Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в образовательной деятельности в ДОУ
методическая разработка (младшая группа)

Балашова Екатерина Михайловна

Младший дошкольный возраст является восприимчивым для сенсорного развития детей, для которого необходимо организовать содержательную, результативную деятельность, использовать в дидактическом процессе различные средства и формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_razvitie.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в образовательной деятельности в ДОУ

Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, от уровня которого зависит успешность умственного, физического и эстетического воспитания детей.

Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, величине, форме, запахе, вкусе и т.д.

Младший дошкольный возраст является восприимчивым для сенсорного развития детей, для которого необходимо организовать содержательную, результативную деятельность, использовать в дидактическом процессе различные средства и формы.

Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Сенсорное развитие направлено на то, чтобы целенаправленно формировать у  детей эталонные представление о цвете, форме, величине предметов, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и т.д. Действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают окружающий мир целостным и постоянным.

Сенсорное воспитание у детей младшего дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется посредством дидактических игр, упражнений, изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), конструирования, игровой деятельности т.к. играя ребенку легче запомнить.

Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных видах деятельности:

  1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.
  2. Экспериментирование с материалами и веществами (вода, песок, тесто и др.)
  3. Общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.

Необходимо знакомить детей с дидактическими играми и правилами этих игр, воспитывать познавательный интерес, любознательность; упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков; развивать мелкую моторику рук.

Особое внимание необходимо уделять подбору сенсомоторных объектов, влияющих на развитие зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса, безопасных для жизни и здоровья детей.

Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами; мозаиками и пазлами; кубиками; конструктами; строительными наборами и т.д.

Игровой метод является преобладающим и основным в организации образовательной деятельности. Во время игр у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У детей воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый.

Очень важно помнить, что игры должны создавать у детей хорошее настроение.

Необходимо, чтобы через игру дети научились обследовать предметы, выделяя их признаки. Научились соотносить предметы по форме, цвету и величине; устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название.

Дети накапливают сенсорный опыт с помощью практических действий: наложением фигур, прикладыванием, переворачиванием, сопоставлением элементов фигур, ощупыванием, рисованием. Воспитатель обращает внимание детей на сенсорные свойства предметов во время игр. Педагог создает условия для закрепления у детей, в самостоятельной игре, представлений о величине, форме и т.д.

Таким образом, в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, по сенсорному развитию, ставятся следующие задачи:

- формирование сенсорных способностей у дошкольников посредством образовательной деятельности;

- формирование у дошкольников сенсорных эталонов;

- формирование у дошкольников умений самостоятельно применять сенсорные эталоны в практической и познавательной деятельности.

Сенсорное развитие, не только является основой общего умственного развития ребенка, но и имеет, в значительной степени, прикладное значение, поскольку полноценное восприятие внешних свойств предметов необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Список использованной литературы

  1. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.
  2. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.
  3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе предметно-игровой деятельности"

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности

Сенсорное развитие предполагает формирвоание у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к фунционированию ...

Презентация. Тема: "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством образовательной деятельности."

Слайд№2-3. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов : их  цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вк...

СТАТЬЯ. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогика стремится усовершенствовать сенсорные процессы, начиная с раннего детства для того, чтобы ребенок воспринимал окружающее полно, разнообразно, разносторонне. Именно в этих целях выделяются з...

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на орга...

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Гумышкина Людмила Викторовна, Воспитатель МБДОУ «Детский сад №34» г. Арзамас, Нижегородская область

СтатьяСенсорное  развитие детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной  деятельности .Гумышкина Людмила Викторовна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №34", г. Ар...