Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми как способ создания эмоционально комфортного климата в группе.
статья (старшая группа)

Жумагаженова  Фарида Темирбулатовна

Взаимодействие педагога с детьми, построенное в соответствии с личностно-ориентированной моделью общения, содействует созданию эмоционально комфортного климата в группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми как способ создания эмоционально комфортного климата в группе.

«Нам необходима опора на положительные качества ребенка, подход к ребенку с оптимистической гипотезой и доверием» А.С.Макаренко

Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
    Основой для накопления положительного опыта является эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми. 
    Именно личностно-ориентированная модель воспитательного процесса ставит своей целью развитие ребенка с учетом возрастных и личностных особенностей, содействование становлению личности.     На мой взгляд, лишь взаимодействие педагога с детьми, построенное в соответствии с личностно-ориентированной моделью общения, содействует созданию эмоционально комфортного климата в группе.
    Считается, что социально-эмоциональное развитие детей, становление их личности происходит успешно только при условии его непрерывного осуществления,  т.е. включения во все моменты воспитательно-образовательного процесса. Это означает, что педагог должен использовать модель личностно-ориентированного подхода как во время организованной деятельности (во время ОД, экскурсий, …),  так и во время свободной самостоятельной деятельности детей.
    Организация личностно-ориентированного взаимодействия именно в свободной деятельности требует от педагога больших усилий, требует понимания, признания ребенка, принятия его как полноценного партнера, оказание ему помощи.
    В современных кризисных условиях воспитанник нуждается в большем внимании и заботе со стороны взрослого. А  условия большой наполняемости группы и увеличения с каждым годом детей с синдромом гиперактивности требует поиска все новых приемов работы  по организации самостоятельной свободной деятельности детей с целью создания эмоционально комфортного климата в группе. 
    
Личностно-ориентированное взаимодействие состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы саморегуляции, самореализации, саморазвития, самоорганизации.
Приемы работы с детьми:
1. Прием «Дежурство по тишине»
Цель использования данного приема: поддерживать дисциплину в самостоятельных играх. 
С ребятами  обговариваются правила: слушать дежурного, не ябедничать, не обижаться. Вместе с детьми выбираем одного или двух дежурных, которые следят за порядком в группе. Дежурному надеваем пилотку с эмблемой. Это очень стимулирует желание других детей быть дежурным, а для этого, соответственно, вести себя спокойно, слушать дежурного. Иногда можно выбрать дежурных по разным игровым уголкам. Дежурным по игровым зонам  надевают значки с эмблемой дежурного.  Выбирая дежурного, дети аргументируют, почему предлагают именно этого ребенка (он еще не дежурил, он хорошо вел себя на зарядке и т.д.). В начале на роль дежурного выбираем наиболее активных детей, пользующихся у других авторитетом. Постепенно – более скромных, застенчивых, замкнутых детей и детей, часто нарушающих дисциплину. Во время самостоятельных игр детей дежурный по тишине наблюдает, выявляет наиболее расшалившихся, шумных. Этим детям предлагает сесть за стол на несколько минут. На стол можно положить пазлы, материал для лепки, рисования и т.д., или просто посидеть и успокоиться. Затем, успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре.
Использовать прием «Дежурство по тишине» лучше, начиная со старшей группы, и тогда к подготовительной группе ребята уже справляются с условиями и правилами игры. Если вначале дети спорят с дежурным, не слушают его, да и сам дежурный не совсем понимает, что от него требуется и как этого достичь, то впоследствии сама роль дежурного начинает иметь авторитет, дети правильно реагируют на замечания и стараются их не получать. 
Значение этого приема очень велико. Благодаря ему,  дети постепенно привыкают к спокойной, дружеской, комфортной обстановке. Но главное – это не столько налаживание дисциплины, сколько   развитие у  детей процессов саморегуляции и самореализации. Игра дает возможность каждому ребенку проявить, оценить себя, поднять свой авторитет в глазах других детей, учит анализировать (ребята меня похвалили, отметили, меня будут слушать…) 
2. Прием «Цветные ладошки»
При организации различных видов деятельности можно в  течение дня использовать «Цветные ладошки» - три силуэта ладони - сигнала. 
Красная ладонь  - «кричалка», означает что можно бегать, прыгать, шуметь (прогулка, спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность)
Желтая ладонь – «шепталка», сигнал о том, что нужно передвигаться тихо и говорить в полголоса или шепотом (экскурсия по саду, укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т.д.)
Синяя ладонь – «молчалка», следует сесть тихо, замолчать (во время чтения художественной литературы, когда говорит взрослый,…)
Данный прием можно использовать уже со средней группы. Дети быстро
запоминают символы и действуют в соответствии с ними. Первые результаты 
можно увидеть уже спустя 2-3 месяца. Использование данного приема способствует развитию у детей навыков самоорганизации, дает возможность воспитателю избегать лишних указаний.  
3. Работа с альбомом «Такие мы разные»
Очень часто в конфликтных ситуациях (драка, обида, ...)  с детьми необходимо провести беседу. Хорошим помощником - подспорьем в этих беседах может служит альбом «Мы разные». Этот альбом содержит фотографии и небольшой стихотворный текст на различные ситуации. Например,  рядом с фотографией, демонстрирующей драку, располагается стихотворение 
«Петушки распетушились
Но подраться не решились:
Если очень петушиться
Можно перышек лишиться».
Использование в работе данного альбома помогает детям улыбнуться, проанализировать свои поступки, и очень часто на этом конфликт исчерпывается.
4. Живой пример взрослого.
Мой живой пример, искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать инициативу и побудить к проявлению добрых чувств – важнейшее условие успешного социально-эмоционального развития детей группы. Это демонстрация  правильных форм поведения: вежливая речь, добрые чувства и отношения при общении с детьми и окружающими (родителями, другими педагогами).
  5. Использование игр из программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я» Игра «Стоп, кулак!»
Выбирается пара детей. Один ребенок понарошку говорит другому дразнильные слова, как бы пытаясь спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий обращает внимание на то, чтобы руки у «Обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки. В дальнейшем игру можно продолжить обсуждением и показом конструктивных действий в ситуации обиды.
Игра «Обзывалки, стоп!» 
Эта игра проводится аналогично «Стоп, кулак!». Один ребенок понарошку обзывает другого, последнему нужно улыбнуться и найти конструктивный ответ.
Игра «Обида, стоп»
Ведущий спрашивает ребят, как можно по-разному обидеть другого. затем они понарошку обижают сначала водящего, потом выбранных ребят и обсуждают способы, при помощи которых обижаемым удалось не обидеться.

Таким образом, использование данных приемов позволяет 
воспитателю:

1. Организовать индивидуальную работу с детьми;
2. Предупредить возникновение конфликтных ситуаций между детьми;
3. Свести к минимуму дисциплинарные указания;
4. Создать эмоционально комфортный климат в группе
ребенку:
1. Контролировать свое поведение и поступки, корректировать их;
2. Учиться самостоятельно организовывать свою деятельность;
3. Самоутверждаться в коллективе сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический практикум для педагогов ДОУ "Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми"

Работа с детьми интересная и привлекательная, но к каждому ребенку нужно найти свою "дистанцию общения" и это зависит от мастерства воспитателя. В каждого воспитанника мы вкладываем частицу своего сер...

«Переход на личностно ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми – основа модернизации дошкольного образования»

ФГОС ДО имеет не столько стратегический (т.е. указывает, к чему надо стремиться в работе с дошкольниками), сколько тактический характер (т.е. раскрывает путь к желаемому результату). Суть результата с...

Памятка "Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми"

Памятка включает в себя цель, задачи и основные положения по использованию данной модели взаимодействия педагога с детьми....

Сборник занятий "Создание эмоционально-комфортной атмосферы в группе" (для детей младшего возраста)

Сборник занятий «Создание эмоционально-комфортной атмосферы в группе» (для детей младшего возраста)  Занятие 1 «В гостях у зайки»Цели: создание эмоционально ком...

Воспитание доброты у старших дошкольников посредством создания эмоционально-положительного климата в группе

План работы над темой самообразованиявоспитателя 1 категорииДонченко Ольги Сергеевны«Воспитание доброты у старших дошкольников посредством создания эмоционально-положительного климата в группе&r...

«Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми как способ создания эмоционально комфортного климата в группе»

Педагог-психолог Соколова Л. В. Консультация для воспитателей детского сада.  Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, развития общения со взрослыми и сверстникам...