«Бюджет семьи, доход, расход».
план-конспект занятия (старшая группа)

Залозняя Виктория Александровна
Программное содержание: формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей; развитие экономического мышления, интереса к материально – предметному окружению; ознакомить детей со следующими понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»; дать представление о сущности расходов, показать их многообразие; развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи; познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией; воспитывать уважение к труду взрослых; побуждение деловой активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей  старшего дошкольного  возраста.

Тема. «Бюджет семьи, доход, расход».

Воспитатель:   Залозняя Виктория Александровна

Программное содержание:
формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей;
развитие экономического мышления, интереса к материально – предметному окружению;
ознакомить детей со следующими  понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»; 
дать представление о сущности расходов, показать их многообразие;
развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;
познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией;
воспитывать уважение к труду взрослых;
побуждение деловой активности.
Задачи: учить детей, различать понятия «хочу» и «надо»; дать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров и т. п.; воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности. 
Предварительная работа: Родители и дети изготавливают карточки-схемы семейных затрат, подбирают пословицы о бережливости. (Для использования на занятиях и пополнения игровой копилки в уголке экономики)
Оборудование и материалы: 
Мультимедийная установка, мультфильм «Простоквашино» , карточки-схемы, карандаши, таблички с надписями «хочу», «надо» на каждого ребёнка, костюм военного, врача, бабушки, дедушки, студентки; 
модель “семейный бюджет” – корзинка, слайды с изображением предметов, деньги.
 Ход
Организационный момент. 
Чтение стихотворения Ш.Галлиева «Три копейки на покупку»
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки ей дает: Вот!
Купи мне самолет.
А еще ружье, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть!
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить…»
В.- Как вы думаете, чему учит это стихотворение? (мальчик не знает цену деньгам, у него очень много желаний).
- О чем мы будем сегодня разговаривать? (о деньгах, как ими распоряжаться)
Вступительная беседа. 
В.Смотрим фрагмент мультфильма «Простоквашино», где кот Матроскин говорит: «А я ничего покупать не буду. Я экономить буду….»
- Что значит «экономить?» ( беречь, не тратить лишнего, делать разумные покупки)
- Вы слышали от своих родителей такие слова?
- В каких случаях? (ответы детей)
Сегодня к нам пришла семья (переодетые дети).
- Назовём членов семьи. (мама, папа, дочь, сын, бабушка и дедушка).
- Как вы думайте, чем каждый из них занимается?
( Папа – военный, мама – врач, Бабушка и дедушка не работают, они на пенсии на заслуженном отдыхе, старшая сестра-студентка, младший брат ходит в детский сад).
- Правильно, папа – военный, мама – врач они трудятся, работают и за свой труд получают зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц или за день или за неделю.
- Кто получает зарплату? (Папа, мама)
- За что они получают зарплату? (За свой труд)
Дети кладут деньги в корзинку-копилку.
В.- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. (кладут деньги в копилку).
- Сестра – студентка она учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги. (пополняют копилку)
- Брат ходит в детский сад, он не получает денег. Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а старшие
(копилка постепенно заполняется деньгами, и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи.) 
В.- В гости приехала тётя семьи и добавила в доход свою заработную плату (добавляет в копилку деньги).
В.- Доходы увеличились или уменьшились?
- Сестра в этом месяце не получила стипендию (забирает из копилки деньги).
- Денег стало больше или меньше? 
- В копилке лежат деньги – это доход семьи, т.е.– это все деньги, которые получают члены семьи.
- Вот как складывается семейный бюджет.
- А какой доход в вашей семье?
- Кто в вашей семье распоряжается семейным бюджетом? (Ответы детей: мама, папа, родители, взрослые).
- По нашей просьбе ваши родители приготовили карточки-схемы вашего семейного бюджета. 
- Давайте посмотрим и подумаем о самых важных и необходимых тратах, а что можно оставить и на вторую очередь или вообще обойтись без этого. 
(Детям раздаются карточки, в которых схематично обозначены расходы – это оплата за воду и электричество, еда, оплата за детский сад, одежда, мебель, развлечения, игрушки, сладости, лекарства).
В.- Представьте, что вам родители доверили распоряжаться семейным бюджетом. Карандашом в схемах отметьте те расходы, которые вы считаете основными. 
В.- Объясните, почему именно так. (Дети по желанию защищают свой семейный бюджет и отстаивают свою точку зрения. Возможна дискуссия).
В.- Как думаете, вы экономно распорядились деньгами? 
- Если так, то на что можно их потратить? (Покупать товар, копить, класть в банк, потратить на отдых).
- Как вы можете помочь родителям экономить? Ведь на сэкономленные деньги они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники? (Дети отвечают: не лить зря воду, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам и ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы не покупать их, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки)
В.- А для чего хотел экономить Матроскин?
- Кто помнит? (Смотрим отрывок из мультфильма «Простоквашино»)
- Предлагаю поиграть. Игра называется «Экономические загадки».
В.Встанем в круг. Я буду бросать вам мяч, и загадывать загадку, а вы возвращать его и называть отгадку.
Люди ходят на базар: там дешевле весь... (Товар) 
На товаре быть должна обязательно... (Цена) 
Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без... (Рекламы) 
Коль трудился круглый год, будет кругленьким... (Доход) 
Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой... (Вклад) 
Приносить доходы стал в банке папин... (Капитал) 
И врачу, и акробату выдают за труд ... (зарплату) 
Чтобы партнёров не мучили споры, пишут юристы для них ... (договоры) 
Он финансовый факир, в банк к себе вас ждёт ... (банкир) 
В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведёт ... (бизнесмен) 
Мебель, хлеб и огурцы продают нам ... (продавцы) 
За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт ... (кассир) 
В.-  Продолжим разговор о наших семьях, о доходах и расходах. Я хочу открыть вам один секрет! Знаете, сегодня у меня очень хорошее настроение, потому что скоро праздник - Новы год. В честь этого я хочу получить какой-нибудь особенный подарок. Мне хочется иметь видеокамеру, и я надеюсь на то, что мои близкие, которые любят меня, подарят мне ее. 
В.-А что бы вы хотели получить в подарок на праздник.
- Мы остановимся на двух известных словах — «надо» и «хочу». (Дети читают слова на карточках.)
Человеку необходимо иметь три вещи. Какие? (Пища, одежда, жилье.) Ребята, считаете ли вы, что пища, одежда, жилье действительно необходимы человеку для жизни? Пища нужна для того, чтобы жить и быть здоровыми. С помощью одежды мы укрываемся от непогоды. Жилье — это место, где мы живем. Эти вещи обозначим словом «надо».
Словом «хочу» люди обозначают те предметы или вещи, которые им хотелось бы иметь, но без которых вполне можно обойтись. Это не жизненно необходимые вещи.
Бывают вещи, с помощью которых наш быт значительно упрощается: холодильник, телевизор, компьютер и т.д. Теперь люди часто покупают их в интернет магазинах электроники. Мы тоже посетим такой магазин. Расплачиваться будем с помощью карточек.
Сейчас на экране будет представлен товар, а вы поднимите вверх ту карточку, которая, по вашему мнению, подходит для характеристики предмета как желаемого или необходимого (у детей карточки со словом «хочу» и «надо»). Пожалуйста, тщательно обдумывайте свой ответ в полной тишине.
На мультимедиа проводится показ слайдов: пальто, мяч, санки, яблоки, кровать, стакан с водой, велосипед, книга, молоко, телевизор, хлеб, свитер, кукла, машина, карандаш, стол, лимонад, коньки, сок, куртка, цветы, обувь, дом.

После каждого слайда дети обосновывают свой выбор.
Работа с пословицами о бережливости и экономии. 
В. Молодцы! У русского народа очень много разных пословиц и поговорок. Есть и о бережливости и экономии.
Копейка рубль бережет. 
Доход не живет без хлопот. 
Кто не бережет копейку, тот сам не стоит рубля. 
Курочка по зернышку клюет, да сыто живет. 
Пушинка к пушинке – и выйдет перинка. 
-Как вы понимаете эту пословицу? Объясните смысл?
Итог. 
Есть еще одна пословица - бережливость – главное богатство. Конечно это мудрая пословица, но не забывайте еще об одном богатстве – это дружная семья, верная дружба и здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный бюджет: доходы, расходы.

Краткострочный проект в подготовительной группе...

Семейный бюджет: доходы, расходы.

Краткострочный проект в подготовительной группе...

Занятие по финансовой грамотности в старшей группе.Структура семейного бюджета (доход- расход)

Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике...

Конспект занятия в подготовительной группе по экономике на тему " Семейный бюджет. Доходы. Расходы".

Воспитывать уважение и бережное отношение к деньгам, как результату оплаты труда членов семьи....

Квест-игра «Бюджет семьи: доходы и расходы».

Цель:- способствовать развитию  родителей в понимании  важности финансово-экономического образования дошкольников; расширить представление родителей об их роли в развитии...

Доход.Расход.Бюджет.

Цель: Формирование основ финансовой грамотности, содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:Расширить знания детей о возникновении...

Конспект НОД по финансовой грамотности Тема:«Бюджет семьи, доход, расход».

      Конспект НОД по финансовой грамотностиТема:«Бюджет семьи, доход, расход».Цель: ознакомить детей со следующими понятиями: «бюджет»,...