«Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой матрёшка, и с использованием нетрадиционных способов рисования».
материал (старшая группа)

Трушникова Татьяна Петровна

Познакомить детей с историей русской народной игрушке (Матрёшке) , как народного промысла. 

Способствовать развитию речевого общения , обогащению и расширению словаря. Развивать познавательную активность малышей , сенсорные навыки.

Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края.

Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. Побуждать родителей к совместной художественно- творческой деятельности с детьми.

В процессе работы по ознакомлению детей с русской народной игрушкой  -продолжить знакомить детей  с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними .

- Закреплять и обогащать знания детей о красоте и многогранности  народной игрушке через разные виды художественного творчества .

Воспитывать интерес к народному творчеству

Способствовать развитию речевого общения , обогащению и расширению словаря. Развивать познавательную активность малышей , сенсорные навыки.

Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx37.07 КБ

Предварительный просмотр:

 

План самообразования

воспитателя : Трушниковой Татьяны Петровны

 

Тема самообразования: «Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой матрёшка, и с использованием нетрадиционных способов рисования».

Цель: 

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с дошкольниками, педагогами, родителями  по теме самообразования

Задачи:

Познакомить детей с историей русской народной игрушке (Матрёшке) , как народного промысла.  

Способствовать развитию речевого общения , обогащению и расширению словаря. Развивать познавательную активность малышей , сенсорные навыки.

Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края.

Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. Побуждать родителей к совместной художественно- творческой деятельности с детьми.

В процессе работы по ознакомлению детей с русской народной игрушкой  -продолжить знакомить детей  с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними .

- Закреплять и обогащать знания детей о красоте и многогранности  народной игрушке через разные виды художественного творчества .

Воспитывать интерес к народному творчеству

Способствовать развитию речевого общения , обогащению и расширению словаря. Развивать познавательную активность малышей , сенсорные навыки.

Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края

 

Актуальность выбранной темы:

Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре .

 Данная тема позволит: зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи, познакомит с нетрадиционными способами рисования.

привить уважение к истории России;

пополнить предметно развивающую среду;

вложить частичку своей души в игрушку, стать мастерами используя в своей работе НТР.

 Ознакомление детей с народной игрушкой  с применением нетрадиционных материалов и техник  рисования будет способствовать возникновению  ещё большему интересу детей к народной игрушке и в то же время в процессе этой деятельности у детей будут развиваться;

1. Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

2. Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

3. Внимания и усидчивости;

4. Мышления;

5. Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

6. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы,

Мы уверены в том, что тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой матрёшка, и с использованием нетрадиционных способов рисования».

  является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики .

 

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение методической, психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
  •  изучение  педагогического опыта  других педагогов;

Предполагаемый результат:

Дети:

Сформирован интерес к   русской народной игрушке в  процессе познавательной и  творческой деятельности:

-различают  виды матрёшки- вятскую, семёновскую, майдановскую;

-называют элементы одежды  матрёшки- сарафан, платочек, фартук;

- познакомились с элементами росписи матрёшки- цветы, ягоды ,листья;

-

 научились  использовать в своей росписи элементы семеновской, вятской, майдановской росписи для украшения элементов одежды матрешки, располагая цветок в центре ;

-познакомились с такими видами НСР ,как рисование на соли и манке, с техникой коллаж и граттаж ,рисование по - сырому

-значительно улучшена мелкая моторика

Родители:

-активно вовлечены в процесс проектной деятельности;
-установлен более тесный контакт с семьей в процессе совместной творческой продуктивной деятельности по  ознакомлению дошкольников  с русской народной игрушкой  (Матрёшкой).

Педагоги:

-определены основные направления по работе с дошкольниками по теме «Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой , с использованием нетрадиционных способов рисования » (углублены методические знания: методы и приемы работы  по теме)    

Самореализация

- Обобщен  опыт по исследуемой теме (разработан методический и практический материал в ходе реализации проектной деятельности: перспективный план, методическая разработка НОД, дидактические пособия, презентации

Этапы

Содержание работы

Сроки

месяц

Практическая деятельность

1.Организационно- ознакомительный

Определение целей и задач темы.

Изучение литературы по проблеме

Разработка системы мероприятий, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

Отслеживание результатов работы

 

Сентябрь -май

Методическая литература

 

1  Г.Н. Пантелеев, Ю.В. Максимов, Л.В. Пантелеева «Декоративное искусство детям».

2 «Матрешка» — изд-во Сов. Россия, 1969г.

3 «Дошкольное воспитание» № 12, 1972г.

«Художники Полховского Майдана и Крутца» Семенова Т.С.

4 «Полховская игрушка» ,«История возникновения русской народной игрушки» Барадулин В.А. «Юный художник» № 3, 1973г

. 5. Никитина А. В. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. - КАРО, 2008г.

6. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. - Скрипторий, 2003г.

7. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. - М. : Сфера, 2011г.

8. Немешаева Е. А. Художества без кисточки. – Феникс, 2014г.

 

9. Интернет ресурсы

 МААМ.RU ,Дошколёнок.ru, Планета Детства. nsportal.ru

10. Подборка статей из журналов  -«Воспитание дошкольника», «Воспитатель ДОУ», «Справочник старшего воспитателя»

11. Курсы повышения  квалификации по теме самообразования.

12. Изучение ФГОС ДО

13. Создание  блога.

2. Основной

Внедрение  в работу подготовленного материала.

Форма представления результатов работы: проведение

мероприятий по теме самообразования

Работа с детьми

-Беседы

-Чтение и рассматривание иллюстраций к народным и авторским  сказкам ,стихам и потешкам.

-Просмотр мультфильмов, слайдов.

 

-Дидактические игры

Художественное творчество

-Русские

 народные  танцы, песни ,хороводы

-  подвижные игры ,физминутки , физ-досуги.

-Сюжетные игры.

 

ноябрь-апрель

 ноябрь-апрель

ноябрь-

апрель

ноябрь-апрель

ноябрь-апрель

ноябрь-апрель

ноябрь-апрель

ноябрь-апрель

  Беседы с детьми:

«Где родилась матрёшка?»

«Почему её так назвали?»

 «Каких матрёшек вы знаете?»

  Беседа с детьми «Как играть с матрешкой».

 

Вечерние посиделки со сказками(В-Д-Р) чтение сказки « Старик Фукурума в поисках страны солнца» ознакомление детей и родителей с историем  возникновения матрёшки

Рассматривание иллюстраций и игрушки матрёшки

«Рассматривание узоров у матрёшек Матрёшки» разных русских народных мастеров.

Чтение потешек .загадок. Стихотворений о матрёшках. В.Моисеев «Матрёшка»,Ю.Радов «Матрёшка», З.Медведев «У меня матрёшка есть», Г.Лагздынь»Считалочка»,«Подарили мне матрёшку»,В.Степанов «Матрёшка»,

«Матрёшка на окошке».

 «Жили-были матрёшки»,      Новогодние приключения игрушек», «Вот какие мы матрёшки».

 

Д/и «Сложи Матрешку», «Найди по цвету», « Найди одинаковых матрёшек», «Выбор матрёшек «Расставь матрёшек как в примере», «Сколько нас?» «Разложи и собери матрёшек вместе»

.

- Рисование «Укрась платочек матрёшке»,Укрась сарафанчик»,   «Укрась  фартучек»   ,рисование на манке и на соли , рисование болванки матрёшки с использованием НСР –граттаж, коллаж.

Аппликация «Укрась фартук матрёшки

цветами», «Украсим платочек».

Лепка «Матрёшка»

Художественный труд с использованием НСР- коллаж новогодней матрёшки.

 

 Разучивание танца «Мы веселые матрешки». », Разучивание песен « Ой да мы матрёшки мы матрёшки»,хоровода « Мы матрёшки».Частушки про матрёшек «Дуйте в дудки, бейте в ложки». Разучивание песенки «Матрешки» , муз.Левеной , слова Петровой.

разучивания комплекса утренней гимнастики «Матрёшки» « У матрёшки тёплые ладошки».Проведение физ.досуга «В гостях у матрёшки»,Физ-минутки «Весёлые матрёшки», «Подружки», «Ладушки-ладушки»  .П/игра «Бегите к матрёшке», «Чья матрёшка быстрее», «Матрёшка и шарик».

Проведение сюжетных  игр « Прячем матрёшку».  » « Шли матрёшки по дорожке» « Матрёшки в гостях у ребят», «Вместе с матрёшкой» «Игра-путешествие «Русская Матрёшка»

 

Работа с педагогами

1.Консультация для педагогов

2.Выступление на педсовете№2

3.Презентация методической разработки

октябрь

 

Февраль

Апрель-май.

Май.

 Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой , с использованием нетрадиционных способов рисования».Показ мастер-класса «Ознакомление детей дошкольного возраста с НСР»

Презентация для работы с детьми « Русские народные игрушки –Матрёшка и свистулька».

Конспект  НОД по познавательному развитию «В гости к нам пришла Матрёшка»

Непосредственная организованная деятельность.   «Почему матрешка грустная»

НОД «Художественное творчество» «Весёлые матрёшки»

Презентация на тему«Русская народная игрушка-Матрёшка» (Совместная деятельность В-Д-Р)

Работа с родителями

1.Консультация

2 Мастер-класс

2.Совместное  изготовление  пособий

3.Досуг

-участие в мастер-класса на городском уровне.

 Ноябрь.

Декабрь

Ноябрь.

 

Декабрь

Сентябрь-апрель

 

Ноябрь-май.

Ноябрь-апрель

Декабрь-май.

Март-май.

 Октябрь

Ноябрь.

 

Октябрь-Ноябрь

Ноябрь.

Декабрь-Январь

 

Декабрь

Февраль.

Февраль

 

Март.

    «История происхождения Матрешки-русской народной игрушки» .

 Мастер-класс для родителей «В какие игры можно поиграть с матрёшкой»

Мастер-класс «Рисуем на манке и соли».

Мастер-класс для родителей и детей в библиотеке №6 «Ознакомление с Вятской, Семёновской.  Майдановской матрёшкой через граттажирование.

Мастер-класс на тему «Новогодняя матрёшка» НСР –«коллаж».

-Оформление папки-передвижки   на тему «Матрёшка самая известная русская игрушка»;

- Оформление альбов «Виды Матрёшек», «Матрёшка-любимая игрушка»;

-

сбор – коллекции игрушек – матрешек;

-Изготовление матрёшек на выставку «Русское народное творчество». Цикл «вместе весело» Воспитатель-Дети –Родители;

-Изготовление матрёшек  детьми и родителями из различных материалов (картон, пластелин, солёное тестоя;

 -Разработка  авторской матрёшки на готовой болванке. --Дети  с помощью родителей выбирают материал для работы, выбирают цвет (дети 4 лет) Разработка  воспитателями вместе с родителями и детьми  групповой матрешки.

-Вечерние посиделки в библиотеке №6 со сказками(В-Д-Р) чтение сказки « Старик Фукурума в поисках страны солнца» ознакомление детей и родителей с историем  возникновения матрёшки.

-Мастер-класс для родителей и детей в библиотеке №6 «Ознакомление с вятской,

Семёновской. Полхов-майдановской

матрёшкой через НСР;

-Развлечение « Ознакомление детей с мордовской матрёшкой» к Фестивалю «Народы Поволжья».

-Участие детей и родителей в мероприятие ДОУ «Фестиваль народов Поволжья».Выставка русских матрёшеках;

-Досуг для детей старшей группы «Что вы знаете о Матрёшке»;

-Мастер-класс на тему «Новогодняя матрёшка» НСР –«коллаж»

-Совместная деятельность В-Д-Р .Выступление в областнос РЦ . «Ярмарка

Матрёшек»  

  -Выступление детей в городском РЦ с презентацией. « Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к вам пришли Матрёшки», показ развлекательной программы «Вот такие мы Матрёшки» ;

-Выступление детей на празднике «Масленица» в ДОУ «Матрёшкины частушки»

Отслеживание результатов работы

март-апрель

Март.

Апрель

Ноябрь

Подготовка материала для  выставки «коллекция игрушек матрёшек»;

-Подготовка материала   для выставки художественного творчества «Авторская Матрёшка»;

-  Размещение статьи в газете Междуречье и Кинельская жизнь «Город  творчества»;

-Рамещение проекта «Русская народная игрушка -Матрёшка» в интернет ресурсах;

-Размещение мастер-класса в интернет ресурсах « Нетрадиционные способы рисования»;

3. Заключительный

(самореализация)

Подведение итогов

Отслеживание результатов работы

Самоанализ педагогической

деятельности

Распространение опыта своей работы

Выступление на итоговом педсовете

Оформление результатов работы  

Апрель-май.

Май

апрель

май

Апрель

Май.

-Выставка авторских матрёшек ;

-Показ авторской групповой матрёшки «Солнечные зайчики»;

-Заключительная выставка –подарок

«Наши матрёшки»в Областном РЦ для детей попавших в трудную жизненную ситуацию;

-Презентация для педагогов Областного РЦ и городского РЦ  «Что мы не знали о матрёшке»;

-Мастер –класс для педагогов из областного центра «Как можно украсить матрёшку»(Использование  

НСР);

- Презентация по проделанной работе «Матрёшка –русская народная игрушка».

 

-Отчет «Результаты работы по теме самообразования»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»

Развивающие игры В.В. Воскобовича – средство, помогающее детям дошкольного возраста эффективно освоить разнообразное содержание, т.к. по своему составу это эталоны формы, цвета, величины; цифры, буквы...

Перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с русской народной сказкой

- Перспективный план по ознакомлению с р.н. сказкой по всем возрастам...

Конспекты занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с русской народной сказкой

- Конспекты занятий по ознакомлению с р.н. сказкой по всем возрастам...

Доклад на педагогический совет"Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной культурой".

Доклад на педагогический совет"Ознакомление детей  дошкольного возраста с русской народной культурой"....

Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством.

Обучение дошкольников умению различать наиболее известныхе виды  декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской ; пониманию  детьми характерных особенностей изделий...

Рабочая программа "Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством"

Рабочая программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на и...