Особенности работы воспитателя в медицинском учреждении (психоневрологический детский дневной стационар)
статья

Ефимова Маргарита Николаевна

статья отражает некоторые особенности работы педагогических работников (воспитателей) в медицинском учреждении (психоневрологический детский дневной стационар)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы воспитателя в медицинском учреждении (психоневрологический детский дневной стационар)

В Детский дневной стационар поступают дети с различной психической патологией, многие дети являются инвалидами детства по психо- ВТЭку. Все дети страдают тяжелыми речевыми расстройствами разной степени выраженности, а именно, моторная алалия, сенсорная алалия, дизартрия, общее недоразвитие речи, нарушение речи в структуре основного заболевания, коммуникативные расстройства речи.

Детям в стационаре оказывается лечебно-диагностическая реабилитационная помощь.

Основные задачи психоневрологического дневного стационара

•        Обследование ребенка, уточнение диагноза: дать комплексную оценку состояния ребенка, оценку его работоспособности и обучаемости с одновременным изучением санитарно-гигиенических и социальных условий жизни ребенка.

  • Подбор и проведение адекватной медикаментозной терапии.
  • Реабилитационная и коррекционная помощь детям, направленная на социализацию ребенка, подготовку к переходу в соответствующие ДДУ, школу.

Все дети, посещающие стационар, получают квалифицированную медико-психолого-педагогическую помощь. Успех социальной адаптации напрямую связан с работой специалистов, работающих в тесном контакте, а именно, врачей, психологов, логопедов, педагогов. Совместно с врачами воспитатель рассматривает перспективы дальнейшего развития каждого ребенка, обсуждаю виды педагогической работы (на что конкретно обратить внимание) и планы занятий. При работе с психологом участвует в разработке единой стратегии в индивидуальной работе с каждым ребенком, ведет психолого-педагогические наблюдения, отражает динамику развития ребенка за определенный период времени. Проводит работу по развитию мелкой моторики, общей моторики, по формированию навыков самообслуживания, развитию творческих способностей, расширению кругозора.

Ведущее место в организации режима дня принадлежит медсестре, воспитатель плавно включаюсь в режимные моменты и проводит работу по развитию культурно-гигиенических навыков, большое внимание уделяя культуре поведения, взаимоотношениям детей друг другом, формированию целенаправленного поведения и целенаправленной деятельности. В стационаре действует установка на организацию охранного, щадящего режима.

В функциональные обязанности воспитателя входит:

  1. работать в соответствии с учетом специфических требований психоневрологического стационара;
  2. согласовывать содержание работы с лечащим врачом, психологом, логопедом и планировать ее на месяц и год;
  3. представлять планы работы и отчеты старшему воспитателю соответствии с предъявляемыми им требованиями,
  4. формировать социально-бытовые навыки, учитывая при этом состояние здоровья, возрастные, физические и психологические особенности детей.

Для наиболее успешной работы в группе воспитатель знакомится с мнением врачей и других специалистов, проводит обследование каждого ребенка индивидуально. Проводя диагностическую работу, воспитатель выявляет запас знаний и умений и навыков, его способности и склонности.

В связи с тем, что одномоментно в группе находятся дети с абсолютно разными диагнозами, речевой патологией невозможно проведение фронтальных занятий по определенной программе, поэтому в зависимости от интеллектуального развития, нервно-психического состояния, речевой патологии, уровня знаний, характера пристрастий и интересов, возрастных особенностей дети подразделяются для занятий по подгруппам (2- 4 ребенка) или для проведения с ними индивидуальных занятий.

Работая в тесном контакте врачом, логопедом воспитатель выстраивает свою работу следующим образом:

1. создать условия для более мягкой адаптации ребенка в группе, создать благоприятную обстановку для общения ребенка с другими детьми; повысить речевую активность детей,

  1. пополнить словарный запас (активный и пассивный) детей;
  2. развивать общую и мелкую моторику;
  3. организовывать учебную, игровую деятельность таким образом, чтобы способствовать развитию навыков детей.

Вся работа воспитателя проводится в соответствии с планом и режимом дня, свои занятия планирует, придерживаясь рекомендаций врачей, советов психолога и логопеда. Проведение занятий и индивидуальной работы требуют серьезной подготовки, маневрирования и гибкости по ходу занятия. Специальной программы для воспитателей, работающих в психиатрических стационарах нет, поэтому воспитатели взяли за основу работы следующие программы:

-Коррекционно-развивающее обучение и воспитание «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.,

-Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева

-Образовательная программы дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной.

В своей работе с детьми воспитатель придерживается гуманистических принципов воспитания:

  • иди за особенностями ребенка, не делай ему плохо;
  • не требуй от ребенка невозможного, прощай ребенка;
  • прислушивайся к ребенку, пойми его, не навреди;
  • учитывай индивидуальность каждого ребенка;
  • отталкивайся от того, что есть в ребенке хорошего;
  • учитывай, что ребенка воспитываешь не ты одна, учитывай, что было с ребенком до тебя и что будет после;
  • согласовывай свои действия с другими специалистами

Основными направлениями педагогической работы являются:

1. «Здоровье»

2. «Игра»

3. «Художественное творчество»

4. «Познание»

5. «Речь»

Все направления педагогической работы являются взаимосвязанными и взаимодополняемыми.

Работа по формированию знаний, умений и навыков проводится не только на конкретных занятиях, но и в течение всего времени пребывания ребёнка в группе, является целостной системой воспитания, способствует личностному развитию, усвоению норм правильного, адекватного поведения и последующей социализации ребёнка в обществе.

В рамках данных направлений осуществляются следующие виды деятельности детей:

  • предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
  • игровая деятельность;
  • коммуникативная деятельность;
  • познавательно-исследовательская деятельность;
  •  восприятие художественной литературы и фольклора;
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд, действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал (конструктивно-модельная);
  • изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, прикладное творчество);
  • музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • двигательная активность ребёнка.

Формы организации деятельности детей:

Групповая

Фронтальная

Индивидуальная

В течение года проводятся традиционные мероприятия: праздник «Осени», «Новогодний праздник», «Мамин день». Основной целью которых является создание эмоционального радостного настроения. Особенно важна в наших условиях подготовка к празднику, потому что в процессе подготовки участвуют все дети и каждый ребенок может реализовать свои, даже незначительные умения, навыки (склеить, раскрасить, участвовать в украшении группы, в инсценировке).

Работа с родителями детей, посещающих ПНДДС воспитателями проводится в ограниченном объёме и строго регламентирована заведующим отделением и врачами-психиатрами, т.к. основная работа с пациентами и их законными представителями ведётся лечащим врачом - психиатром в рамках соблюдения Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 02.07.1992 N 3185-1 и Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ. Законные представители (родители) при поступлении ребёнка в ПНДДС предупреждаются о том, что все вопросы, связанные с состоянием здоровья, лечением, приёмом препаратов, поведением и прочие вопросы, касающиеся пациента, задаются только ЛЕЧАЩЕМУ ВРАЧУ или ЗАВЕДУЮЩЕМУ ПНДДС.

Консультации для родителей носят строго обобщенный характер, не касаясь индивидуально-типологических особенностей каждого ребёнка, которые сообщается лечащему врачу. Консультации могут осуществляться дистанционно, с помощью организации рассылки по электронной почте. Примерный перечень мероприятий, проводимых с родителями детей, посещающих ПНДДС.

1.Анкетирование.

2.Собрание.

3.Консультации (в том числе и дистанционно).

4.Выставка творческих работ.

5.Утренники, праздники.

6.Театролизироавнные представления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы воспитателя в логопедической группе детского сада.

Вся сфера деятельности детских садов для детей с нарушениями речи должна быть подчинена устранению дефекта речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка....

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.

Материал содержит практические рекомендации для воспитателей в адаптационный  период .Данные рекомендации помогут практикующим педагогам наладить взаимоотношения с семьями воспитанников....

особенности деятельности воспитателя в дошкольном учреждении

В статье  отражены основные моменты и  функции работы воспитателя в ДОУ...

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ »

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тя...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯИХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТСКОГО ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА

Статья рассказывает об организации работы логопеда в психоневрологическом стационаре...

Методический сборник «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду». Из опыта работы

Методическое пособие содержит теоретические аспекты, методические рекомендации и консультации для воспитателей, родителей в адаптационный период детей раннего дошкольного возраста. В нём представлены:...