Программа дополнительного образования " Школа раннего развития!"
рабочая программа (младшая группа)
Занятия кружка создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например: «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару»» и др. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения. Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_shkola_rannego_razvitiya.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ « Детский сад №3 общеразвивающего вида» с. Выльгорт
Программа дополнительного образования
« Школа раннего развития»
Возраст : 2-4 года
Составитель: |
Воспитатель Попова Светлана Сергеевна |
I. Информационная часть программы
Тип программы – модифицированная.
Вид программы – развивающая
Период обучения – 1 год.
Состав обучающихся воспитанников – постоянный
Используемые методы: - практические (игровые); - развития; - исследования; - экспериментирование; - моделирование; - воссоздание; - преобразование; - конструирование.
Форма реализации программы: регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка.
Развивающая среда: Палочки для моделирования. Обучающие настольно-печатные игры. Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов. Геометрические мозаики и головоломки. Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной и коллективной работы. Простые карандаши. Набор цветных карандашей. Шаблон с геометрическими фигурами.
Условия реализации программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.
II. Пояснительная записка
Программа «Школа раннего развития » рассчитана на 1 год обучения; Возраст детей 2 – 4 лет;
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения ребенка. Зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А.Венгера «для детей дошкольного возраста одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире. Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…» Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте и в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. Занятия кружка создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например: «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару»» и др. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения. Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.
Цели и задачи
Цель: овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Школа раннего развития ».
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина, сравнивать, обобщать, декодировать информацию со знаком отрицания;
-уметь выявлять и абстрагировать свойства, читать схему;
- закреплять навыки порядкового счета и вычислительной деятельности.
Развивающие:
- развивать пространственное воображение, умение синтезировать и комбинировать;
- развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память;
- развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию на слух.
Программа кружка построена на основе основных принципов, которые
решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов на занятиях кружка.
4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.
5. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий.
В работе используются следующие технологии обучения:
- здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий
на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
- проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих
найти самостоятельный путь решения);
- технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают
задания соответственно своему индивидуальному развитию);
- ИКТ.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
№ | Тема | Содержание | Форма | Материал |
1 | « Заяц с шариками» | Развивать у детей внимание,логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику рук. | Игровая форма | Блоки Дьеныша |
2 | « Трактор» | Научиться различать формы фигур. Использование в речи слов : «Прямоугольник», « Квадрат» , «Круг». | Логическая игра, Игровая форма | Блоки Дьеныша |
3 | «Весна» | Выкладывание картинки « Весна» из блоков и палочек. | Игровая форма | Использование двух дидактических материалов ( блоков и палочек) |
4 | « Колеса для автобуса» | Изучение свойств формы круга. Развитие логики. | Игровая форма | Блоки Дьеныша |
5 | « Пылесос для кота Василия» | Выкладывание пылесоса из блоков и палочек. Чтение стихотворение по ролям. Развитие речевого дыхания и голоса. Научиться изменять конструкцию | Игровая форма | Использование двух дидактических материалов ( блоков и палочек) |
6 | « Зайчик» | Выкладывание зайки из блоков и палочек. Речевое развитие. Развитие памяти. | Игровая форма | Использование двух дидактических материалов ( блоков и палочек) |
7 | « Белочка» | Развитие мелкой моторики - лепка орешков. Выкладывание белочки из блоков и палочек. Речевое развитие - придумывание сказки | Игровая форма | Пластилин Использование двух дидактических материалов ( блоков и палочек) |
8 | « Поросенок» | Выкладывание поросенка из палочек и блоков. Составление аппликации. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика | Игровая форма | Использование двух дидактических материалов ( блоков и палочек) |
9 | « Мышка с мышатами» | Выкладывание мышки из блоков и палочек. Пальчиковая гимнастика; Развитие воображение и лоического мышления | Игровая форма. | Использование двух дидактических материалов ( блоков и палочек) |
10 | « Цапля» | Выкладывание цапли из блоков и палочек. Развитие речи и мышления. Подвижная игра. | Игровая форма | Использование двух дидактических материалов ( блоков и палочек) |
11 | « Бабочка – красавица» | Выкладывание бабочки из блоков и палочек. Пальчиковая гимнастика. Подвижная игра. Моделирование узора. | Игровая форма | Использование двух дидактических материалов ( блоков и палочек) |
12 | « Маленькие скворчата» | Выкладывание Скворчат из блоков и палочек. Пальчиковая гимнастика. Счет. | Игровая форма | Использование двух дидактических материалов ( блоков и палочек) |
13 | «Паучок» | Пальчикова гимнастика. Выкладывание паучка. Подвижная играю. Развитие логического мышления. Счет | Использование двух дидактических материалов ( блоков и палочек) | |
14 | «Зонтик» | Выкладывание зонтика Блоками и палочками. Имитация движений. Развитие логического мышления, внимания. | Игровая Форма | Использование двух дидактических материалов ( блоков и палочек) |
15 | Радуга | Цвета радуги. Их очередность. Прямая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. | Игровая Форма | Картинки – наглядный материал. Карандаши, чистый лист. |
16 | Сказка | Придумывание сказки по картинкам, Развитие речи | Игровая форма | Картинки |
17 | Раз ромашка два ромашка | Счет | Игровая форма | Палочки |
18 | « Камешек» | Чередование цветов. Освоение эталонов цвета и их названий (желтый, красный, синий) | Игровая форма | Блоки Дьеныша Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор» |
19 | Флаг | Построение картинки по памяти. Освоение эталонов цвета и их названий (белый, красный, синий) | Игровая | Блоки Дьеныша Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор» |
20 | Трамвай | Счет. Освоение эталонов цвета и их названий (белый, красный). Развитие речи. | Игровая | Блоки Дьеныша Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор» |
21 | « Гирлянда» | Построение картинки по памяти. Развитие речи и логического мышления. Рзвитие счета | Игровая | Блоки Дьеныша Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор» |
22 | Подражка для змейки | Построение картинки самостоятельно. | Игровая форма | Блоки Дьеныша Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор» |
23 | «Рыбки, птички» | Развитие речи, произношение слов « Больше», «Меньше». Конструирование | Игровая форма | Блоки Дьеныша Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор» |
24 | « Белочки и ежики» | Развитие речи, развитие памяти. Составление картинок по памяти | Игровая форма | Блоки Дьеныша Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор» |
25 | « День Ночь» | Развитие речи, Понятия « День» и понятие « ночь». Конструирование блоками. | Игровая форма | Блоки Дьеныша Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор» |
26 | « Яркий ковер» | Научиться преобразовывать изображение. Составление картинки симметричную левой. | Игровая форма | Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор» |
27 | « Строим по памяти» | Развития конструктивных способностей, развитие мелкой моторики , воображение. Научиться воссоздавать из частей целый образ. | Игровая форма | Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор» |
28 | «Геометрическое конструирование» | Треугольник. Условия его построения. Простейшее конструирование по образцу. Развитие Элементарных математических знаний | Игровая форма | Образцы. Блоки Дьеныша |
29 | «Геометрическое конструирование» | Конструирование по контурному объекту. Конструирование по представлению. Работа с трафаретами. Развитие Элементарных математических знаний | Игровая форма | Трафареты |
30 | Итоговое занятие | Инсценированое представление сказки с математическими героями | Игровая форма | Сказка. Картинки |
Ожидаемые результаты:
В результате проведения занятий кружка дети будут уметь:
- выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные
по внешним признакам;
- сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);
- ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- называть главную функцию (назначение) предметов;
- расставлять события в правильной последовательности;
- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
- применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
- проводить аналогию между разными предметами;
- запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
- работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.
Список использованной литературы:
1. Богуславская, З. М. Окружающий мир в дидактических играх [Текст]/ З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1991.
2. « Вместе весело играть» Автор: Б,Б, Финкельштейн. Из-ль : « Корвет».
3. «Логика и математика для дошкольников» Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. "Санкт- Петербург". "Акцидент" 2000.
4. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
5. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
6. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г. - 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные ладошки» Группа №7 «Фантазеры»
Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе № 7 № «Фантазёры» «Источники способностей и дарований детей - на кончиках и...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста посредством кружковой деятельности "Веселые пальчики"
Данная программа разработана для развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»
Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перече...
Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей второй группы раннего возраста "Калейдоскоп".
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой,на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой,на выкладывание, которые помогут укрепить руки ма...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»Аннотация к рабочей прогр...
Рабочая программа дополнительного образования "Раннее развитие изучения хантыйского языка"
Рабочая программа для разновозрастной группы...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»
Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перече...