"АЛЛЕЯ СЛАВЫ" Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, посвященный 70-летию Великой Победы.
проект (подготовительная группа) на тему
Цель проекта направлена на формирование знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о героическом прошлом своих прадедов, участников Великой Отечественной войны и воспитания уважительного отношения к ним, а так же чувства патриотизма. Новшеством проекта является организация новых форм работы с родителями, методы работы и продукт проекта (солдатский платок выполненный в технике декупаж; аллея Славы на территории ДОО; мини-парад воспитанников ДОО в форме разных родов войск на территории ДОО, праздничный концерт взрослых и детей, создание рукописной книги «Как наши деды воевали»).
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 4 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»
Методическая разработка
практико-ориентированного проекта
«Аллея Славы»,
посвященного 70-летию Великой Победы
для детей старшего дошкольного возраста и родителей
Автор:
музыкальный руководитель
Миллер Маргарита Ивановна.
Лангепас, ХМАО-Югра
Краткое описание проекта Педагогический коллектив ЛГ МАДОУ ДСОВ № 4 «Золотой петушок» с 2004 года успешно осуществляет приоритетное направление по социально-личностному развитию через патриотическое воспитание дошкольников. В рамках которого, в детском саду разработан и реализуется проект «Я живу в Лангепасе». В 2007 году он был удостоен Гранта Губернатора ХМАО-Югры. Проект «Я живу в Лангепаса» представляет ценность для педагогического сообщества в разработанных материалах: «Методика нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через музыкально-исполнительскую деятельность»; диагностический инструментарий по направлению; мини-музей культурных памятников города, округа и России; предметно-развивающая среда в ДОО (стенды, выставки, библиотека и т.д.). Одной из тематик проекта является «Память о ВОВ», которая в преддверии празднования 70-летия Победы становится актуальной и востребованной. В представленном проекте «Аллея Славы» дети совместно с родителями и педагогами будут создавать, и воссоздавать исторические моменты ВОВ через исследовательскую и творческую деятельность. Главная идея проекта базируется на сохранении духовно-нравственного потенциала общества, его культуры, народных и семейно-бытовых традиций и инноваций. Цель проекта направлена на формирование знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о героическом прошлом своих прадедов, участников Великой Отечественной войны и воспитания уважительного отношения к ним, а так же чувства патриотизма. Для достижения поставленной цели сформулирован ряд задач:
Комплекс мероприятий проекта рассчитан на длительное время исполнения – один год. Содержание мероприятий направлено на всех участников образовательного процесса (педагоги, воспитанники и родители). Новшеством нашего проекта является организация новых форм работы с родителями, методы работы и продукт проекта (солдатский платок выполненный в технике декупаж; аллея Славы на территории ДОО; мини-парад воспитанников ДОО в форме разных родов войск на территории ДОО, праздничный концерт взрослых и детей, создание рукописной книги «Как наши деды воевали»). «Солдатский платок». В процессе изготовления платка, каждый ребёнок с родителями смогут ощутить себя причастными к истории своей страны через изучение семейной истории, эпопеи боевого пути прадедов, прабабушек, участников трудового фронта и впервые пройдут с ними на параде Победы в нашем городе. Сохранить память о прадедах на долгие годы и выразить дань уважения советским воинам поможет «Аллея Славы», которая будет расположена на территории ДОО. Основными авторами и руководителями проекта являются: заместитель заведующего высшей квалификационной категории; музыкальный руководитель высшей квалификационной категории; воспитатель первой квалификационной категории. О том будет ли удачен этот проект, у нас сомнений нет. Проект:
Проект «Аллея Славы» предполагает богатую творческую деятельность в рамках художественно-эстетического развития (рисование, аппликация, декупаж, музыкально-исполнительская деятельность, культурологические экскурсии и т.д.), которую необходимо отображать в видео и фото материалах. Готовые работы детей и взрослых будут размещаться на уличном стенде, который из года в год будет обновляться и пополняться. Руководителями проекта предполагается вести видео архив, для распространения опыта и результатов среди участников проекта и педагогического сообщества в сети интернет, а так же на конференциях и публикациях. |
Описание содержания проекта «Аллея Славы»
Постановка проблемы
«Пока жива память о Великой Отечественной войне, есть защита, есть барьер перед началом новой войны…» - вдумайтесь в глубину мысли политического аналитика Павла Клачкова.
В современных социально-экономических условиях развития России роль и значение патриотического воспитания подрастающего поколения актуализируется, что нашло отражение в «Законе об образовании в РФ», (2013г.), в «Концепции модернизации российского образования до 2020 года» от 23.12.2005 №751; в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», в решении коллегии Министерства образования Российской Федерации «О проблемах и перспективах реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации». В обозначенных документах патриотическое воспитание рассматривается приоритетным направлением государственной политики и деятельности муниципальных образовательных учреждений. Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. Именно на данном этапе происходит формирование культурно-ценностных ориентаций и духовно-нравственной основы личности ребенка.
С каждым годом уменьшается социальный фактор в осознании роли Великой Отечественной войны. Уже наши правнуки вряд ли будут воспринимать её как нечто особенное, значимое событие. И уже многие дошкольники воспринимают 9 мая как обычный праздник, а нет у них чувства гордости за своих прадедов и благодарности за подаренный мир.
В преддверие празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне мы констатируем тот факт, что, с каждым годом ветеранов и очевидцев войны становится всё меньше. По проверенным данным на 2014 год в нашем городе Лангепасе уже нет в живых ни одного ветерана ВОВ. С каждым годом люди утрачивают возможность общения с первоисточником, с людьми той ужасной трагической войны, что подтверждают результаты нашего опроса.
На вопрос «Что вы знаете о Великой Отечественной войне?» 52 % детей старшего дошкольного возраста не смогли ответить, 35 % дошкольников имеют представления о том, что была ВОВ. И всего 13% детей имеют представления, и даже знают, что их прадедушки и прабабушки были участниками ВОВ, при этом, не называя их имен.
Основными источниками информации о Великой Отечественной войне для дошкольников являются тематические мероприятия в ДОО, музейные экскурсии, кино/видеофильмы, на втором месте следует историческая и художественная литература, и только потом рассказы родственников. А 9 мая воспринимается как очередной праздничный день, связанный с возложением цветов, просмотром военных фильмов… Он превратился в своеобразную традицию, подобную новогодним фейерверкам и подаркам.
В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость формирования сознательной, активной личности, обладающей пониманием гражданского долга и ответственности, цельным мировоззрением, основы которой закладываются в семье. Но современная семья переживает сложный этап, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи.
Цена и память о ВОВ у каждой семьи разная. И жива эта личная память, пока живы свидетели, те люди, которых не обманешь, и которые не позволят забыть. Поэтому и через века не должна ослабевать память о них, не должен умаляться их героизм. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у дошкольника сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. На конкретных фактах из жизни старших членов семей (прадедушек, прабабушек – участников ВОВ, их трудовых и фронтовых подвигах) можно привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг».
Учитывая выше сказанное, реализация практико-ориентированного проекта «Аллея Славы», посвященного 70-летию Великой Победы является особенно актуальным и значимым в патриотическом воспитании подрастающего поколения России. Это и будет нашей благодарностью за мирное небо над головой. Мы не позволим забыть подвиг наших дедов и прадедов!
Цели и задачи проекта
Цель: Формирование знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о героическом прошлом своих прадедов, участников Великой Отечественной войны через исследовательскую и творческую деятельность.
Задачи проектируемого процесса на детей:
- Вызвать у детей интерес к знаниям о героическом прошлом своих прадедов, участников ВОВ, к историческому прошлому.
- Сформировать у детей знания и представления о подвигах своих прадедов, их воинских наградах, памятникам воинам.
- Сформировать у детей умение применять полученные знания и представления в жизненных ситуациях: участие в акции «Солдатский платок», возложение цветов к обелискам и памятникам, уважительное отношение к ветеранам, участие в общесадовых и городских мероприятиях посвящённых 70-летию Победы.
- Развивать исследовательскую деятельность дошкольников.
Задачи проектируемого процесса на родителей:
- Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по формированию уважительного отношения к героям ВОВ, укрепления связи между поколениями.
- Повысить компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания дошкольников через чтение художественной литературы об участниках ВОВ, информационные стенды, совместную творческую деятельность.
- Способствовать активному участию родителей в исследовательской деятельности, мероприятиях, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к памяти героев ВОВ, посещение экспозиций музеев и памятников города, виртуальных музеев страны.
Задачи проектируемого процесса на образовательную среду:
- Разработать подходы к созданию в ДОО образовательной среды, способствующей формированию знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о героическом прошлом своих прадедов, участников ВОВ через исследовательскую и творческую деятельность.
- Пополнить предметно-развивающую среду групп детей старшего дошкольного возраста макетами на военную тематику, мини-библиотекой и мини-музеем с фотографиями прадедов, с информацией и стихах об их героических подвигах, создание рукописной книги «Как наши деды воевали», «Панорамы битвы», изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр (бинокли, каски, пилотки, погоны и прочее).
Рабочий план реализации проекта «Аллея Славы»
Этапы и сроки реализации
I этап. Подготовительный - июнь-август 2014г.
Сбор статистических данных, разработка проектных мероприятий (сценариев). Разработка маркетинг-плана. Анализ материально-технической базы и финансового обеспечения ДОО.
II этап. Основной (практический) – сентябрь 2014 - июнь 2015г.
Реализация проектных мероприятий «Аллея Славы». Информационно-просветительская деятельность на уровне ДОО и города.
III этап. Итоговый – июль-сентябрь 2015г.
Итоги реализации проекта. (Мониторинг результатов проекта, обсуждение среди участников проекта и педагогического сообщества на Совете педагогов ДОО, в сети интернет, на конференциях и в публикациях).
Рабочий план реализации проекта
План-график мероприятий проекта «Аллея Памяти»
п/п | Мероприятия | Срок проведения |
Анкетирование родителей (законных представителей) детей старшего дошкольного возраста по теме проекта. Обучающий семинар для педагогов ДОО по методике ознакомления старших дошкольников с историческими событиями ВОВ «Память священна». Клуб-дискуссия (для родителей, бабушек и дедушек воспитанников ДОО) - презентация проекта «Аллея Славы». | Сентябрь 2014г. | |
Образовательно-воспитательная деятельность: «Была война» по разделам образовательной программы (познавательное развитие, социально-личностное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие). Экскурсии по виртуальным музеям страны. | Октябрь-Апрель 2014-2015г.г. (1 раз в месяц) | |
Консультации для родителей: - «Рукописная книга «Как наши деды воевали»; - «Изготовление макетов «Панорама битвы». | Октябрь-Апрель 2014-2015г.г. | |
Семинар-практикум для родителей «Создание презентации к мини-проекту «Наши деды - славные победы». | Октябрь 2014г. | |
Экскурсия в городской Музейно-выставочный центр и в Музей Боевой славы. | Ноябрь 2014г. | |
Презентация мини-проектов «Наши деды - славные победы». | Ноябрь 2014г. | |
Создание рукописной книги «Как наши деды воевали», «Панорама битвы». | Ноябрь – Декабрь 2014г. | |
Семинар-практикум для родителей «Учимся технике декупаж при создании Солдатского платка» | Январь 2014г. | |
Акция «Создаем Солдатский платок». | Январь -Март 2015г. | |
Экскурсия в Сквер Памяти города Лангепаса. | Апрель 2015г. (1 неделя) | |
Творческий мини-проект «Детский салют» в честь Дня Победы в ВОВ. | Апрель 2015г. (2 неделя) | |
Организация и презентация выставки книги «Как наши деды воевали», «Панорама битвы». | I неделя мая 2015г. | |
Концерт взрослых и детей «Помним, любим, гордимся». | 7 мая 2015г. | |
Шествие с «Солдатскими платками» на городском параде города Лангепас 9 мая 2015 года, посвященном 70-летию Победы в ВОВ | 9 мая 2015 г. | |
«Парад войск» - Мини-парад детей старшего дошкольного возраста (на спортивной площадке ДОО). | 15 Мая 2015г. | |
Оборудование стенда на территории ДОО – «Аллея Памяти» (выставка солдатских платков, портретов и творческих работ). | Май – Июнь 2015г. | |
Торжественное открытие «Аллеи Памяти». | 22 июня 2015г. | |
Итоги реализации проекта. (Мониторинг результатов проекта, обсуждение среди участников проекта и педагогического сообщества на Совете педагогов ДОО, в сети интернет, на конференциях и в публикациях). | Июль – сентябрь 2015г. |
Маркетинг-план проекта «Аллея Славы»
п/п | Мероприятия | Срок проведения | Ф.И.О. исполнителей мероприятий |
1. | Рекламные буклеты | Ежеквартально | Музыкальный руководитель |
2. | Фото, информационные отчеты на официальном сайте ДОО | Ежеквартально | Зам.зав.по ВИМр |
3. | Публикация в электронных СМИ | В течение года | Педагоги |
4. | Участие в интернет-конференциях по проектной деятельности | В течение года | Педагоги |
Схема управления проектом «Аллея Славы»
Руководители Проекта «Аллея Славы», осуществляют координацию и мониторинг проекта.
Конкретные ожидаемые результаты
В ходе реализации проекта будут подготовлены:
- аллея Славы на территории ДОО в северо-западной части (уличный стенд 2х4);
- детская форма разных родов войск для проведения парадов, концертов (22 шт.);
- рукописные книги «Как наши деды воевали» (2 шт.);
- «Панорама битвы» (2 шт.);
- Солдатские платки, изготовленные участниками проекта в технике декупаж (50 шт.);
- информационно-рекламные буклеты для педагогов и родителей (110 шт.);
- сборник видео-консультаций и мастер-класса для родителей на CD-диске (25 шт.);
- сборник видео и фото архива проектных мероприятий (25 шт.).
В ходе реализации мероприятий проекта, все его участники овладеют практическими навыками поисковой, исследовательской, творческой деятельности, приобретут положительный опыт эмоциональной поддержки и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Педагоги и родители придут к единой воспитательной стратегии, направленной на формирование знаний и представлений у детей о героическом прошлом своих прадедов, участников Великой Отечественной войны.
В рамках маркетинг-плана повысится социальный статус учреждения в городе и за его пределами.
Приложение 1
Рекомендации для родителей (тезисы)
– участников проекта «АЛЛЕЯ СЛАВЫ», посвященного 70-летию Великой Победы
- Вспомните всё, что вы знаете о членах своей семьи – участниках Великой Отечественной войны – их имена, степень вашего родства, факты их жизни, подвига, их рассказы о событиях тех лет.
- Расспросите более осведомленных в данном вопросе членах семьи (бабушек, дедушек).
- Найдите в семейном архиве фотографии, письма и пр.
- Для совместной деятельности с ребенком выберите тот материал, который на ваш взгляд вызовет у ребенка наибольший интерес, эмоциональный отклик.
- Для определения временных рамок используйте: «Я тогда еще не родился», «Когда моя бабушка была девочкой», «Мой прадедушка был молодой как твой папа»…
- При рассматривании фотографий обратите внимание ребенка на детали – одежда, прическа, предметы интерьера и пр. Сравните с сегодняшним днем.
- Выберите для составления рассказа тот материал, который наиболее заинтересует ребенка, вызовет у него вопросы, эмоциональный отклик.
- Избегайте понятия «немец». Используйте слова «враг», «фашист», «захватчик».
- Избегайте страшных подробностей (убит, расстрелян и пр.). Лучше использовать понятия «погиб», «не вернулся с войны».
- Краткость – сестра таланта. Ваша «страница семейной истории» не должна быть слишком длинной и подробной.
- Пусть ребенок попробует рассказать сначала вам то, что он узнал и запомнил. Помогайте ему вопросами, деликатно уточняйте важные детали. Предложите ему рассказать вашу историю другим членам семьи. Даже если у ребенка не получится связный рассказ, не огорчайтесь. Ваш труд не пропадет даром. Ребенок подрастет, и вы вернитесь к своей истории.
- Принесите в электронном или письменном виде ваш рассказ и фото вашего семейного героя в детский сад, педагогу группы.
Приложение 2
Анкета для родителей
«Надо ли говорить с ребенком старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне?»
Уважаемые родители! Просим Вас высказать свою точку зрения:
(Вы можете дать один или более ответов, нужное подчеркнуть)
- Надо ли с дошкольниками говорить о войне?
- да
- нет
- 23 февраля, 9 мая достаточно
- Что важнее:
- рассказать о лишениях во время войны,
- рассказать о героизме
- рассказать о Победе
- другое _________________________________________________________________
- Надо ли рассказывать дошкольнику обо всех ужасах войны, лишениях, потерях?
- да
- нет
- да, но доступным для ребенка языком
- Можно ли ребенку смотреть взрослые фильмы о Великой Отечественной войне?
- да
- нет
- некоторые, например_____________________________________________________
__________________________________________________________________
- Отмечаете ли Вы дома День Победы как семейный праздник? Вспоминаете ли своих членов семьи участников ВОВ? Поздравляете ли ветеранов?
- да
- нет
- Читаете ли ребенку книги о ВОВ?
- да
- нет
- ему не интересно, мне не интересно
- у нас нет книг на эту тему
- Знаете ли Вы, что в этом возрасте можно рассказывать ребенку о ВОВ?
- да
- нет
- Нужна ли Вам помощь детского сада в данном вопросе?
- да
- нет
- В нашем детском саду разработан и начинает реализацию практико-ориентированный проект «Аллея Славы», посвященный 70-летию Великой Победы, который поможет нам, педагогам и вам, родителям, выработать единую воспитательную стратегию, направленную на формирование знаний и представлений у детей о героическом прошлом своих прадедов, участников ВОВ. А вы хотите принять участие в проекте «Аллея Славы»?
- да
- нет
Спасибо за внимание и ваше активное участие в жизни ДОУ.
Будьте добры, представьтесь
__________________________
Приложение 2
Анализ анкетирования родителей детей старшего дошкольного возраста (группа № 10)
«Надо ли говорить с ребенком старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне»
Обработано - 21 анкета.
- Надо ли с дошкольниками говорить о войне?
- да – 16 – 76%
- нет - 0
- 23 февраля, 9 мая достаточно – 5 – 24%
- Что важнее:
- рассказать о лишениях во время войны – 8
- рассказать о героизме - 18
- рассказать о Победе - 11
- другое
- Надо ли рассказывать дошкольнику обо всех ужасах войны, лишениях, потерях?
- да - 2
- нет - 4
- да, но доступным для ребенка языком – 15 – 71%
- Можно ли ребенку смотреть взрослые фильмы о Великой Отечественной войне?
- да – 6 – 28%
- нет – 9 – 44%
- некоторые, например - 6 – 28%
- Отмечаете ли Вы дома День Победы как семейный праздник? Вспоминаете ли своих членов семьи участников ВОВ? Поздравляете ли ветеранов?
- да – 14 – 67%
- нет – 7 – 33%
- Читаете ли ребенку книги о ВОВ?
- да – 1 – 5%
- нет – 10 – 47%
- ему не интересно, мне не интересно - 0
- у нас нет книг на эту тему – 10 – 48%
- Знаете ли Вы, что в этом возрасте можно рассказывать ребенку о ВОВ?
- да – 14 – 67%
- нет – 7 – 33%
- Нужна ли Вам помощь детского сада в данном вопросе?
- да – 17 – 81%
- нет – 4 – 19%
- В нашем детском саду разработан и начинает реализацию практико-ориентированный проект «Аллея Славы», посвященный 70-летию Великой Победы, который поможет нам, педагогам и вам, родителям, выработать единую воспитательную стратегию, направленную на формирование знаний и представлений у детей о героическом прошлом своих прадедов, участников ВОВ. А вы хотите принять участие в проекте «Аллея Славы»?
- да – 17 – 81%
- нет – 4 – 19%
Выводы:
Родители считают, что с дошкольниками надо говорить о Великой Отечественной войне – 76% ответов, и лишь 24% - считают, что только накануне праздников (День Защитника Отчества и День Победы). Важно рассказать о героизме и о празднике Победы.
Об ужасах и лишениях войны почти все родители согласились, что нужно рассказывать детям в этом возрасте, только доступным для них языком.
Больше половины респондентов сошлись во мнении, что смотреть фильмы о ВОВ детям можно, но лишь некоторые, 44% - ответили, что детям этого возраста взрослые фильмы смотреть нельзя.
День Победы, как семейный праздник отмечают и вспоминают своих членов семьи, участников ВОВ, только 67% семей данной группы.
Не читают книг о войне – 47% родителей. 48% ссылаются на то, что у них таких книг нет, и лишь 5% - 1 семья читают своей дочери такие книги.
Родители знают, что в этом возрасте можно рассказывать своему ребенку о ВОВ (67%), но ждут и нуждаются в помощи детского сада– 81% семей.
И главное 81% родителей со своими детьми согласны участвовать в проекте «Аллея Славы», посвященном 70-летию Победы.
Использованная литература
- Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, сценарии мероприятий / авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. - Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
- Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. – 168 с. - (Развитие и воспитание дошкольника).
- Антонов, Ю.Е. Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду / Ю.Е. Антонов. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
- Борисова, Е. В. Воспитание патриотизма в современной социокультурной ситуации / Современное социокультурное пространство: традиции и новаторство: материалы научно-практических межвузовских конференций // Борисова Е. В. / Ред. колл.: В. М. Захаров и др., – М.: Изд-во ГОУВПОГАСК, 2010. - №2.
- Ветохина, А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А.Я.Ветохина, З.С. Дмитренко - Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2009.
- Воспитание личности дошкольника и младшего школьника: Сборник докладов научно-практической конференции. - Ханты-мансийск: издательство «ИПК и РРО», 2003. – 270 с. Доможакова,Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста / Т.И. Доможакова // Управление ДОУ. Научно-практический журнал. – М.: 2006. - № 8. – 80 с.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», принятая постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федерального архивного агентства (Росархива): //archives.ru/programs/patriot_2015.shtm
- Гладкова, М. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию / М. Гладкова // Ребёнок в детском саду. Иллюстрированный методический журнал. – М., 2008. – № 2. – 11 с.
- Данилина, Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» 3-е изд., испр. и доп. / Г.Н. Данилина. - М.: АРКТИ, 2005. – 184 с. - (Развитие и воспитание дошкольника).
- Дыбина, О Направленность ребёнка на мир семьи в контексте патриотического воспитания / О. Дыбина // Иллюстрированный методический журнал. – М., 2009. - № 2. – 3-5 с.
- Жук, Л.И. Весной сорок пятого года…/ Ред. сост. Л.И.Жук - Мн. Изд.ООО «Карсико-Принт», 2012.-128 с.
- Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества / Л.А. Кондрыкинская. Методическое пособие по патриотическому воспитанию дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / С.А. Козлова. Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М.: издательский центр «Академия», 2006. – 416 с.
- Кокуева, Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук: Ярославль, 2002. - 228 с.
- Кокуева, Л.В. Воспитание патриотизма у детей / Л.В. Кокуева // Вестник ИРО. Научно-методический журнал [Электронный ресурс] www.iro.yar.ru - Ярославль, 2009. - № 4 (7). – 99 с.
- Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с. - (серия «Вместе с детьми»).
- Конкевич, С. Беседы с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне / С. Конкевич // Детство-Пресс, М., 2012. – 20 с.
- Малыгина, В.А. Система работы ДОУ по формированию основ патриотизма у дошкольников / В.А.Малыгина // Научно-методический журнал Методист ДОУ, ООО «ТЦ Сфера». - М., 2010. – Вып.6. – 128 с.
- Маханева, М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / М.Д. Маханева // М: АРКТИ, 2004.
- Михалёва, Т.И. Литература о Великой Отечественной войне в гражданском становлении личности / Т.И. Михалёва. – М. : Школьная библиотека, 2005. – 128 с.
- Сценарный материал к 65-летию Великой Победы // Классный руководитель. – 2010. – № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/13/picture-295893-1379093522.jpg)
Буклет для родителей, посвященный 70 летию Великой Победы над фашизмом.
Материал, посвященный 70-летию Великой Победы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/13/picture-361112-1481649510.jpg)
Познавательный информационный среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 105-летию со дня рождения В. Драгунского и 110-летию со дня рождения Н. Носова "Великие выдумщики и фантазёры"
Мы живем в век компьютерных технологий, и чтение художественной литературы отходит на последний план. В кругу семьи все меньше внимания уделяется чтению книг. А ведь именно художественная литература в...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/02/picture-212815-1364930144.jpg)
Профориентация в ДОУ. Проект для детей старшего дошкольного возраста "Профессии наших родителей"
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Профессии наших родителей" с приложениями -различными полезными материалами по ранней дошкольной профориентации....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/22/picture-949858-1616438333.jpg)
Проект для детей старшего дошкольного возраста Профессии наших родителей
Выбор профессии очень сложный и значимый в жизни любого человека процесс, который однажды придётся сделать каждому из наших воспитанников, когда наступит время....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/25/picture-996313-1666690552.jpg)
Проект для детей старшего дошкольного возраста. «Профессии наших родителей»
Проект для детей старшего дошкольного возраста. «Профессии наших родителей»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/05/picture-1541631-1730816640.jpg)
Викторина для детей старшего дошкольного возраста на 9 мая в детском саду «Великая Победа»
Викторина, приуроченная к 75-летию Дня Победы, включает в себя конкурсы, загадки, творческие задания на 9 мая в детском саду;в рамках проекта (развитие познания, коммуникации, социализаци...