Организация партнерских отношений с родителями воспитанников
статья

Шаблаева Марина Борисовна

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ

С РОДИТЕЛЯМИ   ВОСПИТАННИКОВ»

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции.

Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических, юридических, экономических…Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. В связи с обогащением науки новыми знаниями о развитии ребенка, о роли семьи в его личностном становлении проблема повышения психолого-педагогической культуры приобрела новое звучание и требует более глубокой комплексной разработки. Исследования показывают, что осознанное включение родителей  в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

ДОУ обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, поэтому педагоги могут оказать компетентную помощь родителям в воспитании детей, в возрождении семейных традиций, и вовлечь родителей в культурно-досуговую деятельность. Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей.

Взаимодействие  ДОУ с родителями основано на структурно-функциональной модели, которая условно состоит из 3 блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Информационно-аналитический блок  предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. К методам педагогов  относятся: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение.

Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление- просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы:

- лекции;

- индивидуальное и подгрупповое консультирование;

- информационные листы;

- газеты, листы-памятки;

- библиотека для родителей;

- видеотека, аудиотека и т.п.

Второе направление- организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий  для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, роли в спектакле, подготовка к праздникам, разработка общего проекта и т.д.)  Соответственно решению данной задачи выбираются выбираются и формы взаимодействия:

- игротеки;

- театральная пятница;

- встречи с интересными людьми;

- праздники;

- издание семейных газет, журналов;

- защита семейных проектов;

- ведение домашних читательских дневников и  многое другое.

Второй блок условно назван практическим, потому что в нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.

Третий- контрольно-оценочный блок  предполагает анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада. Дл определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, сразу после проведения того или иного мероприятия можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы и другие методы.

К формам совместных мероприятий педагогов и родителей относятся родительские собрания, беседы, семинары и др., основной задачей которых является повышение педагогической грамотности родителей. Формы проведения и организации: «Круглый стол», родительская гостиная, клуб по интересам, школа молодого родителя, детско-родительский клуб.

Самое интересное  и привлекательное направление в работе с родителями- это досуги, праздники, развлечения.

Одной из современных форм  работы с семьей является портфолио семьи. Семейное портфолио- необычный способ фиксации семейных достижений, которые  происходят в жизни семьи.

Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей- проведение мастер-классов для родителей, которые  позволяют реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом.

Интересной формой взаимодействия семьи и родителей  является проектная деятельность, в ходе которой  у родителей формируется позитивная активная родительская позиция и доверительное отношение к  ДОУ, развивается родительская компетентность.
Конференция- итоговая форма работы с родителями. Она проводится, как правило, один раз в году. Ее цель- обобщение и систематизация знаний, полученных родителями и другими членами семьи в результате работы детского сада по педагогическому просвещению.

Содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются  разнообразием и  не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагогического коллектива- уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.

           Литература

1. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа  ДОУ с семьей- М.:ТЦ Сфера, 2007-112 с.

2.  Загик Л.В., Куликова Т.А., Маркова Т.А. и др.Воспитателю о работе с семьей-     М.: Просвещение, 1989.-192 с.

  1. Доронова Т.Н., Глушкова Г.В., Гризик Т.И. и др. -Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват.учреждений и родителей- М.: Просвещение, 2006.-191 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация партнерских отношений с родителями воспитанников

Организация партнерских отношений с родителями воспитанников...

Консультация Организация партнерских отношений с родителями воспитанников во время самоизоляции (из личного опыта)

Моя цель – вовлечение родителей в педагогический процесс, построение партнерских отношений. Я постоянно стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя комфортно, чтобы родители шли на так...

Организация партнерских отношений с родителями воспитанников

Организация партнерских отношений с родителями воспитанников...

Организация партнерских отношений с родителями воспитанников

Организация партнерских отношений с родителями воспитанников...

«Организация партнерских отношений между родителями и сотрудниками ДОУ»

Презентация по теме «Организация партнерских отношений между родителями и сотрудниками ДОУ». Выбранная тема является в настоящее время актуальной для образовательных организаций. В нашей р...

«Развитие партнерских отношений с семьями воспитанников и расширение предметно-пространственной среды в ДОУ посредством вовлечения родителей в образовательный процесс» Подготовила: музыкальный руководитель МДОБУ «Айгуль» с.Степной М.ХТагирова

Позвольте поделиться с Вами опытом моей работы по теме: «Развитие партнерских отношений с семьями воспитанников и расширение предметно-пространственной среды в ДОУ посредством вовлечения ро...

«Организация партнерских отношений с родителями воспитанников»

laquo;Организация партнерских отношений с родителями воспитанников»...