«Доступность дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья».
материал (старшая группа)
Значительное внимание в последние годы уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Опираясь на научные источники литературы описано, что ребенок с ОВЗ отличается в повседневной жизнедеятельности определенными ограничениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz_2.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Доступность дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Аннотация В статье рассматривается доступность дошкольного образования для детей с ОВЗ. Данные материалы основаны на работе специалистов МАДОУ № 169 г. Кемерово.
Ключевые слова Дети с ОВЗ, дошкольное образование, доступность дошкольного образования.
Значительное внимание в последние годы уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Опираясь на научные источники литературы описано, что ребенок с ОВЗ отличается в повседневной жизнедеятельности определенными ограничениями.
Под этим подразумевается психические, физические и сенсорные дефекты. Поэтому человек не может выполнять те или иные обязанности и функции.
В российском законодательстве широко используется термин «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», который обозначает физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания особых условий.
Под особыми условиями обучения детей с ограниченными возможностями следует понимать особые требования к материально-технической составляющей основы образовательной организации, организации учебного процесса, содержанию образовательных программ, адаптированные к возможностям детей с ограниченными возможностями и обеспечивающие, чтобы они получают полное образование соответствующего уровня.
Согласно упомянутому Федеральному закону под особыми условиями получения образования подразумеваются условия для обучения, воспитания и развития, в том числе:
-Использование специальных образовательных программ и методик обучения и воспитания,
-использование специальных учебников, учебных пособий и учебных материалов,
-использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
-проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
- обеспечение доступа в здания организаций образования и других условий, без которых невозможно или сложно освоить образовательные программы для детей с ограниченными возможностями.
В процессе ведения нормальной жизнедеятельности у детей происходят масса трудностей. так как они ощутимы и проявляются в процесса повседневной жизни. Они не могут в полном объёме проявлять свою ловкость, умения быть активным, бегать, играть. Из-за возникших трудностей формируется внутренняя проблема- проблема психологического характера.
В таких случаях эта проблема становится не только для детей , но и для их родители. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)всегда считались особой категорией, которая требуют специальные условия для их успешного воспитания, образования, и социальной адаптации. Если ребёнок с ограничениями возможностями по здоровью будет обучен и приспособлен , то с большей вероятностью он станет в повседневной жизни более самостоятельным и успешнее. Особую ценность представляет системный подход и пути его реализации объединёнными усилиями всех субъектов коррекционно-развивающего процесса. Тогда можно считать реализацию задач государства в отношении таких детей с ОВЗ выполнена максимальна.
МАДОУ №169 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово посещают дети с ОВЗ (тяжелые нарушения речи). Эти дети обучаются и воспитываются по адаптированной образовательной программе для групп компенсирующей направленности с учетом их возрастных, индивидуальных и особых образовательных потребностей.
Коррекционно-развивающая работа с детьми предполагает тесное взаимодействие специалистов и носит комплексный характер. Только при полном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно более продуктивное и успешное формирование готовности детей с ОВЗ к подготовительному школьному процессу , социализации и адаптации их в обществе
Работа педагогов направлена на создание специальных условий с учетом особых образовательных потребностей каждого ребенка с ОВЗ.
Сопровождение детей с ОВЗ на уровне учреждения осуществляется посредством коррекционно-развивающих занятий и индивидуальных маршрутов. С детьми занимаются учитель-логопед, психолог, воспитатели, музыкальный работник и хореограф. Успешные результаты в работе достигаются разными способами: психолого-медико-педагогическим консилиумом детского сада разработаны рекомендации по воспитанию детей с ОВЗ, которых стараются придерживаться педагоги. Также в целях помощи детям, обучающимся по АООП, предусмотрены дополнительные занятия с учителем-логопедом и психологом, которые используются для восполнения «пробелов» в знаниях с учетом специфики особенностей каждого ребенка.
Системная работа позволяет осуществлять коррекционное воздействие не только на речевую функцию воспитанников, но и способствовать совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей но и также даёт возможность воздействовать на их физическое развитие, формировать базовые основы культуры личности, развивать интеллектуально-волевые качества и психические процессы.
Помимо особенностей высших психических функций, недостаточности познавательной сферы и знаний у воспитанников с ОВЗ наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы. А ведь именно эмоции и чувства учувствуют в формировании волевого управления действиями, лежат в основе произвольного поведения, начало которого проходится на дошкольный возраст, характеризующийся значительными изменениями
Использование разнообразных приёмов обучения, способствуют положительным переживаниям, формирует устойчивый эмоциональный фон , снимает тревожность и раздражительность .
Часть детей на занятиях не могут сидеть за столом слушать. У них плохо развиты коммуникативные навыки, у некоторых наблюдаются вспышки агрессии, эмоциональная лабильность и сложности в коммуникации. Поскольку одна из причин уверенности в себе кроется в умении общаться с другими людьми, педагоги много внимания уделяют его развитию. Для этого часто используются арт-методы: песочная терапия, терапевтические сказки с последующим обсуждением, рисунки, выразительные движения. Через сказку появляется возможность передать ребёнку, родителям или педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемных ситуаций. Большим достоинство этого метода работы детей с ОВЗ отсутствие возрастных ограничений.
Педагоги и родители также с интересом учувствуют с сказкотерапевтических занятиях, что позволяет снять напряжение у детей с ОВЗ, но и проиграть многие проблемные ситуации. Использование этого метода для работы с детьми даёт возможность справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить поведенческие нарушения, способствовать интеллектуальному развитию. Родители дошкольников могут стать полноправными участниками интегрированных занятий подключаясь к работе на разных этапах.
Педагоги с учетом разработанных рекомендаций, на индивидуальных и групповых занятиях ведут работу по коррекции выявленных особенностей.
В работе применяются ИКТ: компьютерные игры, которые являются важным моментом на занятиях. Дети в непринужденной игровой форме тренируют память, внимание, развивают лексико-грамматических компоненты в речи, обогащают словарь.
Для детей с ОВЗ в соответствии с требованиями создаётся развивающая предметно-пространственная среда. Специальные условия для воспитания, обучения и развития детей опираются с учетом актуального психофизического состояния и их интересов.
Дети с ОВЗ испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются, если она не удовлетворяется. Поэтому пространственная организационная среда должна предусматривать достаточно широкие возможности для передвижения ребёнка и для разнообразной двигательной деятельности, быть комфортной и безопасной. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, которое на прямую связано с развитием речи, поэтому необходимо оборудование зон с природным материалом, крупных мозаик, пазлов, игрушки с застёжками и шнуровками, доски для рисования и т.д
Ведется работа над развитием произвольности и самоконтроля, межполушарного взаимодействия и ритмированием организма, формированием произвольной регуляции собственной деятельности и развитием концентрации внимания, обучаем детей приемам релаксации.
Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в коллективе, мог раскрыть свои способности, воспитатели учат сотрудничать со взрослыми и сверстниками в ходе конструктивной деятельности, распределять обязанности при сотрудничестве. Специалисты прорабатывают ситуации конфликтов, извинения, примирения и прощения.
В результате обучения по АООП у всех детей логопедической группы отмечается положительная динамика в коррекционной работе, улучшение произвольности поведения.
Педагоги проводят беседы с родителями с целью повышения их педагогической компетентности, обсуждают вопросы психофизического развития детей с ОВЗ, особенности организации учебного процесса, дают рекомендации по обучению воспитанников.
Каким бы продуманным и планомерным ни было обеспечение доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями, на практике при его реализации часто встречаются неожиданные препятствия, которые к тому же не всегда возникают. поддающийся количественной оценке. Например, снять социальную напряженность в организации дошкольного образования достаточно сложно, если не учитывать, как это воспринимается семьями, то есть теми, для кого это работает. Доступность как многогранную характеристику системы образования может быть выявлена путем выявления представлений о ней тех, кто участвует в ее деятельности, и заинтересованных сторон. Необходимо, чтобы семьи детей с ОВЗ сегодня признали значимость дошкольного образования как первого уровня образования и разделяли ответственность за воспитание и обучение детей с дошкольными образовательными организациями. Есть основания доверия к дошкольным организациям, объединяющих взрослых и детей к образовательно-воспитательному процессу.
Партнерство с родителями позволяет объединить усилия в интересах детей, для их сохранения и укрепления здоровья, для гармоничного развития, что является одной из стратегий развития дошкольных организаций.
Список литературы
1. Абанкина, И. В., Родина, Н.В., Филатова, Л. М. Мотивации, поведение и стратегии родителей воспитанников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, на рынке дошкольного образования. Мониторинг экономики образования / И. В. Абанкина, Н.В. Родина, Л. М. Филатова. – Текст: непосредственный// Логопед. – 2017. - №13. – С. 78 – 82.
2. Константиновский, Д.Л., Вахштайн, В. С., Куракин, Д.Ю., Рощина, Я. М. Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения / Д.Л. Константиновский, В. С. Вахштайн, Д.Ю.Куракин, Я. М. Рощина. – Текст: непосредственный// Вопросы образования. – 2006. - №2. – С. 186 – 202.
3.Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева. – Москва: Форум, 2011. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи)
Основная образовательная программа, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее Программа) является нормативно-управленческим документом дошкольного образовательного учрежде...
Рабочая программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (фонетико-фонематическое недоразвитие)
В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи. Дети с тяжелыми нарушениями, чаще всего, попадают в логопедические группы, дети с ФФН и дислалиями различной сте...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлые нарушения речи)
Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную гетерогенную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнор...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, с амблиопией и косоглазием)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, с амблиопией и косоглазием)...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) старший возраст
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) старший дошкольный возраст...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) старший возраст
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) старший возраст...
Адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями);Адаптированная основная образовательная программа дошкольног...