Особенности работы воспитателя в медицинском учреждении (психоневрологический детский дневной стационар)
статья
статья отражает некоторые особенности работы педагогических работников (воспитателей) в медицинском учреждении (психоневрологический детский дневной стационар)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы воспитателя в медицинском учреждении (психоневрологический детский дневной стационар)
В Детский дневной стационар поступают дети с различной психической патологией, многие дети являются инвалидами детства по психо- ВТЭку. Все дети страдают тяжелыми речевыми расстройствами разной степени выраженности, а именно, моторная алалия, сенсорная алалия, дизартрия, общее недоразвитие речи, нарушение речи в структуре основного заболевания, коммуникативные расстройства речи.
Детям в стационаре оказывается лечебно-диагностическая реабилитационная помощь.
Основные задачи психоневрологического дневного стационара
• Обследование ребенка, уточнение диагноза: дать комплексную оценку состояния ребенка, оценку его работоспособности и обучаемости с одновременным изучением санитарно-гигиенических и социальных условий жизни ребенка.
- Подбор и проведение адекватной медикаментозной терапии.
- Реабилитационная и коррекционная помощь детям, направленная на социализацию ребенка, подготовку к переходу в соответствующие ДДУ, школу.
Все дети, посещающие стационар, получают квалифицированную медико-психолого-педагогическую помощь. Успех социальной адаптации напрямую связан с работой специалистов, работающих в тесном контакте, а именно, врачей, психологов, логопедов, педагогов. Совместно с врачами воспитатель рассматривает перспективы дальнейшего развития каждого ребенка, обсуждаю виды педагогической работы (на что конкретно обратить внимание) и планы занятий. При работе с психологом участвует в разработке единой стратегии в индивидуальной работе с каждым ребенком, ведет психолого-педагогические наблюдения, отражает динамику развития ребенка за определенный период времени. Проводит работу по развитию мелкой моторики, общей моторики, по формированию навыков самообслуживания, развитию творческих способностей, расширению кругозора.
Ведущее место в организации режима дня принадлежит медсестре, воспитатель плавно включаюсь в режимные моменты и проводит работу по развитию культурно-гигиенических навыков, большое внимание уделяя культуре поведения, взаимоотношениям детей друг другом, формированию целенаправленного поведения и целенаправленной деятельности. В стационаре действует установка на организацию охранного, щадящего режима.
В функциональные обязанности воспитателя входит:
- работать в соответствии с учетом специфических требований психоневрологического стационара;
- согласовывать содержание работы с лечащим врачом, психологом, логопедом и планировать ее на месяц и год;
- представлять планы работы и отчеты старшему воспитателю соответствии с предъявляемыми им требованиями,
- формировать социально-бытовые навыки, учитывая при этом состояние здоровья, возрастные, физические и психологические особенности детей.
Для наиболее успешной работы в группе воспитатель знакомится с мнением врачей и других специалистов, проводит обследование каждого ребенка индивидуально. Проводя диагностическую работу, воспитатель выявляет запас знаний и умений и навыков, его способности и склонности.
В связи с тем, что одномоментно в группе находятся дети с абсолютно разными диагнозами, речевой патологией невозможно проведение фронтальных занятий по определенной программе, поэтому в зависимости от интеллектуального развития, нервно-психического состояния, речевой патологии, уровня знаний, характера пристрастий и интересов, возрастных особенностей дети подразделяются для занятий по подгруппам (2- 4 ребенка) или для проведения с ними индивидуальных занятий.
Работая в тесном контакте врачом, логопедом воспитатель выстраивает свою работу следующим образом:
1. создать условия для более мягкой адаптации ребенка в группе, создать благоприятную обстановку для общения ребенка с другими детьми; повысить речевую активность детей,
- пополнить словарный запас (активный и пассивный) детей;
- развивать общую и мелкую моторику;
- организовывать учебную, игровую деятельность таким образом, чтобы способствовать развитию навыков детей.
Вся работа воспитателя проводится в соответствии с планом и режимом дня, свои занятия планирует, придерживаясь рекомендаций врачей, советов психолога и логопеда. Проведение занятий и индивидуальной работы требуют серьезной подготовки, маневрирования и гибкости по ходу занятия. Специальной программы для воспитателей, работающих в психиатрических стационарах нет, поэтому воспитатели взяли за основу работы следующие программы:
-Коррекционно-развивающее обучение и воспитание «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.,
-Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева
-Образовательная программы дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной.
В своей работе с детьми воспитатель придерживается гуманистических принципов воспитания:
- иди за особенностями ребенка, не делай ему плохо;
- не требуй от ребенка невозможного, прощай ребенка;
- прислушивайся к ребенку, пойми его, не навреди;
- учитывай индивидуальность каждого ребенка;
- отталкивайся от того, что есть в ребенке хорошего;
- учитывай, что ребенка воспитываешь не ты одна, учитывай, что было с ребенком до тебя и что будет после;
- согласовывай свои действия с другими специалистами
Основными направлениями педагогической работы являются:
1. «Здоровье»
2. «Игра»
3. «Художественное творчество»
4. «Познание»
5. «Речь»
Все направления педагогической работы являются взаимосвязанными и взаимодополняемыми.
Работа по формированию знаний, умений и навыков проводится не только на конкретных занятиях, но и в течение всего времени пребывания ребёнка в группе, является целостной системой воспитания, способствует личностному развитию, усвоению норм правильного, адекватного поведения и последующей социализации ребёнка в обществе.
В рамках данных направлений осуществляются следующие виды деятельности детей:
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- игровая деятельность;
- коммуникативная деятельность;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд, действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал (конструктивно-модельная);
- изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, прикладное творчество);
- музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная активность ребёнка.
Формы организации деятельности детей:
Групповая
Фронтальная
Индивидуальная
В течение года проводятся традиционные мероприятия: праздник «Осени», «Новогодний праздник», «Мамин день». Основной целью которых является создание эмоционального радостного настроения. Особенно важна в наших условиях подготовка к празднику, потому что в процессе подготовки участвуют все дети и каждый ребенок может реализовать свои, даже незначительные умения, навыки (склеить, раскрасить, участвовать в украшении группы, в инсценировке).
Работа с родителями детей, посещающих ПНДДС воспитателями проводится в ограниченном объёме и строго регламентирована заведующим отделением и врачами-психиатрами, т.к. основная работа с пациентами и их законными представителями ведётся лечащим врачом - психиатром в рамках соблюдения Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 02.07.1992 N 3185-1 и Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ. Законные представители (родители) при поступлении ребёнка в ПНДДС предупреждаются о том, что все вопросы, связанные с состоянием здоровья, лечением, приёмом препаратов, поведением и прочие вопросы, касающиеся пациента, задаются только ЛЕЧАЩЕМУ ВРАЧУ или ЗАВЕДУЮЩЕМУ ПНДДС.
Консультации для родителей носят строго обобщенный характер, не касаясь индивидуально-типологических особенностей каждого ребёнка, которые сообщается лечащему врачу. Консультации могут осуществляться дистанционно, с помощью организации рассылки по электронной почте. Примерный перечень мероприятий, проводимых с родителями детей, посещающих ПНДДС.
1.Анкетирование.
2.Собрание.
3.Консультации (в том числе и дистанционно).
4.Выставка творческих работ.
5.Утренники, праздники.
6.Театролизироавнные представления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы воспитателя в логопедической группе детского сада.
Вся сфера деятельности детских садов для детей с нарушениями речи должна быть подчинена устранению дефекта речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка....
Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.
Материал содержит практические рекомендации для воспитателей в адаптационный период .Данные рекомендации помогут практикующим педагогам наладить взаимоотношения с семьями воспитанников....
особенности деятельности воспитателя в дошкольном учреждении
В статье отражены основные моменты и функции работы воспитателя в ДОУ...
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ »
Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тя...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯИХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТСКОГО ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА
Статья рассказывает об организации работы логопеда в психоневрологическом стационаре...
Методический сборник «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду». Из опыта работы
Методическое пособие содержит теоретические аспекты, методические рекомендации и консультации для воспитателей, родителей в адаптационный период детей раннего дошкольного возраста. В нём представлены:...