«Доступность дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья».
материал (старшая группа)

Низинкина Анастасия Владимировна

Значительное внимание в последние годы   уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Опираясь на научные источники литературы описано, что ребенок с ОВЗ отличается в повседневной жизнедеятельности определенными ограничениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz_2.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Доступность дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Аннотация   В статье рассматривается доступность дошкольного образования для детей с ОВЗ. Данные материалы основаны на работе специалистов МАДОУ № 169 г. Кемерово.

Ключевые слова   Дети с ОВЗ, дошкольное образование, доступность дошкольного образования.

    Значительное внимание в последние годы   уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Опираясь на научные источники литературы описано, что ребенок с ОВЗ отличается в повседневной жизнедеятельности определенными ограничениями.

Под этим подразумевается психические, физические и сенсорные дефекты. Поэтому человек не может выполнять те или иные обязанности и функции.

       В российском законодательстве широко используется термин «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», который обозначает физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания особых условий.

Под особыми условиями обучения детей с ограниченными возможностями следует понимать особые требования к материально-технической составляющей основы образовательной организации, организации учебного процесса, содержанию образовательных программ, адаптированные к возможностям детей с ограниченными возможностями и обеспечивающие, чтобы они получают полное образование соответствующего уровня.

Согласно упомянутому Федеральному закону под особыми условиями получения образования подразумеваются условия для обучения, воспитания и развития, в том числе:

-Использование специальных образовательных программ и методик обучения и воспитания,

-использование специальных учебников, учебных пособий и учебных материалов,

-использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,

-проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,

- обеспечение доступа в здания организаций образования и других условий, без которых невозможно или сложно освоить образовательные программы для детей с ограниченными возможностями.

    В процессе ведения нормальной жизнедеятельности у детей происходят масса трудностей. так как они   ощутимы и  проявляются в   процесса повседневной жизни. Они не могут в полном объёме проявлять свою ловкость, умения быть активным, бегать, играть. Из-за возникших трудностей формируется внутренняя проблема- проблема психологического характера.

  В таких случаях  эта проблема становится   не только для детей , но и для их родители.  детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)всегда  считались  особой категорией,  которая  требуют специальные условия для их  успешного воспитания, образования, и социальной адаптации. Если  ребёнок с ограничениями возможностями  по здоровью будет обучен и  приспособлен , то с большей вероятностью   он  станет  в повседневной жизни более самостоятельным и   успешнее. Особую ценность представляет системный подход   и пути его реализации объединёнными усилиями всех субъектов коррекционно-развивающего процесса. Тогда  можно считать реализацию задач государства в отношении таких детей с ОВЗ  выполнена максимальна.
 МАДОУ №169 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово посещают дети с ОВЗ (тяжелые нарушения речи). Эти дети обучаются и воспитываются по адаптированной образовательной программе для групп компенсирующей направленности с учетом их возрастных, индивидуальных и особых образовательных потребностей.

Коррекционно-развивающая работа с детьми предполагает тесное взаимодействие специалистов и носит комплексный характер. Только при полном  взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно более продуктивное и  успешное формирование готовности детей с ОВЗ к подготовительному школьному процессу  , социализации и адаптации их в обществе

   Работа педагогов направлена на создание специальных условий с учетом особых образовательных потребностей каждого ребенка с ОВЗ.
Сопровождение детей с ОВЗ на уровне учреждения осуществляется посредством коррекционно-развивающих занятий и индивидуальных маршрутов. С детьми занимаются учитель-логопед, психолог, воспитатели, музыкальный работник и хореограф. Успешные результаты в работе достигаются разными способами: психолого-медико-педагогическим консилиумом детского сада разработаны рекомендации по воспитанию детей с ОВЗ, которых стараются придерживаться педагоги. Также в целях помощи детям, обучающимся по АООП, предусмотрены дополнительные занятия с учителем-логопедом и психологом, которые используются для восполнения «пробелов» в знаниях с учетом специфики особенностей каждого ребенка.

Системная работа позволяет осуществлять коррекционное воздействие не только на речевую функцию воспитанников, но и способствовать совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей но и также даёт возможность воздействовать на их физическое развитие, формировать базовые основы культуры личности, развивать интеллектуально-волевые качества и психические процессы.

  Помимо особенностей высших психических функций, недостаточности познавательной сферы и знаний у воспитанников с ОВЗ наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы. А ведь именно эмоции и чувства учувствуют в формировании волевого управления действиями, лежат в основе произвольного поведения, начало которого проходится на дошкольный возраст, характеризующийся значительными изменениями

Использование разнообразных приёмов обучения, способствуют положительным   переживаниям, формирует устойчивый эмоциональный  фон  , снимает   тревожность и раздражительность .  

Часть детей на занятиях не могут сидеть за столом слушать. У них плохо развиты коммуникативные навыки, у некоторых наблюдаются вспышки агрессии, эмоциональная лабильность и сложности в коммуникации. Поскольку одна из причин уверенности в себе кроется в умении общаться с другими людьми, педагоги много внимания уделяют его развитию. Для этого часто используются арт-методы: песочная терапия, терапевтические сказки с последующим обсуждением, рисунки, выразительные движения.  Через сказку появляется возможность передать ребёнку, родителям или педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемных ситуаций. Большим достоинство этого метода работы детей с ОВЗ отсутствие возрастных ограничений.

Педагоги и родители также с интересом учувствуют с сказкотерапевтических занятиях, что позволяет снять напряжение у детей с ОВЗ, но и проиграть многие проблемные ситуации. Использование этого метода для работы с детьми даёт возможность справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить поведенческие нарушения, способствовать интеллектуальному развитию. Родители дошкольников могут стать полноправными участниками интегрированных занятий подключаясь к работе на разных этапах.

   Педагоги с учетом разработанных рекомендаций, на индивидуальных и групповых занятиях ведут работу по коррекции выявленных особенностей.

В работе применяются ИКТ: компьютерные игры, которые  являются важным моментом на занятиях. Дети в непринужденной игровой форме  тренируют память, внимание,   развивают лексико-грамматических компоненты в речи, обогащают словарь.    

   Для детей с ОВЗ в соответствии с требованиями создаётся  развивающая предметно-пространственная среда. Специальные условия для воспитания, обучения и развития детей  опираются с учетом актуального психофизического состояния и их интересов.

Дети с ОВЗ испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются, если она не удовлетворяется. Поэтому пространственная организационная среда должна предусматривать достаточно широкие возможности для передвижения ребёнка и для разнообразной двигательной деятельности, быть комфортной и безопасной.       Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, которое на прямую связано с развитием речи, поэтому необходимо оборудование зон  с природным материалом, крупных мозаик, пазлов,  игрушки с застёжками и шнуровками, доски для рисования и т.д

   Ведется работа над развитием произвольности и самоконтроля, межполушарного взаимодействия и ритмированием организма, формированием произвольной регуляции собственной деятельности и развитием концентрации внимания, обучаем детей приемам релаксации.

  Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в коллективе, мог раскрыть свои способности, воспитатели учат сотрудничать со взрослыми и сверстниками в ходе конструктивной деятельности, распределять обязанности при сотрудничестве. Специалисты прорабатывают ситуации конфликтов, извинения, примирения и прощения.

  В результате обучения по АООП у всех детей логопедической группы отмечается положительная динамика в коррекционной работе, улучшение произвольности поведения.

  Педагоги проводят беседы с родителями с целью повышения их педагогической компетентности, обсуждают вопросы психофизического развития детей с ОВЗ, особенности организации учебного процесса, дают рекомендации по обучению воспитанников.

Каким бы продуманным и планомерным ни было обеспечение доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями, на практике при его реализации часто встречаются неожиданные препятствия, которые к тому же не всегда возникают. поддающийся количественной оценке. Например, снять социальную напряженность в организации дошкольного образования достаточно сложно, если не учитывать, как это воспринимается семьями, то есть теми, для кого это работает. Доступность как многогранную характеристику системы образования может быть выявлена ​​путем выявления представлений о ней тех, кто участвует в ее деятельности, и заинтересованных сторон.  Необходимо, чтобы семьи детей с ОВЗ сегодня признали значимость дошкольного образования как первого уровня образования и разделяли ответственность за воспитание и обучение детей с дошкольными образовательными организациями. Есть основания доверия к дошкольным организациям, объединяющих взрослых и детей  к образовательно-воспитательному процессу.  

Партнерство с родителями позволяет объединить усилия в интересах детей, для их сохранения и укрепления здоровья, для гармоничного развития, что является одной из стратегий развития дошкольных организаций.

Список литературы

1. Абанкина, И. В., Родина, Н.В., Филатова, Л. М.  Мотивации, поведение и стратегии родителей воспитанников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, на рынке дошкольного образования. Мониторинг экономики образования / И. В. Абанкина, Н.В. Родина, Л. М. Филатова. – Текст: непосредственный// Логопед. – 2017. - №13. – С. 78 – 82.

2. Константиновский, Д.Л., Вахштайн, В. С., Куракин, Д.Ю., Рощина, Я. М. Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения / Д.Л. Константиновский, В. С. Вахштайн, Д.Ю.Куракин, Я. М. Рощина. – Текст: непосредственный//  Вопросы образования. – 2006. - №2. – С. 186 – 202.

           3.Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева.  – Москва: Форум, 2011. – 192 с.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи)

Основная образовательная программа, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее Программа) является нормативно-управленческим документом дошкольного образовательного учрежде...

Рабочая программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (фонетико-фонематическое недоразвитие)

В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи. Дети с тяжелыми нарушениями, чаще всего, попадают в логопедические группы, дети с ФФН и дислалиями различной сте...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлые нарушения речи)

Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную гетерогенную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнор...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, с амблиопией и косоглазием)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, с амблиопией и косоглазием)...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) старший возраст

Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) старший дошкольный возраст...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) старший возраст

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К АДАПТИРОВАННОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) старший возраст...

Адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями);Адаптированная основная образовательная программа дошкольног...