Организация партнерских отношений с родителями воспитанников
статья
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_partnerskih_otnosheniy_s_roditelyami_vospitannikov.docx | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ
С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ»
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции.
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических, юридических, экономических…Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. В связи с обогащением науки новыми знаниями о развитии ребенка, о роли семьи в его личностном становлении проблема повышения психолого-педагогической культуры приобрела новое звучание и требует более глубокой комплексной разработки. Исследования показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.
ДОУ обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, поэтому педагоги могут оказать компетентную помощь родителям в воспитании детей, в возрождении семейных традиций, и вовлечь родителей в культурно-досуговую деятельность. Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей.
Взаимодействие ДОУ с родителями основано на структурно-функциональной модели, которая условно состоит из 3 блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.
Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. К методам педагогов относятся: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение.
Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление- просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы:
- лекции;
- индивидуальное и подгрупповое консультирование;
- информационные листы;
- газеты, листы-памятки;
- библиотека для родителей;
- видеотека, аудиотека и т.п.
Второе направление- организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, роли в спектакле, подготовка к праздникам, разработка общего проекта и т.д.) Соответственно решению данной задачи выбираются выбираются и формы взаимодействия:
- игротеки;
- театральная пятница;
- встречи с интересными людьми;
- праздники;
- издание семейных газет, журналов;
- защита семейных проектов;
- ведение домашних читательских дневников и многое другое.
Второй блок условно назван практическим, потому что в нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.
Третий- контрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада. Дл определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, сразу после проведения того или иного мероприятия можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы и другие методы.
К формам совместных мероприятий педагогов и родителей относятся родительские собрания, беседы, семинары и др., основной задачей которых является повышение педагогической грамотности родителей. Формы проведения и организации: «Круглый стол», родительская гостиная, клуб по интересам, школа молодого родителя, детско-родительский клуб.
Самое интересное и привлекательное направление в работе с родителями- это досуги, праздники, развлечения.
Одной из современных форм работы с семьей является портфолио семьи. Семейное портфолио- необычный способ фиксации семейных достижений, которые происходят в жизни семьи.
Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей- проведение мастер-классов для родителей, которые позволяют реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом.
Интересной формой взаимодействия семьи и родителей является проектная деятельность, в ходе которой у родителей формируется позитивная активная родительская позиция и доверительное отношение к ДОУ, развивается родительская компетентность.
Конференция- итоговая форма работы с родителями. Она проводится, как правило, один раз в году. Ее цель- обобщение и систематизация знаний, полученных родителями и другими членами семьи в результате работы детского сада по педагогическому просвещению.
Содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагогического коллектива- уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.
Литература
1. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей- М.:ТЦ Сфера, 2007-112 с.
2. Загик Л.В., Куликова Т.А., Маркова Т.А. и др.Воспитателю о работе с семьей- М.: Просвещение, 1989.-192 с.
- Доронова Т.Н., Глушкова Г.В., Гризик Т.И. и др. -Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват.учреждений и родителей- М.: Просвещение, 2006.-191 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация партнерских отношений с родителями воспитанников
Организация партнерских отношений с родителями воспитанников...
Консультация Организация партнерских отношений с родителями воспитанников во время самоизоляции (из личного опыта)
Моя цель – вовлечение родителей в педагогический процесс, построение партнерских отношений. Я постоянно стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя комфортно, чтобы родители шли на так...
Организация партнерских отношений с родителями воспитанников
Организация партнерских отношений с родителями воспитанников...
Организация партнерских отношений с родителями воспитанников
Организация партнерских отношений с родителями воспитанников...
«Организация партнерских отношений между родителями и сотрудниками ДОУ»
Презентация по теме «Организация партнерских отношений между родителями и сотрудниками ДОУ». Выбранная тема является в настоящее время актуальной для образовательных организаций. В нашей р...
«Развитие партнерских отношений с семьями воспитанников и расширение предметно-пространственной среды в ДОУ посредством вовлечения родителей в образовательный процесс» Подготовила: музыкальный руководитель МДОБУ «Айгуль» с.Степной М.ХТагирова
Позвольте поделиться с Вами опытом моей работы по теме: «Развитие партнерских отношений с семьями воспитанников и расширение предметно-пространственной среды в ДОУ посредством вовлечения ро...
«Организация партнерских отношений с родителями воспитанников»
laquo;Организация партнерских отношений с родителями воспитанников»...