Научно – методическая разработка
методическая разработка (старшая группа)

Борисова Елена Владимировна

«Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 28 города Кузнецка

Научно – методическая разработка

«Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста»

 

Выполнила Борисова Е.В., воспитатель МБДОУ ДС № 28

г. Кузнецка, Пензенской области

    1

       В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями, и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

       Однако, я думаю, вы согласитесь со мной, что и общество, и родители часто ограничивают исследовательскую деятельность малыша. Это многочисленные запреты «Не лезь!», «Не тронь!», «Не делай!», невнимание к детским вопросам, и твердое убеждение в том, что это ребенку знать еще рано.

       А ведь нереализованная исследовательская деятельность оборачивается беспомощностью при столкновении с жизненными трудностями и даже с такими ситуациями, которые не должны восприниматься как трудности.

        Вот поэтому наша задача и состоит в том, чтобы помочь детям      получить новые знания об окружающем мире в процессе поисково - познавательной деятельности.

       Многие отождествляют понятия «исследовательская деятельность» и «экспериментальная деятельность». Но это не так. Исследование - это более широкий термин, чем эксперимент. Оно включает в себя гораздо больше составляющих. Кроме экспериментирования, сюда входит умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать их в своей голове, обобщать и классифицировать эти сведения, т. е. работать на теоретическом уровне.

      В журнале «Дошкольное воспитание» № 2 за 2000 год описан опыт работы А. Савенкова, доктора педагогических наук, профессора МПГУ на тему «Учебное исследование в детском саду». Меня он заинтересовал, и я взяла его за основу.

     В соответствии с рекомендациями автора исследовательская деятельность включает в себя несколько этапов:

      1.Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

      2.Поиск и предложение возможных вариантов сбора информации.

      3.Сбор материала.

      4.Обобщение полученных данных.

      5.Подготовка проекта (макеты, рисунки, схемы, модели).

2

      6.Защита проекта.

Иными словами, исследование предполагает постановку проблемы, выдвижение гипотезы, проверку ее и анализ результатов. Исследование- это осознанная добыча новых знаний.

    Суть работы А. Савенкова заключается в том, что детям ( а в процессе работы они являются учеными - исследователями) предлагается подготовить доклад или сообщение по какой-то конкретной теме . Для того, чтобы подготовить его, нужно собрать информацию. Существует несколько методов сбора информации:

  • Подумай сам.
  • Спроси у другого человека.
  • Прочитай или посмотри в книге.
  • Найди в компьютере.
  • Наблюдение.
  • Эксперимент.

Когда дети выбрали необходимые методы информации, начинают собирать материал. Собираемые сведения удерживать в памяти долго трудно. Поэтому их нужно фиксировать, Для этого раздаются детям маленькие листочки и ручкой или цветными карандашами они зарисовывают собранную информацию. План сообщения готов и дети – исследователи приступают к самой ответственной части работы – делают доклад.

      Это общая схема деятельности.  

      Сейчас вашему вниманию я предлагаю непосредственно-образовательную деятельность по теме: «Вода в жизни человека».

      В данной деятельности в конце предлагалось сделать доклад-сообщение. Но исследовательская деятельность предполагает и другие формы работы: подготовка и защита проекта.

 Теперь я обращаю ваше внимание на работу над другой темой: « Как менялось жилище человека». Здесь изменились и приемы работы  с детьми. Если на предыдущей деятельности проблема исходила от игрового персонажа Старичка-Лесовичка, то здесь дети сами выбрали тему исследования на групповом сборе.

3

 Затем я провела непосредственно – образовательную деятельность по той же структуре, как и в работе над темой «Вода». Разница между ними состоит в том, что изменились методы сбора информации. Если на предыдущей деятельности было много экспериментальной работы, то здесь эксперимента не было совсем. Зато была экскурсия на стройку и в краеведческий музей на выставку экспонатов «Русская изба».

        Конечно, нельзя полагать, что исследовательскую деятельность можно организовать со всеми детьми в рамках одной непосредственно-образовательной деятельности. Нет, она требует индивидуальной работы, работы в парах или в подгруппах, в течение длительного времени. Вот и в данном случае работа над темой «Жилище человека» не закончилась. В совместной деятельности мы решили сделать макеты жилищ разных времен. Детям я предоставила возможность самим выбрать то жилище, какое они хотели бы сделать, и партнеров, с кем они хотели бы работать. Пещеру мы делали сами в группе с теми детьми, кто выбрал этот вид жилища. Такая деятельность очень понравилась

детям. Они поделились своими впечатлениями с родителями. Родители заинтересовались такой работой, и остальные жилища изготовили со своими детьми дома. Затем устроили презентацию. Участники проекта выступали перед детьми и рассказывали о том, как они сделали свой макет дома, какой материал использовали при постройке. У нас получилась большая экспозиция «Жилище человека»

      По такому же типу прошла исследовательская деятельность на тему «Эволюция водного транспорта». Предлагаю вашему вниманию макет «От плота до парохода» .Вместе с детьми провели испытания этих моделей в воде и практически убедились в необходимости замены одного вида транспорта другим в связи с возросшими потребностями человека.

   В работе над темой «Белый медведь», «Жители Джунглей» в совместной деятельности с детьми сделали макеты климатических зон Крайнего Севера и джунглей, в работе над темой «Наш родной город» изготовили макет города.

4

      Наряду со специальными методами исследовательской деятельности в своей работе я использовала и много других, как мне кажется, необходимых для более полного сбора информации об исследуемом объекте:

  • 1.Экскурсии (в краеведческий музей, на переговорный пункт, на стройку, кухню и по городу).
  • 2.Встречи с интересными людьми (строителем, сотрудником музея, электриком, поваром и др.)
  • 3. Решение проблемных ситуаций (что было бы, если бы не было…(воды, телефона, жилища, электричества). Как  перебраться на другой берег, если нет моста? Какую одежду выбрать, чтобы не промокнуть под дождем и т. д.)
  • 4.Дидактические игры: «Овощи – фрукты», «Виды транспорта», «Эволюция вещей», «Цветик – семицветик», «Профессии» и др.
  • 5.Викторины «Что мы знаем о профессиях», «Знатоки родного края», КВН «Зеленые загадки».
  • 6.Коллекционирование (спичечные наклейки о животных, растениях, коллекция марок с транспортом).
  • 7.Моделирование «Как рождается речка и др.).

   Для планомерной последовательной и систематической работы я разработала план-программу по опытно-экспериментальной и проектной деятельности «Юный исследователь», куда я включила темы исследований, которые предложили дети.

   Работа по данной теме дала положительные результаты. Эта работа повлияла на умственное развитие детей. У них значительно расширился кругозор, дети научились устанавливать причинно-следственные связи, задавать вопросы, делать выводы и умозаключения, выбирать себе партнера, вид деятельности, предлагать тему и выбирать тему. Если в начале года дети могли делать это только с моей помощью путем наводящих вопросов, то к концу года вследствие накопленного опыта они могли уже сами объяснить то или иное явление и сделать вывод. Такие дидактические приемы, как сравнение, аналогия, сопоставление фактов способствовали развитию логического мышления.

5

    Важным условием развития умственных способностей детей является работа над формированием речи, которая занимает одно из важных мест в исследовательской деятельности. Во-первых, у детей значительно пополнился запас слов.

    Во-вторых, детям в процессе работы предлагалось сделать сообщение. Я их учила выбирать главное при отборе фактов, а второстепенное уходило на второй план. Естественно, это очень помогло детям при составлении рассказов на занятиях по развитию речи. Рассказы отличались стройностью изложения, стали более последовательными, отличались объемом.

   Исследовательская работа затронула и экологическое воспитание детей. Они стали более сознательно относиться к окружающей природе, любить ее и бережно с ней обращаться.

   Привлечение к этой работе родителей также дало положительные результаты. Родители заинтересовались этой деятельностью и вместе с детьми ходили в библиотеку и отыскивали нужные сведения для получения ответа на поставленный вопрос, принимали участие в изготовлении разнообразных макетов. Это не замедлило сказаться на микроклимате семьи. Отношения между родителями и детьми стали более близкими и доброжелательными.

    Подведя итог, я хочу отметить, что для успешного решения задач исследовательского обучения нам, воспитателям, нужно:

  • 1.Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций.
  • 2. Не сдерживать инициативы детей.
  • 3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  • 4.Не спешить с вынесением оценочных суждений.
  • 5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
  • а) прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
  • б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  • в) учиться анализу и синтезированию.

6

  • 6.Предоставлять детям право выбора темы исследования, партнера по совместной деятельности, и вид деятельности.

    И самое главное – подходить к проведению этой работы творчески. Обучая детей конкретным навыкам, мы часто лишаем их шанса сделать собственное открытие. Стремление к взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы человека.

Список литературы

1.  Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В., «Почемучка» - 7-е изд. – М.:    Педагогика – ПРЕСС, 1998.

2.Иванова А.И., Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.

3.Киселева Л.С., Данилина Т.А., Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения, 2004.

4.Мадера А.Г., Пятикоп А.П., Репьев С.А., Опыты без взрывов.

5.Мулько И. Ф., Развитие представлений о человеке в истории и культуре, 2004.

6.Развивающие занятия с детьми  5–6 лет/Под ред. Парамоновой Л.А.

7.Савенков А., Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и

    методики// Дошкольное воспитание. – 2000. - № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малые жанры (Научно – методическая разработка: «Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»)

Научно – методическая разработка:«Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»...

Научно – методическая разработка: «Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»

Научно – методическая разработка:«Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»...

Научно-методическая разработка «Использование палочек Кюизенера в познавательно-речевом развитии детей средней группы на занятиях по математике»

Счетные  палочки Кюизенера  являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отнош...

Научно-методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (из опыта работы)

Описание: данный материал будет полезен педагогам дошкольного образования. В данной статье я попыталась научно обосновать тему сенсорного развития детей раннего возраста, как залога успешног...

Научно-методическая разработка "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует творческих способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. ...

Научно -методическая разработка на тему "Обучение старших дошкольников пересказыванию литературных произведений"

В материале представлен анализ проблем по обучению старших дошкольников пересказыванию литературных произведений и дан практический материал для работы воспитателям по данному направлению...

Научно-методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Данный материал будет полезен педагогам дошкольного образованияВ данной статье я попыталась научно обосновать тему сенсорного развития детей, как залога успешного умственного, эстетического и нравстве...