Семинар "Подготовка к обучению грамоте" для педагогов
консультация (старшая, подготовительная группа)

Особенности построения образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте и примеры игровых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Особое место  в развитии детской речи занимает подготовка к обучению грамоте.  

        Наша задача  ДОУ– подготовить ребёнка к успешному овладению грамотой. От этого во многом будет зависеть успех ребёнка не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Задачи в старшей группе:

  • Дать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»
  • Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.
  • Определять место звука в слове (анализ 3-х звуковых слов).
  • Различать гласные и согласные звуки.
  • Составлять простые предложения по модели.

В старше группе занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся один раз в неделю, в игровой форме.

В своей практике для реализации задач я использую следующие  игры и упражнения:

 «Я купила в магазине»

Цель: упражнять детей в выделении последнего звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук; развивать мыслительные операции анализа и синтеза, память.

Ход игры.

 Дети становятся в круг, воспитатель начинает игру с фразы «Я купила в магазине АВТОБУС». Дети передают микрофон по кругу и называют слова на последний звук предшествующего слова. «Я купил(а) в магазине СУХАРЬ» и т.д.

«Загадки»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.

Ход игры. Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и выделяют первый звук в слове.

«Буквенный светофор» (на прогулке)

Цель: упражнять дошкольников в подборе слов на заданную букву; развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакций.

Ход игры. Выбирается водящий («светофор»), он становится в центре площадки и называет любую букву.

Остальные дети называют слова на заданную водящим букву (слова не должны повторяться). Те дети, которые не нашли слов, пытаются перебежать на другую сторону, а «светофор» ловит их. Пойманный последним становится на место водящего.

«Берегись автомобиля». Услышав звук (Р), ребенок показывает красный кружок.

«Чуткие ушки». Поднять соответствующий звуку кружок.

«Кораблик в тумане». Услышав звук Л, ребенок зажигает фонарик.

«Горшок каши». Услышав, что каша кипит (звук Ш), ребенок звонит в колокольчик.

«Поймай комара». Услышав звук З, ребенок хлопает в ладоши.

«Поймай жука». Услышав звук Ж, дети хлопают в ладоши.

Выделение первого и последнего звука в словах.

«Магазин». Заплатить 1 или последним звуком в названии покупки.

«Поймай слово за хвост». «Я начну, а ты закончи». «Звукоед». Звукоед съел первый (последний) звук в слове, назови какой. …адуга, …акета, …убаха.

Определение места звука в слове.

 «Соберем вещи». В одну сумку положим вещи, в названии которых звук находится в начале слова, в другую - в середине и в третью - в конце.

 «Разложи вещи». Уберем одежду в комод, в соответствии с местом расположения звука в слове: в верхний ящик, в средний и в нижний. Рубашка, сарафан, свитер.

«Новоселье в зоопарке». Расселить животных по клеткам в соответствии с расположением звука в слове: Лошадь, волк, осел. Рысь, корова, бобер.

Звуковой анализ и синтез.

«Живые звуки». Дети, изображающие звуки встают в определенной последовательности

 «Рассыплем слово по звукам». Произносится  слово, а дети называют звуки.

 «Позовем звуки домой». Первый звук, второй и третий…

 «Подбери картинку к схеме». Детям предложена схема и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме.

Задачи в подготовительной группе:

  • Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
  • Правильно строить предложение, соблюдая смысловую и интонационную законченность.
  • Продолжать учить детей делить двусложные и трёхсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, А-ли-на) на части.
  • Составлять слова из слогов (устно).
  • Выделять ударный слог, ударный звук в слове.
  • Продолжать учить определять место звука в слове (анализ 4-5 звуковых слов).
  • Различать на слух твёрдые и мягкие согласные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское перспективное планирование по раннему обучению английского языка педагога дополнительного образования МБДОУ ЦРР №5 Маршалкиной Юлии Владимировны(1 год обучения)

Авторское перспективное планирование по раннему обучению английского языка педагога дополнительного образования МБДОУ ЦРР №5 Маршалкиной Юлии Владимировны(1 год обучения)...

Методы обучения для педагогов дошкольного образования

В современной педагогике нет общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления ребенка....

Дистанционное обучение для педагогов "Применение игровых методов и приемов развитие речи, в работе педагога с детьми раннего возраста, в период адаптации к условиям ДОУ"

Цель:  v развитие  речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе овладения  связной  диалогической речью. Задачи: v вовремя заметить и скорректировать отставание в фор...

Дистанционное обучение для педагогов ДОУ "Создание собственного графического дизайна с помощью приложения canva.com"

Уважаемые педагоги! Нам необходимо разработать с помощью данного приложения https://www.canva.com/ лейблы на каждую рубрику электронного портфолио воспитанника нашего доу ГБДОУ №23 Колпинского района....

«Наставничество как одна из форм обучения начинающих педагогов и повышения их профессиональной компетенции»

Роль наставника и его предназначение. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного, профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Настоящий педагог обладает профессио...

Занятия для обучению русскоязычных педагогов

Для желающих обучаться готовый материал...