Рабочая программа детского творческого объединения «ВЕСЕЛАЯ ПЕТЕЛЬКА»
методическая разработка
Рабочая программа
детского творческого объединения
«ВЕСЕЛАЯ ПЕТЕЛЬКА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselaja_petelka.docx | 57.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска»
Рабочая программа
детского творческого объединения
«ВЕСЕЛАЯ ПЕТЕЛЬКА»
Разработала:
воспитатель Пичугина Т.Г.
Лесосибирск – 2016
Пояснительная записка.
Концепция программы.
В процессе занятий вязания крючком формируются все психичекие процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с рукоделием, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, развития художественно – творческих умений, выработке индивидуального стиля и темпе деятельности.
Актуальность.
Занятия в кружке вязания крючком позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результата своего художественного творчества.
У детей формируются навыки обращения с инструментами, которые необходимы для начала школьного обучения.
Цель программы.
Ознакомление старших дошкольников с доступным им по возрасту рукоделием – вязанию крючком и развитие художественно - творческих способностей детей, проявляющих повышенный интерес к рукоделию; формирование творческой личности через творческую деятельность, проявление инициативы и самостоятельности.
Задачи программы.
Обучающая. Познакомить с историей, техниками работы по рукоделию и учить детей осваивать разные виды и способы вязания крючком.
Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении. Развивать самостоятельность в решении творческих задач;
Воспитательная. Формировать положительно - эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус. Радость от совместного творчества.
Принципы содержания программы.
1.Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
2.Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера. В процессе совместной (дети – дети, дети – педагог) продуктивно – творческой деятельности ребенок учиться придумывать новое, вариативно мыслить и общаться с разными людьми.
3.Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
4.0пора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.
5. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному вязанию; открытие новых знаний.
6. Общие принципы содержания и технологии программы: содержание программы ориентировано на знакомство детей с историей вязания, инструментами и материалами для работы, возможностями освоения разных видов (воздушная петля, столбики с накидом и без накида) и способов вязания крючком (прямое вязание; треугольное вязание: от угла к углу; круговое вязание от середины).
В программе в раздел "Азы вязания" входит аппликация, вязание.
Программа предполагает использование аппликаций, вязаных изделий, панно, для создания тематических выставок.
Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активно развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позицией и ощущением старшими дошкольниками "взрослости", желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Срок реализации программы:
Продолжительность реализации программы – 2 года.
Предусматриваются 2 этапа работы:
1- "Азы вязания";
2."Первые изделия»;
Занятия ДТО проводятся 1 раз в неделю, желательно в форме организации ручного труда детей в мини – группах (не более 7 детей).
Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю, но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Продолжительность занятий с группой детей – не более 30 минут. Гибкая форма организации ручного труда, досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояния здоровья, уровень владения навыками вязания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки, гимнастику для глаз. Комплексы пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз, физкультминутки воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены, как теоретические: рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, занятие-сказка, посиделки, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок работ, непосредственное вязание изделия, конкурс работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
В работе ДТО принимают участие и родители воспитанников. Руководитель кружка организует совместные занятия для детей и родителей. Родители на практике видят, каких результатов добились их дети и приобретают знания для дальнейшего их развития в семье. Ребенок чувствует себя более уверенно в роли воспитателя, обучающего своих маму и бабушку, испытывает гордость за них.
Всестороннему развитию детей способствуют развлечения, организованные воспитателями и родителями.
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы ДТО предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
После 1 этапа дети владеют элементарными умениями в работе с крючком, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):
-знают и выполняют правила безопасного пользования, крючком и иголкой;
-знают историю древнего рукоделия;
-правильно сматывают клубок;
-шьют швом "через край";
-различают нитки (шерсть, синтетика);
-умеют вывязывать цепочку из воздушных петель;
-выкладывают узоры, буквы, цифры из вязаных цепочек.
Для детей первого года обучения характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы нового для них вида ручного труда – вязание крючком.
После 2 этапа дети выполняют:
-вязание разных видов столбика (столбики с накидом и столбики без накида);
-осваивают разные способы вязания (прямое вязание, круговое вязание и треугольное вязание);
-учатся обвязывать носовой платок по краю;
-владеют умением вязать изделия (прихватки, салфетки);
-принимают участие в оформлении панно на выставку (умеют располагать вязаные цепочки, сочетая цветовую гамму и размеры элементов композиции);
-владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса;
-экономно расходуют материал, бережно обращаются с инструментами и поддерживают порядок на рабочем столе;
-используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи, проявляя при этом творчество.
Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки работ детей;
-дни презентации детских работ родителям;
-развлечения.
Учебно-тематический план.
Навыки детей в рукоделии формируются в процессе систематических занятий с постоянной сменой материала и техник. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.
Курс обучения в кружке рассчитан на 2 года — в старшей и подготовительной группах. Содержанием первого года обучения вязанию крючком является знакомство детей с изделиями, инструментами и материалами, правилами техники безопасности, свойствами пряжи, историей рукоделия, формирование умения держать крючок и пряжу, выполнять первую петлю, цепочку из воздушных петель, закрывать цепочку, регулировать натяжение нити, длину петель, использовать вязаные элементы для изготовления игрушек, атрибутов для игр и сувениров, создания панно.
Содержанием второго года обучения является формирование умения вязать петли «полустолбик», «столбик без накида», «столбик с накидом», приема обвязывания края, изготовления плоскостных и объемных игрушек, одежды на кукол и других изделий.
Первый год обучения – "Азы вязания".
№ | Наименование темы | Часы |
1 | Знакомство со страной "Вязанией". Сказка "Волшебный крючок".
| 1 |
2 | Сказка "В страну Вязанию". Советы "Как правильно смотать клубок" Азы вязания: цепочка из воздушных петель. | 1 |
3 | Цветочная поляна - аппликация из воздушных петель. | 1 |
4 | Сказка "Волшебные нитки". Освоение вязания цепочки из воздушных петель. | 1 |
5-6 | Рябиновая ветка. | 2 |
7 | Сказка "Умелые пальчики". Самостоятельное вязание цепочки: у кого длиннее цепочка. | 1 |
8-9 | Ёжик – аппликация из воздушных петель. | 2 |
10 | Самостоятельное вязание цепочки. | 1 |
11 | Самостоятельное вязание разноцветных цепочек. | 1 |
12 | Красивые занавески – аппликация из цепочек воздушных петель. | 1 |
13 | Самостоятельное вязание разноцветных цепочек. Вязание столбиков без накида (прямоугольное полотно). | 1 |
14 | Выкладывание букв, цифр из вязаных цепочек. Вязание столбиков без накида (прямоугольное полотно). | 1 |
15 | Самостоятельное вязание разноцветных цепочек. | 1 |
16 | «Солнышко» - аппликация из цепочек воздушных петель. | 1 |
17 | Самостоятельное вязание разноцветных цепочек. | 1 |
18-19 | Аквариум – аппликация из цепочек воздушных петель. | 2 |
20-21 | Новогодняя картинка. | 2 |
22-23 | Коврик столбиками без накида. | 2 |
24 | Валентинка - выкладывание сердечка из вязаных цепочек. | 1 |
25 | Подарок папе (Плывёт, плывёт кораблик). | 1 |
26-27 | Подарок маме (мимозы). | 2 |
28-29 | Салфетка для куклы. Круг, обвязанный столбиками с одним накидом или двумя накидами. | 2 |
30 | Карандашница. | 1 |
31 | Колобок. | 1 |
32 | Одуванчики. | 1 |
33 | Подсоднухи. | 1 |
34-35 | Оформление детских работ для выставки "В стране Вязании". | 2 |
Список литературы.
1. Новикова И. В. «Вязание крючком в детском саду». - Ярославль: Академия развития, 2008.
2. Ракова С.А. «Вязание крючком».- Ярославль: Академия развития, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа творческого кружока "Посиделки в светёлке" тема: "Развитие прикладного творчества дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек - тряпичная кукла"
Цель: Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.Задачи:Обучающая: изучить народные ...
Рабочая программа творческого кружка "САМОДЕЛКИН"
Нетрадиционное рисование, пластилинография, аппликация......
Рабочая программа творческого кружка "Умелые ручки"
Ручной труд, аппликация.......
Рабочая программа творческого кружка «Бисерная сказка»
Программа направлена на развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии учащихся. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный и эстетический вкус. Они уча...
рабочая программа творческой мастерской "Жар-Птица" для детей 5-7 лет
Программа ориентирована на работу с детьми 5-7 лет и носит художественно-эстетическую направленность, по форме проведения занятий является групповой и индивидуально-ориентированной. Данная прогр...
Рабочая программа творческого объединения "Сказка" для детей среднего дошкольного возраста
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.В с...
Рабочая программа "Творческая мастерская "Эврика" в средней группе.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении, самостоятельной деятельности детей. Содержание Программы представл...