ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯИХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТСКОГО ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА
статья по логопедии
Статья рассказывает об организации работы логопеда в психоневрологическом стационаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯИХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТСКОГО ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА
Составила логопеда ПНДДС Петрова И.П.
Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии. Проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций. Совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.).
Психоневрологический дневной стационар — это структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения здравоохранения «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С.Мнухина». Деятельность логопедов в нём регулируется:
- Приказом Минздрава РФ от 28.12.1998 N 383 "О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций"
- Положением о логопеде
-Положением об организации работы ПНДДС
-Нормами работы логопедов учреждений здравоохранения Российской Федерации
Основные задачи ПНДДС
- Отделение предназначено для обеспечения медицинских, медико-педагогических и медико-психологических мероприятий, направленных на восстановительное лечение и реабилитацию больных с тяжелыми нарушениями речи и других высших психических функций.
- Показаниями к комплексному восстановительному лечению в отделении являются нарушения речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии и др.), возникшие в результате перенесенных заболеваний, черепно-мозговых травм, нейроинфекций и др., сопутствующие соматические заболевания и др.
Порядок госпитализации и пребывания в отделении
-Госпитализация пациента в отделение осуществляется добровольно (по его просьбе или с согласия законного представителя несовершеннолетнего) в плановом порядке по направлению отборочной комиссии. В стационар поступают дети по направлению врачей-психиатров районных диспансеров.
- После прохождения отборочной комиссии пациенты вызываются на госпитализацию в порядке очередности с учетом медицинских показаний.
-Пребывание пациентов в отделении регламентируется установленными в отделении правилами.
- Срок пребывания пациента в стационаре определяется объемом медицинских, медико-педагогических и медико-психологических мероприятий и составляет от 45 до 90 дней.
- Показания к продлению срока лечения и повторной госпитализации определяются комиссионно - врачом совместно с логопедом и психологом.
Длительность пребывания ребенка в стационаре зависит от цели госпитализации психического состояния ребенка, степени его адаптации. Стационар оказывает диагностическую, лечебную, психокоррекционную и реабилитационную помощь детям дошкольного возраста от 4 до 7 лет, имеющим психоневрологическую патологию и тяжелое речевое нарушение, состояние которых не требует круглосуточного наблюдения и лечения.
В комплекс мер по реабилитации включаются ежедневно 2 - 3 индивидуальные и 1 групповое логопедические занятия (с учетом соматического состояния пациентов). Осуществляется динамическое наблюдение за соматическим и психическим состоянием больного, фармако-, физио-, массаж, занятия с воспитателем и др.
ПНДДС рассчитан на 60 коек. Дети разделены по возрастному принципу на 4 группы. Режим работы максимально приближен к режиму детских дошкольных учреждений, что облегчает адаптацию ребенка при поступлении и выписке в дошкольное учреждение.
Дети поступают с различными тяжелыми речевыми диагнозами - моторная алалия, сенсорная алалия, системное нарушение речи, симптоматические нарушения речи в структуре основного заболевания плюс у всех имеется психоневрологическая патология.
Заболевание откладывает серьезный отпечаток на поведение наших пациентов. Некоторые из них гиперактивны, расторможены, "летают под потолком", могут за пару минут разобрать кабинет. Другие- вялые, заторможенные, с трудом запоминают что-либо им нужно по несколько раз объяснять, то что ребенок из массового сада усвоит с первого раза. Поэтому логопеды работают в тесном контакте с врачами психиатрами и психологом. Благодаря такому комплексному подходу мы можем всесторонне и более точно оценить состояние маленького пациента и эффективно ему помочь. Многие виды речевых нарушений связаны с задержкой созревания мозга в связи с ранним органическим поражением мозга. В этих случаях логопедическая работа оказывается эффективной только, когда она сочетается со специальным медикаментозным лечением, стимулирующим созревание центральной нервной системы. Без лечебной корректировки поведения не будет продуктивности на занятиях.
При поступлении ребенка в стационар проводится обследование по времени - 2 недели. Но бывают такие случаи, когда обследование затягивается до месяца. Например, из диспансера ребенок поступает с умственной отсталостью) САША, МАША, ГРИША-мы с психологом обследуем и выясняем, что это диагноз совсем не УО, а сенсорная алалия. И вот эти дети условно Саша Маша на данный момент учатся в речевой школе на одни 5, поступили в музыкальную школу, а Гриша в художественную.
Дети с тяжелым диагнозом - это конечно моторная алалия. Многочисленные исследования, касающиеся моторной алалии, свидетельствуют о том, что у детей сданным речевым расстройством имеются отклонения в психическом развитии. Так, у них отмечаются особенности некоторых психических функций - конкретность мышления, снижение вербальной памяти. Действительно, речь играет огромную роль в формировании психических процессов. И конечно, у детей с таким тяжелым речевым нарушением, как алалия, вторично страдает система вербального интеллекта. Поэтому очень важно провести дифференциальную диагностику алалии от сходных состояний- отличить от нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью. От правильно поставленного диагноза зависит дальнейшая жизнь ребенка. От точного диагноза зависит и правильное определение детей в различные типы образовательных учреждений. Проводя первичное обследование, мы определяем структуру и степень выраженности речевого дефекта на фоне психического заболевания, первичность или вторичность речевой патологии. К каждому ребенку применяем индивидуальную дифференцированную форму обследования, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения и психического состояния, использую элементы методик: Коненковой И.Д. "Обследование речи дошкольника с ЗПР; Нищевой Н.В "Методика обследования ребенка с ОНР". и др. Вышеперечисленные методики в чистом виде не используются, в силу тяжести психического состояния ребенка, поэтому адаптируются. Цели и задачи обследования состоят в том, чтобы выявить картину речевого нарушения у ребенка, установить глубину и степень его речевого недоразвития.
В зависимости от результатов диагностики, принимается решение о необходимости логопедических индивидуальных занятий.
Расчетные нормы нагрузки логопедов устанавливаются:
- При индивидуальной работе (включая обследование и консультацию) при тяжелых расстройствах (алалия, общее недоразвитие речи, афазии, дизартрии, дислексии, дисграфии, и др.) - 1,5 посещения в час.
При индивидуальной работе при легких нарушениях речи (дислалия и др.) - 4 посещения в час.
При проведении групповых логопедических занятий с больными с тяжелыми расстройствами речи - 6 - 8 посещений в час, с пациентами с легкими расстройствами речи - 8 - 10 посещений в 1 час.
Логопеды работают в тесном контакте с родителями.
Задача логопеда — информировать родителей о современных требованиях к развитию ребенка, объяснить истинное состояние его речевого развития, обучить их некоторым приемам логопедической работы, сделав соучастниками коррекционного процесса.
Для решения этих задач используются различные методы: беседы, индивидуальные консультации, наглядная агитация (стенды и плакаты), размноженные раздаточные памятки по тематике, предназначенной для каждого конкретного случая.
Логопед обязан вести отчетно-учетную документацию по установленным образцам
1. Амбулаторная карта больного
На каждого ребенка в ПНДДС заводится амбулаторная карта установленного образца. Логопед, проведя обследование речи ребенка делает запись, содержащую: дату приема; краткие анамнестические сведения о раннем развитии речи ребенка; краткое описание понимания обращенной речи; краткое описание собственной речи; речевой диагноз, периодические записи в процессе работы, а также по окончании работы с указанием эффективности.
2.Индивидуальные речевые карты
На каждого ребенка, принятого на систематические и консультативные занятия в ПНДДС, логопед заводит индивидуальную карту свободного образца.
3.Журнал учета логопедических занятий
В журнале, заполненном по свободной форме, содержатся: расписание занятий с указанием фамилии ребенка, дня недели и времени, в которые назначены занятия; дата проведения занятия и отметка о присутствии ребенка.
6. Ежегодный отчет о проделанной работе
Все данные свидетельствуют о том, что, хотя логопедия и является педагогической наукой, свои задачи она может успешно решать в связи с медицинскими науками и прежде всего невропатологией и детской психиатрией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы логопеда в детском саду
Статья предназначена для родителей детей дошкольного возраста. В ней раскрываются цели логопедической работы в условиях детского сада. Представлена краткая характеристика основных речевых нарушений у ...
«Особенности работы логопеда над слоговой структурой слова»
Учить детей делить слова на слоги....
Особенности работы логопеда с застенчивыми детьми
Особенности работы логопеда с застенчивыми детьми...
Дошкольный логопедический пункт. Особенности работы логопеда.
В статье раскрываются особенности работы учителя-логопеда на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения ....
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ логопеда С ДЕТЬМИ c нарушениями аутичного спектра
Расстройства аутистического спектра – это общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи. Н...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье рассмотрены особенности работы логопеда с детьми с ЗПР в условиях ПНДДС...
Особенности работы воспитателя в медицинском учреждении (психоневрологический детский дневной стационар)
статья отражает некоторые особенности работы педагогических работников (воспитателей) в медицинском учреждении (психоневрологический детский дневной стационар)...