Конспект по экспериментальной деятельности в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)
Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 92 г.Сочи
Конспект
по экспериментальной деятельности
в старшей группе
Подготовила воспитатель:
I категории
Анохина Елена Игоревна
2017 г.
Конспект по экспериментальной деятельности в старшей группе
«Свойства бумаги»
Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Программные задачи:
• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
• Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
• Развивать словесно-логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение делать умозаключение. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты. Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований.
• Продолжать развивать у детей связную речь, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли, обогащать активный словарь.
Ход исследовательской деятельности.
Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся.
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
Ребята недавно мы с вами говорили о профессиях, а как вы думаете какая профессия самая загадочная и волшебная. Послушайте загадку.
Улыбнётся в толпу хитро
и тут же без обмана -
достанет зайца из цилиндра ,
букеты из кармана .
(фокусник).
Правильно ребята, это профессия называется фокусник.
Фокус – это чудо, это сказка, это превращение
- А вы умеете показывать фокусы?
- Хотите, я научу вас некоторым детским фокусам, и вы сможете показать их родным и близким?
Тогда я предлагаю вам совершить путешествие и посетить «Школу фокусников», все согласны отправиться в дорогу? Тогда садимся в поезд и отправляемся в «Школу фокусников»!
Ребята мы очутились в лаборатории, где фокусники изучают свойства какого-либо материала, с помощью которого будут показывать фокус. Ведь не зная свойств материала – фокус не получится.
А какой сейчас изучают материал в «Школе фокусников» вам поможет загадка:
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, ,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)
- Расскажите мне, пожалуйста, зачем нам нужна бумага?
Посмотрите, пожалуйста, какая разная бывает бумага (на столах лежат различные образцы бумаги: альбомная, тетрадная, салфетка, газета, картон? Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попытайтесь не только их отгадать, но и подобрать к ответу нужный образец бумаги, который лежит у вас на столе.
В школе деткам помогает, знания их сохраняет (тетрадь) .
Очень жесткий с виду он, а зовут его (картон) .
Очень мягкая на ощупь, вытирает деткам щечки (салфетка) .
Не простое развлеченье, для гуаши, акварели. Детские рисунки в нем, а зовут
его (альбом).
Сохраняют всю на свете информацию в (газете).
Вот какие вы молодцы. Все не только отгадали, но и верно показали.
Ребята, посмотрите, какое необычное дерево растёт в лаборатории! Чем оно необычно? (Листья не настоящие, а бумажные)
- Это дерево поможет нам многое узнать о бумаге. На листьях написаны цифры. Найдите лист с цифрой 1 (Снимаем лист с дерева)
1. «изучи бумагу с помощью рук и глаз»
Гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная.
2. «Бумага режется» (схема «ножницы»)
Предложить детям узнать режется бумага или нет. Два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.
3. «Бумага пластична и она рвется» (схема «рваная бумага и ее можно сгибать»)
Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется и сгибается по легкости в зависимости от толщины.
4. «Бумага мнется и издаёт звук» (схема «мятая бумага и нота»)
Смять сначала бумагу, потом картон.
Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется.
«Бумага издаёт звук» (схема "нота")
Предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.
Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.
5. Может «Бумага намокать» (схема «капля воды») .
Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.
6. Может бумага быть мягкой и твердой? Сможем ли мы с помощью бумаги порезать пластилин?
7. «Бумага впитывает жир? и тогда вода скатывается» (схема «растительное масло») .
8. «Может бумага гореть?» (схема «спички»)
«Помни правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь»
Поджигать бумагу мы не станем, все знают, что она горит. Ребята, запомните: «Спички детям не игрушка» Вешаем листок на доску
Сейчас мы повторим, что узнали о бумаге (Обращаюсь к листочкам-помощникам, что можно с ней делать, какая она
Молодцы, а теперь настало время отправиться в мастерскую фокусов!
Теперь давайте превратимся в фокусников:
Мы друг другу улыбнулись
Дружно вверх все потянулись
До земли мы поклонились и
Все в фокусников превратились
Колдовать мы начинаем:
Рекс-пэкс-фэкс
Ваша задача в мастерской не только показать фокус но и отгадать его секрет.
Фокус №1: «Живые цветы»
Воспитатель показывает детям цветок сделанный из бумаги.
Воспитатель: Возьмите по цветочку и аккуратно положите на поверхность воды. Давайте скажем все вместе: «Эй, цветочки, просыпайтесь! Лепесточки раскрывайтесь!»
Дети наблюдают за раскрытием лепестков. Наши чудные цветки распускают лепестки.
Воспитатель: Как вы думаете, а в чем секрет этого фокуса?
Воспитатель: Почему лепестки стали раскрываться? (Дети высказывают свои предположения)
Необходимо подвести детей к правильному ответу: бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды.
Фокус №2 «Тайное послание».
Посмотрите, на этот чистый лист альбомный сейчас я произнесу волшебные слова, закрашу лист бумаги краской и проявиться тайное послание. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.
Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы Волшебник вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе.
Объяснение волшебника: ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям.
Вам понравились фокусы?
Итак, подводим итог. Что мы сегодня с вами делали ? Вам понравилось проводить исследования с бумагой?
Ребята, сегодня вы справились со всеми заданиями: отгадали загадки, разгадали свойства бумаги с помощью волшебного дерева, показали фокусы и открыли их секреты. Мне очень понравилось как вы сегодня работали, теперь вы можете показывать опыты и рассказывать о бумаге своим товарищам и даже маме и папе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».
Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».
НОД для расширения кругозора дошкольника по теме «Магнетизм»...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
"Что мы знаем о воде?"...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница вода»
Конспектопытно-экспериментальной деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница вода»Цель: прививать интерес к исследовательской деятельностиЗадачи:- развивать у детей познавательный интерес, чере...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Приключения капельки»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группеТема: «Приключения капельки»...
Конспект по экспериментальной деятельности в старшей группе
Познавательно-исследовательская деятельностьЦель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Развивать способность делать умозаключение, анализировать...
Конспект опытно - экспериментальной деятельности "Магнит" (старшая группа)
Конспект опытно - экспериментальной деятельности...