Традиции и обычаи в этическом воспитании детей
материал
Традиции и обычаи в этическом воспитании детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_i_obychai_kruglyy_stol.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиции и обычаи в этическом воспитании детей
Традиции и обычаи в этическом воспитании детей
Цель:- формировать у воспитанников этическую культуру, то есть образ жизни, выработанные опытом всех предшествующих поколений. Это, прежде всего, простые формы нравственности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.
Задачи:-
1 Формирование у детей навыков вежливого общения и поведения.
2Развивать у детей способность чувствовать состояние других людей, сопереживать им, осознавать необходимость вежливого поведения.
3Воспитывать в детях стремление к тому, чтобы всегда выглядеть опрятно и необходимость соблюдения личной гигиены.
4Развивать стремление к тому, чтобы всегда соблюдался порядок в своей группе, в комнате, порядок в личных вещах.
4Учить детей правилам поведения за столом, владение столовыми приборами, соблюдение правил культуры еды; всегда благодарить за приём пищи.
6Формировать у детей навыки соблюдения основных правил поведения в общественных местах: в школе, в магазине, в больнице, в библиотеке.
Актуальность
Традиций и обычаев в этическом воспитании детей”.
Актуальность этой темы я вижу в том, что с раннего возраста необходимо воспитывать в детях нормы гуманного поведения, развивать творческие способности, укреплять в ребёнке лучшие моральные качества, т. к. в младшем возрасте ребёнок стремится подражать положительным героям, чутко различает добро и зло. Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы нормальной гуманной жизни.
В среднем и старшем возрасте воспитанники уже знакомы с правилами этикета и нормами поведения. Подростковый возраст является переломным в жизни ребёнка. Они стараются казаться старше, взрослее. И поэтому их поступки не всегда соответствуют общепринятым нормам поведения.
Проблема
Как показывают наблюдения, неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер достаточно часто приводят человека в тупик.
Воспитатель не в силах изменить экономические и политические причины кризиса в обществе, но он может показать своим воспитанникам, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена почитались всеми народами мира. А зло не перестаёт быть злом, даже если оно временно торжествует. Воспитатель способен убедить детей, что истинное призвание человека – радость творческого труда, сострадание к ближним, справедливое решение возникающих проблем, жизнь по совести.
Основные направления работы
- Этикет межличностных отношений.
- Культура внешнего вида.
- Правила этикета в общественных местах.
- Столовый этикет.
- Результативность.
1. Этикет межличностных отношений
Современная система требует от нас воспитание в мальчиках – доброту, чуткость, заботливое отношение к близким, умение уступать, а в девочках воспитывать решительность, активность, стойкость, отстаивать свои интересы. Таким образом, воспитывать личность, способную проявить себя в различных жизненных ситуациях, непрерывно совершенствоваться, выбирать свой жизненный путь, руководствуясь личностным интересом.
Цель:
- формировать дружеские взаимоотношения детей,
- развивать творческий коллектив, обучать детей правилам соблюдения этикета в дружбе и товариществе.
Задачи:
- Уметь устанавливать и сохранять со сверстниками доброжелательные отношения, которые помогают воспитанникам познавать мир, комфортно себя в нём чувствовать.
- Развивать свой ум, способности и душевные качества.
- Обучать детей правилам этикета в дружбе и товариществе.
- Бережно относиться к детским взаимоотношениям.
Прогнозируемый результат.
- Умение поддерживать со сверстниками доброжелательные отношения, которые помогают комфортно чувствовать себя в группе.
- Умение уважать друг друга как личность, как представителя своего и другого пола, стараться не ставить человека в неудобное положение, поступать с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
- Способность проявлять себя в различных жизненных ситуациях, непрерывно совершенствоваться выбирать свой жизненный путь, руководствуясь личностным интересом.
2. Культура внешнего вида
Общение между людьми происходит не только посредствам слова, но и через внешний образ человека, который он демонстрирует окружающим и который является важной частью его самого. Наличие у детей культуры внешнего вида начинается уже с младшего возраста, когда воспитатель вводит в детскую жизнь культурно – гигиенические требования, добиваясь от своих подопечных чистоты и опрятности, следя вместе с ними за порядком в семье. В старшем же возрасте вводится важное этикетное правило:
- Красиво и опрятно выглядеть – это значит проявлять уважение к окружающим тебя людям;
- От внешнего вида ребёнка во многом зависят не только его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, но и его собственное внутреннее состояние.
Если ребёнок хорошо выглядит, он приобретает уверенность в себе, легко вступает в контакты, нравится окружающим, другие дети с удовольствием играют и общаются с ним, взрослые отмечают его привлекательный вид.
Цель: создать единство внешнего облика и внутреннего состояния воспитанника.
Задачи:
- Научить детей правилам, способствующим созданию приятного внешнего вида.
- Дать понять воспитанникам, что внешняя красота должна быть дополнением к богатому внутреннему миру.
Прогнозируемый результат.
- Воспитанники должны научиться быть аккуратными и чисто одетыми.
- Воспитанники должны обращать внимание на обязательное выполнение гигиенических культур.
- У воспитанников должно проявиться желание нравиться окружающим людям.
3. Правила этикета в общественных местах
Школа – интернат является общественным местом, в котором ребёнок получает первые навыки общения с детьми и взрослыми, не ходящими его семейный круг. В общественных местах особенно важно соблюдать правила поведения, чтоб не задеть интересы другого человека или не поставить его в неудобное положение. Знакомство с такими правилами происходит буквально с первых шагов, как в семье интерната, так и в школе. От того, как ребёнок усвоил их, зависит, насколько он впоследствии будет уверен в себе, насколько правильны и приятны его манеры, как он умеет общаться с различными людьми в любой ситуации. Постепенно и терпеливо, изо дня в день, воспитатель учит детей на собственном примере, с помощью бесед, разъяснений и практических действий. В процессе этих форм работы у детей закрепляются знания о правилах поведения в общественных местах: не кричать, и громко не разговаривать, не грубить, не сорить и не оставлять после себя грязь, не есть на ходу и т. д. Главное же правило – проявлять уважение к людям, не обижать их, не мешать им, помогать тем, кто нуждается в помощи.
Цель:
- научить детей правилам поведения в общественных местах, необходимых
- для создания доброжелательных отношений с окружающими знакомыми
- и не знакомыми людьми, для поддержания порядка в том или ином месте.
Задачи:
- Формировать у детей способность познание им реального мира, приобретение бытовых навыков.
- Учить познавать мир общения в культурных местах (ДК, библиотеке, музее и т. д.), закреплять навыки красивого и правильного поведения.
- Способствовать приобретению детьми уверенности в себе, освоение навыков доброжелательного общения в общественных местах.
Прогнозируемый результат.
- Дети должны соблюдать правила поведения в общественных местах, чтобы не задеть интересы другого человека и не поставить его в неудобное положение.
- Воспитание в детях уверенности в себе, правильных и приятных манер, умение общаться с разными людьми в любой ситуации.
4. Столовый этикет.
Правильное и красивое поведение за столом: прямая осанка, пользование вилкой и ножом, чистота и аккуратность. Что едят с помощью ножа и вилки, что с помощью одной вилки. Как правильно есть мясо, гарнир, каши, фрукты и овощи. Застольные разговоры ведут негромко, лучше больше слушать, чем говорить, не разговаривать, если во рту пища. Умение красиво сервировать стол отрабатывается в интернате ежедневно. Важно обращать внимание на детали сервировки и не допускать ошибок. Следует постоянно обращать внимание на культуру еды у детей, отрабатывать навыки красивого и правильного приёма пищи, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.
Цель: учить детей быть уверенными в себе, красиво и правильно вести себя за столом, а значит быть приятными участниками застольного общения.
Задачи:
- Учить детей красиво сервировать стол.
- Отрабатывать навыки красивого и правильного приёма пищи.
- Учить детей пользоваться столовыми приборами и салфетками, создавать необходимые условия.
Прогнозируемый результат
- Знание детьми столового этикета.
- Умение пользоваться столовыми приборами.
- Умение детей обращать внимание на культуру еды.
- Дети должны уметь красиво сервировать стол.
Методы и приёмы-
Наиболее распространённым методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством.
Наиболее доступным методом воспитания этической культуры. Необходимо воспитателю, прежде всего, выяснить, что знают дети об этикете, этике отношений между детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятие “доброта”, “честность”, “справедливость”
Рассказ взрослых, как разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом воспитанники начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое.
Наиболее распространенным приёмом воспитания этической культуры является одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими очень нуждается в одобрении со стороны взрослых.
Важным приёмом воспитания этической культуры является похвала, выражающая удовлетворение определёнными действиями, поступками детей: воспитанник стал лучше учиться, “Вижу, что стал стараться. Я довольна тобой, молодец”.
Важным приёмом в воспитании этической культуры воспитанников является поощрение. Лучшим подарком может быть книга, подаренная в день рождения, в праздник, за успешное окончание учебного года.
Процесс эстетического воспитания включает в себя:
формирование у воспитанников художественно-эстетических потребностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства;
развитие эстетических восприятий;
овладение эстетическими знаниями (понятиями);
формирование и развитие художественного вкуса, эстетических взглядов и убеждений;
приобщение воспитанников к художественному творчеству и развитие способностей в том или ином виде искусства.
Работа эта должна начинаться в младшем возрасте и активно осуществляться при изучении родного языка, при изучении доступных для ребят этого возраста литературных произведений, а также при подготовке мероприятий, рисовании. Обращая внимание на красоту и художественные особенности произведений искусства, воспитателю необходимо вызывать у детей эмоционально-эстетические переживания, приучать их к сравнению различных произведений искусства, побуждать высказывать свое мнение о том, какие из этих произведений им нравятся, какая музыкальная мелодия, по их мнению, лучше. Так у детей появляется потребность в приобщении к искусству. Одновременно с этим у них развивается стремление к эстетическому восприятию различных жанров литературы, музыки, художественных картин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные традиции и обычаи, как средство воспитания личности ребёнка.
«Традиция» (от лат. tratitio - передача) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семья, как и другие социальные институты, существует, вос...
Конспект игрового занятию по этическому воспитанию детей
Программное содержание:- продолжать знакомить детей с правилами этикета;- учить детей одеваться по погоде;- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, в общении со взрослыми и свер...
Методические рекомендации по этическому воспитанию детей дошкольного возраста
Методические рекомендации направлены на формирование гуманных качеств личности ребенка, личностно-значимых ориентиров детей, преодоление личностной незрелости, раз...
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Традиции и обычаи русского народа" для детей средней группы
Цель проекта: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возра...
Консультация на тему: «Семейные традиции и обычаи как средство воспитания личности ребенка».
Цель: Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях.Задачи: формировать уважительное отношение к семейным ценностям....
Консультация для родителей Русские традиции и обычаи - роль в жизни детей.
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство люде...
Семейные традиции и их роль в воспитании детей. Консультация для родителей/законных представителей дошкольников "Семейные традиции - основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Семья и Семейные традиции - основа воспитания детей...