Статья "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Согласно требованиям ФГОС на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

Согласно требованиям ФГОС на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.

Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас этот термин связывается с понятием «проблема». Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности.

 Большой интерес к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегрированностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе. Грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов, расширяет представления об окружающем мире, развивает коммуникативные и регуляторные способности дошкольников. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. 

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Но эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым ребенком и родителем. Это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.

Педагогическая значимость проектного метода:

  • Проектный метод является методом целенаправленного, практического действия, открывает возможность формирования собственного, жизненного опыта ребенка;
  • Проектный метод исходит из детских потребностей и интересов, а также познавательных возможностей каждого ребенка;
  • Проектный метод хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему;
  • Проектный метод отражает деятельный подход в воспитании и отражает субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.

Условия для успешного проектирования:

  • учет интересов каждого ребенка;
  • деятельность детей без принуждения;
  • предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
  • совместно с взрослым поэтапное достижение цели;
  • тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту

Работа над проектом

Первый шаг воспитателя в работе над проектом – это постановка цели. Второй шаг – это планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания непосредственной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группе. Среда должна развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены условия для работы над проектом, начинается совместная работа воспитателя, детей и родителей.

Основная цель проекта - развитие свободной творческой личности.

Проекты могут быть как групповые, так и индивидуальные.

Задачи группового проектного метода:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей. Дети приобретают ранний социальный позитивный опыт от реализации собственных замыслов.
  • развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления детей. А именно, ребёнок учится нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления; видеть проблему и ставить вопросы; делать выводы и рассуждать;
  • развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, договариваться, выстраивать отношения;
  • активное включение группы родителей в проектную деятельность. При такой постановке задачи родители становятся средством информации и поддержки ребёнка, а также обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от совместного поиска решения вместе с детьми. .

Последовательность работы над проектом:

  1. Постановка перед собой цели, исходя из интересов и потребностей детей;
  2. Вовлечение в решение проблемы (обозначение «детской цели»);
  3. Определение плана движения к цели (поддержка интереса детей и родителей);
  4. Обсуждение план с группой родителей;
  5. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск);
  6. Рисование вместе с детьми и родителями плана – схемы проведения проекта и вывешивание на видное место в группе;
  7. Сбор информации, материала (изучение с детьми плана-схемы);
  8. Проведение занятий, игр, наблюдений, опытов (мероприятия основной части проекта) и т.д.;
  9. Выдача домашних заданий детям и родителям;
  10. Переход к самостоятельным и совместным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы, акции, листовки, стенгазеты и т.д.);
  11. Организация презентации проекта (праздник, открытое занятие и т.д.);
  12. Подведение итогов, выступление на педсовете, «круглом столе».

Индивидуальные  проекты

Индивидуальный  проект выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы. Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности. 

Для каждого возраста детей существуют свои проектные действия:

Дети 5-6 лет

  • Обозначение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей интересам обеих сторон.
  • Совместное определение цели проекта, характера предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
  • Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых; определение средств и способов реализации проекта.
  • Выполнение детьми проектных действий, дифференцированная помощь взрослых.
  • Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
  • Совместное с детьми определение перспективы развития проектирования

        Исходя из выше сказанного, разберем, как решается организация индивидуальной работы дошкольников на примере  выполнения проекта «За руку с мамой - в мир профессий»

Общая цель – знакомство с разнообразным миром женских профессий. Цель для одного ребенка – познакомить всех детей с профессией своей мамы. Какими средствами можно это сделать? Предложить совместное творчество каждого ребенка  с родителем – написать рассказ о профессии, суметь рассказать  о профессии  мамы другим детям, приложить фото или рисунок мамы в профессии. Организация рппс группы таким образом, где каждый ребенок сможет найти отражение профессии своей мамы в с/р игре, д/и. Что получится? Продукт детской деятельности- книга – самоделка, где каждый ребенок внес свой вклад – свою «страничку» о профессии мамы. Результат общий для всех – обогащение представлений о  женских профессиях и  игрового опыта детей,  индивидуальный результат – развитие чувства гордости за свою маму, уважению к ее труду, развитие коммуникативных способностей.  

           Итак, мы видим, что использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях.

          Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Проектная групповая деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребёнок чувствует себя нужным в решении важной задачи, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности с использованием пластилинографии "Сорокины подружки"

-Закреплять у детей знания о птицах.-Воспитывать у детей интерес к изучению природы.Материал:Иллюстрации с изображением птиц, природный материал, заготовки с силуэтами, аудио запись голосов птиц.Предв...

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Составление детьми описательных рассказов о ягодах (по муляжам)".".

Лексическая тема "Ягоды". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, здоровьесберегающая, технология личностно-ориентированного взаимодествия педагога с детьми....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

2Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Содержание:  1. Введение……………………………………………………………………...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...