Формирование эмоциональной сферы в онтогенезе.
статья

Ананьева Марина Алексеевна

Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека, выделяя наиболее важные для него события. Одно только это определяет их огромную роль во внутреннем мире каждой личности, да и во всей человеческой культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx15.07 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование эмоциональной сферы в онтогенезе

В индивидуальном развитии человека, в онтогенезе эмоций можно выделить четыре этапа.

1. Новорожденный. На данном этапе главное место занимают инстинкты: пищевой и самосохранения.

2. На этапе младенчества появляются органические чувствования приятного-неприятного, удовольствия-неудовольствия. Они основаны на переработке экстеро и интерорецептивной информации. Эти чувствования лежат в основе формирования отношений ребенка с близкими взрослыми.

3. С 3-4 до 12-14 лет происходит постепенное развитие корковых (эпикритических) эмоций. Вначале этого периода преобладает связь эмоций с органическими потребностями, и лишь к концу этого периода эмоции приобретают самостоятельное психическое выражение с преобладанием уже корковой коррекции органических потребностей и влечений.

4. Формирование высших эмоций, полное развитие достигается к 20-22 годам. Появляется возможность контролировать чувства с помощью интеллекта. В этот период человек в достаточной степени может подавлять и внешние проявления эмоций.

Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека, выделяя наиболее важные для него события. Одно только это определяет их огромную роль во внутреннем мире каждой личности, да и во всей человеческой культуре.

Меняются способы произвольного реагирования на те, или иные эмоции. Например, маленький ребенок, переживая страх, скорее всего, бросится к близкому ему человеку (матери, отцу, сестре, брату). Однако уже в дошкольном возрасте базовые (врожденные) эмоции приобретают социальную окраску. Поэтому у подростка бегство от опасности ассоциируется с эмоцией стыда. Вследствие этого он выбирает другой способ совладения со страхом — старается оценить степень опасности, занять более выгодную позицию или просто игнорирует угрозу, не придает ей значения.

В 3-месячном возрасте младенцы уже «настроены» воспринимать родительские эмоции, и их поведение показывает, что они ожидают увидеть выражение эмоций на лице матери или отца. 

Если первые эмоции связаны с биологическими потребностями младенца (в самосохранении, в свободе и удовольствии), то дальнейшее обогащение поводов к проявлению эмоциональных реакций связано с интеллектуальным развитием ребенка.

В 2-3 года появляются социальные формы гнева — ревность и зависть. Дети сердятся и плачут, если их мать у них на глазах ласкает чужого ребенка. В результате социальных контактов появляется радость как выражение базовой эмоции удовольствия. В три-пять лет стыд, соединяясь с эмоцией страха, приобретает новое качество, превращаясь в страх осуждения.

Таким образом, онтогенез человека возрастная психология разделяет на сензитивные периоды, каждый из которых способствует появлению у человека определенных психических новообразований. Если новообразования не появилось в соответствующее время, вероятно, что оно может не появиться в целом, поэтому воспитательное воздействие на определенные грани личности должно быть своевременным (иначе он будет неэффективным). Сензитивные периоды объединяются в стадии. Эти стадии существуют объективно, они отделяются друг от друга возрастными кризисами (1-го, 3-го, 7-го годов жизни, подросткового возраста и т.д.), однако о содержании этих стадий у психологов единого мнения нет. Есть большое количество теорий онтогенеза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие по формированию эмоциональной сферы Тема: «Рукавичка» Средняя группа

Задачи: 1.     Снятие психо - эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста, посредством театрализованной деятельности;2.     Способствовать разви...

Формирование эмоциональной сферы дошкольника

Этот материал поможет вам развить эмоциональных и творческих детей....

Опыт по формированию эмоциональной сферы дошкольников.

Психологическое сопровождение по эмоциональному развитию воспитанников детского сада....

Реферат на тему:«Особенности формирования эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха».

Данный материал могут использовать воспитатели дошкольных групп, работающих в коррекционных учреждениях....

Реферат на тему:«Особенности формирования эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха».

Данный материал могут использовать воспитатели дошкольных групп, работающих в коррекционных учреждениях....