Влияние личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми раннего возраста на достижение эмоционального комфорта и развитие способностей
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Влияние личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми раннего возраста на достижение эмоционального комфорта и развитие способностей
В концепции образования современного мира провозглашается отказ от авторитарной педагогики и в качестве основополагающего принципа воспитания выдвигается принцип личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми. При таком взаимодействии в центре внимания взрослого находится личность ребенка, его чувства, переживания, стремления. Направленное на обеспечение положительного самоощущения ребенка, развитие его способностей и расширение возможностей для их реализации, это взаимодействие может быть достигнуто только тогда, когда в детском учреждении созданы благоприятные условия, создана атмосфера доброжелательности и доверия между взрослыми и детьми, когда каждый ребенок испытывает эмоциональный комфорт, может свободно выражать свои желания и удовлетворять потребности.
Адекватное возрасту общение со взрослыми является решающим фактором эмоционального благополучия и нормального развития ребенка.
Важнейшими требованиями к личности воспитателя являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмоциональность, эмпатия.
Маленькие дети очень чувствительны к отношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность и равнодушие. Искренность воспитателя проявляется в том, что он присутствует в ситуации общения не формально, что его интересуют мысли и переживания ребенка, что он откликается на них правдиво и открыто.
Позитивное принятие ребенка подразумевает положительное к нему без каких-то условий. Но безусловное принятие не исключает и порицания неправильного поведения. В итоге можно отметить, что взрослый может выражать по отношению к ребенку не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его личность.
Эмоциональность – качество, особенно необходимое в общении с маленькими детьми. Отзывчивость, теплота, яркая мимика, выразительная речь способствуют установлению в группе эмоционально благополучного климата, каждый ребенок приобретает собственный эмоциональный опыт.
Эмпатия требует умения слушать ребенка, понимать не только его слова, но и то, о чем он умалчивает. Взрослый выслушивает ребенка, говорит о своем понимании, сопереживает малышу, разделяет с ним радость и помогает облегчить огорчение.
Как часто мы слышим: «Главное в хорошей воспитательнице, чтобы она любила детей», - именно так рассуждают многие родители. Но что же подразумевают под словом «любовь»? Просто доброе отношение к детям? Или же, то, что воспитатель любит каждого ребенка из группы так, как любят его мама и папа? Ответов может быть очень много.
Куда реже упоминают о том, что в воспитателе существует главная необходимая черта – это уважение к детям. Уважение – чувство, основанное на признании достоинств, высоких качеств, заслуг. И мы должны увидеть их в маленьком человеке.
Взаимодействие воспитателя с детьми раннего возраста имеет свою специфику. При общении с детьми раннего возраста необходимо опираться на их практические действия в конкретной ситуации. Интерес к деятельности легко передается маленькому ребенку, когда взрослый сам увлечен ею. Эмоциональное вовлечение детей в ту или иную деятельность, включенность в нее воспитателя создают «общее смысловое поле» взаимодействия, стимулируют собственную активность каждого ребенка.
Следует стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, а этому способствуют доброжелательные обращения, поглаживания, похвалу. Но похвала всегда должна быть уместной. Ребенок, привыкший к неумеренной похвале, либо перестает замечать ее, либо начинает все делать только ради того, чтобы «быть хорошим». При установлении эмоциональных контактов следует учитывать индивидуальные особенности детей.
Несмотря на то, что эмоциональные контакты имеют большое значение в жизни маленького человека, взаимодействие между малышом и взрослым не ограничивается проявлениями внимания и ласки. Важнейшей потребностью в раннем возрасте является сотрудничество со взрослым. Это означает, что воспитатель предлагает выбор игр и занятий, ведет себя, как их полноправный участник, выбирая позицию «глаза на одном уровне» (присесть на ковер, маленький стульчик, корточки).
Для формирования и поддержки у ребенка положительного отношения к себе педагог должен создавать такие условия, в которых малыш чувствовал бы себя значимым для окружающих, был уверен, что всегда получит поддержку и помощь взрослого. Все это формирует доверие ребенка к миру и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать.
Воспитатель должен как можно чаще создавать такие ситуации, в которых в центре внимания оказывается ребенок. Детей обязательно нужно называть по имени, использовать их имена в песенках, потешках, играх. Дни рождения – хороший способ поставить ребенка в центр внимания.
Для формирования у ребенка представлений о собственных возможностях необходимо отмечать его успехи, комментировать его действия, поощрять настойчивость в какой-либо деятельности.
Взаимодействие воспитателя с ребенком является важнейшим фактором формирования отношения малыша к самому себе, которое во многом определяет его эмоциональное самоощущение, личностные особенности, отношения с окружающими людьми, освоение новых видов деятельности. Малыши, у которых сформировано положительное отношение к себе, активны, жизнерадостны, инициативны, любознательны.
Список литературы
Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
Иванова В.Т. О красоте профессии воспитателя. – М.: Сфера, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Переход на личностно ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми – основа модернизации дошкольного образования»
ФГОС ДО имеет не столько стратегический (т.е. указывает, к чему надо стремиться в работе с дошкольниками), сколько тактический характер (т.е. раскрывает путь к желаемому результату). Суть результата с...
Мастер – класс для педагогов «Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми раннего возраста в коммуникативных играх»
Цель мастер-класса - продемонстрировать практическое применение коммуникативных игр при личностно-ориентированном взаимодействии с детьми раннего возраста....
Личностно-ориентированный подход в коррекционном обучении детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и проблемами развития эмоциональной сферы.
В практике личностно-ориентированного взаимодействия учителя-логопеда с детьми основополагающим является развитие личности ребенка. Ребенок с нарушением речи - это личность и субъект, обладающий уника...
Личностно-ориентированный подход в коррекционном обучении детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и проблемами развития эмоциональной сферы.
В практике личностно-ориентированного взаимодействия учителя-логопеда с детьми основополагающим является развитие личности ребенка. Ребенок с нарушением речи - это личность и субъект, обладающий уника...
Памятка "Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми"
Памятка включает в себя цель, задачи и основные положения по использованию данной модели взаимодействия педагога с детьми....
Презентация на тему: «Личностно-ориентированная технология в работе с детьми раннего возраста»
laquo;Личностно-ориентированная технология в работе с детьми раннего возраста»АктуальностьРаннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал....
Методичка для воспитателей на тему: «Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеюще...