Опыт работы по теме "Система Формирования эмоциональной сферы детей через досуговую деятельность"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Опыт на тему:
«Развитие эмоциональной сферы дошкольников через совместную досуговую деятельность.
Эмоции ребёнка – это послание о его состоянии окружающим его взрослым.
Дети трёх - пяти лет уже в состоянии ярко проявлять внутреннее эмоциональное состояние, распознавать эмоциональное состояние окружающих. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании взаимодействий и привязанностей.
Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?».
Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций: радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх. Каждая эмоция, имеет своё мимическое выражение, одни распознаются легче, другие - труднее. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений к людям.
Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.
Работая с детьми, я пришла к выводу: воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.
Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения — он начинает ходить в детский сад или в школу. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознавал требования воспитателей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения.
В начале своей работы, я поставила себе задачи по формированию эмоциональной сферы ребенка.
Задачи:
- Учить адаптироваться детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.
- Умение распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние другого человека.
- Умение выражать собственное эмоциональное состояние мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.
- Умение адекватно реагировать на эмоции других.
- Обогащать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоциональные состояния.
Начиная с младшей группы, для достижения этих результатов, моя работа строилась на следующих принципах:
- Индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого ребенка, ориентированный на биологический возраст и психологическое развитие.
- Непрерывность процесса развития эмоциональной сферы ребенка.
- Создание в группе эмоционального комфорта, атмосферы добра, покоя, любви. Д.Б.Эльконин говорил: «Яркие впечатления найдут не менее яркий эмоциональный отклик».
- Формирование у ребенка адекватного восприятия себя, своих способностей, уверенности в своих силах.
С приходом в детский сад ребёнок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности. Чтобы облегчить ребёнку период адаптации в группе, я начала свою работу с создания безопасного пространства для общения, условий для самовыражения, объединяла всех детей совместной деятельностью, что способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплочённости. Чтобы этого достигнуть я решила строить свою работу, используя досуговую деятельность.
Ведь культурно - досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной работы ребёнка с художественными материалами. Это обеспечивает детям возможность совершенствовать способности и умения в деятельности, носящей развивающий характер.
В своей работе я использовала такие методы и приёмы:
Наблюдение. Наблюдая за жизнедеятельностью детей, я ставила перед собой задачу специально обратить внимание на следующие обстоятельства:
- Хотят ли дети играть вместе или избегают друг друга.
- Как дети включаются в игровое обучение.
- Принимают чужую инициативу или сопротивляются ей.
- Кто находится в центре игры, а кто, молча, наблюдает со стороны
- Какие отношения преобладают: дружелюбные, согласованные или конфликтные.
- Какие эмоции преобладают положительные или отрицательные.
Наглядность. Использовала картинки, изображающие детей в разных эмоциональных состояниях, пиктограммы, игры с зеркалом.
Использование произведений художественной литературы.
Мир словесного искусства несёт в себе безграничные возможности формирования эмоциональной сферы дошкольника. Крохотные и большие сказки становятся для ребёнка настоящей « школой эмоций»
- Выражение эмоций мимикой, жестами: « удивись как зайчик»,
- « покажи, как огорчились дед и баба»
.
- Развитие интонационной выразительности: « скажи как зайка, собака, собака, помоги мне»
Развитие речи. Формирование эмоциональной сферы ребёнка происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи. Рассказывание, пересказы, беседы.
Социометрия. Выясняла количество в группе детей - « звёзд», « популярных», « изолированных», «отверженных».
Использование музыки. Вслушиваясь в слова и музыку песен, хороводов, ребёнок получает первоначальные понятия о настроении музыки. Слушание классической музыки (Моцарта, Вивальди, Чайковского) действует через подсознание, открытое в этом возрасте. Необходимости объяснять детям, содержание музыкальных произведений нет, они поймут его по-своему — это важнее.
Изобразительная деятельность. Вместе с педагогом по изо деятельности стараемся сделать виды этой работы как можно более эмоционально насыщенными. Всегда при оценке работ задаются вопросы, отражающие настроение и впечатления ребёнка: « ты нарисовал снеговика, какое у него настроение? Как об этом можно догадаться?» Рассматривая рисунки Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева, обязательно внимание детей обращается на выразительность эмоционального состояния героя.
Для развития групповой сплочённости и повышение у детей уверенности в себе, использовала, такие игры, в которых развивается координация движений, мелкой моторики и развитие памяти. ( игры с пальчиками)
В процессе подвижных игр способствовала возникновению самостоятельной деятельности детей, направленной на восстановление физических сил и активности.
Так же в группе проводились развлечения, театрализованные представления, прослушивание звукозаписей, привлекала детей к участию в концертах, организованных взрослыми.
Проводя праздники, приобщала детей к русской праздничной культуре. Содействовала созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формировала чувство любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам.(«Здравствуй осень», «Мамин праздник», «Зимушка-зима».)
В самостоятельной художественной деятельности предоставляла детям возможность самостоятельно слушать музыку, заниматься изобразительной деятельностью, беседовать с друзьями, рассматривать книги и иллюстрации, играть в разнообразные игры. Для этого в группе выделены зоны для всех видов деятельности: спортивный комплекс, уголок изо-деятельности, театрализовано - художественной деятельности, уголок уединения, кукольный уголок, уголок для строительных игр, уголок природы и исследования.)
Накапливая определённые моменты проживания и фиксации на каком- либо чувстве, ребёнок сможет создать свой собственный « эмоциональный фонд» с помощью которого сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей которые его окружают.
По выражению Ж. Лабрюйера, « в тоне голоса, в глазах и выражении лица говорящего, имеется не меньше красноречия, чем в самих словах». Поэтому моей задачей было: научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
Для этой работы я использовала на занятиях и досугах психогимнастику.
Психогимнастика — это курс специальных занятий, этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как познавательной, так и эмоционально- личностной сферы.
Психогимнастика помогает детям развивать свою мимику и учиться различать настроение по лицам. Между прочим, специалистами замечено, что это полезно и для интеллектуального развития. Психогимнастика помогает корректировать нежелательные черты характера и поведения детей.
Занимаясь психогимнастикой, дети изучали различные эмоции и проигрывали их, получая возможность управлять ими. На занятиях дети учатся правильно общаться, лучше понимать себя и других, снимать психическое напряжение, создавая возможность для самовыражения.
Схема занятия по психогимнастике.
1 фаза: -мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.
Это модели выражения основных эмоций ( радость, удивление, интерес, гнев...)
Например: 1) В лесу живут два медвежонка — Тим и Том. Они съели вкусные, но немытые яблоки, у них разболелись животы. Медвежата жалуются: покажи.
Выразительные движения:
Брови приподняты и сдвинуты,
Глаза прищурены, туловище согнуто,
Живот втянут, руки прижаты к животу.
2) «Медвежата выздоровели» (этюд на выражение радости).
К заболевшим медвежатам Тиму и Тому пришел доктор Зай. Он вылечил медвежат, и стало им очень хорошо. Не болят больше животики у Тима и Тома.
Выразительные движения: положение; сидя, тело отклонено назад, подбородок слегка приподнят, улыбка.
2 фаза — этюд игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.
Цель:
а) Научить, выразительно изображать чувства, которые появляются в социальной среде (жадность, доброта, честность и т. д.), их моральная оценка.
б) Учить моделировать поведение персонажей с теми или иными чертами характера.
в) Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности.
г) Учить детей при изображении эмоций пользоваться всеми выразительными средствами одновременно.
1)«Король Боровик не в духе» (этюд на выражение гнева).
Ведущий читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту.
«Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король не в духе:
Короля покусали мухи.»
1) Этюд «Робкий ребенок».
Ребенок 1-ый день в детском саду, он робеет.
Выразительные движения: сидит на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуты, локти прижаты к телу, ладони лежат на коленях, голову опустить.
Между 2 и 3 фазой - «минута шалости».
Дети в пределах группы могут делать все что захотят.
С детьми заранее обговорен сигнал, сообщающий о продолжении занятия (например, если взрослый сел на стул, дети тоже должны занять свои места).
Сигналом может стать музыкальная фраза, включение света и др.
Сигнал может быть любым, но обязательно постоянным.
3 фаза — этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на отдельного ребенка или на группу в целом.
(Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ).
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.
- «Я так устал, я очень устал».
Выразительные движения: стоя, руки висят вдоль туловища, плечи опущены.
- «Грязь» (этюд на выражение отвращения).
Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к другу. Ему надо перейти дорогу.
Дети охотно проигрывали ситуации, в которых эмоции — страх, удивление, радость, гнев и т. д. - представляются от имени сказочных героев, животных.
Очень важно чередовать противоположные чувства, напряжение с расслаблением.
Я смастерила шаблоны с изображением разных эмоций на лицах, а когда они были освоены, разрезала их на фрагменты (начав с двух) и составить мозайку.
Можно рисовать разные настроения, а на картонном овале лепить глаза, шею, губы, брови, меняя настроение портрета по ходу занятия.
Использовать психогимнастику очень полезно, как на отдельном занятии, так и как часть занятия в театральной деятельности, в сказкотерапии, в обычных занятиях.
В старшем дошкольном возрасте преобладают много - персонажные схемы. Детям предлагала, более расширенные варианты восприятия эмоциональных состояний: обиды, вины, гнева, усталости, интереса и других. Моя работа строилась с учётом взаимосвязи сопереживания, с анализом, оценкой ситуации, выражением отношения к ней. Осуществляя такую работу, подводила детей к пониманию, что нравственная оценка поступков, способов поведения должна определяться не внешней формой поступка, а прежде всего содержанием мотивов, то есть тем, чем руководствовался персонаж в той или иной ситуации, что побудило его к переживанию грусти, удивления и прочего. Обращала внимание на то, что от настроения человека во многом зависит его взгляд на окружающий мир, природу, отношения между людьми.
Для построения этой работы я ставила себе задачу:
Учить распознавать своё эмоциональное состояние и состояние других, адекватно реагировать на эмоциональное состояние других, осваивать словесные обозначения эмоций, активизировать словарь детей эмоциональной лексикой.
Для этой работы я изготовила наглядный материал: « книги настроения», схемы эмоций, игры на определения эмоциональных состояний.
В течении дня я использовала шутки, сюрпризы, фокусы для создания положительно-эмоциональной обстановки, снятия напряжения и усталости.
В постановке детских спектаклей и инсценировании литературных произведений, сказок, рассказов дети принимают активное участие не только как зрители, но и как действующие персонажи. Помогала детям с помощью различных видов театра разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, детьми изготавливались различные костюмы, декорации, атрибуты.
Организовывались познавательные тематические вечера, посвящённые писателям, народным традициям и обычаям, знакомству с правилами дорожного движения.
Творческие способности дошкольников ярче всего проявляются в театрализованной, изобразительной и музыкальной деятельности.
В подготовительной группе дети уже имеют разносторонние интересы в культурно-досуговой деятельности. В этом возрасте дети инициативны, с удовольствием поддерживают различные начинания, обычно связанные с интересной творческой деятельностью.
Организуя досуг детей, следует помнить, что в общении со сверстниками для них уже важен вопрос самооценки, нравственных позиций, лидерства. И именно организация культурного досуга содействует формированию уважительного отношения к педагогу, эмпатии к другим детям, доброжелательного и заботливого отношения к младшим, уважения к старшим.
В этом возрасте я уделяла внимание на инсценировки сказок, организации совместных праздников: ( осенины, новогодняя литературная композиция по сказке « Двенадцать месяцев», праздник посвящённый 23 февраля. « папа, мама и я — олимпийская семья», музыкально-литературная композиция «мама», по сказке «Волк и семеро козлят». Литературные вечера по сказкам А. С, Пушкина, о писателях и поэтах нашего города, патриотический вечер, посвящённый 9 мая.
На всех этих мероприятиях я уделяла большое внимание. на музыкальное сопровождение. Вместе с музыкальным руководителем, придумывала сценарии, подбор музыки, движения к танцам, ведь при выражении того или иного персонажа, я считаю, что движения хорошо передают эмоциональное состояние персонажа.
Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет ребёнку восстановить физические и духовные силы. Способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия, получению новых знаний, достижению необходимого уровня развития для поступления в начальную школу.
Для достижения наилучшего результата необходима организация совместной деятельности воспитателя и родителей, родителей и детей. Поэтому, я прежде всего изучила отношение родителей к проблеме эмоционального воспитания. С этой целью я провела анкетирование родителей
Я предусмотрела следующие формы работы с родителями:
- родительские собрания, где информировала их о целях, задачах, особенностях эмоционального развития;
- анкетирование родителей с целью получения информации об особенностях детско–родительских отношений и индивидуальности ребёнка;
- знакомство родителей с результатами педагогического наблюдения.
На следующем этапе я подключила родителей к созданию групповой атмосферы, предметной среды, позволяющей формировать детское сообщество.
В этом мне помогли:
- домашние задания по участию в групповых делах (оформление и оснащение группы);
- участие родителей в праздниках;
совместные мероприятия родителей с детьми
- домашние задания «Вместе с детьми», в которых родителям предлагается дома повторить отдельные игры и упражнения, разученные на занятиях, с целью поддержания и улучшения контакта родителей с детьми.
В организации мероприятий по познанию эмоциональной сферы ребёнка я использовала следующие формы работы с родителями:
- домашнее задание (рисунок «Моя семья» с последующем, оформлением выставки);
- организация досуга с семейными конкурсами;
- совместный тематический рисунок « моё любимое занятие дома?», где передаются совместные занятия в семье, приносящие удовольствие, радость;
- анкета – отзыв о проведённой работе в течение года.
Эти формы работы позволили мне вместе с родителями понять причины трудностей в эмоциональном развитии ребёнка и их специфики, выяснить особенности социальной ситуации формирования личности ребёнка, найти возможности помочь ему.
Работа оказала влияние на функциональное состояние детей и на состояние их здоровья, улучшились показатели как, физического так и психического здоровья детей
Проведенная работа в целом показала, что применение игр на улучшение эмоционального состояния в режиме дня, разнообразие форм мероприятий делает возможным улучшение состояния здоровья, психического и физического развития детей в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность.
Доклад на тему: "Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность"....
Формирование социально – эмоциональной сферы ребёнка через театрализованную деятельность
Театрализованная деятельность является одним из важных средств развития социально-эмоциональной сферы ребенка, так как она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ре...
Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность.
Статья "Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность"...
«Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность»
консультация для родителей...
«Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность с использованием ИКТ технологий»
Средний дошкольный возраст – замечательное время для развития творческих талантов. Малыши этого с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при...
Памятка "Игры для развития эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность для дошкольников"
"Игры для развития эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность для дошкольников"...