«Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой матрёшка, и с использованием нетрадиционных способов рисования».
материал (старшая группа)
Познакомить детей с историей русской народной игрушке (Матрёшке) , как народного промысла.
Способствовать развитию речевого общения , обогащению и расширению словаря. Развивать познавательную активность малышей , сенсорные навыки.
Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края.
Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. Побуждать родителей к совместной художественно- творческой деятельности с детьми.
В процессе работы по ознакомлению детей с русской народной игрушкой -продолжить знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними .
- Закреплять и обогащать знания детей о красоте и многогранности народной игрушке через разные виды художественного творчества .
Воспитывать интерес к народному творчеству
Способствовать развитию речевого общения , обогащению и расширению словаря. Развивать познавательную активность малышей , сенсорные навыки.
Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 37.07 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования
воспитателя : Трушниковой Татьяны Петровны
Тема самообразования: «Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой матрёшка, и с использованием нетрадиционных способов рисования».
Цель:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с дошкольниками, педагогами, родителями по теме самообразования
Задачи:
Познакомить детей с историей русской народной игрушке (Матрёшке) , как народного промысла.
Способствовать развитию речевого общения , обогащению и расширению словаря. Развивать познавательную активность малышей , сенсорные навыки.
Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края.
Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. Побуждать родителей к совместной художественно- творческой деятельности с детьми.
В процессе работы по ознакомлению детей с русской народной игрушкой -продолжить знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними .
- Закреплять и обогащать знания детей о красоте и многогранности народной игрушке через разные виды художественного творчества .
Воспитывать интерес к народному творчеству
Способствовать развитию речевого общения , обогащению и расширению словаря. Развивать познавательную активность малышей , сенсорные навыки.
Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края
Актуальность выбранной темы:
Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре .
Данная тема позволит: зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи, познакомит с нетрадиционными способами рисования.
привить уважение к истории России;
пополнить предметно развивающую среду;
вложить частичку своей души в игрушку, стать мастерами используя в своей работе НТР.
Ознакомление детей с народной игрушкой с применением нетрадиционных материалов и техник рисования будет способствовать возникновению ещё большему интересу детей к народной игрушке и в то же время в процессе этой деятельности у детей будут развиваться;
1. Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
2. Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
3. Внимания и усидчивости;
4. Мышления;
5. Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
6. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы,
Мы уверены в том, что тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой матрёшка, и с использованием нетрадиционных способов рисования».
является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики .
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение методической, психолого-педагогической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
- изучение педагогического опыта других педагогов;
Предполагаемый результат:
Дети:
Сформирован интерес к русской народной игрушке в процессе познавательной и творческой деятельности:
-различают виды матрёшки- вятскую, семёновскую, майдановскую;
-называют элементы одежды матрёшки- сарафан, платочек, фартук;
- познакомились с элементами росписи матрёшки- цветы, ягоды ,листья;
-
научились использовать в своей росписи элементы семеновской, вятской, майдановской росписи для украшения элементов одежды матрешки, располагая цветок в центре ;
-познакомились с такими видами НСР ,как рисование на соли и манке, с техникой коллаж и граттаж ,рисование по - сырому
-значительно улучшена мелкая моторика
Родители:
-активно вовлечены в процесс проектной деятельности;
-установлен более тесный контакт с семьей в процессе совместной творческой продуктивной деятельности по ознакомлению дошкольников с русской народной игрушкой (Матрёшкой).
Педагоги:
-определены основные направления по работе с дошкольниками по теме «Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой , с использованием нетрадиционных способов рисования » (углублены методические знания: методы и приемы работы по теме)
Самореализация
- Обобщен опыт по исследуемой теме (разработан методический и практический материал в ходе реализации проектной деятельности: перспективный план, методическая разработка НОД, дидактические пособия, презентации
Этапы | Содержание работы | Сроки месяц | Практическая деятельность |
1.Организационно- ознакомительный | Определение целей и задач темы. Изучение литературы по проблеме Разработка системы мероприятий, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов Отслеживание результатов работы
| Сентябрь -май | Методическая литература
1 Г.Н. Пантелеев, Ю.В. Максимов, Л.В. Пантелеева «Декоративное искусство детям». 2 «Матрешка» — изд-во Сов. Россия, 1969г. 3 «Дошкольное воспитание» № 12, 1972г. «Художники Полховского Майдана и Крутца» Семенова Т.С. 4 «Полховская игрушка» ,«История возникновения русской народной игрушки» Барадулин В.А. «Юный художник» № 3, 1973г . 5. Никитина А. В. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. - КАРО, 2008г. 6. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. - Скрипторий, 2003г. 7. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. - М. : Сфера, 2011г. 8. Немешаева Е. А. Художества без кисточки. – Феникс, 2014г.
9. Интернет ресурсы МААМ.RU ,Дошколёнок.ru, Планета Детства. nsportal.ru 10. Подборка статей из журналов -«Воспитание дошкольника», «Воспитатель ДОУ», «Справочник старшего воспитателя» 11. Курсы повышения квалификации по теме самообразования. 12. Изучение ФГОС ДО 13. Создание блога. |
2. Основной | Внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования | ||
Работа с детьми | -Беседы -Чтение и рассматривание иллюстраций к народным и авторским сказкам ,стихам и потешкам. -Просмотр мультфильмов, слайдов.
-Дидактические игры Художественное творчество -Русские народные танцы, песни ,хороводы - подвижные игры ,физминутки , физ-досуги. -Сюжетные игры.
| ноябрь-апрель ноябрь-апрель ноябрь- апрель ноябрь-апрель ноябрь-апрель ноябрь-апрель ноябрь-апрель ноябрь-апрель | Беседы с детьми: «Где родилась матрёшка?» «Почему её так назвали?» «Каких матрёшек вы знаете?» Беседа с детьми «Как играть с матрешкой».
Вечерние посиделки со сказками(В-Д-Р) чтение сказки « Старик Фукурума в поисках страны солнца» ознакомление детей и родителей с историем возникновения матрёшки Рассматривание иллюстраций и игрушки матрёшки «Рассматривание узоров у матрёшек Матрёшки» разных русских народных мастеров. Чтение потешек .загадок. Стихотворений о матрёшках. В.Моисеев «Матрёшка»,Ю.Радов «Матрёшка», З.Медведев «У меня матрёшка есть», Г.Лагздынь»Считалочка»,«Подарили мне матрёшку»,В.Степанов «Матрёшка», «Матрёшка на окошке». «Жили-были матрёшки», Новогодние приключения игрушек», «Вот какие мы матрёшки».
Д/и «Сложи Матрешку», «Найди по цвету», « Найди одинаковых матрёшек», «Выбор матрёшек «Расставь матрёшек как в примере», «Сколько нас?» «Разложи и собери матрёшек вместе» . - Рисование «Укрась платочек матрёшке»,Укрась сарафанчик», «Укрась фартучек» ,рисование на манке и на соли , рисование болванки матрёшки с использованием НСР –граттаж, коллаж. Аппликация «Укрась фартук матрёшки цветами», «Украсим платочек». Лепка «Матрёшка» Художественный труд с использованием НСР- коллаж новогодней матрёшки.
Разучивание танца «Мы веселые матрешки». », Разучивание песен « Ой да мы матрёшки мы матрёшки»,хоровода « Мы матрёшки».Частушки про матрёшек «Дуйте в дудки, бейте в ложки». Разучивание песенки «Матрешки» , муз.Левеной , слова Петровой. разучивания комплекса утренней гимнастики «Матрёшки» « У матрёшки тёплые ладошки».Проведение физ.досуга «В гостях у матрёшки»,Физ-минутки «Весёлые матрёшки», «Подружки», «Ладушки-ладушки» .П/игра «Бегите к матрёшке», «Чья матрёшка быстрее», «Матрёшка и шарик». Проведение сюжетных игр « Прячем матрёшку». » « Шли матрёшки по дорожке» « Матрёшки в гостях у ребят», «Вместе с матрёшкой» «Игра-путешествие «Русская Матрёшка»
|
Работа с педагогами | 1.Консультация для педагогов 2.Выступление на педсовете№2 3.Презентация методической разработки | октябрь
Февраль Апрель-май. Май. | -« Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой , с использованием нетрадиционных способов рисования».Показ мастер-класса «Ознакомление детей дошкольного возраста с НСР» Презентация для работы с детьми « Русские народные игрушки –Матрёшка и свистулька». Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к нам пришла Матрёшка» Непосредственная организованная деятельность. «Почему матрешка грустная» НОД «Художественное творчество» «Весёлые матрёшки» Презентация на тему«Русская народная игрушка-Матрёшка» (Совместная деятельность В-Д-Р) |
Работа с родителями | 1.Консультация 2 Мастер-класс 2.Совместное изготовление пособий 3.Досуг -участие в мастер-класса на городском уровне. | Ноябрь. Декабрь Ноябрь.
Декабрь Сентябрь-апрель
Ноябрь-май. Ноябрь-апрель Декабрь-май. Март-май. Октябрь Ноябрь.
Октябрь-Ноябрь Ноябрь. Декабрь-Январь
Декабрь Февраль. Февраль
Март. | «История происхождения Матрешки-русской народной игрушки» . Мастер-класс для родителей «В какие игры можно поиграть с матрёшкой» Мастер-класс «Рисуем на манке и соли». Мастер-класс для родителей и детей в библиотеке №6 «Ознакомление с Вятской, Семёновской. Майдановской матрёшкой через граттажирование. Мастер-класс на тему «Новогодняя матрёшка» НСР –«коллаж». -Оформление папки-передвижки на тему «Матрёшка самая известная русская игрушка»; - Оформление альбов «Виды Матрёшек», «Матрёшка-любимая игрушка»; - сбор – коллекции игрушек – матрешек; -Изготовление матрёшек на выставку «Русское народное творчество». Цикл «вместе весело» Воспитатель-Дети –Родители; -Изготовление матрёшек детьми и родителями из различных материалов (картон, пластелин, солёное тестоя; -Разработка авторской матрёшки на готовой болванке. --Дети с помощью родителей выбирают материал для работы, выбирают цвет (дети 4 лет) Разработка воспитателями вместе с родителями и детьми групповой матрешки. -Вечерние посиделки в библиотеке №6 со сказками(В-Д-Р) чтение сказки « Старик Фукурума в поисках страны солнца» ознакомление детей и родителей с историем возникновения матрёшки. -Мастер-класс для родителей и детей в библиотеке №6 «Ознакомление с вятской, Семёновской. Полхов-майдановской матрёшкой через НСР; -Развлечение « Ознакомление детей с мордовской матрёшкой» к Фестивалю «Народы Поволжья». -Участие детей и родителей в мероприятие ДОУ «Фестиваль народов Поволжья».Выставка русских матрёшеках; -Досуг для детей старшей группы «Что вы знаете о Матрёшке»; -Мастер-класс на тему «Новогодняя матрёшка» НСР –«коллаж» -Совместная деятельность В-Д-Р .Выступление в областнос РЦ . «Ярмарка Матрёшек» -Выступление детей в городском РЦ с презентацией. « Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к вам пришли Матрёшки», показ развлекательной программы «Вот такие мы Матрёшки» ; -Выступление детей на празднике «Масленица» в ДОУ «Матрёшкины частушки» |
Отслеживание результатов работы | март-апрель Март. Апрель Ноябрь | Подготовка материала для выставки «коллекция игрушек матрёшек»; -Подготовка материала для выставки художественного творчества «Авторская Матрёшка»; - Размещение статьи в газете Междуречье и Кинельская жизнь «Город творчества»; -Рамещение проекта «Русская народная игрушка -Матрёшка» в интернет ресурсах; -Размещение мастер-класса в интернет ресурсах « Нетрадиционные способы рисования»; | |
3. Заключительный (самореализация) | Подведение итогов Отслеживание результатов работы Самоанализ педагогической деятельности Распространение опыта своей работы Выступление на итоговом педсовете Оформление результатов работы | Апрель-май. Май апрель май Апрель Май. | -Выставка авторских матрёшек ; -Показ авторской групповой матрёшки «Солнечные зайчики»; -Заключительная выставка –подарок «Наши матрёшки»в Областном РЦ для детей попавших в трудную жизненную ситуацию; -Презентация для педагогов Областного РЦ и городского РЦ «Что мы не знали о матрёшке»; -Мастер –класс для педагогов из областного центра «Как можно украсить матрёшку»(Использование НСР); - Презентация по проделанной работе «Матрёшка –русская народная игрушка».
-Отчет «Результаты работы по теме самообразования» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»
Развивающие игры В.В. Воскобовича – средство, помогающее детям дошкольного возраста эффективно освоить разнообразное содержание, т.к. по своему составу это эталоны формы, цвета, величины; цифры, буквы...
Перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с русской народной сказкой
- Перспективный план по ознакомлению с р.н. сказкой по всем возрастам...
Конспекты занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с русской народной сказкой
- Конспекты занятий по ознакомлению с р.н. сказкой по всем возрастам...
Доклад на педагогический совет"Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной культурой".
Доклад на педагогический совет"Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной культурой"....
Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством.
Обучение дошкольников умению различать наиболее известныхе виды декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской ; пониманию детьми характерных особенностей изделий...
Рабочая программа "Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством"
Рабочая программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на и...
«Формирование патриотизма и нравственных ориентиров через ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством».
План работы в средней группе....