Организация партнерских отношений с родителями воспитанников
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Смычкова Людмила Владимировна

Организация партнерских отношений с родителями воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация партнерских отношений

с родителями воспитанников

«Если человек загадывает на года, он сеет хлеб,

если человек загадывает на десятилетия, он сажает деревья,

если человек загадывает на века, он воспитывает детей» -

старинная японская мудрость.

Семья и детский сад - два общественных института, «два воспитательных феномена», которые помогают приобрести ребенку социальный опыт, создают оптимальные условия для вхождения малыша в большой мир, стоят у истоков нашего будущего. А наше будущее - это дети!

Именно ребенок является основой для сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Рассказывая о ребенке, о том, что происходило с ним в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день - воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с детьми  внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией о ребенке, которой нет и может не быть у самих мам и пап по той простой причине, что их нет рядом.

Хороший родитель всегда заинтересован в подробностях жизни собственного малыша, к своему ребенку он хочет видеть внимательное отношение, индивидуальный подход, персональное внимание к его нуждам.

Что же нужно педагогу, чтобы отвечать этим ожиданиям? Пожалуй, многое:

- желание и умение наблюдать «личную» жизнь ребенка в группе во всем многообразии ее проявлений, а не только видеть и ценить свои воспитательские действия;

- умение выделить существенное и позитивное в характере ребенка;

- понимать причины того или иного поступка, поведения в целом;

- желание и способность донести увиденное до родителей, чтобы затем вместе с ними сложить из отдельных фактов картину жизнедеятельности и жизнетворчества ребенка.

Нужно многое. Но не невозможное. Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействий между ними, обмен мыслями, чувствами, переживаниями создают важнейшие условия гармоничного развития ребенка.

В дошкольной организации ребенок получает образование, приобретает навык взаимодействия с социумом, умеет планировать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этим, зависит от семьи. Гармоничное развитие дошкольника без активного включения родителей в образовательный процесс вряд ли возможно. Неоспорим тот факт, что для обеспечения гармоничного развития ребенка необходимо единство и согласованность двух социальных институтов: семьи и детского сада. Семья - это первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека, среда обитания и воспитания, где решаются основные педагогические задачи. Именно семья играет определяющую роль в становлении личности ребенка, в приобщении к системе общечеловеческих ценностей.

Философия взаимодействия детского сада и семьи заключается в том, что за воспитание детей несут ответственность родители. А детский сад призван помочь, поддержать и направить их воспитательную деятельность. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». Как социальное явление детский сад меняется все больше и больше. Из некогда закрытой самодостаточной структуры. Он становится открытым, подверженным существенным переменам. Детский сад - первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Сегодня воспитатель должен уметь выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения, чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость, для информационного контакта - готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках.

Одной из основных задач взаимодействия детского сада с семьей является создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми. Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах. Все формы работы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Коллективные формы:

- родительские собрания (общие, групповые) - форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского с и семьи;

- конференции;

- круглые столы;

- экскурсии по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.

Индивидуальные формы:

- педагогические беседы с родителями;

- тематические консультации (проводятся специалистами);

- заочные консультации - ящик (конверт) для вопросов родителей;

- посещение семьи ребенка;

- переписка с родителями, индивидуальные памятки.

Наглядно-информационные формы:

- видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий;

- фотографии;

- выставки детских работ;

- стенды, ширмы, папки-передвижки.

Индивидуальная форма - одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. К ней, прежде всего, относятся беседы с родителями, консультации, направленные на педагогическое просвещение. Беседа воспитателя с родителями - наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом, матерью, другими членами семьи. Беседы должны отвечать определенным требованиям: быть конкретными и содержательными; давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей; пробуждать интерес к педагогическим проблемам; повышать чувство ответственности за воспитание детей. Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа - это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

К коллективным формам относятся родительские собрания, групповые конференции, консультации, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. К ним относятся родительские уголки, тематические выставки стенды, ширмы, папки-передвижки, которые знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, оказывают практическую помощь семье.

Главная задача наглядной пропаганды - целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье. Примером информационной пропаганды служит уголок для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части: 

- материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;

- материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.

Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям ДО, фотовыставки и фотоотчеты о работе группы на сайте образовательного учреждения. Например:

- выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, поделки, детские книги, альбомы и т. д.;

- информационные листки, которые могут нести в себе следующую информацию: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; сообщение от медицинского работника; благодарности родителям и т. д.

Об эффективности проводимой в дошкольных отделениях работы с родителями свидетельствуют:

- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

- ответы на вопросы родителей ими самими;

- приведение примеров из собственного опыта;

- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

- повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

 Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой, терпением и тактом педагога, его профессиональной этикой и мастерством. Не надо останавливаться на достигнутом, нужно искать новые пути сотрудничества с родителями.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация партнерских отношений с родителями воспитанников

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного по...

Организация партнерских отношений с родителями воспитанников

Организация партнерских отношений с родителями воспитанников...

Консультация Организация партнерских отношений с родителями воспитанников во время самоизоляции (из личного опыта)

Моя цель – вовлечение родителей в педагогический процесс, построение партнерских отношений. Я постоянно стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя комфортно, чтобы родители шли на так...

Организация партнерских отношений с родителями воспитанников

Организация партнерских отношений с родителями воспитанников...

«Организация партнерских отношений между родителями и сотрудниками ДОУ»

Презентация по теме «Организация партнерских отношений между родителями и сотрудниками ДОУ». Выбранная тема является в настоящее время актуальной для образовательных организаций. В нашей р...

«Развитие партнерских отношений с семьями воспитанников и расширение предметно-пространственной среды в ДОУ посредством вовлечения родителей в образовательный процесс» Подготовила: музыкальный руководитель МДОБУ «Айгуль» с.Степной М.ХТагирова

Позвольте поделиться с Вами опытом моей работы по теме: «Развитие партнерских отношений с семьями воспитанников и расширение предметно-пространственной среды в ДОУ посредством вовлечения ро...

«Организация партнерских отношений с родителями воспитанников»

laquo;Организация партнерских отношений с родителями воспитанников»...