Формирование эмоциональной сферы дошкольника
методическая разработка по теме

Федорук Маргарита Викторовна

Этот материал поможет вам развить эмоциональных и творческих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestaciya.doc86.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no_3.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных умений ребёнка-дошкольника

посредством игровых упражнений

Дошкольный возраст - время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Способность общаться или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста.

Коммуникативные способности включают в себя:

желание вступать в контакт,

умение организовать общение,

знание норм и правил при общении.

Всему этому мы учим ребёнка в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями, сверстниками. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение - это один из показателей отклонения в развитии. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это приводит к заниженной самооценке, робости, замкнутости. И мы, как педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребёнку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

В 2007 году придя работать в подготовительную группу, и наблюдая за детьми в разных видах деятельности, я обратила внимание на то, что одни из них довольно легко вступали в общение с детьми, откликались на предложения взрослых. Другие охотно играли со сверстниками, но были несколько нерешительны в общении со взрослыми. Были и такие дети, которые скрыто и открыто конфликтовали со всеми.

Чтобы глубже изучить данную проблему, определить и понять причины таких поведенческих проявлений я провела диагностическое обследование по теме «Социальные отношения детей» (приложение №1). Данные вводной диагностики позволили мне утвердиться в своих сомнениях по данной проблеме. И в2008 году, набрав группу  3-х летних детей, я так же провела диагностическое обследование по теме «Социальные отношения детей».

По результатам диагностики я условно разделила детей на подгруппы:

популярные (звёзды) - дети получившие больше взаимовыборов

предпочитаемые - дети, получившие 3-4 взаимовыбора

изолированные - дети получившие 1-2 взаимовыбора

Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделять формированию коммуникативных умений у детей

Осознавая проблему и понимая, что добиться положительных результатов в работе можно только в сотрудничестве с семьёй; я провела анкетирование родителей и воспитателей (приложение №2)

Результаты анкетирования дополнили необходимые сведения об особенностях поведения воспитанников вне детского сада, в более привычной для них обстановке. Данные наблюдений родителей и воспитателей за поведенческими проявлениями детей в тех или иных ситуациях близки, лишь в некоторых случаях эти наблюдения незначительно расходятся.

Это позволило мне сделать вывод о том, что:

поведение детей в условиях пребывания дома и в детском саду не имеет
значительных различий,

родительская оценка детей не завышена, близка к адекватной.

Анализируя полученные данные, я поставила перед собой цель: Формирование коммуникативных умений ребёнка-дошкольника посредством игровых упражнений.

На этом этапе работы с детьми определила первостепенные задачи:

развивать умения понимать окружающих людей, сверстников, проявлять к
ним    доброжелательное    отношение,    стремиться    к    общению    и
взаимопониманию

формировать у детей представления о хороших и плохих поступках,
правилах и нормах поведения и общения друг с другом

учить детей анализировать причины ссор и разрешать межличностные
конфликты,    используя    при    этом    нормы-регуляторы    (уступить,
договориться, извинится, соблюдать очерёдность и др.)

развивать   умение   передавать   разные   эмоциональные   состояния   в
имитационно-образных играх, сопереживать настроению сверстников в
общих делах, играх, занятиях, совместных праздниках

Для реализации поставленной цели я сформулировала для себя  задачи:

Изучение   методической   литературы   и   передовых   образовательных
технологий по данной теме.

Отбор необходимого содержания из дошкольных методик.

Разработка новых форм планирования по данной теме.

Поиск и апробация методов и приёмов работы с детьми.

Свою работу я начала с изучения методической литературы. После анализа и отбора необходимого содержания из дошкольных методик я составила перспективный план (приложение №3) проведения занятий с детьми, опираясь, прежде всего на программу «Детство» При составлении плана  большое значение

уделяла расширению общих представлений детей об окружающем мире, углублению представлений о людях - взрослых и детях, формированию социальной ориентации в области правил и норм культуры поведения и общения, развитию эмоциональной отзывчивости и сочувствия к окружающим.

Работу с детьми по направлению веду параллельно в работе с родителями, направленную на выявление уровня педагогической компетентности и их интереса к этой проблеме. С этой целью провела в группе среди родителей анкетирование (приложение №4). Результат показал, что родители считают эту проблему актуальной и желают получить педагогическую информацию по формированию у детей коммуникативных навыков.

Для родителей оформила выставку методической литературы, подготовила в уголок для родителей памятки «Как справиться с проблемой...» (приложение №5), провела родительское собрание на тему «Что такое общение» (приложение №6) с обменом мнений между родителями в игре «Светофор». Эта игра позволила узнать мнение всех участников. Никто не остался просто зрителем.

Ежедневно беседую с родителями об успехах детей, как играл, что больше ему нравиться делать, как общается со сверстниками и т.д. Эти беседы помогают установить с родителями доверительные отношения, помогают найти к детям общий подход в воспитании.

С помощью родителей и коллег создала в группе предметно-развивающую среду (приложение №7), учитывая возрастные, индивидуальные и поло-ролевые особенности детей, направленную на открытие перед детьми всего спектра окружающего мира.

Основной формой в работе с детьми являются занятия, проводимые в форме игры, на которых развиваются навыки культурного поведения, понятия о хороших и плохих поступках, эмоциональном состоянии людей.

Разрабатывая занятия, я прилагаю все усилия к тому, чтобы каждый ребёнок принимал в нём участие, был не только наблюдателем, но и выполнял практические действия. В начале и конце занятий использую игры, упражнения

для сплочения группы (приложение №8). Например:  «Волшебные слова», «Приветствие», «Комплименты», «Хоровод друзей» и др.

Многие занятия завершались созданием детьми рисунка, как итога работы, который объединял эмоции, впечатления, знания и умения, полученные ребёнком. Например: «Дорисуй мальчика, девочку», «Портрет папы», «Цветы для мамы». Такие коллективные работы как рисование «Чудесный лес», аппликация «Что нам осень принесла?» в коммуникативном плане объединяют детей, учат договариваться, уступать место друг другу, помогать.

В каждом занятии я стараюсь максимально приблизить тему к знакомой ребёнку ситуации («Мы поссоримся и помиримся», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Как поступают друзья» и др.)

Ребёнку-дошкольнику свойственно наглядно-образное мышление, а потому ведущую роль в воспитании играют методы, основанные на восприятии наглядных образов. С целью заинтересованности детей использую на занятиях: картины, книжные иллюстрации, кукольный театр, яркие игрушки, сюрпризные моменты, музыкальное сопровождение, видео- и аудиозаписи.

Музыка оказывает положительное воздействие на ребёнка, поэтому является прекрасной эмоциональной основой для развития навыков взаимодействия детей друг с другом. Для этой цели мы приобрели аудиокассеты и диски с музыкой для детей: песни из детских кинофильмов, мультфильмов, плясовые, звуки леса.

На музыкальных занятиях в играх и плясках: «Мишка с куклой», «Поссорились - подружились», «Парная пляска» и др. дети учатся прикасаться друг к другу, гладить друг друга по голове, смотреть в глаза, обниматься, подражать плясовым движениям и пению ровесника, формируя, таким образом интерес и эмоционально-положительные действия, направленные друг на друга.

Дети осваивают умение различать характер музыки (весёлая, грустная), устанавливать связи между предметами и явлениями окружающей жизни и музыкальными образами.

     Коммуникативные   умения   предполагают   способность   ребёнка   в   разных ситуациях уметь говорить и слушать собеседника. Основа культуры общения -

соблюдение речевого этикета. Сюда входят правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимика, жесты, выбор выражений, поза).

Для ознакомления детей со специальными речевыми правилами в типовых ситуациях я создала «Словарь добрых слов и выражений» (приложение №9). Это: обращение, приветствие - прощание, извинение - благодарность, просьба - совет, знакомство, поздравление. Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию доброжелательности, взаимного внимания, облегчает взаимопонимание.

Я ввожу в активный словарь этикетные стереотипы, учу понимать где, с кем, когда, зачем говоришь. Например:

а)        У Насти день рождения. Ребята пришли её поздравить. Покажите, как мы будем
это делать.

б)        Сегодня открылся магазин игрушек. Я продавец, жду покупателей. Покажите,
как надо вести
   разговор с продавцом.

В основе обучения использую ролевой принцип. Обучаю детей осознавать свои ролевые позиции: мальчик - девочка, брат - сестра, бабушка - внук, ребёнок - взрослый, знакомый - незнакомый, дома, в детском саду, в игре. В одной и той же ситуации могут звучать разные выражения: «здравствуйте» (взрослому), «привет» (сверстнику), «очень рад тебя видеть» (внук - бабушке).

Правила речевого поведения сопряжены с нравственными понятиями и принципами: доброта, деликатность, внимание к окружающим, вежливость, уважение к старшим и сверстникам. Предлагаю ребятам для обсуждения следующие рассказы: «Утреннее приветствие», «У тебя в гостях подруга», «Разрешите, пожалуйста» и др. из книги Н.Е. Богуславской и Н.А. Купиной «Весёлый этикет». Эти рассказы учат детей отмечать достоинства в поведении и речи, критиковать неправильное, строить этикетную речь по образцу.

Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация проблемных ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение для социально - эмоционального

развития имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы. Это ситуации практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых: «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, туфли и пр.); «Не надо грустить» (успокоить, угостить, поиграть и т.д.); «Мы встречаем друг друга после болезни» (рассказать, как скучали без него, рисовали ему рисунки в подарок).

Начиная с младшей группы, приучаю детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью создаю соответствующую ситуацию. Например: Специально роняю на пол мелкие игрушки, кубики, карандаши которые несу на подносе: «Ах, я не удержала поднос и рассыпала игрушки! Кто же мне поможет? Собираю и приговариваю: «Кто же мне поможет? Во все стороны игрушки разлетелись!» дети начинают помогать. Я поощряю их: «Игрушки хотели убежать от меня, а вы не позволили. Коля два кубика принёс, Катя колечко, а Данилка нашёл грибок, который спрятался за стул. У вас глазки зоркие, ручки ловкие, вот как быстро мне помогли. Все игрушки сложили. Спасибо. Вы хорошие помощники.

Не все малыши сразу включаются в такую ситуацию. Тех, кто лишь наблюдает, я не тороплю. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем и в следующий раз они пытаются помочь мне. Подобные ситуации организую неоднократно. С каждым разом дети быстрее понимают затруднения и увереннее включаются в помощь, приобретая ценный практический опыт.

Важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Познание детьми самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения со сверстниками. Способность поставить себя на место другого ребёнка помогает лучше понять возможного партнёра по общению, выделить отдельные черты его

характера и их проявление, выражающееся в поступлениях и действиях.            Дети учатся быть терпимыми к чужим недостаткам, учатся сопереживанию, а это -прямой путь к полноценному общению.

Эмоции, переживаемые детьми в реальных игровых и условных ситуациях, обогащают эмоциональный мир дошкольников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия. Часто ребёнок проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «прочесть эмоцию», выраженную в мимике, жестах, интонации.

В программе «Детство» особое внимание уделяется развитию у детей умения передавать чувства и эмоциональное состояния в играх, движениях, танцевальной, художественно-театральной и изобразительной деятельности.

Для достижения хороших результатов в работе по развитию умений передавать разные эмоциональные состояния человека использую пиктограммы (приложение №10), а также «Этюды на выражение различных эмоций» (приложение №11).

В младшей группе вовлекала детей в игры-имитации. По примеру воспитателя и самостоятельно в движениях и мимике дети воспроизводили разных зверей (добрый - злой, весёлый - грустный) и их образы. Например: маленькая испуганная мышка, большой сердитый медведь, ласковая грациозная кошка и злая собака, большая добрая курица и маленькие подвижные и весёлые цыплята. Игры-имитации являются эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания (приложение №12).

Игровые упражнения на выражение различных эмоциональных состояний включаю в утреннюю гимнастику, занятия по развитию речи использую на физкультминутках, а также провожу в виде игр, в группе и на прогулке, в свободное от занятий время.

Эффективным средством коммуникативного развития и создания благоприятных условий для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия является театрализованная игра. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение Ии сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Поэтому я стараюсь создать все условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться на аудитории во время   выступления,   побуждать   к   импровизации   посредством   мимики, выразительных движений и интонаций.

Прибегаю к приёму вовлечения в театрализованную деятельность взрослых, родителей. Общее дело в данном случае - подготовка мини-спектаклей к праздникам.

С помощью родителей и коллег в группе создала театрализованный уголок, где в достаточном количестве имеется материал, стимулирующий творчество детей - это шапочки-маски, накидки, настольный и пальчиковый театр, перчаточный и кукольный, театр из коробок и конусов, сказки на фланелеграфе. Здесь ребята могут уединиться, выбирать занятие по интересам.

Через сказку я приобщаю детей к жизни в обществе, даю нравственный урок сострадания, любви и жалости.

Возможным методом формирования нравственных чувств и моральных оценок является обучение детей умению решать социально-нравственные, смысловые задачи. Например, в игре-драматизации или с помощью кукол дети должны решить какую-либо конфликтную ситуацию, распределить привлекательные игрушки или сладости, когда на всех явно не хватит, или помочь слабому и неумелому. Создание проблемных ситуаций в жизни или в форме задач, есть та особая сфера жизни и деятельности детей, которая при соответствующем руководстве взрослого формирует способность совершать положительные поступки.

При восприятии литературного произведения происходит перенос чувств и эмоций по поводу его персонажа в реальные жизненные ситуации. Дети видят состояние другого, сопереживают ему, ставят себя на его место, проигрывают полюбившиеся сказки в своих играх.

Составляя перспективный план работы кружка «В гостях у бабушки Забавы» (приложение №13), учитывала важность того, что театрализованные занятия должны    выполнять    одновременно    познавательную,    воспитательную    и

развивающую функцию и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений.

На них должны решаться следующие задачи:

социально-эмоциональное развитие детей;

воспитание умению общаться в процессе совместной деятельности;

создание возможности освоения детьми основных правил этикета.

Занятия строила таким образом, чтобы они были разнообразны, интересны, с использованием различных методов и приёмов. На занятиях кружка провожу игры «Диктор», «Изобрази героя», «Узнай по голосу», «Позови как...» и др.

Выполнение таких упражнений, как мимические этюды, приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, грусть, удивление, злость и др.). Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения.

Мимика, жесты, пантомимика - первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений поможет детям не только быть интересными в общении, но и познавать людей, обретать друзей.

Растёт у детей интерес к коллективным играм. Дети самостоятельно объединяются в небольшие игровые группы на основе взаимных симпатий. Игра -это самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребёнка. Слово «играть» применительно к ребёнку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребёнок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу».

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится её частью и условием. В игре созданной под руководством воспитателя создаётся новая жизненная ситуация, в которой ребёнок стремится полнее реализовать потребность в общении с другими детьми.

Постепенно у детей формируется умение распределять роли с учётом интересов и желаний каждого из участников. Более активные, уверенные, с хорошо развитыми коммуникативными качествами дети претендуют на ведущие роли. Детям робким, неуверенным достаются роли второстепенные. Как решить эту проблему? Для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе, я использую различные игровые приёмы (считалки, загадки, договоры об очерёдности и т.д.) Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.

В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнёров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании и развитии коммуникативных способностей и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.

И всё-таки, хотя дети очень любят играть вместе, далеко не всегда их игра проходит мирно. Очень часто в ней возникают конфликты, обиды, ссоры. Конечно, большинство детей в группе умеют налаживать контакты как с взрослыми, так и со сверстниками: умеют договариваться о совместных делах и играх, свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы, в процессе общения используют различные коммуникативные средства - речевые, мимические, образно-жестовые. Их отличает живой интерес к собеседнику.

Каждый ребёнок занимает в группе определённое положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребёнок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности и т.д.

Вместе с родителями и коллегой я буду продолжать работу в этом направлении.

Работая в дальнейшем по этой теме, ставлю перед собой следующие задачи:

Воспитывать у детей культуру общения с взрослыми и сверстниками, культуру поведения в общественных местах

Развивать умения элементарного  самоконтроля  и  саморегуляции  своих действий, взаимодействий с окружающими.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.        Бабаева Т.И., Михайлова З.А., Гурович Л.М. «Детство» Программа развития и воспитания
детей в детском саду.

С-Пб, изд «Акцидент», 1997г.

Буре Р.С. «Как поступают друзья»
С-Пб «Детство-Пресс» 2004г.

Галигузова Л.Н., Смирнова О.Е. «Ступени общения: от года до семи».
Москва «Посвящение», 1992г.

Клюква Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». Характер, коммуникабельность.
Популярное пособие для родителей и педагогов.

Ярославль, «Академия развития» 1993г.

5.        Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Я, ты, мы». Социально - эмоциональное развитие детей от 3
до 6 лет.

Москва, «Просвещение» 2004г.

Кравцова Е. «Ребёнок внутри общения»,
«Дошкольное образование» №4, №5. 2005г.

Кузнецова Л.В., Панфилова М.А. «Формирование нравственного здоровья дошкольников».
Москва, ТЦ «Сфера», 2003г.

Козлова С.А. «Я - Человек», Программа социального развития ребёнка.
Москва, «Школьная Пресса» 2005г.

Мамаева В. «Экспертная оценка в детском саду».
«Обруч», №5 2004г.

Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду»
Москва «Сфера» 2001г.

Панфилова М. «Тест для родителей».
«Обруч» №3 2000г.

Пазухина И.А. «Давай поиграем» Тренинговое развитие мира социальных
взаимоотношений.

С-Пб, «Детство - Пресс» 2005г.

Свирская Л. «Работа с семьёй: необязательные инструкции»
Москва, «Линка-Пресс» 2005г.

Сидукова Л. «Разноцветные настроения».
«Дошкольное образование», №5 2002г.

Яковлева Н.»Психологическая помощь дошкольнику».
С-Пб, «Валерии С-Пб», 2001г



Предварительный просмотр:

Приложение № 3

Перспективный план по социально-нравственному воспитанию

     

                                              Федорук Маргарита Викторовна                                               воспитатель                                                     МБДОУ «ЦРР – д/с» № 103 («Русалочка»)

г. Воркута

2012г.

Задачи по разделу 1. «Я сам»

Учить ребенка идентифицироваться со своим именем, воспитывать интерес к своим тезкам, реальным людям или героям детских книжек.

Учить детей различать свои индивидуальные особенности (внешность, пол, лицо).

Дать детям представление о том, для чего в разных ситуациях общения нужны уши, глаза, нос, рот, руки.

Учить детей определять свои предпочтения по отношению к игрушкам, сказкам и сказочным персонажам.

Учить детей понимать свои желания, возможности.

Дать детям начальные знания о некоторых базовых эмоциях.

Формировать адекватную самооценку.

Задачи по разделу 2. «Я и другие дети»

Профилактика у детей социальной дезадаптации.

Формировать у детей первые представления о том, как важно иметь друга.

Учить детей видеть и понимать отличительные особенности (внешность, настроение, предпочтения) друг друга.

Учить детей взаимодействовать в процессе игрового общения.

Формировать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи.

Дать первоначальное представление о внешности и поведении у представителей разного пола.

Формировать чувство принадлежности к группе.

Задачи по разделу 3. «Я и взрослые»

Воспитывать у детей чувства любви и привязанности к маме.

Учить детей проявлять заботу и добрые чувства к своим близким.

Учить детей вступать в контакты с окружающими людьми в духе добра и взаимопонимания.

Воспитывать у детей желание общаться в процессе совместной деятельности.

Помочь детям осознать себя как любимого, принимаемого другими членами социального общества.

Рассказывание произведения Ф. Зерновой «Как Антон полюбил хо
дить в детский сад» (в сокращении).

Игра-упражнение «Утреннее приветствие» [18].

Игра-имитация «Лесная зарядка» [2].

Упражнение «Качели» [16].

Подвижная игра «Веселый танец» [27].

Задачи по разделу 4. «Я и культура общения»

Способствовать освоению детьми основных правил этикета.

Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, правилах и нормах поведения и общения друг с другом.

Учить детей анализировать причины ссор и разрешать межличностные конфликты, используя при этом нормы-регуляторы (уступить, договориться, извиниться, соблюдать очередность и др.).

Учить детей не только устанавливать, но и поддерживать контакты, развивая при этом умение договориться.

Введение в сказку: знакомство с героями (используется произведение
Н. Павловой «На машине»).

Творческая игра «Украсим наш мячик» [7].

Подвижная игра «Воздушный бал» [16].

Подвижная игра «Самолет летит по небу» [18].

Песенка-игра «Если весело живется» [2].

Тематический план занятий на год

Раздел

Тема занятий

Время проведения

1.Я сам

1.1. Мое имя

1-я неделя ноября


1.2. Кто такой «Я» (автопортрет)

2-я неделя ноября


1.3. Мои умные помощники

3-я неделя ноября


1.4. Мои игрушки

4-я неделя ноября


1.5. Мои любимые сказки

1-я неделя декабря


1.6. Я хочу

2-я неделя декабря


1.7. Я могу

3-я неделя декабря


1.8. Мое настроение

4-я неделя декабря

2. Я и другие дети

2.1. Плохо быть одному

2-я неделя января


2.2. Мы разные

3-я неделя января


2.3. Мы веселимся, смеемся, играем

4-я неделя января


2.4. Говорим руками и телом

1-я неделя февраля


2.5. Помогаем друг другу

2-я неделя февраля


2.6. Мальчики и девочки

3-я неделя февраля

3. Я и взрослые

3.1. Все начинается с мамы

4-я неделя февраля


3.2. Дружная семья

1 -я неделя марта


3.3. Маленький помощник

2-я неделя марта


3.4. Я в детском саду

3-я неделя марта

4. Я и культура обще-

4.1. Секрет волшебных слов

4-я неделя марта

ния

4.2. Мы поссоримся и помиримся

1 -я неделя апреля

4.3. Давай поговорим

2-я неделя апреля

4.4. «Что такое „хорошо" и что такое„плохо"»

3-я неделя апреля

Итоговые занятия

В гостях у сказки

Урок общения

4-я неделя апреля

1-я неделя мая

Итого

24 занятия

Тематический план занятий

Раздел

Темы занятий

Время проведения

1.ЯиЯ

«Тайна моего имени»

«Автопортрет»

«Мой внутренний мир»

 «Мой любимый сказочный герой»

1-я неделя ноября

2-я неделя ноября

3-я неделя ноября

4-я неделя ноября

2. Я и другие

«Мы так похожи»

«Мы такие разные»

 «Язык жестов и движений» «Давайте жить дружно»

«Мальчики и девочки»

1-я неделя декабря

2-я неделя декабря

3-я неделя декабря

4-я неделя декабря

2-я неделя января

3. Я и мои эмоции

«Радость»

 «Удивление»

«Страх»

 «Гнев»

«Горе»

 «Интерес»

 «Наши эмоции» (итоговое занятие по разделу)

3-я неделя января

4-я неделя января

1-я неделя февраля

2-я неделя февраля

 3-я неделя февраля

4-я неделя февраля

1-я неделя марта

4. Я и животные

«Мой ласковый и нежный зверь» «Общение с животным»

2-я неделя марта

3-я неделя марта

5. Я и моя семья

«С кем я живу»

 «Правила домашнего этикета»

4-я неделя марта

1-я неделя апреля

Итоговые годовые занятия

«Путешествие в сказку»,

 «Я знаю, я умею, я могу!»

2-я неделя апреля

3-я неделя апреля

ИТОГО

22 занятия

Раздел 1. «Я и Я»

Задачи

Средняя группа

Способствовать осознанию ребенком своего имени.

Дать детям представление о том, для чего в разных ситуациях общения нужны глаза, уши, нос, рот, руки.

Учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол).

Формировать адекватную самооценку.

Старшая группа

Способствовать самопознанию ребенка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств).

Учить детей описывать свои желания и чувства.

Учить детей осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.

Помогать ребенку поверить в свои силы.

Гармонизировать потребность ребенка в социальном признании.

Подготовительная группа

Способствовать психическому и личностному росту детей.

Продолжать формировать позитивное отношение к своему «Я».

Помогать ребенку осознавать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.

Помогать детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей.

Гармонизировать притязания ребенка на социальное пространство его личности (права и обязанности).

Содержание занятий

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Тема «Тайна моего имени»

1. Игра «Паровозик с именем»

2. Игра «Поем имя»

3. Игра «Колокольчик»

4. Игра «Потерялся

мальчик»

5. Игра «Соседи»

6. Игра «Ветер шепчет имя»

7. Оформление листа

«Меня зовут...»

1. Чтение стихотворений М. Вла-

димова «Был в старину такой

обычай»,      Е. Долматовского

«Октябрины»

2. Игра «Эхо»

3. Игра «Маленькое имя»

4. Беседа «Имена своих друзей»

5. Игра «Объясни имя»

6. Игра «Ласковое имя»

7. Конкурс «Кто знает больше имен»

8. Оформление личной визитной карточки


1. Беседа с детьми об именах,

чтение стихотворения В. Бо-

кова «Дарья»

2. Беседа «Что означает мое

имя»

3. Игра «Имя растет»

4. Игра «Взрослое имя»

5. Игра «Цветок-имя»

6. Игра «Мы очень любим»

7. Игра «Имя шепчут волны»

8. Сказка: придумывание сказки

о человеке с опорой на звучание и значение имени

9. Рисунок «Ромашка с именем»

Тема «Автопортрет»

1. Чтение стихотворения              Н. Найденовой

«Наши полотенца»

2. Упражнение «Выбери картинку»

3. Игра «Дотронься до...»

4. Игра «Мишка и кукла»

5. Рисунок «Живая рука»

1. Чтение стихотворения Р. Сефа

«Еще одно эхо»

2. Игра «Радио»

3. Игра «Ветер дует на...»

4. Рассказ про девочку Катю

(по произведению Е. Пермяка

«Про нос и язык»)

5. Рисунок «Мой портрет»

1. Чтение отрывка из сказки

А. Пушкина «Сказка о мертвой

царевне и о семи богатырях»

2. Игра «Составь фоторобот»

3. Игра «Найди друга»

4. Игра «Встань по порядку»

5. Игра-ассоциация «На кого я

похож»

6. Ролевая игра «На границе»

Тема «Мой внутренний мир»

1. Беседа «Мой внутренний мир»

2. Игра «Клубочек»

3. Упражнение «Назови  свои  сильные стороны»

4. Игра «Мой зверь»

5. Игра «Кто это?»

6. Чтение стихотворения А. Барто «Я выросла»

7. Рисунок «Моя любимая игрушка»


1. Упражнение «Слушаем себя»

2. Игра «Свет мой, зеркальце,

скажи!»

3. Игра-разминка «Ветер дует на...»

4. Игра «Знакомство-представление»

5. Рисунок «Мне это нравится»

1. Беседа «Мой внутренний мир»

2. Упражнение «Солнечный зайчик»

3. Игра «Выдуманная биография»

4. Игра «Угадай, кто я»

5. Рисунок «Ладошка»

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Тема «Мой любимый сказочный герой»

1. Чтение стихотворения                  Ю. Мориц «Песенка про сказку»

2. Игра «Колобок»

3. Игра-упражнение «Сказочные зайцы»

4. Рассказ детей «Моя любимая сказка и мой любимый сказочный герой»

5. Игра «Хоровод сказочных героев»

6. Рисунок «Подарок сказочному герою»

1. Чтение русских народных присказок

2. Игра «Хоровод сказочных героев»

3. Загадки про сказочных героев

4. Игра «Любимый сказочный герой»

5. Придумывание сказки со всеми любимыми сказочными героями детей

6. Рисунок «Мой любимый сказочный герой»

1. Чтение отрывка из поэмы

А. Пушкина «Руслан и Людмила»

2. Игра «Знакомство со сказочным героем»

3. Упражнение «Расскажи стихотворение голосом сказочного героя»

4. Игра-пантомима «Кто здесь

кто?»

5. Рисунок «Карнавал сказочных героев»

Раздел 2. «Я и другие»

Задачи

Средняя группа

Предотвратить возможность возникновения у детей социальной дезадаптации.

Дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы.

Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

Дать представление о внешности и манере держаться у представителей разных полов и необходимости оказания помощи друг другу в игре и совместной деятельности.

Старшая группа

Расширить представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.

Дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.

Сформировать позитивное отношение к сверстникам.

Учить детей понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства.

Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.

Подготовительная группа

Развивать способность детей к эмпатии (сопереживанию).

Формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.

Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.

Дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.

Содержание занятий

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Тема  «Мы так похожи»

1. Упражнение «Чем я похож на соседа справа»

2. Игра «Обезьянки»

3. Игра «Люблю — не люблю»

4. Игра «Превращения»

5. Игра «Волшебник»

1. Игра «Ассоциация»

2. Игра «Подарок»

3. Игра «Мыльные пузыри»

4. Игра «Конкурс хвастунов»

5. Игра «Комната смеха»

6. Игра «Доброе животное»

1. Чтение отрывка из стихотворения С. Маршака «Где

тут Петя, где Сережа?»

2. Игра «Ветер дует на...»

3. Игра «Снежная королева»

4. Игра «Елочка»

5. Игра «Зеркало»

6. Игра «Волшебник»

7. Игра «Озвучивание»

Тема «Мы такие разные»

1. Чтение стихотворения

«Посмотри на эти лица!»

2. Игра «Клубочек»

3. Игра «Я люблю»

4. Игра «Дотронься до...»

5. Игра «Я умею»

6. Игра «Что не так»

7. Игра «Кто это?»

1. Игра «Башенка из игрушек»

2. Игра «Мы — разные»

3. Игра «Заяц-хваста»

4. Игра «Спиной друг к другу»

5. Игра «Испорченный теле-

фон»

6. Игра «Знакомство-представление»

7. Игра «Встань на его место»

1. Игра «Интервью»

2. Игра «Поздравляю»

3. Игра «Я взрослый»

4. Игра «Мое будущее»

5. Игра «Угадайка»

6. Игра «Испорченный телевизор»

7. Игра «Фоторобот»

8. Рисунок «Загримируй лицо человека»

Тема «Язык жестов и движений»

1. Игра «Покажи руками»

2. Игра «Походки»

3. Игра «Игрушки»

4. Игра «Расскажи стихи

руками»

5. Игра «Расскажи сказку

без слов»

6. Этюды: «Это я! Это

мое!», «Тише!», «До свидания!»

1. Беседа «Как можно общаться без слов»

2. Чтение стихотворения

П. Воронько «Лучше нет родного края»

3. Игра «Через стекло»

4. Упражнение «Артисты

пантомимы»

5. Упражнение «Расскажи

стихи руками»

6. Игра «Кто я?»

7. Игра «Заколдованный ребенок»

8. Игра «Говорящая рука»

1. Игра «Иностранец»

2. Игра «Березки»

3. Игра «Волшебный карман»

4. Игра «Цирк»

5. Игра «Изобрази сказку»

6. Игра «Смелый мальчик»

7. Игра «Сурдоперевод»

Тема «Давайте жить дружно»

1. Чтение стихотворения

В. Товаркова «Почему так

говорят?»

2. Упражнение «Назови

соседа ласково»

3. Игра «Поезд»

1. Чтение стихотворения

3. Александровой «Шарик»

2. Игра «Путанка»

3. Игра «Поварята»

4. Игра «Психологическая

лепка»

1. Обсуждение стихотворения М. Пляцковского «Настоящий друг»

2. Игра «Гомеостат»

3. Игра «Живая скульптура»

4. Игра «Сиамские близнецы»

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

4 Игра «Котенок»

5 Игра «Передай мячик»

6. Игра «Рукавички»

7. Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

5. Упражнение «Договорись взглядом»

6. Игра «Волны»

7. Игра «Не намочи ноги»

8. Игра «Доброе животное»

5. Игра «Строим цифры»

6. Игра «Печатная машинка»

7.   Чтение   стихотворения Л.Кузьмина «Дом с колокольчиком»

8. Игра «Камушек в ботинке»

9. Игра «Сбор рукопожатий»

Тема «Мальчики и девочки»

1. Игра «Мальчик или девочка»

 2. Чтение стихотворения Н. Найденовой «Новая девочка»

3. Игра «Знакомство»

4. Игра «Цветы и пчелки»

5. Игра «Наши прически»

6. Игра «Надень и попляши»

7. Этюд «Игрушки»

1. Чтение стихотворения                А. Кузнецовой «Подружки»

2. Беседа «С кем бы я хотел дружить»

3. Игра «Петушки»

4. Упражнение «Приглашение на танец»

5. Игра «Лужа»

6. Игра «Найди свою пару»

7. Рисунок «Мальчик и девочка»

1. Беседа «Наши отношения»

2. Игра «Кто сильнее»

3. Игра-драматизация «Спящая красавица»

4. Игра «Защитники девочек»

5. Чтение стихотворения                        С. Маршака «О мальчиках и девочках»

6. Рисунок «Мальчики и девочки»

Раздел 3. «Я и мои эмоции»

Задачи

Средняя группа

Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости, удивлении, страхе, гневе, горе, интересе.

 Учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям.

Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию).

Развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию).

Старшая группа

Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя.

Расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая сравнивать их.

Учить понимать свои чувства и чувства других людей; рассказывать об этом.

Учить контролировать свои эмоции.

Подготовительная группа

Закреплять полученные знания об эмоциях.

Учить понимать относительность в оценке чувства.

 Продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Содержание занятий

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Тема «Радость»

1. Прослушивание веселой

музыки

2. Чтение стихотворения

А. Барто «Две сестры глядят на братца»

3. Рассматривание пиктограммы «радость» и изображений веселых людей

4. Упражнение «Зеркало»

5. Игра «Клоун Тяп-Ляп»

6. Этюды: «Золотые капель-

ки», «Цветок»

7. Рисунок «Оживи кружочки»

1. Чтение стихотворения

Ю. Тувима «Про пана Трулялинского»

2. Беседа «Радость — это...»

3. Игра «Море волнуется»

4. Игра-ассоциация «На что

похожа радость»

5. Этюды: «Ласка», «Первый

снег»

6. Игра «Что может поднять

тебе настроение»

7. Рисунок «Я радуюсь»

1. Чтение стихотворения

Г. Остера из цикла «Вредные советы»

2. Игра «Маски»

3. Беседа «Относительность

радости»

4. Игра «Изобрази»

5. Этюд «Встреча с другом»

6. Рисунок «Ромашка радости»

Тема «Удивление»

1. Чтение стихотворения

А. Барто «Купание»

2. Рассматривание пиктограммы   «Удивление»   и изображений  удивленных

людей

3. Упражнение «Зеркало»

4. Этюд «Удивление»

5. Упражнение «Тренируем

эмоции»

6. Рисунок «Оживи кружочки»

1. Чтение отрывка из произведения А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

2. Беседа «Удивление — это...»

3. Игра «Море волнуется»

4. Игра-ассоциация «Удивление»

5. Этюд «Живая шляпа»

6. Рисунок «Удивленный

человечек»

1. Чтение отрывков из сказки А. Пушкина «Сказка о

царе Салтане»

2. Упражнение «Зеркало»

3. Игра «Изобрази»

4. Упражнение «Маски»

5. Игра «Фантазии»

6. Игра «Театр»

7. Этюд «Круглые глаза»

8. Рисунок «Чудеса»

Тема « Страх»

1. Чтение отрывка из русской народной песенки «Ти- ли -бом»

2.  Рассматривание пиктограммы «страх» и изображений людей с испуганными ми лицами

3. Упражнение «Зеркало»

4. Игра «Медвежонок»

5. Упражнение «Тренируем

эмоции»

6. Этюд «Лисенок боится»

7. Рисунок «Оживи кружочки»

8. Упражнение «У страха

глаза велики»







1. Чтение стихотворения

И. Демьянова «Трусов Федя»

2. Беседа «Страх — это...»

3.  Игра «Расскажи свой страх»

4. Игра «Гуси-лебеди»

5. Игра-ассоциация «Страх»

6. Этюд «Момент отчаяния»

7.   Чтение  стихотворения

К. Чуковского «Закаляка»

8. Рисунок «Мой страх»

9. Чтение рассказа                            С. Афонькина «Как побороть страх?»

10. Игра «Жмурки»

1. Чтение стихотворения

«Кто там страшный сидит в

темноте?»

2. Упражнение «Страх —

это...»

3. Игра «Маски»

4. Игра «Рыбаки и рыбки»

5. Игра «Театр»

6. Этюд «Что в углу»

7. Игра «Книга страхов»

Тема  «Гнев»

1. Чтение отрывка из сказки

Л. Толстого «Три медведя»

2. Упражнение «Зеркало»

3. Игра «Выбиваем пыль»

4. Упражнение «Тренируем

эмоции»

5. Рисунок «Оживи кружочки»

6. Игра «Тух-тиби-тух»

1. Чтение отрывка из произведения К Чуковского «Мойдодыр»

2. Игра «Ругаемся овощами»

3. Игра «Море волнуется»

4. Игра-ассоциация «Злость»

5. Игра «Тигр на охоте»

6. Этюд «Гневная гиена»

7. Рисунок «Злой человечек»

8. Упражнение «Уходи, злость, уходи!»

1. Чтение отрывка из произведения К Чуковского «Краденое солнце»

2. Игра «Толкование»

3. Игра «Порви круг»

4. Этюд «Хмурый орел»

5. Игра «Маски»

6. Игра «Руки знакомятся»

Тема «Горе»

1. Чтение сказки «Теремок»

2. Рассматривание пиктограммы «горе» и изображений грустных людей

3. Упражнение «Зеркало»

4. Этюд «Стрекоза замерзла»

5. Упражнение «Тренируем

эмоции»

6.  Чтение  стихотворения

А. Барто «Встреча» и подбор к нему пиктограмм

7. Рисунок «Оживи кружочки»

1. Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

2. Когда я грустил (рассказы

детей)

3. Игра «Море волнуется»

4. Игра-ассоциация «Горе»

5. Этюд «Северный полюс»

6. Рисунок «Грустный человечек»

7. Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

1.   Чтение  стихотворения

И. Токмаковой «Мне грустно»

2. Игра «Театр»

3. Беседа «Мне грустно, когда...»

4. Игра «Маски»

5. Этюд «Золушка»

6. Рисунок «Печальный человек»

7. Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Тема « Интерес»

1. Чтение рассказа «Самый

лучший подарок»

2. Рассматривание пиктограммы «интерес» и изображений заинтересованных людей

3. Упражнение «Зеркало»

4. Этюд «Кузнечик»

5. Упражнение «Тренируем

эмоции»

6. Рисунок «Мне интересно»

1. Чтение стихотворения

Е. Тараховской «Скворушка»

2. Что меня интересует (рас-

сказы детей)

3. Игра «Море волнуется»

4. Игра-ассоциация «Интерес»

5. Этюд «Что там происходит?»

6. Рисунок «Интересное занятие»

1. Чтение стихотворения

А. Барто «Снегирь»

2. Игра «Театр»

3. Этюд «Любопытный»

4. Игра «Маски»

5. Изготовление ромашки

«Мне интересно»

Тема «Наши эмоции»  (итоговое занятие)

1. Знакомство с гномами

2. Игра «Кубик»

3. Упражнение «Выбери та-

кое же настроение»

4. Игра «Хоровод»

5. Игра «Волны»

6. Игра «Зеркало»

7. Этюд «Разные настроения»

8. Игра «Облако»

9. Игра «Нарисуй облако»

1. Рассказываем сказки

2. Игра «Кривые зеркала»

3. Игра «Повтори фразу»

4. Упражнение «Слушаем

музыку»

5. Игра «Профессии»

6. Игра «Азбука настроения»

7. Рисунок «Разные человечки»

1. Игра «Угадай эмоцию»

2. Игра «Прочитай письмо»

3. Игра «Джинн»

4. Игра «Встреча эмоций»

5. Игра «Полярные эмоции»

6. Игра «Зеркало»

7. Рисунок «Поезд эмоций»

Раздел 4. «Я и животные»

Задачи

Средняя группа

Дать знания о том, чем человек отличается от животных.

Учить наблюдать за животными, играть с ними, заботиться о них.

Учить изображать животных, используя различные выразительные средства.

Помогать преодолевать возможный страх перед животными.

Старшая группа

Закреплять знания детей о внешнем виде, повадках животных.

Продолжать воспитывать заботливое отношение к животным, сострадание к бездомному животному.

Продолжать учить подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналоги в человеческом поведении.

Подготовительная группа

Дать детям представление о связи и взаимозависимости человека и животного.

Продолжать учить детей видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и понимать их (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям).

Закреплять умение определять по движениям, позе, эмоциям настроение животных.

Подводить детей к пониманию того, как важно учиться у животных доброте, чуткости и бескорыстию; формировать умение переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми.

Содержание занятий

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Тема «Мой ласковый и нежный зверь»

1. Чтение стихотворения

К. Чуковского «Путаница»

2. Рассказы детей об их домашних животных

3. Игра «Хоровод»

4. Беседа «Отличия животных от человека»

5. Игра «Мама и детеныш»

6. Игра «Повстречались»

7. Рисунок «Любимое животное»

1. Слушание аудиокассеты

«Голоса животных»

2. Игра «Придумаем клички

животным с картинки»

3. Игра «Большой — маленький»

4. Игра «Я и животное»

5. Игра «Изобрази животное»

6. Игра «Сказочная зверюшка»

1. Беседа «Я и животные»

2. Игра «Животные»

3. Игра «Зоопарк»

4. Игра «Маски»

5. Игра «На кого я похож»

6. Рисунок «Несуществующее животное»

7. Игра «Доброе животное»

Тема «Общение с животным»

Общение с Медведем

Общение с Волком

Общение со Змеем

1. Загадка про медведя

2. Рассказывание русской

народной сказки «Маша и

медведь»

3. Беседа «Злой медведь»

4. Упражнение «Разминка»

5. Конкурс на самого злого

медведя

6. Игра «У медведя во бору»

1. Загадка про волка и трех

поросят

2.   Рассказывание   сказки

«Три поросенка» (пересказ

С. Михалкова)

3. Беседа «Злой волк»

4. Упражнение «Разминка»

5. Конкурс на самого страшного волка

1. Рассказ русской былины

«Добрыня и Змей» (пересказ

Н. Колпаковой)

2. Беседа «Злая змея»

3. Упражнение «Разминка»

4. Конкурс на самого страшного Змея

5. Игра «Змея кусает свой

хвост»

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

7. Беседа «Добрый медведь»

8. Рисунок «Добрый и пушистый мишка»

9. Упражнение «Доброе слово медведю»

10. Игра «Шел медведь по

лесу»

6. Игра «Сидит заяц на припеке»

7. Беседа «Добрый волк»

8. Рисунок «Добрый и веселый волк»

9. Упражнение «Доброе слово волку»

10. Игра «Иван царевич и серый волк»

6. Беседа «Добрый Змей»

7. Рисунок «Добрый и красивый Змей»

8. Упражнение «Доброе слово Змею»

9. Игра «Заклинатели змей»

Раздел 5. «Я и моя семья»

Задачи

Средняя группа

Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку — маме.

Учить детей выражать внимание и сочувствие к маминой заботе обо всех членах семьи и ее труду.

Учить детей понимать свою роль в семье.

Учить детей ценить хорошие отношения, получать радость от общения со своими близкими и предлагать им посильную помощь.

Старшая группа

Учить видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых.

Формировать у детей «кодекс чести», умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам.

Дать представление о важности и значимости различных профессий (на примере родителей).

Продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

Подготовительная группа

Воспитывать интерес детей к истории своей семьи.

 Продолжать формировать нравственность во взаимоотношениях с родителями, а также с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

Учить высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки; общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей.

Содержание занятий

Средняя группа

Старшая группа

Подготтовительная группа

Тема «С кем я живу»

1. Беседа «С кем ты живешь?»

2. Игра-беседа «Кто мы?»

3. Подвижная игра «Карусели»

4. Беседа «Мамина красота»

5. Этюд «Маме улыбаемся»

6. Игра «Найди свою маму»

7. Рисунок «Подарок для

милой мамы»

1.   Чтение  стихотворения

О. Бедарева «Кто чей?»

2. Беседа «Что такое семья?»

3. Упражнение «Кто кому кто?»

4.   Чтение  стихотворения

К. Тангрыкулиева

«Прожила на свете мама...»

5. Беседа «Чем порадуем

родителей?»

6. Игра «Мы очень любим»

7. Рисунок «Особый день

моей семьи»

1. Беседа «Семейная фотография»

2. Беседа «Обязанности в семье»

3. Игра «Родители и дети»

4.   Чтение  стихотворения

М. Мазнина «Простое слово»

5. Этюд «Утреннее фото»

6. Игра «Фантазии»

7. Беседа «Как сделать родителей счастливыми?»

8. Рисунок «Мое генеалогическое древо»

Тема « Правила домашнего этикета»

1. Чтение отрывков из стихотворения А. Барто «Медвежонок-невежа»

2. Разыгрывание ситуаций

3. Игра «Найди свою маму»

4. Этюд «Любящие родители»

5. Рисунок «Счастливая

семья медведей»

1. Чтение рассказа Я. Тайца

«Карандаш»

2. Беседа с детьми о необходимости уступать друг другу

3. Чтение стихотворения

С. Михалкова «Бараны»

4. Разыгрывание сценки

5. Игра «Не поделили игрушку»

6. Рисунок «Общая игрушка»

1. Беседа «На меня в обиде мама...»

2. Чтение отрывка из стихотворения    Э. Мошковской

«Обида»

3. Беседа «Как попросить прощения»

4. Игра «Встань на его (ее) место»

5. Игра «Мы очень любим»

6. Рисунок «Мы — вместе»

Содержание итоговых годовых занятий

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Тема «Путешествие в сказку»

Приключение муравьишки

В гостях у маленькой   Бабы-Яги

Путешествие на остров нарисованных человечков

1. Введение в сказку

2. Игра «Кенгуру»

3. Игра «Волшебные пре-

вращения веревочки»

4. Игра «Жмурки»

5. Игра «Доброе слово»

6.  Рисунок «Картинка к

сказке»

1. Введение в сказку

2. Игра «Клеевой дождик»

3. Игра «По кочкам»

4. Игра «Ромашка с настрое-

нием»

5. Игра «Гармоничный та-

нец»

6. Игра «Комплименты»

7. Рисунок «Рисуем сказку»

1. Введение в сказку

2. Игра «Имя шепчут вол-

ны»

3. Игра «Врасти в землю»

4. Игра «Радуга»

5. Игра «Комплименты»

6. Игра «Узнай эмоцию на

ощупь»

7. Рисунок «Иллюстрации к

сказке»

Тема «Я знаю, я умею, я могу!»

1. Чтение отрывка из стихотворения Г. Бехлера «Лесной дедушка»

2. Игра «Заяц и лиса»

3. Игра «Ласковое слово»

4. Игра «Скучно, скучно так

сидеть»

5.   Чтение  стихотворения

М. Клоковой «Зайчик»

6. Игра «Зайчик и одуванчик»

7. Рисунок «Смелый заяц и я»

1. Чтение русской народной

сказки «Заяц-хвастун» (обработка О. Капицы)

2. Игра «Заяц-хваста»

3. Игра «Я и другие»

4. Игра «Колдун»

5. Игра «Я знаю»

6. Рисунок «Наш дом»

1. Чтение отрывка из рассказа Е. Шварца «Рассеянный волшебник»

2. Игра «Связующая нить»

3. Игра «Цветик-семицветик»

4. Игра «Расколдуй девочку»

5. Игра «Предмет по кругу»

6. Игра «Словарик»

7. Игра «Закончи предложение»

8. Рисунок «Картинка по кругу»

9.   Чтение  стихотворения

Дж. Чиарди   «Прощальная игра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих приемов формирования благоприятной эмоциональной сферы дошкольников"

Здоровьесберегающие приемы работы  помогают  формировать  положительные  эмоции дошкольников, создавать в группе благоприятный психологический климат. Гимнастика мозга (упражнения,...

Опыт по формированию эмоциональной сферы дошкольников.

Психологическое сопровождение по эмоциональному развитию воспитанников детского сада....

Консультация на тему: «Особенности формирования эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми нарушениями»

Консультация на тему: «Особенности формирования эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми нарушениями»          Развитие эмоциональной сферы детей дошк...

Роль песочной терапии в формировании эмоциональной сферы дошкольника

Использование метода песочной терапии для развития у детей  интегративных качеств, таких как "эмоционально-отзывчивый", "овладевший способами общения со взрослыми и сверстниками"....

Детско-родительские отношения как условие формирования эмоциональной сферы дошкольников

Основные противоречия, решаемые в этом опыте: при формировании конструктивного стиля родительского отношения к ребёнку (кооперация. сембиоз) будут способствовать успешному эмоциональной сферы у детей ...

статья «Формирование эмоциональной сферы дошкольника по средствам сказок»

Описание материала: Предлагаю статью для коллег на тему «Формирование эмоциональной сферы дошкольника по средствам сказок». Материал будет полезен педагогам-психологам. Статья раскроет мет...

Презентация на тему "Игра как средство формирования эмоциональной сферы дошкольника"

В презентации  представлен материал о формировании эмоций у дошкольников в детском саду как об одном из необходимых условий  психического здоровья ребёнка....