Рабочая программа детского творческого объединения "Очумелые ручки".
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска»
Рабочая программа
детского творческого объединения
«ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Разработала:
воспитатель Стародубцева Е.Г.
Лесосибирск – 2016
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
Актуальность и новизна заключается в том, что используются разные формы работ подходы.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время деятельности по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Цели программы:
1. Развивать мышление, воображение
2. Мелкую моторику рук;
3. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
Задачи:
1.Сформировать у детей интерес к видам труда.
2.Познакомить со свойствами материалов.
3.Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.
4.Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
5.Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
6.Способствовать развитию конструктивной деятельности.
7.Развивать твёрдость рук, технические навыки.
8.Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, творческой фантазии.
9. Формирование самостоятельной, творческой личности.
Характеристика ожидаемых результатов:
В результате обучения в кружке в течение года дети должны получить
знания:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
- о видах декоративно- прикладного искусства (лепка и т.п.);
- о русских народных промыслах;
- в области композиции, формообразовании;
- о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага)
умения:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- лепить разными способами.
Возраст детей: 4-5 лет. Количество детей: 14 человек
Срок реализации программы: 1 год.
В программу «Очумелые ручки» входит ряд разделов:
- Работа с бумагой и картоном
- Работа с тканью и нитью
- Работа с природным материалом
- Работа с бросовым материалом
- Лепка
В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к художественному труду. В конце учебного года проводится фотовыставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:
- репродуктивный;
- объяснительно - иллюстративный;
- метод проблемного изложения;
- частично- поисковый;
- практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
ПЛАН
на 2016-2017 год
№ | Месяц | Тема | Цели и задачи | Материалы |
1-2 3-4 | Сентябрь | «Листопад» (работа с гербарием) «Зайка» | Учить различать листья различных пород деревьев. Закрепить знания детей о словах обобщениях; формировать навыки наклеивания сухих листьев, умение работать с клеем. Развитие воображения. Учить детей работать с природным материалом, развивать фантазию, уметь сочетать пластилин с природным материалом. | Лист бумаги, клей, сухие листья. Лист бумаги, пластилин, доски, сухие листья |
1-2 3-4 | Октябрь | «Георгины» «Разноцветная мозаика» (работа с семенами и крупами) | Объемная аппликация. Учить детей составлять цветок из отдельных лепестков, аккуратно сгибая их по центру вдоль, наклеивать, намазывая клеем только ровный край лепесточка. Катать шарики из салфетки, аккуратно наклеивать их в середину цветочка. Приклеивать свой цветок в общий букет так, что бы он ни загораживал цветы других детей. Учить детей размазывать стекой пластилин и путем вдавливания семян составлять узор. Развитие усидчивости у детей. | Картон, клей, салфетки, цветная бумага. Стакан, пластилин, зерна, крупа, семена. |
1 2-4 | Ноябрь | «Снеговик» Коллективная работа «Зима пришла» | Учить приемам лепки (раскатывание шарика пластилина ладонями) от самого большого до самого маленького. Закрепить знания детей о последовательности времен года. Учить детей работать коллективно, уметь составлять сюжетную картину из подручного материала, учить отрывать от салфетки, ваты небольшие кусочки и скатывать шарики, наклеивая их на общее панно. Развивать мелкую моторику рук. | Стеки, дощечки, пластилин. Вата, салфетки, клей, карандаши. |
1-2 3-4 | Декабрь | Открытка «Веселые хороводы» «Зверушки из фисташек» | Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки. Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки. Поделки и фисташек. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин. | Лист бумаги, цветная бумага, клей, пластилин, бисер. Картон, шаблон, пластилин, фисташки. |
1-2 3-4 | Январь | «Дед Мороз» «Бабочка» | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина. Аппликация с использованием чайной заварки. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно, намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заварки. Учить равномерно, распределять свой участок работы на общем изображении, создавать композицию. | Картон, пластилин, шаблон, доски. Картон, цветная бумага, чайная заварка. |
1-2 3-4 | Февраль | «Подарок папе» «Мой дом» (работа со спичками на картоне) | Познакомить детей с праздником День защитника отечества, вспомнить другие праздники. Учить детей приклеиванию крупы на готовый рисунок (картон). Учить детей получать удовлетворение от своей работы, развивать внимание, аккуратность, зрительную память. Закрепить знание детей о геометрических фигурах. | Крупа, картон, клей. Спички, картон, клей, пластилин, цветная картон. |
1-2 3-4 | Март | «Мамин праздник» «Первые цветы» | Учить детей подготовке пластмассовой основы путем нанесения пластилина и украшение заготовки горошком. Аппликация. Учить детей самостоятельно вырезать лепесточки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок. | Картон, пластилин, цветная бумага, горох. Картон, цветная бумага, клей. |
1-2 3-4 | Апрель | «Моя республика» «Мое любимое животное» | Учить детей вырезать разноцветные полоски и наклеивать их на лист бумаги, изображая флаг РФ, воспитывать уважение к национальным традициям. Учить детей одновременной работе с несколькими видами природного материала, обучение симметричного соединения их друг к другу. | Цветная бумага, клей, лист бумаги. Шишки, желуди, спички, пластилин. |
Май | Организация выставки детских работ |
Заключение
Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».
Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.
Литература
- Агнешка Байраковска-Пженёсло «Чудесные поделки из макарон», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2013г.
- Грин Д. «Всё пригодится», изд-во «Махаон», 1998г.
- Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М,«Просвещение»,1991г.
- Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 1999г.
- Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
- Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.
- Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
- Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 1989г.
- Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.
- Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2000г.
- «Забавные поделки» /сост.В.И. Федорова, М.: «Мой мир», 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Оч. умелые ручки"
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук через продуктивные виды деятельности (аппликация). Программа расчитана на два года - старшая и подготовительная группа...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Умелые ручки»
Программа содержит:1. Пояснительная записка2. Учебно-тематическое планирование3. Содержание программы ...
Рабочая программа детского творческого объединения «ВЕСЕЛАЯ ПЕТЕЛЬКА»
Рабочая программа детского творческого объединения «ВЕСЕЛАЯ ПЕТЕЛЬКА»...
Рабочая программа детского творческого объединения «Театральная мозайка» для детей от 6 до 7 лет.
Рабочая программа детского творческого объединения «Театральная мозайка» для детей от 6 до 7 лет....
Рабочая программа детского творческого объединения «Юные журналисты»
Рабочая программа детского творческого объединения «Юные журналисты»...
Рабочая программа детского творческого объединения "Акварелька"
Рабочая программа педагога дополнительного образования. Направленность - художественная. Вид деятельности - изобразительная (живопись, графика)...
Рабочая программа детской творческой мастерской «МАСТЕРИЛКА»
Рабочая программа детской творческой мастерской «МАСТЕРИЛКА»...