Опыт работы по теме "Система Формирования эмоциональной сферы детей через досуговую деятельность"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Опыт на тему:
«Развитие эмоциональной сферы дошкольников через совместную досуговую деятельность.
Эмоции ребёнка – это послание о его состоянии окружающим его взрослым.
Дети трёх - пяти лет уже в состоянии ярко проявлять внутреннее эмоциональное состояние, распознавать эмоциональное состояние окружающих. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании взаимодействий и привязанностей.
Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?».
Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций: радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх. Каждая эмоция, имеет своё мимическое выражение, одни распознаются легче, другие - труднее. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений к людям.
Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.
Работая с детьми, я пришла к выводу: воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.
Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения — он начинает ходить в детский сад или в школу. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознавал требования воспитателей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения.
В начале своей работы, я поставила себе задачи по формированию эмоциональной сферы ребенка.
Задачи:
- Учить адаптироваться детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.
- Умение распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние другого человека.
- Умение выражать собственное эмоциональное состояние мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.
- Умение адекватно реагировать на эмоции других.
- Обогащать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоциональные состояния.
Начиная с младшей группы, для достижения этих результатов, моя работа строилась на следующих принципах:
- Индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого ребенка, ориентированный на биологический возраст и психологическое развитие.
- Непрерывность процесса развития эмоциональной сферы ребенка.
- Создание в группе эмоционального комфорта, атмосферы добра, покоя, любви. Д.Б.Эльконин говорил: «Яркие впечатления найдут не менее яркий эмоциональный отклик».
- Формирование у ребенка адекватного восприятия себя, своих способностей, уверенности в своих силах.
С приходом в детский сад ребёнок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности. Чтобы облегчить ребёнку период адаптации в группе, я начала свою работу с создания безопасного пространства для общения, условий для самовыражения, объединяла всех детей совместной деятельностью, что способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплочённости. Чтобы этого достигнуть я решила строить свою работу, используя досуговую деятельность.
Ведь культурно - досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной работы ребёнка с художественными материалами. Это обеспечивает детям возможность совершенствовать способности и умения в деятельности, носящей развивающий характер.
В своей работе я использовала такие методы и приёмы:
Наблюдение. Наблюдая за жизнедеятельностью детей, я ставила перед собой задачу специально обратить внимание на следующие обстоятельства:
- Хотят ли дети играть вместе или избегают друг друга.
- Как дети включаются в игровое обучение.
- Принимают чужую инициативу или сопротивляются ей.
- Кто находится в центре игры, а кто, молча, наблюдает со стороны
- Какие отношения преобладают: дружелюбные, согласованные или конфликтные.
- Какие эмоции преобладают положительные или отрицательные.
Наглядность. Использовала картинки, изображающие детей в разных эмоциональных состояниях, пиктограммы, игры с зеркалом.
Использование произведений художественной литературы.
Мир словесного искусства несёт в себе безграничные возможности формирования эмоциональной сферы дошкольника. Крохотные и большие сказки становятся для ребёнка настоящей « школой эмоций»
- Выражение эмоций мимикой, жестами: « удивись как зайчик»,
- « покажи, как огорчились дед и баба»
.
- Развитие интонационной выразительности: « скажи как зайка, собака, собака, помоги мне»
Развитие речи. Формирование эмоциональной сферы ребёнка происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи. Рассказывание, пересказы, беседы.
Социометрия. Выясняла количество в группе детей - « звёзд», « популярных», « изолированных», «отверженных».
Использование музыки. Вслушиваясь в слова и музыку песен, хороводов, ребёнок получает первоначальные понятия о настроении музыки. Слушание классической музыки (Моцарта, Вивальди, Чайковского) действует через подсознание, открытое в этом возрасте. Необходимости объяснять детям, содержание музыкальных произведений нет, они поймут его по-своему — это важнее.
Изобразительная деятельность. Вместе с педагогом по изо деятельности стараемся сделать виды этой работы как можно более эмоционально насыщенными. Всегда при оценке работ задаются вопросы, отражающие настроение и впечатления ребёнка: « ты нарисовал снеговика, какое у него настроение? Как об этом можно догадаться?» Рассматривая рисунки Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева, обязательно внимание детей обращается на выразительность эмоционального состояния героя.
Для развития групповой сплочённости и повышение у детей уверенности в себе, использовала, такие игры, в которых развивается координация движений, мелкой моторики и развитие памяти. ( игры с пальчиками)
В процессе подвижных игр способствовала возникновению самостоятельной деятельности детей, направленной на восстановление физических сил и активности.
Так же в группе проводились развлечения, театрализованные представления, прослушивание звукозаписей, привлекала детей к участию в концертах, организованных взрослыми.
Проводя праздники, приобщала детей к русской праздничной культуре. Содействовала созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формировала чувство любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам.(«Здравствуй осень», «Мамин праздник», «Зимушка-зима».)
В самостоятельной художественной деятельности предоставляла детям возможность самостоятельно слушать музыку, заниматься изобразительной деятельностью, беседовать с друзьями, рассматривать книги и иллюстрации, играть в разнообразные игры. Для этого в группе выделены зоны для всех видов деятельности: спортивный комплекс, уголок изо-деятельности, театрализовано - художественной деятельности, уголок уединения, кукольный уголок, уголок для строительных игр, уголок природы и исследования.)
Накапливая определённые моменты проживания и фиксации на каком- либо чувстве, ребёнок сможет создать свой собственный « эмоциональный фонд» с помощью которого сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей которые его окружают.
По выражению Ж. Лабрюйера, « в тоне голоса, в глазах и выражении лица говорящего, имеется не меньше красноречия, чем в самих словах». Поэтому моей задачей было: научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
Для этой работы я использовала на занятиях и досугах психогимнастику.
Психогимнастика — это курс специальных занятий, этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как познавательной, так и эмоционально- личностной сферы.
Психогимнастика помогает детям развивать свою мимику и учиться различать настроение по лицам. Между прочим, специалистами замечено, что это полезно и для интеллектуального развития. Психогимнастика помогает корректировать нежелательные черты характера и поведения детей.
Занимаясь психогимнастикой, дети изучали различные эмоции и проигрывали их, получая возможность управлять ими. На занятиях дети учатся правильно общаться, лучше понимать себя и других, снимать психическое напряжение, создавая возможность для самовыражения.
Схема занятия по психогимнастике.
1 фаза: -мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.
Это модели выражения основных эмоций ( радость, удивление, интерес, гнев...)
Например: 1) В лесу живут два медвежонка — Тим и Том. Они съели вкусные, но немытые яблоки, у них разболелись животы. Медвежата жалуются: покажи.
Выразительные движения:
Брови приподняты и сдвинуты,
Глаза прищурены, туловище согнуто,
Живот втянут, руки прижаты к животу.
2) «Медвежата выздоровели» (этюд на выражение радости).
К заболевшим медвежатам Тиму и Тому пришел доктор Зай. Он вылечил медвежат, и стало им очень хорошо. Не болят больше животики у Тима и Тома.
Выразительные движения: положение; сидя, тело отклонено назад, подбородок слегка приподнят, улыбка.
2 фаза — этюд игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.
Цель:
а) Научить, выразительно изображать чувства, которые появляются в социальной среде (жадность, доброта, честность и т. д.), их моральная оценка.
б) Учить моделировать поведение персонажей с теми или иными чертами характера.
в) Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности.
г) Учить детей при изображении эмоций пользоваться всеми выразительными средствами одновременно.
1)«Король Боровик не в духе» (этюд на выражение гнева).
Ведущий читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту.
«Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король не в духе:
Короля покусали мухи.»
1) Этюд «Робкий ребенок».
Ребенок 1-ый день в детском саду, он робеет.
Выразительные движения: сидит на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуты, локти прижаты к телу, ладони лежат на коленях, голову опустить.
Между 2 и 3 фазой - «минута шалости».
Дети в пределах группы могут делать все что захотят.
С детьми заранее обговорен сигнал, сообщающий о продолжении занятия (например, если взрослый сел на стул, дети тоже должны занять свои места).
Сигналом может стать музыкальная фраза, включение света и др.
Сигнал может быть любым, но обязательно постоянным.
3 фаза — этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на отдельного ребенка или на группу в целом.
(Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ).
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.
- «Я так устал, я очень устал».
Выразительные движения: стоя, руки висят вдоль туловища, плечи опущены.
- «Грязь» (этюд на выражение отвращения).
Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к другу. Ему надо перейти дорогу.
Дети охотно проигрывали ситуации, в которых эмоции — страх, удивление, радость, гнев и т. д. - представляются от имени сказочных героев, животных.
Очень важно чередовать противоположные чувства, напряжение с расслаблением.
Я смастерила шаблоны с изображением разных эмоций на лицах, а когда они были освоены, разрезала их на фрагменты (начав с двух) и составить мозайку.
Можно рисовать разные настроения, а на картонном овале лепить глаза, шею, губы, брови, меняя настроение портрета по ходу занятия.
Использовать психогимнастику очень полезно, как на отдельном занятии, так и как часть занятия в театральной деятельности, в сказкотерапии, в обычных занятиях.
В старшем дошкольном возрасте преобладают много - персонажные схемы. Детям предлагала, более расширенные варианты восприятия эмоциональных состояний: обиды, вины, гнева, усталости, интереса и других. Моя работа строилась с учётом взаимосвязи сопереживания, с анализом, оценкой ситуации, выражением отношения к ней. Осуществляя такую работу, подводила детей к пониманию, что нравственная оценка поступков, способов поведения должна определяться не внешней формой поступка, а прежде всего содержанием мотивов, то есть тем, чем руководствовался персонаж в той или иной ситуации, что побудило его к переживанию грусти, удивления и прочего. Обращала внимание на то, что от настроения человека во многом зависит его взгляд на окружающий мир, природу, отношения между людьми.
Для построения этой работы я ставила себе задачу:
Учить распознавать своё эмоциональное состояние и состояние других, адекватно реагировать на эмоциональное состояние других, осваивать словесные обозначения эмоций, активизировать словарь детей эмоциональной лексикой.
Для этой работы я изготовила наглядный материал: « книги настроения», схемы эмоций, игры на определения эмоциональных состояний.
В течении дня я использовала шутки, сюрпризы, фокусы для создания положительно-эмоциональной обстановки, снятия напряжения и усталости.
В постановке детских спектаклей и инсценировании литературных произведений, сказок, рассказов дети принимают активное участие не только как зрители, но и как действующие персонажи. Помогала детям с помощью различных видов театра разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, детьми изготавливались различные костюмы, декорации, атрибуты.
Организовывались познавательные тематические вечера, посвящённые писателям, народным традициям и обычаям, знакомству с правилами дорожного движения.
Творческие способности дошкольников ярче всего проявляются в театрализованной, изобразительной и музыкальной деятельности.
В подготовительной группе дети уже имеют разносторонние интересы в культурно-досуговой деятельности. В этом возрасте дети инициативны, с удовольствием поддерживают различные начинания, обычно связанные с интересной творческой деятельностью.
Организуя досуг детей, следует помнить, что в общении со сверстниками для них уже важен вопрос самооценки, нравственных позиций, лидерства. И именно организация культурного досуга содействует формированию уважительного отношения к педагогу, эмпатии к другим детям, доброжелательного и заботливого отношения к младшим, уважения к старшим.
В этом возрасте я уделяла внимание на инсценировки сказок, организации совместных праздников: ( осенины, новогодняя литературная композиция по сказке « Двенадцать месяцев», праздник посвящённый 23 февраля. « папа, мама и я — олимпийская семья», музыкально-литературная композиция «мама», по сказке «Волк и семеро козлят». Литературные вечера по сказкам А. С, Пушкина, о писателях и поэтах нашего города, патриотический вечер, посвящённый 9 мая.
На всех этих мероприятиях я уделяла большое внимание. на музыкальное сопровождение. Вместе с музыкальным руководителем, придумывала сценарии, подбор музыки, движения к танцам, ведь при выражении того или иного персонажа, я считаю, что движения хорошо передают эмоциональное состояние персонажа.
Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет ребёнку восстановить физические и духовные силы. Способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия, получению новых знаний, достижению необходимого уровня развития для поступления в начальную школу.
Для достижения наилучшего результата необходима организация совместной деятельности воспитателя и родителей, родителей и детей. Поэтому, я прежде всего изучила отношение родителей к проблеме эмоционального воспитания. С этой целью я провела анкетирование родителей
Я предусмотрела следующие формы работы с родителями:
- родительские собрания, где информировала их о целях, задачах, особенностях эмоционального развития;
- анкетирование родителей с целью получения информации об особенностях детско–родительских отношений и индивидуальности ребёнка;
- знакомство родителей с результатами педагогического наблюдения.
На следующем этапе я подключила родителей к созданию групповой атмосферы, предметной среды, позволяющей формировать детское сообщество.
В этом мне помогли:
- домашние задания по участию в групповых делах (оформление и оснащение группы);
- участие родителей в праздниках;
совместные мероприятия родителей с детьми
- домашние задания «Вместе с детьми», в которых родителям предлагается дома повторить отдельные игры и упражнения, разученные на занятиях, с целью поддержания и улучшения контакта родителей с детьми.
В организации мероприятий по познанию эмоциональной сферы ребёнка я использовала следующие формы работы с родителями:
- домашнее задание (рисунок «Моя семья» с последующем, оформлением выставки);
- организация досуга с семейными конкурсами;
- совместный тематический рисунок « моё любимое занятие дома?», где передаются совместные занятия в семье, приносящие удовольствие, радость;
- анкета – отзыв о проведённой работе в течение года.
Эти формы работы позволили мне вместе с родителями понять причины трудностей в эмоциональном развитии ребёнка и их специфики, выяснить особенности социальной ситуации формирования личности ребёнка, найти возможности помочь ему.
Работа оказала влияние на функциональное состояние детей и на состояние их здоровья, улучшились показатели как, физического так и психического здоровья детей
Проведенная работа в целом показала, что применение игр на улучшение эмоционального состояния в режиме дня, разнообразие форм мероприятий делает возможным улучшение состояния здоровья, психического и физического развития детей в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/18/picture-58374-1602970693.jpg)
Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность.
Доклад на тему: "Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/23/picture-88428-1529724144.jpg)
Формирование социально – эмоциональной сферы ребёнка через театрализованную деятельность
Театрализованная деятельность является одним из важных средств развития социально-эмоциональной сферы ребенка, так как она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ре...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/27/picture-862681-1587978154.jpg)
Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность.
Статья "Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность"...
«Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность»
консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/04/picture-994976-1620107686.jpg)
«Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность с использованием ИКТ технологий»
Средний дошкольный возраст – замечательное время для развития творческих талантов. Малыши этого с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/14/picture-803686-1702581218.jpg)
Памятка "Игры для развития эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность для дошкольников"
"Игры для развития эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность для дошкольников"...