"АЛЛЕЯ СЛАВЫ" Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, посвященный 70-летию Великой Победы.
проект (подготовительная группа) на тему

Цель проекта направлена на формирование знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о героическом прошлом своих прадедов, участников Великой Отечественной войны и воспитания уважительного отношения к ним, а так же чувства патриотизма. Новшеством проекта является организация новых форм работы с родителями, методы работы и продукт проекта (солдатский платок выполненный в технике декупаж; аллея Славы на территории ДОО; мини-парад воспитанников ДОО в форме разных родов войск на территории ДОО, праздничный концерт взрослых и детей, создание рукописной книги «Как наши деды воевали»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 4 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»

Методическая разработка

практико-ориентированного проекта

«Аллея Славы»,

посвященного 70-летию Великой Победы

для детей старшего дошкольного возраста и родителей

Автор:

музыкальный руководитель

Миллер Маргарита Ивановна.

Лангепас, ХМАО-Югра

Краткое описание проекта

Педагогический коллектив  ЛГ МАДОУ ДСОВ № 4 «Золотой петушок»  с 2004 года успешно осуществляет приоритетное направление по социально-личностному развитию через патриотическое воспитание дошкольников. В рамках которого, в детском саду разработан и реализуется проект «Я живу в Лангепасе». В 2007 году он был удостоен Гранта Губернатора ХМАО-Югры. Проект «Я живу в Лангепаса» представляет ценность для педагогического сообщества в разработанных материалах: «Методика нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через музыкально-исполнительскую деятельность»; диагностический инструментарий по направлению; мини-музей культурных памятников города, округа и России; предметно-развивающая среда в ДОО (стенды, выставки, библиотека и т.д.). Одной из тематик проекта является «Память о ВОВ», которая в преддверии празднования 70-летия Победы становится актуальной и востребованной.

В представленном проекте «Аллея Славы» дети совместно с родителями и педагогами будут создавать, и воссоздавать исторические моменты ВОВ через исследовательскую и творческую деятельность.

Главная идея проекта базируется на сохранении духовно-нравственного потенциала общества, его культуры, народных и семейно-бытовых традиций и инноваций.

Цель проекта направлена на формирование знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о героическом прошлом своих прадедов, участников Великой Отечественной войны и воспитания уважительного отношения к ним, а так же чувства патриотизма. Для достижения поставленной цели сформулирован ряд задач:

  • вызвать у детей интерес к знаниям о героическом прошлом своих прадедов, участников ВОВ, к историческому прошлому;
  • сформировать у детей знания и представления о подвигах своих прадедов, их воинских наградах, памятникам воинам;
  • сформировать у детей умение применять полученные знания и представления в жизненных ситуациях: участие в акции «Солдатский платок», возложение цветов к обелискам и памятникам, уважительное отношение к ветеранам, участие в общесадовых и городских мероприятиях посвящённых 70-летию Победы;
  • развивать исследовательскую деятельность дошкольников; актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по формированию уважительного отношения к героям ВОВ, укрепления связи между поколениями;
  • повысить компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания дошкольников через чтение художественной литературы об участниках ВОВ, информационные стенды, совместную творческую деятельность;
  • способствовать активному участию родителей в исследовательской деятельности, мероприятиях, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к памяти героев ВОВ, посещение экспозиций музеев и памятников города, виртуальных музеев страны.

Комплекс мероприятий проекта рассчитан на длительное время исполнения – один год. Содержание мероприятий направлено на всех участников образовательного процесса (педагоги, воспитанники и родители).

Новшеством нашего проекта является организация новых форм работы с родителями, методы работы и продукт проекта (солдатский платок выполненный в технике декупаж; аллея Славы на территории ДОО; мини-парад воспитанников ДОО в форме разных родов войск на территории ДОО, праздничный концерт взрослых и детей, создание рукописной книги «Как наши деды воевали»). «Солдатский платок». В процессе изготовления платка, каждый ребёнок с родителями смогут ощутить себя причастными к истории своей страны через изучение семейной истории, эпопеи боевого пути прадедов, прабабушек, участников трудового фронта и впервые пройдут с ними на параде Победы в нашем городе. Сохранить память о прадедах на долгие годы и выразить дань уважения советским воинам поможет «Аллея Славы», которая будет расположена на территории ДОО.

        Основными авторами и руководителями проекта являются: заместитель заведующего высшей квалификационной категории; музыкальный руководитель высшей квалификационной категории; воспитатель первой квалификационной категории.

О том будет ли удачен этот проект, у нас сомнений нет.

Проект:

  • приобрести практические навыки поисковой, исследовательской, творческой совместной деятельности детей и взрослых, в направлении патриотического воспитания дошкольников;
  • поможет педагогам и родителям, особенно молодым, выработать единую воспитательную стратегию, направленную на формирование знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о героическом прошлом своих прадедов, участников ВОВ.  

Проект «Аллея Славы» предполагает богатую творческую деятельность в рамках художественно-эстетического развития (рисование, аппликация, декупаж, музыкально-исполнительская деятельность, культурологические экскурсии и т.д.), которую необходимо отображать в видео и фото материалах. Готовые работы детей и взрослых будут размещаться на уличном стенде, который из года в год будет обновляться и пополняться.

Руководителями проекта предполагается вести видео архив, для распространения опыта и результатов среди участников проекта и педагогического сообщества в сети интернет, а так же на конференциях и публикациях.

Описание содержания проекта «Аллея Славы»

Постановка проблемы

«Пока жива память о Великой Отечественной войне, есть защита, есть барьер перед началом новой войны…» - вдумайтесь в глубину мысли политического аналитика Павла Клачкова.

В современных социально-экономических условиях развития России роль и значение патриотического воспитания подрастающего поколения актуализируется, что нашло отражение в «Законе об образовании в РФ», (2013г.), в «Концепции модернизации российского образования до 2020 года» от 23.12.2005 №751; в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», в решении коллегии Министерства образования Российской Федерации «О проблемах и перспективах реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации». В обозначенных документах патриотическое воспитание рассматривается приоритетным направлением государственной политики и деятельности муниципальных образовательных учреждений. Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. Именно на данном этапе происходит формирование культурно-ценностных ориентаций и духовно-нравственной основы личности ребенка.

С каждым годом уменьшается социальный фактор в осознании роли Великой Отечественной войны. Уже наши правнуки вряд ли будут воспринимать её как нечто особенное, значимое событие. И уже многие дошкольники воспринимают 9 мая как обычный праздник, а нет у них чувства гордости за своих прадедов и благодарности за подаренный мир.

В преддверие празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне мы констатируем тот факт, что, с каждым годом ветеранов и очевидцев войны становится всё меньше. По проверенным данным на 2014 год в нашем городе Лангепасе уже нет в живых ни одного ветерана ВОВ. С каждым годом люди утрачивают возможность общения с первоисточником, с людьми той ужасной трагической войны, что подтверждают результаты нашего опроса.

На вопрос «Что вы знаете о Великой Отечественной войне?» 52 % детей старшего дошкольного возраста не смогли ответить, 35 % дошкольников имеют представления о том, что была ВОВ. И всего 13% детей имеют представления, и даже знают, что их прадедушки и прабабушки были участниками ВОВ, при этом, не называя их имен.

Основными источниками информации о Великой Отечественной войне для дошкольников являются тематические мероприятия в ДОО, музейные экскурсии, кино/видеофильмы, на втором месте следует историческая и художественная литература, и только потом рассказы родственников. А 9 мая воспринимается как очередной праздничный день, связанный с возложением цветов, просмотром военных фильмов… Он превратился в своеобразную традицию, подобную новогодним фейерверкам и подаркам.

В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость формирования сознательной, активной личности, обладающей пониманием гражданского долга и ответственности, цельным мировоззрением, основы которой закладываются в семье. Но современная семья переживает сложный этап, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи.

Цена и память о ВОВ у каждой семьи разная. И жива эта личная память, пока живы свидетели, те люди, которых не обманешь, и которые не позволят забыть. Поэтому и через века не должна ослабевать память о них, не должен умаляться их героизм. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у дошкольника  сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. На конкретных фактах из жизни старших членов семей (прадедушек, прабабушек – участников ВОВ, их трудовых и фронтовых подвигах) можно  привить детям такие важные понятия, как «долг  перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг».

Учитывая выше сказанное, реализация практико-ориентированного проекта «Аллея Славы», посвященного 70-летию Великой Победы является особенно актуальным и значимым в патриотическом воспитании подрастающего поколения России. Это и будет нашей благодарностью за мирное небо над головой. Мы не позволим забыть подвиг наших дедов и прадедов!

Цели и задачи проекта

Цель: Формирование знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о героическом прошлом своих прадедов, участников Великой Отечественной войны через исследовательскую и творческую деятельность.

Задачи проектируемого процесса на детей:

  • Вызвать у детей интерес к знаниям о героическом прошлом своих прадедов, участников ВОВ, к историческому прошлому.
  • Сформировать у детей знания и представления о подвигах своих прадедов, их воинских наградах, памятникам воинам.
  • Сформировать у детей умение применять полученные знания и представления в жизненных ситуациях: участие в акции «Солдатский платок», возложение цветов к обелискам и памятникам, уважительное отношение к ветеранам, участие в общесадовых и городских мероприятиях посвящённых 70-летию Победы.
  • Развивать исследовательскую деятельность дошкольников.

Задачи проектируемого процесса на родителей:

  • Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по формированию уважительного отношения к героям ВОВ, укрепления связи между поколениями.
  • Повысить компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания дошкольников через чтение художественной литературы об участниках ВОВ, информационные стенды, совместную творческую деятельность.
  • Способствовать активному участию родителей в исследовательской деятельности, мероприятиях, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к памяти героев ВОВ, посещение экспозиций музеев и памятников города, виртуальных музеев страны.

Задачи проектируемого процесса на образовательную среду:

  • Разработать подходы к созданию в ДОО образовательной среды, способствующей формированию знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о героическом прошлом своих прадедов, участников ВОВ через исследовательскую и творческую деятельность.
  • Пополнить предметно-развивающую среду групп детей старшего дошкольного возраста макетами на военную тематику, мини-библиотекой и мини-музеем с фотографиями прадедов, с информацией и стихах об их героических подвигах, создание рукописной книги «Как наши деды воевали», «Панорамы битвы», изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр (бинокли, каски, пилотки, погоны и прочее).

Рабочий план реализации проекта «Аллея Славы»

Этапы и сроки реализации

I этап. Подготовительный - июнь-август 2014г.

Сбор статистических данных, разработка проектных мероприятий (сценариев). Разработка маркетинг-плана. Анализ материально-технической базы и финансового обеспечения ДОО.

II этап. Основной (практический) – сентябрь 2014 - июнь 2015г.

Реализация проектных мероприятий «Аллея Славы». Информационно-просветительская деятельность на уровне ДОО и города.

III этап. Итоговый – июль-сентябрь 2015г.

Итоги реализации проекта. (Мониторинг результатов проекта, обсуждение среди участников проекта и педагогического сообщества на Совете педагогов ДОО, в сети интернет, на конференциях и в публикациях).


Рабочий план реализации проекта

План-график мероприятий проекта «Аллея Памяти»

п/п

Мероприятия

Срок проведения

Анкетирование родителей (законных представителей) детей старшего дошкольного возраста по теме проекта.

Обучающий семинар для педагогов ДОО по методике ознакомления старших дошкольников с историческими событиями ВОВ «Память священна».

Клуб-дискуссия (для родителей, бабушек и дедушек воспитанников ДОО) - презентация проекта «Аллея Славы».

Сентябрь 2014г.

Образовательно-воспитательная деятельность: «Была война» по разделам образовательной программы  (познавательное развитие, социально-личностное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

Экскурсии по виртуальным музеям страны.

Октябрь-Апрель 2014-2015г.г.

(1 раз в месяц)

Консультации для родителей:

- «Рукописная книга «Как наши деды воевали»;

- «Изготовление макетов «Панорама битвы».

Октябрь-Апрель 2014-2015г.г.

Семинар-практикум для родителей «Создание презентации к мини-проекту «Наши деды - славные победы».

Октябрь 2014г.

Экскурсия в городской Музейно-выставочный центр и в Музей Боевой славы.

Ноябрь 2014г.

Презентация мини-проектов «Наши деды - славные победы».

Ноябрь 2014г.

Создание рукописной книги «Как наши деды воевали», «Панорама битвы».

Ноябрь – Декабрь 2014г.

Семинар-практикум для родителей «Учимся технике декупаж при создании Солдатского платка»

Январь 2014г.

Акция «Создаем Солдатский платок».

Январь -Март 2015г.

Экскурсия в Сквер Памяти города Лангепаса.

Апрель 2015г.

(1 неделя)

Творческий мини-проект «Детский салют» в честь Дня Победы в ВОВ.

Апрель 2015г.

(2 неделя)

Организация и презентация выставки книги «Как наши деды воевали», «Панорама битвы».

I неделя мая 2015г.

Концерт взрослых и детей «Помним, любим, гордимся».

7 мая 2015г.

Шествие с «Солдатскими платками» на городском параде города Лангепас 9 мая 2015 года, посвященном 70-летию Победы в ВОВ

9 мая 2015 г.

«Парад войск» - Мини-парад детей старшего дошкольного возраста (на спортивной площадке ДОО).

15 Мая 2015г.

Оборудование стенда на территории ДОО – «Аллея Памяти» (выставка солдатских платков, портретов и творческих работ).

Май – Июнь 2015г.

Торжественное открытие «Аллеи Памяти».

22 июня 2015г.

Итоги реализации проекта. (Мониторинг результатов проекта, обсуждение среди участников проекта и педагогического сообщества на Совете педагогов ДОО, в сети интернет, на конференциях и в публикациях).

Июль – сентябрь 2015г.

Маркетинг-план проекта «Аллея Славы»

п/п

Мероприятия

Срок проведения

Ф.И.О. исполнителей мероприятий

1.

Рекламные буклеты

Ежеквартально

Музыкальный руководитель

2.

Фото, информационные отчеты на официальном сайте ДОО

Ежеквартально

Зам.зав.по ВИМр

3.

Публикация в электронных СМИ

В течение года

Педагоги

4.

Участие в интернет-конференциях по проектной деятельности

В течение года

Педагоги


        Схема управления проектом «Аллея Славы»

                                                                                                               

                                                             

                                                                                                         

                                                                     

Руководители Проекта «Аллея Славы», осуществляют координацию и мониторинг проекта.

Конкретные ожидаемые результаты

В ходе реализации проекта будут подготовлены:

  • аллея Славы на территории ДОО в северо-западной части (уличный стенд 2х4);
  • детская форма разных родов войск для проведения парадов, концертов (22 шт.);
  • рукописные книги «Как наши деды воевали» (2 шт.);
  • «Панорама битвы» (2 шт.);
  • Солдатские платки, изготовленные участниками проекта в технике декупаж (50 шт.);
  • информационно-рекламные буклеты для педагогов и родителей (110 шт.); 
  • сборник видео-консультаций и мастер-класса для родителей на CD-диске (25 шт.);
  • сборник видео и фото архива проектных мероприятий (25 шт.).

В ходе реализации мероприятий проекта, все его участники овладеют практическими навыками поисковой, исследовательской, творческой деятельности, приобретут положительный опыт эмоциональной поддержки и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Педагоги и родители придут к единой воспитательной стратегии, направленной на формирование знаний и представлений у детей о героическом прошлом своих прадедов, участников Великой Отечественной войны.

В рамках маркетинг-плана повысится социальный статус учреждения в городе и за его пределами.


Приложение 1

Рекомендации для родителей (тезисы)

– участников проекта «АЛЛЕЯ СЛАВЫ», посвященного 70-летию Великой Победы  

  1. Вспомните всё, что вы знаете о членах своей семьи – участниках Великой Отечественной войны – их имена, степень вашего родства, факты их жизни, подвига, их рассказы о событиях тех лет.
  2. Расспросите более осведомленных в данном вопросе членах семьи (бабушек, дедушек).
  3. Найдите в семейном архиве фотографии, письма и пр.
  4. Для совместной деятельности с ребенком выберите тот материал, который на ваш взгляд вызовет у ребенка наибольший интерес, эмоциональный отклик.
  5. Для определения временных рамок используйте: «Я тогда еще не родился», «Когда моя бабушка была девочкой», «Мой прадедушка был молодой как твой папа»…
  6. При рассматривании фотографий обратите внимание ребенка на детали – одежда, прическа, предметы интерьера и пр. Сравните с сегодняшним днем.
  7. Выберите для составления рассказа тот материал, который наиболее заинтересует ребенка, вызовет у него вопросы, эмоциональный отклик.  
  8. Избегайте понятия «немец». Используйте слова «враг», «фашист», «захватчик».
  9. Избегайте страшных подробностей (убит, расстрелян и пр.). Лучше использовать понятия «погиб», «не вернулся с войны».
  10. Краткость – сестра таланта. Ваша «страница семейной истории» не должна быть слишком длинной и подробной.
  11. Пусть ребенок попробует рассказать сначала вам то, что он узнал и запомнил. Помогайте ему вопросами, деликатно уточняйте  важные детали. Предложите ему рассказать вашу историю другим членам семьи. Даже если у ребенка не получится связный рассказ, не огорчайтесь. Ваш труд не пропадет даром. Ребенок подрастет, и вы вернитесь к своей истории.
  12. Принесите в электронном или письменном виде ваш рассказ и фото вашего семейного героя в детский сад, педагогу группы.

Приложение 2

Анкета для родителей

«Надо ли говорить с ребенком старшего дошкольного возраста  о Великой Отечественной войне?»

Уважаемые родители! Просим Вас высказать свою точку зрения:

(Вы можете дать один или более ответов, нужное подчеркнуть)

  1. Надо ли с дошкольниками говорить о войне?

 - да

 - нет

 - 23 февраля, 9 мая достаточно

  1.  Что важнее:

 - рассказать о лишениях во время войны,

 - рассказать о героизме

 - рассказать о Победе

 - другое _________________________________________________________________

  1. Надо ли рассказывать дошкольнику обо всех ужасах войны, лишениях, потерях?

 - да

 - нет

 - да, но доступным  для ребенка языком

  1. Можно ли ребенку смотреть взрослые фильмы о Великой Отечественной войне?

  - да

 - нет

 - некоторые, например_____________________________________________________

 __________________________________________________________________

 

  1. Отмечаете ли Вы дома День Победы как семейный праздник? Вспоминаете ли своих членов семьи участников ВОВ? Поздравляете ли ветеранов?

  - да

 - нет

  1. Читаете ли ребенку книги о ВОВ?

 - да

 - нет

 - ему не интересно, мне не интересно

- у нас нет книг на эту тему

  1. Знаете ли Вы, что в этом возрасте можно рассказывать ребенку о ВОВ?

 

 - да

 - нет

  1. Нужна ли Вам помощь детского сада в данном вопросе?

 - да

 - нет

  1. В нашем детском саду разработан и начинает реализацию практико-ориентированный проект «Аллея Славы», посвященный 70-летию Великой Победы, который поможет нам, педагогам и вам, родителям, выработать единую воспитательную стратегию, направленную на формирование знаний и представлений у детей о героическом прошлом своих прадедов, участников ВОВ.  А вы хотите принять участие в проекте «Аллея Славы»?

- да

- нет

Спасибо за внимание и ваше активное участие в жизни ДОУ.

Будьте добры, представьтесь

__________________________

Приложение 2

Анализ анкетирования родителей детей старшего дошкольного возраста (группа № 10)

«Надо ли говорить с ребенком старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне»

Обработано - 21 анкета.

  1. Надо ли с дошкольниками говорить о войне?

 - да – 16 – 76%

 - нет - 0

 - 23 февраля, 9 мая достаточно – 5 – 24%

  1.  Что важнее:

 - рассказать о лишениях во время войны – 8

 - рассказать о героизме - 18

 - рассказать о Победе - 11

 - другое

  1. Надо ли рассказывать дошкольнику обо всех ужасах войны, лишениях, потерях?

 - да - 2

 - нет - 4

 - да, но доступным  для ребенка языком – 15 – 71%

  1. Можно ли ребенку смотреть взрослые фильмы о Великой Отечественной войне?

  - да – 6 – 28%

 - нет – 9 – 44%

 - некоторые, например - 6 – 28%

  1. Отмечаете ли Вы дома День Победы как семейный праздник? Вспоминаете ли своих членов семьи участников ВОВ? Поздравляете ли ветеранов?

  - да – 14 – 67%

 - нет – 7 – 33%

  1. Читаете ли ребенку книги о ВОВ?

 - да – 1 – 5%

 - нет – 10 – 47%

 - ему не интересно, мне не интересно - 0

- у нас нет книг на эту тему – 10 – 48%

  1. Знаете ли Вы, что в этом возрасте можно рассказывать ребенку о ВОВ?

 - да – 14 – 67%

 - нет – 7 – 33%

  1. Нужна ли Вам помощь детского сада в данном вопросе?

 - да – 17 – 81%

 - нет – 4 – 19%

  1. В нашем детском саду разработан и начинает реализацию практико-ориентированный проект «Аллея Славы», посвященный 70-летию Великой Победы, который поможет нам, педагогам и вам, родителям, выработать единую воспитательную стратегию, направленную на формирование знаний и представлений у детей о героическом прошлом своих прадедов, участников ВОВ.  А вы хотите принять участие в проекте «Аллея Славы»?

- да – 17 – 81%

- нет – 4 – 19%

Выводы:

Родители считают, что с дошкольниками надо говорить о Великой Отечественной войне – 76% ответов, и лишь 24% - считают, что только накануне праздников (День Защитника Отчества и День Победы).  Важно рассказать о героизме и о празднике Победы.

Об ужасах и лишениях войны почти все родители согласились, что нужно рассказывать детям в этом возрасте, только доступным для них языком.

Больше половины респондентов сошлись во мнении, что смотреть фильмы о ВОВ детям можно, но лишь некоторые, 44% - ответили, что детям этого возраста взрослые фильмы смотреть нельзя.

День Победы, как семейный праздник отмечают и вспоминают своих членов семьи, участников ВОВ, только 67% семей данной группы.

Не читают книг о войне – 47% родителей. 48% ссылаются на то, что у них таких книг нет, и лишь 5% - 1 семья читают своей дочери такие книги.

Родители знают, что в этом возрасте можно рассказывать своему ребенку о ВОВ  (67%), но ждут и нуждаются в помощи детского сада– 81% семей.

И главное 81% родителей со своими детьми согласны участвовать в проекте «Аллея Славы», посвященном 70-летию Победы.

Использованная литература

  1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, сценарии мероприятий / авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. - Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
  2. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. – 168 с. - (Развитие и воспитание дошкольника).
  3. Антонов, Ю.Е. Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду / Ю.Е. Антонов. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  4. Борисова, Е. В. Воспитание патриотизма в современной социокультурной ситуации / Современное социокультурное пространство: традиции и новаторство: материалы научно-практических межвузовских конференций // Борисова Е. В. /  Ред. колл.: В. М. Захаров и др., – М.: Изд-во ГОУВПОГАСК, 2010. - №2.
  5. Ветохина, А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А.Я.Ветохина, З.С. Дмитренко - Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2009.
  6. Воспитание личности дошкольника и младшего школьника: Сборник докладов научно-практической конференции. - Ханты-мансийск: издательство «ИПК и РРО», 2003. – 270 с. Доможакова,Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста / Т.И. Доможакова // Управление ДОУ.  Научно-практический журнал. – М.: 2006. - № 8. – 80 с.
  7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», принятая постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федерального архивного агентства (Росархива): //archives.ru/programs/patriot_2015.shtm
  8. Гладкова, М. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию / М. Гладкова // Ребёнок в детском саду. Иллюстрированный методический журнал. – М., 2008. – № 2. – 11 с.
  9. Данилина, Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» 3-е изд., испр. и доп. / Г.Н. Данилина. - М.: АРКТИ, 2005. – 184 с. - (Развитие и воспитание дошкольника).
  10. Дыбина, О Направленность ребёнка на мир семьи в контексте патриотического воспитания / О. Дыбина // Иллюстрированный методический журнал. – М., 2009. - № 2. – 3-5 с.
  11. Жук, Л.И. Весной сорок пятого года…/  Ред. сост. Л.И.Жук - Мн. Изд.ООО «Карсико-Принт», 2012.-128 с.
  12. Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества / Л.А. Кондрыкинская. Методическое пособие по патриотическому воспитанию дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
  13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / С.А. Козлова. Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М.: издательский центр «Академия», 2006. – 416 с.
  14. Кокуева, Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук: Ярославль, 2002. - 228 с.
  15. Кокуева, Л.В. Воспитание патриотизма у детей / Л.В. Кокуева //  Вестник ИРО. Научно-методический журнал [Электронный ресурс] www.iro.yar.ru - Ярославль, 2009. - № 4 (7). – 99 с.
  16. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с. - (серия «Вместе с детьми»).
  17. Конкевич, С. Беседы с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне / С. Конкевич // Детство-Пресс, М., 2012. – 20 с.
  18. Малыгина, В.А. Система работы ДОУ по формированию основ патриотизма у дошкольников / В.А.Малыгина // Научно-методический журнал Методист ДОУ, ООО «ТЦ Сфера». - М., 2010. – Вып.6. – 128 с.
  19. Маханева, М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста /  М.Д. Маханева // М: АРКТИ, 2004.
  20. Михалёва, Т.И. Литература о Великой Отечественной войне в гражданском становлении личности / Т.И. Михалёва. – М. : Школьная библиотека, 2005. – 128 с.
  21. Сценарный материал к 65-летию Великой Победы // Классный руководитель. – 2010. – № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей, посвященный 70 летию Великой Победы над фашизмом.

Материал, посвященный 70-летию Великой Победы....

Конспект организованной образовательной деятельности совместной с родителями, посвященный 70-летию Великой Победы: «Никто не забыт, ничто не забыто!»

В конспекте отражено приобщение детей к Великим праздникам Страны; нравственно- патриотическое воспитание дошкольников; воспитание чувства любви к Родине, гордости за героизм нашего народа, уважение к...

Познавательный информационный среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 105-летию со дня рождения В. Драгунского и 110-летию со дня рождения Н. Носова "Великие выдумщики и фантазёры"

Мы живем в век компьютерных технологий, и чтение художественной литературы отходит на последний план. В кругу семьи все меньше внимания уделяется чтению книг. А ведь именно художественная литература в...

Профориентация в ДОУ. Проект для детей старшего дошкольного возраста "Профессии наших родителей"

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Профессии наших родителей" с приложениями -различными полезными материалами по ранней дошкольной профориентации....

Проект для детей старшего дошкольного возраста Профессии наших родителей

Выбор профессии очень сложный и значимый в жизни любого человека процесс, который однажды придётся сделать каждому из наших воспитанников, когда наступит время....

Проект для детей старшего дошкольного возраста. «Профессии наших родителей»

Проект для детей старшего дошкольного возраста. «Профессии наших родителей»...