Виды изобразительной деятельности 31.10.2017г.
учебно-методический материал
Семинар «Художественно-эстетическое воспитание»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_izobrazitelnoy_deyatelnosti_v_doshkolnom_obrazovatelnom_uchrezhdenii.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
В дошкольных образовательных учреждениях бытуют следующие виды изобразительной деятельности детей: лепка, рисование, аппликация и конструирование.
I.Лепка - это объёмное изображение предметов из объёмных пластических материалов: глины, пластилина, суралина ( пластики), солёного теста, опилок, смешанных с клеем, мелких кусочков мягкой бумаги, смешанных с клейстером и других. Главные средства выразительности в детской лепке - это форма, движение, если изображается птица, животное или человек, фактура поверхности (гладкая или фактура шерсти животных, оперения птиц). Детская скульптура -это скорее слепок, т.к. нельзя в полной мере говорить о пропорциях фигур, они мало пропорциональны, дети не могут передать и складки одежды, и мускулатуру тела человека и животных, и сложные движения. Вполне понятно, что для детей это самый лёгкий вид изо, т.к. изображение получается объёмным, трёхмерным, т.е. сходным с реальным предметом, кроме того, непосредственное ощущение материала, форм, которые дети лепят, дают возможность лучше понять строение предмета. Немаловажно для ребёнка и то, что в лепке легко поддаются исправлению недостатки.
II. Рисование- это плоскостное изображение предметов и явлений при помощи графических линий и цветовых пятен. Главные средства выразительности в детских рисунках - это цвет, линия, форма, движения живых существ, декор, ритм, композиция. В отличие от школьников, дошкольники не используют в своих рисунках такие средства выразительности как светотень, перспективное сокращение предметов, это недоступно им в силу определённого уровня их умственного развития. Эксперименты показывают, что младшие дошкольники воспринимают светотень в рисунках, как дефект. ( "Это яблочко мне не нравится, потому что оно запачкано.") Рисование для дошкольников - более сложный вид изо, так как им приходится располагать объёмный, трёхмерный предмет на двухмерном пространстве листа. Пытаясь изобразить и переднюю, и боковые, и верхнюю сторону предмета дети делают развертки и попробуйте им доказать , что они не правы. Организуя процесс восприятия предметов, следует помнить об этой особенности дошкольников и рассматривать предметы не со всех сторон, как в лепке, а только с одной, самой привлекательной стороны. Рисунки дошкольников отличаются непропорциональностью. Часто они более крупно изображают ту часть предмета, которую считают более важной, например, голову человека. Если ребёнок рисует марширующих солдат, то в этом случае он крупно рисует согнутые в коленях ноги. Младшие дошкольники наслаждаются цветом и могут раскрашивать предметы в самые неожиданные цвета. Зная своеобразие детских рисунков, воспитатель не будет навязывать детям своё мнение, понимая, что правильное видение придет с возрастом, ни в коем случае не учить штампам.
III Аппликация - это, в основном, плоскостное изображение предметов, из частей разного цвета разной формы посредством их вырезания (или обрывания) и наклеивания. В настоящее время широкое распространение получила объёмная аппликация, в которой вырезанные детали наклеиваются так, чтобы они смотрелись выпукло, объёмно. В аппликации, так же как и в рисовании, те же средства выразительности. Особое значение приобретает цвет, он в аппликации более насыщен, локален, нет большого количества переходных тонов. Аппликация для дошкольников - более трудный вид изо по сравнению с рисованием, затрудняет детей техника вырезания; некоторые воспитатели пытаются облегчить детям работу и разрешают рисовать контуры и вырезать по контуру. Этого не следует делать, надо учить "рисовать ножницами". Зная сложность каждого вида изодеятельности, воспитателю следует обучать изображению какого - либо предмета, начиная с лепки и заканчивая аппликацией.
1У.Конструирование - это сооружение построек и создание конструкций из бумаги, картона, бросового и природного материала. Конструирование, в отличие от других видов изо, имеет сходство со строительной игрой в одном случае и с ручным трудом - в другом. Кроме того, в конструировании всегда присутствует обыгрывание построек и поделок.
В детских постройках и конструкциях самое главное средство выразительности - форма, пропорции, менее важным становится цвет. Таким образом, воспитатель, зная какие средства выразительности в разных видах детской изобразительной деятельности им доступны, должен научить детей их использовать.
Методы и приёмы обучения.
В традиционной классификации все методы и приемы обучения делятся на 4 группы: наглядные, словесные, игровые и практические.
Приемы наглядного метода
1. Образец. Образец-это готовая работа воспитателя. Образцами можно пользоваться только на занятиях по декоративному рисованию, декоративной аппликации и конструированию. Образцов должно быть несколько. Такие образцы называются вариативными.
2. Рассматривание игрушек, предметов, скульптуры малых форм. Организуется как на занятиях, так и вне занятий. Эстетическое восприятие предметов должно быть построено на сенсорной основе, с включением не только зрительного анализатора, но и слуха, обоняния, вкусовых рецепторов, осязания.
3. Рассматривание картинок, книжных иллюстраций, фотографий, схем, чертежей. Они дополняют реальные объемные изображения предметов в натуре или в игрушке.
4. Просмотр слайдов, диафильмов, телефильмов, видеофильмов. Это дает возможность получить сильные эмоциональные впечатления о предметах или о сюжетах.
5. Наблюдения на экскурсиях. Включает рассматривание деревьев и птиц в парке, зданий с различной архитектурой, транспорта на улице.
6. Показ педагогом последовательности и технических приемов работы. Во всех возрастных группах показ должен быть частичным, показывать нужно только незнакомые технические приемы работы.
7. Детская пантомимика. Пластикой своего тела, рук, ног дети показывают как выглядит тот или иной предмет, например, старая или молодая елочка, грустный или веселый цветок.
8. Слушание музыки. Например, «Времена года» Чайковского перед рисованием пейзажной картинки.
Приемы словесного метода.
1. Чтение стихов, потешек, отрывков из литературных произведений, сказок, рассказывание волшебных историй, загадывание загадок, пение песен. При выборе литературных текстов желательно, чтобы в них звучало образное описание предметов, что помогает создать выразительный образ. Некоторые воспитатели сами сочиняют такие стихи и загадки. Вот один из примеров.
Посмотрите, как астры красивы,
Сколько нежных оттенков у них:
Желтых, розовых, красных, лиловых,
Только нет среди них голубых.
Серединки у них бархатисты,
Словно, солнышка желтый кружок,
Лепестки их густы и лучисты,
Ведь звездою зовется цветок.
Много разных цветов есть на цвете:
Розы, лилии и гиацинт,
Но всех больше мне нравятся эти-
Астры - осени нашей цветы.
Вот пример волшебной истории в начале занятия по рисованию в подготовительной к школе группы: «Жил на свете король огня. Он очень любил все цвета, напоминающие огонь: красный, оранжевый, желтый. Такие цвета называются теплыми. Он очень боялся холодных тонов, ведь они могут потушить огонь. Для этого он решил заколдовать холодные цвета: к синему, голубому он решил добавить красного, смешав их. Краски сразу потеплели, и он перестал их бояться. Давайте нарисуем сказочный дворец королю огня, используя теплые цвета или из холодных, делая чуть-чуть теплые, путем смешивания красок».
Пример загадки для занятий по рисованию кота в средней группе. «Мягкие лапки, а в лапках - царапки, хвост пушистый и усы - нет приятнее красы».
На занятиях по конструированию поделок типа оригами рассказываются «оригамные сказки», помогающие запомнить последовательность сгибания бумаги. Например, «Надела бабушка косынку и пошла в огород. Увидела там треугольный куст, отогнула одну веточку, другую, и увидела бабочку».
2. Объяснение, сопровождающее показ воспитателя. Одно должно быть лаконичным и понятным.
3. Беседы с детьми. Например, об элементах узоров народной росписи, о последовательности работы.
4. Указания, замечания, советы, подсказки - приемы индивидуальной работы с детьми в процессе занятия.
5. Анализ и оценка детских работ. В оценке принимают участие дети.
Приемы игрового метода
1. Игровая ситуация и игровая мотивация. Используются в начале, середине и конце занятия. Они могут заключаться в сюрпризном вынесении игрушки или внезапном ее появлении из-за ширмы (двери). Далее игровой персонаж просит что-нибудь для него сделать: слепить его друзей, нарисовать его портрет, построить ему дом. Игровая ситуация используется и в старших группах. Например, дети превращаются в «холомских мастеров» или мысленно, закрыв глаза летят на самолете в жаркую страну, или в доисторический лес с динозаврами. Дети 5-7 лет могут создавать декорации, афиши для своих
спектаклей, тогда они превращаются в художников-оформителей.
2. Игровые действия. Дети могут рисовать, лепить, мастерить, играя.
Например, кисточка в юбочке превращается в девочку, которая рисуя круги кружится, в машину или пароход, которые едут или плывут. При раскрашивании яблочка кисточка гладит ему то левый, то правый бочок. Чтобы слепить конусы дети делают руки «домиком» или «лодочкой». При конструировании поделок типа оригами играют с листом в той последовательности, которая описана в «оригамной сказке».
Игровые действия детей могут вклиниваться в интегрированные занятия. Например, «Дети едут на поезде, выходят на остановках, что-то видят, «фотографируют» - подходят к мольбертам и делают зарисовки, а в конце занятия - рассматривают, кто, что «сфотографировал».
3. Участие игрового персонажа в оценке работ.
4.Дидактические игры. Например: «Составь узор, букет», «Лото «Виды народного искусства».
Приемы практического метода
1. Упражнения в формообразующих движениях. Детям предлагают нарисовать предмет пальцем в воздухе или сухой кисточкой на листе.
2. Обследовательские действия. Игрушки, предметы дети ощупывают, обводят пальцем, нюхают, если это цветы, пробуют на вкус (например, перед рисованием арбуза).
3. Упражнение в вырезании из газеты. Используется перед тем, как дети начнут вырезать из цветной бумаги.
Новая классификация методов и приемов обучения.
1. Информационно-рецептивный метод.
Включает в себя восприятие предметов, обследование, рассматривание образцов, показ способов действия, объяснение или рассказ педагога, указание, напоминание, совет, уточнение, анализ детских работ.
2. Репродуктивный метод.
Это упражнение детей сухой кистью или простым карандашом, упражнения в вырезании и др. упражнения.
3. Исследовательский и эвристический методы.
Это поиск детьми способов изображения, который предполагает творческую деятельность. Например, создание иллюстраций к книге.
4. Игровые приемы. Включаются во все методы.
Итак, в педагогическом процессе воспитатель применяет методы обучения изобразительной деятельности в их диалектическом единстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных видов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей.
Использование нетрадиционных видов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей.В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобр...
«Нетрадиционные виды изобразительной деятельности и их влияние на развитие моторики рук».
родительское собрание....
Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей в форме «Семейной гостиной» на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды изобразительной деятельности для детей старшего возраста»
Актуальность: Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживает...
Статья по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности"
Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности и создание развивающей среды в логопедической группе для обе...
«Влияние нетрадиционных видов изобразительной деятельности на развитие творческих способностей ребенка»
В статье рассказывается о влиянии нетрадиционных видов изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей и приводятся нетрадиционные методы работы....
Из опыта работы воспитателя МБДОУ № 3 Мясоедовой А.И. "Художественное развитие дошкольников средствами разнообразных видов изобразительной деятельности"
У вас в руках "волшебный квадрат". Почему волшебный? Он может замечательным образом трансформироваться: становиться самолетом или корабликом, животным или рыбкой, а может расцвести прекрасным цветком ...
Виды игровой деятельности 31.08.2017г.
Игровая деятельность: театрализованная, дидактическая, подвижная, сюжетно-ролевая....