Консультация на тему: «Семейные традиции и обычаи как средство воспитания личности ребенка».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель: Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях.
Задачи: формировать уважительное отношение к семейным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult.semeynye_traditsii.docx | 47.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Семейные традиции и обычаи как средство
воспитания личности ребенка».
Цель: Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях.
Задачи: формировать уважительное отношение к семейным ценностям.
«Традиция» (от лат. tratitio-передача) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Разные сферы жизнедеятельности семьи строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи:
супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье.
Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными.
Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.
Часто понятия «традиция» и «обычай» используются как синонимы. Выявлено «родство» традиций и обычаев, а именно: их общие социальные функции, согласно которым они служат средством стабилизации утвердившихся в обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Но эти функции обычаи и традиции осуществляют разными путями.
Обычаи - детальное предписание определенных действий в конкретных ситуациях. Обычаи стабилизируют те или иные звенья семейных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности новых поколений. Таковы, например, обычаи ухода за детьми, поведения в общественном месте, приема гостей, ведения книги расходов-доходов семьи и многие другие. Обычай имеет свой
смысл, но не выражается в форме идеала. Обычай подробно предписывает то, что следует или не следует делать, и не указывает, каким нужно быть.
Основа традиций - ценность семьи, определяющая смысл традиционного поведения. Поэтому в традиции не дается детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» к определенной ситуации.
Например, традиция - гостеприимства, которой придерживаются многие современные семьи, воплощается по - разному. Кто - то делает акцент на угощении, а для других, главное - общение с гостем необходимость найти в его лице эмоциональную поддержку, или оказать ему таковую, а стол накрывается по принципу «Чем богаты, тем и рады». В силу указанного различия, существующего между традициями и обычаями, ученые подчеркивают их неравнозначность в семейном воспитании ребенка. Обычаи формируют, главным образом, простые привычки.
Простые привычки - стереотипно повторяющиеся действия, которым присуща известная доля автоматизма.(например, обычай колыбельной песни, обычай желать доброго утра, приятного аппетита, замечательный обычай сельских жителей приветствовать любого человека, в том числе и незнакомого).
Обычаи, будучи массовыми простыми привычками, регулируют те социальные отношения, которые уже прочно утвердились,
повторяясь из поколения в поколение. Но в новых, меняющихся ситуациях обычаи как средство воспитания недостаточно эффективны. Другое дело традиции, которые отличаются большим динамизмом в силу того, что быстрее реагируют на требования современной жизни, чем обычаи.
Развивающие возможности традиций значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведения ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совершения конкретного поступка. Сложные привычки дают возможность импровизировать поведение. Представляя собой массовые
сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребенка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте.
Традиции и обычаи - два канала социализации ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребенка идет более успешно.
В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов.
Основа традиций - какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности. В зависимости от ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о созидательных и разрушительных, конструктивных и неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истинных и мнимых традициях.
В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением. А в другой семье день рождения ребенка - повод для очередного взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей.
В первом примере традиция - основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором - причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ним и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.
Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.
В настоящее время изучаются традиции, которые веками складывались в отечественных семьях, а в послереволюционный период, будучи признаны официальной идеологией устаревшими, мещанскими, безыдейными, оказались сильно деформированными или вовсе утраченными. Это - традиции семейного чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, эпистолярной культуры, составления генеалогического древа, домашнего театра, коллекционирования цветов, листьев в гербариях, камней и других материалов и создания на их основе детского музея и многие другие. Некоторые из этих традиций начинают возрождаться. Так, в современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.).
Значительно ценнее в воспитательном отношении организация деятельности детей и взрослых, инициирование активности, творчества детей.
Вот, например, самый яркий ритуальный момент Новогоднего праздника в семье - елка, ее установка, украшение. Для совсем маленьких детей важен эффект красочности, необычности, целостности от восприятия украшенной елки. Поэтому им показывают уже наряженную взрослыми елку, а потом изо дня в день рассматривают с ними игрушки, вызывают
эмоциональное восхищение, любование. С 4-5 лет дети принимают участие в установке, украшении елки.
Хочу привести еще несколько примеров семейных традиций.
« Каждую весну мы ждем, когда появятся настоящие тепличные огурчики. В этот день мы делаем обязательную окрошку и множество салатиков с огурцами и устраиваем зеленую вечеринку в честь первых овощей. Обычно получается очень весело и шумно. Мы радуемся, что зима позади и пришла весна. Как будто все просыпается после спячки».
« Эту традицию начал мой дедушка, большой любитель птичьего пения.
Однажды в мае он вернулся пораньше с работы и сказал, что мы немедленно едем слушать соловьев. Мы стали возражать, мол, поздно, сыро... Но это было прекрасно: мама, папа, бабушка и мы с братом гуляли по цветущему лесу, сидели у костра и слушали птичий хор. Потом поездки за майскими трелями стали ежегодными. Обязательное условие: в этом должна участвовать вся семья».
«Каждый год в декабре мы покупаем новую елочную игрушку. Всего одну, но зато самую красивую. Обычно выбирать отправляется вся семья. Сначала со мной и моей сестрой ходили родители, бабушка и дедушка, а теперь добавились и наши семьи. Это повод собраться вместе, хотя мы живем сейчас отдельно. Поэтому теперь приобретаются игрушки для трех семейных елок».
«Летом у бабушки в деревне детей не было, и играть было не с кем. Поэтому я жил от субботы до субботы. В субботу приезжали родители. Каждый раз они привозили мне « книгу» собственного сочинения. Сначала просто с рисунками, потом, когда я научился читать, с буквами и посланиями ото всех знакомых. А потом с интересными историями, загадками и т. д. У меня создавалось
впечатление, что всю неделю папа с мамой только и делали, что писали в двухкопеечных тетрадках мои книги. Я за это безумно их любил и всегда с нетерпением ждал лета, потому что, с моей точки зрения, летом занимались только мной. Мне это было приятно. К сожалению, сейчас я привожу летом в деревню своим детям те самые тетрадки, которые привозили мне. Самому не хватает времени на такие выдумки. Поэтому я, вдвойне благодарен родителям еще и за своих детей».
« В нашей семье дышалось по особенному именно в субботу. Никакое цунами не могло заставить маму отменить субботнюю уборку. Роли всегда четко были распределены: кому ковры пылесосить, кому пыль вытирать, кому полы мыть.
Никакие планы не могли нарушить этого распорядка. Поэтому, если мне что-то было нужно сделать именно в субботу, я вставала пораньше, всех заводила, подгоняла и контролировала. Я знала, что только после маминой «госприемки» я могу заняться своими делами. Слова «мусорно убрались» были тяжелым приговором -
я могла запросто опоздать. Но зато, если мама вздыхала и с
радостью говорила: « Правда же, дышать легче в доме стало?», я начинала чувствовать особый запах чистоты. Я до сих пор в своей уже семье слышу этот запах из детства».
Если, проанализировать разные сферы жизнедеятельности,очевиден вывод: они строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т. д. Так во многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного малыша или празднования дня поступления ребенка в школу, передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги и т. д. Передаваясь из поколения в поколение, адаптируясь к условиям
современной жизни, не остаются застывшими, раз и навсегда данными.
В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи. В основе традиции, всегда лежит какая - либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь разнообразны и традиции по своей сущности. В
зависимости от ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно и созидательных и разрушительных, конструктивных и неконструктивных, стереотипных и нестереотипных традициях.
Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них - та трепетность, с которой все вспоминают, желание перенести их в свою семью.
Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их! А будут ли, это сложные для исполнения домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или « ваша» семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно, Главное, чтобы через много-много лет уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал семейный Новый год и
хотел в собственной семье возродить традиции родительского дома.Таким образом, семейные традиции -это основное средство трансляции социально - культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.
Литература:
1. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. -2006г.
2.Учусь жить среди людей. Под ред.Заозёрской Н.И., Мулько И.Ф. «Пресс А», 2001г.
З.Шапошникова СВ. Групповая традиция в детском саду, «Учитель», 2007г.
5.Буре Р.С. Формирование нравственных качеств у детей в быту, - М., «Просвещение».
Подготовила воспитатель 3 ср. гр. Васина Г.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные традиции и обычаи, как средство воспитания личности ребёнка.
«Традиция» (от лат. tratitio - передача) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семья, как и другие социальные институты, существует, вос...
Ознакомление с семейными традициями и обычаями — эффективное средство социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве к...
«Семейные традиции и их роль в воспитании личности ребенка»
Конспект взаимодействия с родителями в средней группе...
Родительское собрание "Семейные традиции и их роль в воспитании личности ребёнка"
Представлен полностью материал для организации и проведения родительского собрания по теме "Семейных традиций и их роли в воспитании личности ребёнка"....
Семейные традиции и их значение в становлении личности ребенка
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Семейные традиции и их значение в становлении личности ребенка"
Семейные традиции – это определенные действия, принятые в одной семье, которые происходят с регулярной последовательностью и в одно и то же время. Это конкретные правила поведения и ...
Мастер - класс «Семейные ценности и традиции в системе нравственно-патриотического воспитания личности ребенка-дошкольника» (ноябрь, 2024).
семинар-практикум в форме чайной паузы по теме «Семейные ценности и традиции в системе нравственно-патриотического воспитания личности ребенка-дошкольника». В ходе стажировки был представл...