная артикуляция [м,м',п,п',б,б',в,в',ф,ф' ] может быть из-за этого смазанной, нарушается и дифференцировка гласных[а.о,у]. Поэтому, главные артикуляционные упражнения в ясельной группе – это:

1. «Рыбка» - открыть рот, закрыть рот, открыть и т.д

                      «Открывает рыба рот,

                        Но не слышно, что поет.»

2. «Лягушка» - растянуть губы в улыбку.

                       «Тянутся у лягушки губки

                          к ушкам.»

                       «Квака любит улыбаться,

                         Рот у Кваки до ушей,

                         Хоть завязочки пришей.»

                        «Тянуть губы прямо к ушкам

                          Очень нравится лягушкам.

                          Улыбаются… Смеются…

                          А глаза у них, как блюдца.»

                           

                        «Доброе утро и солнцу и птицам:

                          Доброе утро улыбчивым лицам!»

                                              [И]

3. «Слоник» - губы хоботком.

                         «Подражаю я слону:

                           Губы хоботом тяну…

                           Даже если я устану,

                           Их тянуть не перестану.

                           Буду долго так держать,

                           Свои губы укреплять.»

                                               [У]

4. «Дудочка» - то же, что «Слоник».

                          «Мои губы – трубочка –

                            Превратились в дудочку.

                            Громко я дудеть могу:

                            Ду-ду, ду-ду-ду.

                            Ду-ду, ду-ду-ду.»

                               

                           «Вдоль по улице иду я

                             И в большую дудку дую:

                             Ду-ду-ду да ду-ду-ду,

                             Я по улице иду.»

5. «Бублик» - губки чуть пошире, чем на упр. «Слоник».

                           «Бублик мы изобразили

                             Плавно губы округлили,

                             Их теперь нельзя смыкать

                             Бублик надо удержать.»

                                                  [О]

6. «Заборчик» - зубы сомкнуты.

                            «Зубы ровно мы смыкаем

                              И заборчик получаем.

                              А сейчас раздвинем губы:

                              Посчитаем наши зубы.»

Объединяем упражнения в комплекс.

                             «Свои губы прямо к ушкам

                               Растяну я, как лягушка.

                               А теперь слоненок я,

                               Видишь - хобот у меня.

                               А сейчас я дудочка,

                               Дудочка – погудочка.

                               Мне понравилось играть

                               Повторю-ка все опять.»

7. «Качели» - язык то вверх, то вниз.

                              «На качелях я качаюсь:

                                Вверх – вниз, вверх – вниз,

                                Я до крыши поднимаюсь,

                                А потом спускаюсь вниз.»

8. «Вкусное варенье» - облизать губы.

                              «Ох, и вкусное варенье!

                                Жаль, осталось на губе,

                                Язычок я подниму

                                И остатки оближу.»

9. «Змейка» .

                              «Язык в змейку превращается,

                                Упражненье начинается.

                                 Вот вперед стремится змейка,

                                 Повторить за ней сумей-ка:

                                 То бросается вперед.                    

                                 То скорей назад ползет.

( Движения языком вперед , изо рта, затем

обратно. )

                                 Язык змейкой извивается.

                                 Вправо, влево продвигается.

( Движения языком из стороны в сторону. )

                                 Змейка всюду побывала,

                                 А теперь она устала.

                                 Уползает змейка в норку,

                                 Чтоб немножко отдохнуть

( Язык убрать в рот. )

                                 Отдохнула – снова в путь.

                                 Змейке нравится играть

                                 И движенья выполнять.»

10. «Шарик» - надуть щеки.

                                «Шар воздушный,              

                                            шаловливый,

                                  Непослушный и

                                            игривый.

                                  Вот возьму его надую,

                                  С ним  на улицу пойду я.»

 Упражнения можно делать перед занятиями, перед едой и т.д. Можно объединять упражнения в связки, например :

У слона воздушный шарик – «Слоник», «Шарик»

У лягушки дудочка – «Лягушка», «Дудочка»

Лягушка дружит с рыбкой – «Лягушка», «Рыбка»

Слон качается на качелях – «Слоник», «Качели»

Змея съела лягушку – «Змея», «Лягушка» и т.д.

  Если Вы помогаете ребенку развить мышцы губ, сделать более сильным язычок, в результате, Вы готовите его речевой аппарат к освоению более сложных звуков.

Примечание. Материал по гласным звукам см.:

М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Чтобы чисто говорить, надо…(развитие общеречевых навыков ).

                                       

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коспект совместной деятельности воспитателя с детьми первой младшей группы

Ознакомление детей раннего возраста с фольклорными формами. Тема; "Петушок и его семья"....

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей первой младшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) по сенсорному развитию.Тема: «Ёжик»

Занятие  на закрепление основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий) при помощи заготовок ежей из картона и прищепок четырех основных цветов....

Совместная деятельность воспитателя с детьми первой младшей группы. Тема " Сказка "Репка""

Тема " Сказка "Репка""Цель: развитие внимания, памяти.Задачи: закрепить знания о животных, уточнить представления детей о том,  кто что ест ( собачка  грызет косточку,кошка лакает и т....

Виды занятий в ясельной и первой младшей группах

Виды занятий в ясельной и первой младшей группах...

Задачи общеобразовательных логопедических занятий в ясельной и первой младшей группах

Ясельная группаПервая младшая группаЗнакомство с объектом по определяющему признаку. Например, вода нужна, чтобы пить и мыться.Расширение информативного поля объекта: вода необходима всему живому, без...

Мастер класс для родителей детей ясельной и первой младшей группы " Пасхальный кулич"

Поделка выполнена в технике аппликация и лепка. Учащимся первой младшей группы Колетвиным Иваном...

Акция в ясельной и первой младшей группах на тему «Витаминки »

Акция в ясельной и первой младшей группах на тему «Витаминки »...