Методические рекомендации по этическому воспитанию детей дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Методические рекомендации направлены на формирование гуманных качеств личности ребенка, личностно-значимых ориентиров детей, преодоление личностной незрелости, развитие навыков эффективного взаимодействия и саморегуляции поведения в социуме.
Раскрывают систему работы с детьми по данному направлению.
Представленный материал адресован педагогам дошкольных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 120 общеразвивающего вида»
Методические рекомендации
по этическому воспитанию детей
дошкольного возраста
Разработала: Мокроусова
Антонина Вадимовна,
старший воспитатель
Саранск, 2013 г.
«Добрые чувства должны уходить
корнями в детство. А человечность,
доброта, доброжелательность
рождаются в труде, заботах,
волнениях, в красоте окружающего
мира»
А.С. Макаренко
Проблема становления межличностного общения на основе человеческих взаимоотношений связана с неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Поэтому, должное внимание в воспитательно-образовательной работе дошкольного учреждения уделяется этическому воспитанию дошкольников, то есть воспитанию гуманных качеств личности, как доброта, милосердие, сострадание и др.
Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать речевой этикет, слушать партнера.
Отсутствие у ребенка таких представлений, как незнание того «что хорошо, а что плохо», мешает ему строить отношения с окружающими его людьми.
У детей дошкольного возраста, возможно, сформировать следующие умения общения со сверстниками:
1-ый ряд умений – использовать речевые этикетные формулы (приветствие, прощание, благодарность); установление контакта (при помощи речевых и неречевых средств); выражать свое настроение; принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета (тон общения, размещение партнеров по отношению друг к другу, особенности мимики и жестикуляции);
2-ой ряд умений – внимательно относится к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние.
Детей дошкольного возраста начинают интересовать человеческие отношения и нормы поведения. Для них важно общение, как с взрослыми, так и со сверстниками. Становится важной оценка взрослым не его умений, а личности в целом, поэтому он старается все делать правильно, стремиться к сопереживанию и взаимопониманию с взрослыми.
Контакты со сверстниками приносят ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые
( личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь с взрослыми.
Необходимо учитывать, что становлению межличностного общения детей со сверстниками будут способствовать:
1.Желание вступать в контакт.
2.Умение общаться (управлять своим поведением, влиять на собеседника, организовывать общение).
3.Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
На развитие у ребенка этических представлений оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Причем влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво.
При правильном воспитании дошкольники способны воспринимать сложные отношения между людьми. С возрастом они становятся более наблюдательными, более объективными и точными к оценке поведения окружающих. Они способны уже к дифференциации и обобщению этических представлений. Поэтому, работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому должна быть целенаправленной, систематической. При этом нужно помнить о доступности сообщаемых ребенку сведений.
Формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости, являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому, педагог должен, прежде всего, выяснить, что знают сами дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия.
При формировании у детей этических представлений не нужно требовать от них определение понятий. Обобщенное понятие ребята часто поясняют конкретным примером, так им легче входить в сложный круг отношений между людьми.
Выявлять знания и формировать представления детей можно, не только задавая прямые вопросы. Очень эффективно проведение специальных бесед, создание различных педагогических ситуаций, в которых дети должны принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения.
При формировании у детей этических представлений необходимо постоянно ставить перед ними новые задачи, сосредотачивать их внимание на жизненном опыте. Например, предложить ребенку рассказать о каком-нибудь случае несправедливости, свидетелем которого он был, и спросит у него, что он сделал для того, чтобы исправить эту несправедливость. Можно обратить внимание на такой случай, когда он сам с кем был несправедлив. Учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других, - одна из главных задач на пути формирования у них этических представлений.
Обращение к личному опыту детей, дает возможность педагогу выяснить, какие этические понятия ими еще не усвоены, и вести воспитательную работу в нужном направлении. При этом следует обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка во время таких бесед, чтобы понять, как он относится к тому, что в данный момент обсуждается.
Выявлению и формированию этических представлений детей, воспитанию их чувств, способствуют и наблюдения за общением детей в процессе деятельности. Внимательны ли дети друг к другу, когда они вместе играют, трудятся, занимаются, идут на прогулку и т.д. Воспитатель должен видеть каждого ребенка, чтобы мимо его внимания не прошло не одного сколько-нибудь серьезного нарушения детьми общепринятых этических норм.
Наблюдения за взаимоотношениями детей помогут воспитателю глубже понять каждого ребенка, определить, как развиваются его представления и чувства, что оказывает на них влияние, Трудность заключается в том, что представления детей формируются, как уже было сказано, на основе разнообразных, часто противоречивых влияний детского сада, семьи, улицы. Поэтому этические представления, которые уже известны одним детям, для других могут быть новыми. Одни и те же дети в одном и том же случае, но в разных условиях, при обращении с разными людьми используют имеющие у них представления по-разному, оперируют этими представлениями так, как им удобно и выгодно. Только систематическая, целенаправленная работа по развитию у детей этических представлений дает хорошие результаты.
Путь к формированию знаний о правильном поведении очень сложен и должен быть заполнен постоянной, кропотливой работой взрослых над развитием нравственного сознания детей.
А воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Он предполагает, прежде всего формирование у них этических представлений, обобщенных и дифференцированных (что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и.т.п.).
Методика формирования этих представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или художественных произведений, в которых не только описывалась бы конфликтная ситуация, а как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло, которые способствовали бы развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений.
Воспитание гуманных чувств находится в тесной зависимости не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, сопереживать, возмущаться и т.д.
Работа с детьми преследует цель – обучить детей умению межличностного общения и поведения со сверстниками и взрослыми.
Работа с взрослыми сводится к подготовке их к собственному общению с детьми и к обучению детей умениям общения и поведения.
Для управления этими процессами необходимо определить три этапа работы: диагностический, формирующий, контрольный.
Содержанием диагностического этапа является анкетирование взрослых и беседа с ними; индивидуальная беседа с каждым ребенком и наблюдение за поведением детей в период общения, за отношения между детьми в ДОУ. Диагностика уровня развития этических представлений продолжается и на протяжении следующего этапа – формирующего.
Содержанием формирующего этапа являются:
- непосредственно образовательная деятельность этического характера, в процессе которой дети осваивают умения межличностного общения и поведения;
- развлечения, праздники (итоговые мероприятия);
- совместная деятельность взрослых и детей;
- самостоятельная деятельность.
Ведущей формой работы с детьми является непосредственно образовательная деятельность, которая проводятся во второй половине дня. Непосредственно образовательная деятельность проводится с целью обучить умению:
- общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики) и понимать собеседника по используемым жестам и мимике;
- устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплементы);
- использовать вариативные речевые формулы (приветствие, прощания, благодарности);
- вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов и эмоций, расположение партнеров лицом друг к другу);
- четко, ясно, выразительно высказывать в речи свое коммуникативное намерение;
- внимательно выслушать собеседника;
- понимать эмоциональное настроение другого человека (сопереживать, сочувствовать);
- быть добрым, правдивым, честным;
- раскрыть понятия «добро» и «зло», эмоций, которые соответствуют им;
- управлять собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации).
Непосредственно образовательная деятельность строятся в интересной, занимательной для детей форме. В качестве основных методов и приемов используются:
- имитационные игры;
- социально-поведенческий тренинг;
- психогимнастика;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий дискуссии;
- диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.
Непосредственно образовательную деятельность можно условно разделить на три группы:
- первая группа занятий предусматривает формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека и способах управления им. Взрослый создает ситуации для применения полученных знаний, побуждает детей к оказанию помощи сказочным персонажам, близким, сверстникам;
- вторая группа занятий направлена на формирование у детей доброжелательного поведения: взрослый создает проблемные ситуации, обучает способам решения конфликтных ситуаций; развивает способности сопереживать, сочувствовать;
- в третьей группе занятий идет формирование осознанного отношения детей к социальным нормам поведения. Взрослый побуждает детей проявлять доброжелательность в повседневной жизни
Контрольный этап заключается в тестировании и диагностировании.
После завершения всех трех этапов проводится итоговый педсовет, где подводится результат работы с детьми, Даются рекомендации родителям, воспитателям по совершенствованию работы по данной проблеме.
Формы работы с детьми
Необходимо помнить, что созданию эмоционального настроя у детей способствуют стиль общения педагога с детьми, структура непосредственно образовательной деятельности и используемые педагогические приемы. Поэтому между воспитателем и детьми устанавливаются следующие стили общения:
- «взрослый» и «дитя»; используя этот стиль педагог делится с детьми своим опытом, обучает их (т.е. берет на себя роль какого-либо персонажа);
- «взрослый» - «взрослый»; с помощью этого стиля дети вступают в роли «взрослых». Они превращаются в помощников педагога (волшебников, художников, докторов).
Структура непосредственно образовательной деятельности следующая:
1. Организационный момент представляет собой игру или игровое упражнение, направленный на:
- закрепление умений невербального общения: «Угадай-ка», «Ролевая гимнастика», «Скульптуры», «Дружная семья», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими людьми: «Ласковое имя», «Связующая нить», «Снежный ком», «Паровозик», «Комплимент»;
- развитие речевых умений: «Интонации»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств: «Море волнуется».
Все игровые приемы используются для двигательного раскрепощения детей, преодоления их пассивности, скованности.
2. Основная часть включает в себя:
2.1.Игровые упражнения, направленные на:
- развитие умения общаться без слов;
- гармонизацию осознания своего имени;
- своевременное употребление слов благодарности;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении;
- развитие умения понимать настроение окружающих;
- развитие умения слушать собеседника;
- регулирование своего поведения.
2.2.Беседы по ранее прочитанным сказкам и рассказам: русским народным сказкам «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», ненецкой сказке «Кукушка»; «Волшебное слово» В.Осяевой и др.
2.3.Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц.
2.4.Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать ее. Ситуации направлены на:
- закрепление умения устанавливать контакт с собеседником (зрительный контакт);
- закрепление употребления речевых этикетных формул (приветствие, прощание);
- передачу характера изображаемого персонажа (хитрый, злой, добрый) при помощи голоса и движений;
- усвоение манеры поведения в общении;
- выражение сочувствия и сопереживания взрослым и маленьким детям.
2.5.Прием ТРИЗ (теория решения изобретательских задач):
- «Что было бы, если люди перестали благодарить друг друга?»;
- «Цепочка слов», «Вежливость – это…», «Радость – это…»;
- «Хорошо - плохо»: найти как положительные, так и отрицательные стороны сложившейся ситуации;
- «Сказки-перевертыши»: сочинение сказки, В содержании которой положительные герои меняются местами с отрицательными;
- «Салат из сказок»: рассказ детьми сказки из нескольких предложений.
2.6.Продуктивный вид деятельности – рисование:
- на темы: « Автопортрет», « Я и мое настроение», «Мое имя».
- пиктограммы ( схематичное выражение лица с разным настроением).
2.7. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций (воспитание высших начал добра, любви, истины, правды, красоты, жизни и др.)
2.8.Вспомогательный прием – слушание музыки. Определение эмоционального состояния человека (удивления, радости, горя, гнева) в соответствии с характером музыки.
3.Заключительная часть.
Игровые упражнения и этюды, направленные на:
- мышечное расслабление;
- двигательное раскрепощение;
- воспитание гуманных отношений между детьми.
Следующим эффективным средством является беседа. Структура беседы состоит из четырех этапов:
- организационный момент;
- постановка проблемы;
- своевременный поиск путей решения проблемы;
- ритуал прощания.
Критерием эффективности проводимой работы с детьми может служить:
- исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;
- преобладание положительных эмоций;
- появление положительных черт характера.
Тематика работы по этическому воспитанию может быть расширена и дополнена в зависимости от проблем конкретных детей.
Используемая литература
1.Семенака С.И. Уроки добра. Развивающие занятия для детей 5-7 лет, М, АКТИ, 2002.
2. Семенака С.И.Учимся сочувствовать, сопереживать. Развивающие занятия для детей 5-8 лет, М,АКТИ, 2003.
3. Щепицина С.Б. Азбука общения, М, Творческий центр «Сфера», 2004.
4. Клюева Н.В.Учим детей общению, М, ГИЦ ВЛАДОС, 2001.
5. Богданова О.С, Калинина О.Д. Содержание и методика проведения бесед с дошкольниками, М, «Просвещение», 1995.
6. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников, «Учитель», 2008.
7. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками, ГИЦ «ВЛАДОС», 1999.
8. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет, М, ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
9.Журнал «Дошкольное воспитание» 5/2005, 11,12/2008, № 1,2,7/2009
10.Журнал «Ребенок в детском саду», №3/2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье.
Методические рекомендациипо экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье .Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «экономического» воспитания ребенка - это взаимосвязь общ...
Методические рекомендации по сенсорному воспитанию детей раннего возраста
Проведение диагностического исследования позволило дать методические рекомендации, способствующие повышению уровня развития сенсорного воспитания детей раннего возраста.- Необходимо выделить условия п...
Методическая рекомендация"Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами сказки"
Духовно-нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования чел...
Методические рекомендации «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста в сотрудничестве с родителями»
Данная работа содержит краткую информацию по организации работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию. Прописаны особенности взаимодействия с семьями детей, итоговые ежемесячные мероприятия...
Методические рекомендации по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье
Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «экономического» воспитания ребенка - это взаимосвязь общего стиля воспитания и частных вопросов. Обладание «имуществом» развивает в детях чувство ответ...