СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка (младшая группа)

Труфанова  Анастасия Александровна

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_2020.docx87.9 КБ

Предварительный просмотр:

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….  3

1.1. Анализ психолого-педагогических исследований, направленных на изучение сенсорного развития детей дошкольного возраста. ……………………5

1.2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...11

1.3. Роль организованной изобразительной деятельности в развитии сенсорных способностей у младших дошкольников…………………………………………18

1.4 Методические рекомендации по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности…………….23

Заключение...………………………………………………………………..……..29

Список литературы…................................................................................................30

ВВЕДЕНИЕ

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека» [33].

Непосредственным исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие зарубежные педагоги: Я.А.Коменский, М.Монтессори, О.Декроли,  а также отечественные авторы как: А.П.Усова, А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие другие.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка дошкольного возраста, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности сенсорного развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями. А если они будут испытывать неудовлетворенность от своей деятельности, огорчение от того, что не получается выполнить задуманное, то это может привести к потере интереса к рисованию, лепке, и тогда влияние изобразительной деятельности на сенсорное развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим перед педагогами дошкольного образования стоит задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее положительного влияния на сенсорные развития ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

 Цель исследования: теоретически обосновать и выявить психолого-педагогические условия сенсорного развития младших дошкольников средствами изобразительной деятельности.

Объект исследования: сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Предмет исследования: изобразительная деятельность как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

        Задачи:

  1. Рассмотреть подходы к изучению сенсорного развития детей дошкольного возраста в научных исследованиях.

2. Рассмотреть особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать специфику использования изобразительной деятельности для сенсорного развития детей.

4. Разработать методические рекомендации по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

         Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

1.1. Анализ психолого-педагогических исследований, направленных на изучение сенсорного развития детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира [12].

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Без целенаправленного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходима организация систематической и всесторонней работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Данные направления реализуются педагогом ДОУ в ходе сенсорного воспитания детей [12].

В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно отражена сущность и содержание сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста. В то же время непосредственно опыт организации сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ частично утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного развития, систематизации рекомендаций по совершенствованию сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных путей и средств организации сенсорного воспитания детей в современных условиях и внедрения их в практику.

Сенсорное воспитание, обеспечивает полноценное сенсорное развитие детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания так считали известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.П.Усова и др.) а также выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори и др).

Анализ психолого-педагогической литературы (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер др.) по проблеме позволил нам выделить сущность сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как «целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия» [9]. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. Поэтому на каждом возрастном этапе задачи сенсорного воспитания детей должны соответствовать их уровню сенсорного развития [7].

        «Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе» [9].

        Основной задачей сенсорного развития является полноценное создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающего мира. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающей действительности. Такие формы познания как – память, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает т.е. воспринимает окружающее.

По мнению А.Г. Урунтаевой, огромное значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

– является фундаментом для интеллектуального развития;

– упорядочивает представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

– развивает наблюдательность;

– позитивно влияет на эстетическое восприятие окружающего мира;

– является основой для развития воображения;

– развивает внимание, память, мышление;

– дает ребенку возможность научится новым способам предметно-познавательной деятельности;

– обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

– помогает осваивать навыки учебной деятельности;

– расширяет словарный запас ребенка [2].

Итак, сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Важным вопросом сенсорного развития являются сенсорные эталоны.

По мнению Л.А.Венгера, сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов [9]. Непосредственно сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по яркости и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются сила звука, тембр, темп, ритм, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии – это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т.п.

Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

Н. Н. Подъяков утверждает, что четкое знание о сенсорных эталонах  учит пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения» [29].

Еще одно важное условие для активного усвоения сенсорных эталонов детьми это использование активной речи в общении с детьми. Занимаясь, играя с ребенком необходимо каждый предмет, явление, действие обозначать словом. В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены – обозначены словом, это помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более определенными, стойкими, четкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время, а объект восприятия уже отсутствует в поле зрения. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название. Таким образом, именно при помощи слова удается закрепить полученные образы восприятия, формируя на их основе представления. Известен тот факт, что именно сенсорное развитие детей раннего возраста являлось центральной проблемой на протяжении целых эпох.

Неоспоримый вклад в решение проблем сенсорного развития внесли разработки Ф.Н. Блехера и Б.И. Хачапуридзе [2]. Основным методом сенсорного развития, по мнению этих авторов, является коллективная игра, контролируемая и направляемая педагогом. Для Б.И. Хачапуридзе задача сенсорного развития заключается в том, чтобы сформировать у ребенка совершенное дифференцированное восприятие и научить его активно управлять своими способностями при операциях над чувственными свойствами предметов. Хотелось бы отметить, что и на данный момент актуальность этой задачи не снижается, а возрастает в связи с все увеличивающимся потоком информаций, а также знаний об окружающем мире, которые должен усвоить ребенок. Значение сенсорного развития детей для их будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов воспитания.

Наиболее систематически вопросы сенсорного развития в дошкольных учреждениях разрабатывались Е.И. Тихеевой [12]. Е.И. Тихеева, опираясь на результаты психологических исследований стадий развития детского наблюдения В. Штерна и на педагогические концепции П. Песталоцци и К.Д. Ушинского, разработала «искусственный» и «естественный» дидактический материал для работы с детьми по освоению формы, цвета, величины, количества и пр. Наряду с абстрактным дидактическим материалом Е.И. Тихеева предложила использовать «естественный» (камушки, фрукты, шишки, цветы и пр.) и включить в процесс сенсорного развития ознакомление детей со свойствами реальных предметов. В качестве основных методов сенсорного развития предлагалась «экскурсия» по помещению, в ходе которых дети знакомились с предметами посредством различных анализаторов.

Формулируя свою точку зрения Е.И. Тихеева подчеркивала, что «дети приобретают все основные сенсорные представления из окружающей жизненной обстановки», а специально созданные пособия имеют вспомогательное значение, служат «для проверки добытых представлений и для упражнения соответствующих способностей ребенка в тех случаях, когда окружающая обстановка не дает всего необходимого материала или не позволяет имеющимся в полной мере пользоваться» [12].

Особая важность сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития ребенка. На третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в младшем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в жизни).

Сенсорные ощущения могут быть разными:

– зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

– слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

– осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;

– обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;

– вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда [29].

Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения.

Гербова В.В. утверждает, что особая важность сенсорного развития ребенка объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша [14].

Уже с младшего дошкольного возраста ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:

– цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;

– форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

– величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;

– звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;

– элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же; и т.д. [34].

На основе выше представленного материала мы определились с пониманием процесса сенсорного развития мы понимаем под сенсорным развитием развитие восприятия ребенка и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.  

Таким образом, мы выяснили, что отечественные и зарубежные педагоги и психологи считают проблемы сенсорного развития и воспитания очень важными для развития ребенка младшего дошкольного возраста и необходимыми для дальнейшего полноценного развития человека.

1.2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия младшего дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов. [24]

Кроме восприятия основных сенсорных показателей цвета, формы и величины, действие с предметами открывает для детей в предметах все новые и новые свойств: звучание, возможность перемещаться, кидать, ловить, мягкость или твердость, сжимаемость, упругость, устойчивость и пр. Для чувственного познания этих свойств важно обогащать сенсорный опыт ребенка, предлагая ему самые разные игрушки – твердые и мягкие, из выполненные из разных материалов, наполненные крупой или горохом, шуршащие или звенящие, разной формы и конструктивных качеств. Это могут быть не только игрушки, но и другие окружающие ребенка предметы, главное условие их безопасность для детей. Такими предметами могут быть разного рода домашняя утварь: крышки от кастрюль, миски, скалки, ложки и пр. Малыш может примерять их по размеру: засовывать разные предметы в кастрюлю, примерять крышки разного размера, определять звуковую возможность: стучать ложкой по столу, греметь мелкими предметами в кастрюле. Таким образом кроха развивает свое восприятие и начинает понимать, что разные предметы устроены по-разному и требуют разных способов действия. Однако, все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда он действует – как только прекращается действие, исчезает и «знание». Поэтому он готов вновь и вновь возвращаться к этим занятиям.

Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активно помогают сенсорному развитию, формированию речи ребенка, развитию его моторных качеств, расширяют его кругозор, учат навыкам игры. Поэтому, чем раньше ребенка познакомить с разными видами творчества, тем интенсивнее будет их влияние на общее развитие малыша.

У ребенка второго года жизни продолжается интенсивное развитие психической сферы, хотя и несколько медленнее, чем на первом году жизни, но уже более осознанно. Самый главный навык, который начинает формироваться у ребенка на втором году жизни это, конечно же, речь. В этот период ребенку важно не только слышать речь других людей, но и иметь возможность развивать свою, а также активно развивать мелкую моторику руки. Развивая пальчики малыша, мы развиваем его речь. Доказано, чем лучше развита мелкая моторика у ребенка, тем раньше он начнет говорить. Поэтому так важны пальчиковые игры и игрушки, стимулирующие выполнение мелких и точных движений, дающие богатые сенсорные ощущения.

Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

В игровой комплект ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки, как: мячи, кубики, доски с вкладышами различной геометрической формы, пирамидки, матрешки, строительный материал разного размера.

Ребенка нужно постоянно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую. Показывайте ребенку, как собирать пирамидку, строить башню из кубиков, катать и бросать мяч и т. д.

Под руководством взрослых ребенок лучше воспринимает окружающее: различает, сравнивает, устанавливает сходство или различая предметов по их признакам - по цвету, форме, величине. Сначала по образцу, а потом и по слову он может из двух-трех цветных кубиков выбрать кубик требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины выбрать матрешку нужного размера.

Начиная с 3 лет основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомления их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Усвоение сенсорных эталонов — это использование их в качестве единиц измерения при оценке свойств предметов.

Усвоение сенсорных эталонов происходит в 3 этапа:

1 этап – предэталонный происходит на 3 году жизни. Ребенок начинает называть треугольные формы крышами, про круглые формы говорит, что это колесо или шарик, а прямоугольный предмет, называет окошко или дверца. Цвета тоже называются в сравнении: как травка, как солнышко и т.д. Т. е. при использовании одного предмета другой используется как образец.

2 этап – средствами восприятия выступают уже конкретные предметы. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Называются четкие характеристики желтый, красный, квадратный, круглый и т.д. Особое место занимают эталоны величины, т. к. она носит условный характер. Любой объект не может быть сам по себе большим или маленьким, он приобретает эти качества при сравнении с другим.

3 этап – на 4-5 году жизни уже владея сенсорными эталонами дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра узнавая их оттенки.

Начиная с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. [12]

 При этом сенсорное развитие происходит как во время специальных занятий, так и в повседневной жизни. Почти все знания о сенсорных эталонах можно закрепить, уточнить и расширить на занятиях изобразительной деятельностью (рисование, лепка, аппликация) и в процессе конструирования, например: знания о цвете, форме, положении предметов в пространстве, величине. Это надо учитывать при постановке цели и задач в этом виде деятельности, задача сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности должна присутствовать обязательно.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

Сенсорный опыт ребенок приобретает в процессе любого вида деятельности. Познавая мир, малыш использует следующие способы действий:

– хаотические действия, в процессе которых он действует с предметом не обращая внимание на его предназначение — стучит кастрюлей, гремит ложками, хватает, бросает, тянет в рот и т. п. Такие действия присуши младенцам, но могут присутствовать и у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, зрении, слуха, аутичных малышей;

– метод проб и ошибок. Ребенок осуществляет большое количество проб манипуляции с предметом, пока не зафиксирует правильное действие. Как только он вычислит правильный способ действия он автоматически откидывает ошибочные варианты. Например, он примеряет крышку ко всем кастрюлькам пока не найдет подходящую по размеру, на этом этапе следует предложить ребенку для игры деревянные вкладыши с углублениями, соответствующими форме вкладышей. Вставляя фигурку в углубление такой же формы, малыш пытается по очереди вставить ее в каждое из углублений, пока не найдет правильное;

– практическое примеривание — эта более осознанный вариант предыдущего этапа, перцептивный способ ориентировки (происходящий во внутреннем плане), ребенок уже не пытается бездумно вставить вкладыш в углубление, он визуально примеривает, подойдет или нет фигурка, поднося ее к углублению и действует в соответствии с результатами примеривания, или вставляет или примеривает дальше.

– зрительное соотнесение — перцептивный способ ориентировки, при котором ребенок сравнивает свойства предметов на расстоянии при помощи зрения. Например, при работе с доской Сегена он смотрит на фигурку, затем ищет глазами такое же углубление и вставляет фигурку.

Опыт, полученный в процессе чувственного познания мира, закрепляется в представлении при помощи слова (ребенок может восстановить в памяти свойства предметов по их названию, сам называет свойства и качества предметов). Например, ребенок находясь в помещении может, опираясь на сенсорный опыт сказать какого цвета травка и какую форму имеет луна, при работе с вкладышами ребенок может найти нужную фигурку по просьбе взрослого, самостоятельно назвать фигуры и углубления для них.

В раннем детстве восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. Исследование З.М. Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом [3].

 К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте.   Сенсорное развитие направлено на то чтобы научить детей точно полно и расчетливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму величину высоту звуков и т. п.).  Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием конструированием, развития речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков [3].

В педагогическом процессе сенсорного развития детей, стоят такие задачи как обогащение непосредственно чувственного опыта детей в разных видах деятельности, нахождение сходства и различия между предметами с одинаковыми названиями, движения рук по предмету в процессе ознакомления с ним, формировать умение называть свойства предметов.

 Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игровая деятельность именно в этих видах деятельности ребенку легче запомнить полученные знания, в также самостоятельно добывать новые.

 Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

В младшем дошкольном возрасте дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия, знакомятся с формой предметов и учатся называть ее в отношении предметов, определяют размер предметов, большой, маленький, больше, меньше. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета). Дети впервые знакомятся также и с сочетаниями цветов – с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу. Учатся отбирать и классифицировать предметы заданной формы и выстраивать предметы в соответствии с их величиной, от большого к маленькому или наоборот. Исследования группы ученых Запорожца, Лисиной и др. показали, что качественные различия между восприятием ребенка раннего возраста и младшего дошкольника связаны с переходом от простейших предметных действий к более сложным видам продуктивной деятельности (рисованию, конструированию, лепке и т.д.), которые предъявляют более высокие требования к детскому восприятию. Ученые пришли к выводу, что возрастные изменения восприятия не могут рассматриваться изолированно от всех других проявлений личности ребенка, поскольку они являются подчиненными моментами в общем ходе изменения его взаимоотношений с окружающей действительностью, в общем ходе развития детской деятельности.  Сенсорные процессы развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности [24].

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте у детей должны быть сформированы сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

  1. Роль организованной изобразительной деятельности в развитии сенсорных способностей у младших дошкольников

Изобразительная деятельность является важнейшим средством в формировании личности. Рисунок и аппликация дарят детям радость познания, развитие и закрепление сенсорных эталонов, проявление себя в творчестве. Испытав удовольствие от увиденного и полученного результата однажды, ребенок будет стремиться, в своих работах рассказать о том, что он узнал, увидел, пережил.

Проблемой изобразительного развития у детей дошкольного возраста занимались такие исследователи как Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Казакова, Т.С. Комарова.

Развитие у детей, как изобразительных способностей, так и сенсорного развития находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует огромное количество методических пособий, публикуемых статей и различных сборников. Все они направлены на развитие у детей различных видов способностей (творческих, познавательных, моторных), а также специальных направлений (сенсорных, изобразительных).  

Процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, а также с формированием чувств и сознания.

Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Данные направления реализуются педагогом детского сада в ходе сенсорного воспитания детей на занятиях изобразительной деятельностью.

Младший дошкольный возраст – время активного познания окружающего мира. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, ребенок познает их свойства и качества; у него формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Дошкольный возраст уникален по своему значению для развития ребенка. С этого возраста происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в развитии отдельных психических процессов, в отношениях с окружающими. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают намеренный характер. В разных видах деятельности – в игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении, дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может теряться. Совершенствуется сенсорное развитие. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и другие. Они становятся образами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

В научной литературе, посвященной вопросам детской психологии и педагогики, отмечается, что в формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен хорошо разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности [6].

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия, а именно он должен:

– систематически заниматься с детьми этим видом деятельности,

– учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей,

– идти от простого к сложному, что бы ребенок не потерял интерес к деятельности,

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста и специфическое образное познание действительности.

Основная задача сенсорного развития дошкольников – своевременно научить ребёнка сравнивать, обобщать, синтезировать, развивать мысль о предмете через близкое его восприятие. Чтобы сенсорное развитие детей осуществлялось целенаправленно и гармонично, очень важно, чтобы дети освоили сенсорные эталоны (это обобщённый опыт человечества по сенсорным знаниям).

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий, чтобы они затем могли использовать свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей будет более осознанным и целенаправленным.

На занятиях изобразительной деятельности дети учатся различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве.

Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно эти положения. Постепенно надо подводить детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире.

Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствование сенсорных процессов на занятиях должно быть в основном осуществлено до начала практических действий.

Таким образом, для сенсорного воспитания дошкольников занятия изобразительной деятельностью имеют большое значение.

Изобразительная деятельность – это специальное образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность, и изобразительная деятельность имеет большое значение для умственного развития детей.

Изобразительная деятельность, включающая в себя рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка младшего дошкольного возраста. Она привлекает детей, радует их тем, что они могут самостоятельно создать, что-то красивое. Для того чтобы создать что-то необходимо накопление и расширение опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное овладение рисованием, лепкой, а также аппликацией. В образовательных программах изобразительная деятельность включена в образовательную область «Художественное творчество» и направлена на решение следующих задач:

развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие творчества; приобщение к изобразительному искусству; развитие интеллектуальных, личностных и физических (мелкой моторики рук) качеств.

Образовательная область «Художественно-эстетическая деятельность» интегрирует с образовательной областью «Познавательная деятельность», ее содержание направлено на развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития, одной из задач данной области является: сенсорное развитие

Буквально с первых дней жизни ребенка сенсорное развитие является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формированию различных способностей. Именно поэтому сенсорное развитие является целенаправленным совершенствованием, развитием у детей сенсорных процессов (ощущения, восприятия и представления). С одной стороны, сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, а с другой стороны имеет и самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов их форме, цвете, величине.

Процесс освоения сенсорных знаний хорошо заметен в различных видах практической деятельности, у детей формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления. Развиваются умения самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. Через интеграцию образовательных областей «Художественно-эстетическая деятельность» и «Познавательная деятельность» педагоги достигают хороших результатов.

Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности в организации образовательного процесса. Цель интеграции – объединение образовательных областей.

Изобразительная деятельность содействует сенсорному развитию; она образно отражает действительность, опираясь на определенный уровень сенсорного развития. Полноценная изобразительная деятельность не может состояться без сенсорно-эстетического восприятия – одного из центральных ориентировочных действий, которые позволяют создавать графический, пластический и силуэтный образ, выразить свои мысли, чувства в наглядной форме.

        Таким образом, в процессе изобразительной деятельности происходит сенсорное развитие детей, изобразительная деятельность при условии правильно спланированной работы является важным средством сенсорного развития ребенка, значительно влияет на развитие сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста.

        

1.4 Методические рекомендации по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

Для того, чтобы ребенок справлялся с программными задачами по сенсорному развитию, рекомендуется составить систему работы по использованию изобразительной деятельности в сенсорном развитии детей младшей группы.

Здесь целесообразно выделить три этапа (подготовительный, обучающий, итоговый):

На подготовительном этапе  составляют перспективный план и разрабатывают конспекты по сенсорному развитию на занятиях по изобразительной деятельности с учетом результатов комплексной диагностики. При планировании занятий, формулируются цели, подбираются методики и техники для работы, подготавливаются необходимые материалы и оборудование, планируются разнообразные формы организации детей на занятии: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за столами и др.

Также целесообразно использовать чередование на занятии различных видов деятельности: организация практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др.

     В данную систему занятий по изобразительному творчеству включают три вида изобразительной деятельности: рисование, аппликация и лепка.

         В каждом занятии необходимо выделить три части.

В первой части обеспечивается перцептуальное развитие, что подразумевает накопление богатого чувственного опыта. Главная задача этой части задания - фокусирование внимания ребенка на сенсорные ощущения при обследовании предмета. Например, на одном из занятий  дети обследуют пирамидку. Дети ощупывают каждый кружок пирамидки фокусируя внимание на величине и форме, обязательно включены действия обследования, здесь же есть и зрительный контроль. Именно эти действия становятся основой изобразительной деятельности.

   Во второй части работы активизируется сенсомоторное развитие. При этом происходит перенос полученного опыта в изобразительную деятельность. Например, на занятии аппликацией предлагают детям выбрать из предложенных форм те, которые похожи на колечки пирамидки и разложить их по величине от большой к маленькой.

В третьей части работы проводится совместный анализ выполненных работ и побуждение ребенка к улучшению изображения.

Для обогащения детского творчества используется поэзия, музыка, эмоциональный рассказ на занятиях.

Для каждого занятия подбираются различные словесные и наглядные методы и приемы, такие как:

– наблюдение за облаками, как ветер гонит их по небу, а потом дети рисуют облака, 
– рассматривание и ощупывание предметов, например: рассматривание и ощупывание мячей разного размера и разной фактуры, 
–просмотр слайдов, фильмов о еже – о его внешнем виде, повадках, затем, на основе полученных впечатлений, дети рисуют ежа. 
– упражнения на тактильное определение особых свойств предметов (с завязанными глазами определить поверхность предмета).
– для большей заинтересованности можно использовать показ роликов на ноутбуке.

Вследствие данной работы, дети учатся логически мыслить, у детей развивается умение хорошо ориентироваться на большом формате листа, при создании пластического образа дети учатся вычленять части предмета (крупные, мелкие). Обогащается словарный запас младшего дошкольника (ребенок, взяв мячик в руки может рассказать какой он и при этом передавая все характеристики: зрительные, тактильные, описание действия предмета.

3 этап –итоговый, это организация выставки детских работ для родителей, детей из других групп и сотрудников детского сада. Ребята видят, что их работы вызывают положительные эмоции у людей, это стимулирует у детей ценные качества личности, как целенаправленность, волевая регуляция, самостоятельность, инициатива, аккуратность.

При проведении занятий целесообразно решать следующие задачи:

Рисование

  • Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; падающие на землю разноцветные листья; опускающиеся на землю снежинки и т.п.).
  • Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
  • Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап…» и др.).
  • Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).
  • Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить детей располагать изображения по всему листу.

Лепка

  • Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.
  • Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.
  • Учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
  • Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективные композиции (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.

Аппликация

  • Учить предварительно выкладывать на листе бумаги в определенной последовательности готовые детали разной формы, величины, цвета, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.
  • Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, круг и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических фигур и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма.

При этом необходимо стремиться к тому, чтобы дети получили следующие навыки:

В рисовании

  • Знать и называть цвета и оттенки, определенные программой;
  • Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
  • Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
  • Соотносить изображаемые предметы по величине.

В лепке

  • Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы); понимать, какие предметы можно из них вылепить.
  • Отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
  • Лепить различные предметы, состоящие из 1–3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

В аппликации

  • Создавать изображения предметов из готовых фигур.
  • Украшать заготовки из бумаги разной формы.
  • Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам, и по собственному желанию.

Интерес детей к изобразительной деятельности нужно поддерживать с помощью вопросов, относящихся к выполнению задания или уточнению деталей, перерисовывание рисунков в свободной деятельности или дома. В результате целенаправленной деятельности, ребята могут посещать сенсорную зону, с удовольствием играть в предложенные дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (лото «Форма», «Цвет», «Величина», «Спрячь мышку» и другие).

При наведении порядка в игровых зонах дети будут складывать  игрушки и пособия в соответствии с принятыми правилами (карандаши по стаканчики в соответствии с цветом, книжки на полки по размеру, пирамидки, матрешки, вкладыши и т.д.).

Детей  чаще они будут характеризовать предметы не в сравнительной форме, а четко называя его признак цвет, форму, величину и др., например, не «как травка», а «зеленый», не «похож на колесо», а «круглый» и т.д.

В результате целенаправленной деятельности наблюдаются позитивные изменения в уровне сенсорного развития младших дошкольников, дети чаще используют сенсорные эталоны в игре и других видах деятельности, они обозначают их словесно (принеси мне стульчик поменьше, для папы нужна большая тарелка, яблоко бывает круглое, у меня были синие колготки и т.п.). Следовательно, изобразительная деятельность является одним из средств сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив психолого-педагогическую литературу по теме нашей работы, мы выделили следующие выводы:

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Без целенаправленного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Данные направления реализуются педагогом дошкольной организации в ходе сенсорного воспитания детей.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте.   Сенсорное развитие направлено на то чтобы научить детей точно полно и расчетливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму величину высоту звуков и т. п.).  

Изобразительная деятельность является важнейшим средством в формировании личности. Рисунок и аппликация дарят детям радость познания в творчестве. Испытав удовольствие от увиденного и полученного результата однажды, ребенок будет стремиться, в своих работах рассказать о том, что он узнал, увидел, пережил.

В процессе изобразительной деятельности происходит сенсорное развитие детей, изобразительная деятельность при условии правильно спланированной работы является важным средством сенсорного развития ребенка, значительно влияет на развитие сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / Безруких М.М. – Москва: Владос, 2001.
  2. Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства. – Москва: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.
  3. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – Москва: Просвещение, 1991.
  4. Бондаренко Н.Н. Сенсорное развитие детей раннего возраста // Ребенок в дет. саду. - 2012. - № 4. - С. 39-45.
  5. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада / Т.М. Бондаренко. Воронеж: Учитель, 2004. - 270 с.
  6. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др. - Москва: Владос,- 2001.
  7. Венгер Л.A. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — Москва: Просвещение, 2008.
  8. Венгер Л.A., Мухина B.C. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. - с. 14.
  9. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. книга для воспитателя детского сада / Венгер Л. А. – Москва: Просвещение, 1988. - 144 с.
  10. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. - Москва: Мозаика-Синтез, 2011.
  11. Вернадская М.Э. Критерии развития детей дошкольного возраста / М.Э. Вернадская, O.E. Громова // Педагогика ДОУ. 2003. - № 3. - С. 108-117
  12. Выготский Л.С. Психология. – Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  13. Галигузова Л.Н. Педагогика детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов вузов / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. -301 с.
  14. Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под ред. Г.М. Ляминой. - Москва: Просвещение, 2000.
  15. Гирвиц Г. И. Расширение сенсорного опыта младших школьников в процессе предметно-практической деятельности // Школьный логопед. – 2007. - N 3. - С. 42-46
  16. Глушкова, Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание, – 2008. – №12. – с.29 – 34.
  17. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка. - Москва: Школа Пресс. -2001.
  18. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей.- Москва: Просвещение, 2007.
  19. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008.
  20. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П. - Москва: Модэк, 2007.
  21. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, – 2003. – №6. – с. 21 – 26.
  22. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное воспитание, – 2002. – №12. – с. 20 – 21.
  23. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - с 2-6.
  24. Запорожец, А.В. Развитие восприятия и деятельность А.В.Запорожец. – Москва: Просвещение, 1980.
  25. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. -Москва: Академия педагогических наук, 2003. 
    Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения. – Санкт-Петербург: Дельта, 2001.
  26. Каралашвили Е. А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада / Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. // Справочник старшего воспитателя, -2008. -№5. –с.13
  27. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание, 2005. - №2. - с.76-78.
  28. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. / Козлова С.А., Куликова Т.А. - Москва: Академия, 2001.
  29. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. - Ростов на Дону: Феникс, 2007.
  30. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – Москва: Просвещение, 1982.
  31. Новосёлова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте / С.Л. Новоселова. - Москва: Педагогика, 1978.
  32. Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. - Москва, 1965. - С. 73-99.
  33. Сенсорное воспитание дошкольников. – Москва: Изд-во АПН РСФСР,             1963. - 228 с.
  34. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста: диагностика, игры, упражнения / Г.А. Широкова. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. - 251 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Сенсорное развитие детей  младшего дошкольного возрастасредствами дидактических игр...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами Монтессори педагогики

В данной работе мной представлен материал развития и формирования сенсорных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием...

Программа дополнительного образования на тему Художественно- эстетического развития детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности по средствам нетрадиционного рисования "Цветные ладошки"

Пояснительная записка.….Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стенеИ в трамвае на окне….Э.Успенский.  Программа составлена ...