Индивидуальный план по самообразованию "Развитие речи детей через театрализованную деятельность".
материал (средняя группа)

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя первой кв.категории Тураковой С.О."Развитие речи детей через театрализованную деятельность".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samobrazovanie_v_mladshey_gruppe.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тайна театральной куклы.

На основе этого пособия возникла идея создания проекта, основной целью которого стало воспитание в детях нравственных, волевых, творческих качеств личности, развитие инициативности и раскрытие индивидуальности каждого ребенка при помощи маленьких «воспитателей» - кукол, в действиях которых дети могут увидеть свое отражение и посмотреть на себя со стороны.
При взаимодействии в игре с другими детьми при помощи театральной куклы ребенок прячется за нее и таким образом чувствует себя более защищенным. Дети с удовольствием превращаются в сказочных персонажей и рассуждают от их имени. В таких ситуациях взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле, и такое воздействие педагога будет значительно мягче и корректнее.
Различные театральные игры естественно включаются в те или иные занятия. Например, для развития мелкой моторики мы предлагали детям выбрать самостоятельно пальчиковые куклы, которые помогают в развитии координации движений и способствуют эмоциональному подъему у детей. Для развития гибкости и подвижности рук, кистей и пальцев мы предлагали детям перчаточные и варежковые куклы (рыбки, куклы-говорунчики), особенно полюбившиеся им за несложность использования и простоту исполнения (их можно легко сделать из варежки или перчатки).
В работе с детьми 3-5 лет для развития координации движений хороши куклы-прыгунки, сделанные из легких мягких игрушек. Используя эти куклы, дети могут, двигаясь под музыку, приговаривать потешку, знакомое стихотворение.
В использовании платковых кукол требуется легкость, плавность движений, и при этом нужно ровно держать спину. Эти куклы удобны тем, что дают кукловоду возможность свободно двигаться, импровизировать в танце.
В самостоятельной театрализованной игре дети часто выбирают малые и большие штоковые куклы: младшие дошкольники используют в своей игре куклы на одном штоке, а старшие управляют куклами на двух штоках.
В подгрупповых занятиях с детьми используются куклы-висунки, игра с которыми дает детям возможность работать в коллективе, придумывая и обыгрывая сюжет сказки. Для работы в паре дети выбирают напольные куклы, которые способствуют развитию чувства партнерства и взаимной координации движений.
Знакомя детей с куклами-марионетками, мы рассказываем им о том, что эти куклы - аристократы кукольного мира. С ними «дружили» цари, великие философы, ученые и поэты. Эти куклы помогают ребенку научиться концентрировать внимание на одном предмете и способствуют развитию гибкости пальцев и кисти.
Детям и взрослым очень полюбились театрализованные игры с куклами, в которых нет возраста, а есть общая цель, которая реализуется как в спектакле, так и в самом процессе подготовки к нему, в непредсказуемых, спонтанных импровизациях и экспромтах.
Одно из главных условий достижения успеха в этой технологии - это увлеченность и профессионализм педагогов, их готовность к творческому взаимодействию. В ходе проекта были проведены мастер-классы для педагогов и родителей по изготовлению кукол и декораций своими руками, после которых был объявлен конкурс на лучший театральный уголок, в котором принимали участие дети, педагоги и родители. Конкурс побудил к творчеству взрослых и детей, а также обогатил предметно-пространственную среду детского сада. Как показал опыт, детям очень нравится совместное творчество с педагогами и родителями. Родители детей нашего детского сада активно принимали участие в постановке совместных спектаклей по сказкам собственного сочинения. Дети дома рисовали иллюстрации к придуманным сказкам, а родители помогали оформлять из них книжки-самоделки, затем мы предлагали детям в группе обыграть эту сказку. Совместное изготовление бутафории, декораций, костюмов дало повод для изобразительного и технического творчества детей. Все эти занятия развивают у детей умение дружить, заботиться друг о друге. Я заметила, что дети с удовольствием играют с теми куклами, которые были изготовлены совместно с родителями и педагогами.
Из опыта проделанной работы мы видим, что театрализованная деятельность ценна как источник познания ребенком мира не только умом, но и сердцем.

МБДОУ детский сад № 59 "Солнечный"

Индивидуальный план работы

по самообразованию



Тема:

«Развитие речи детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

                                                                                                                 

                                  Воспитатель  Туракова С.О.

                                                                                                                                 

Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность

в театрализованной деятельности.

    Задачи:

• воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;

• воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;

• совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

• совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.


Актуальность темы:  

• В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

• Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

• Поэтому возникла идея — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Обоснование выбора темы: Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в младшей группе. Я заметила, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.). Поэтому решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе застенчивость.

Задачи театрализованной деятельности в младшей группе:

1. Развивать память, внимание.

2. Развивать умение слушать речь взрослого, понимая ее содержание, действовать в соответствии с нею.

3. Воспитывать выдержку.

4. Развивать интонационную выразительность речи (эмоциональность).

5. Развивать умственную и речевую активность.

6. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.

Содержание работы.

Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.

Ступени работы, следующие:

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").

•  Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").

• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").

• Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").

• Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").

• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка...", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам").

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции "артист", включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

Третья группа умений — это умение взаимодействовать с другими участниками: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа "Знакомство", "Оказание помощи", "Разговор животного со своим детенышем" и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы ("Солнышко и дождик", "В лесу", "Веселые обезьянки", "Котята играют" и т.п.).

Перспективный план

Форма работы

Сроки проведения

Практические выходы

Методическая работа

Изучение методической литературы по теме

Сентябрь-май

Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет

Подобрать методическую литературу по теме самообразования

Сентябрь-декабрь

Повышение своего профессионализма

Изготовление атрибутов для театрализованных игр-пополнить театральный уголок группы

Октябрь-май

Театры

Создать картотеку театрализованных игр

Сентябрь-май

Картотека

Картотека потешек, песенок, хороводных игр

Сентябрь-май

Картотека

Консультация для педагогов на тему: «Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников»

Май

Доклад

Работа с детьми

Составить картотеку театрализованных игр

Октябрь-ноябрь

Картотека

Провести беседу с детьми о театре

Октябрь

Беседа

Познакомить с миром театральных профессий

Декабрь

Игра

Знакомство с различными видами театров

Октябрь-май

Изготовление театров

Использование театрализованных игр в НОД, ОД в режимных моментах

Сентябрь-май

Конспекты занятий и игры

Работа с родителями

Информационные бюллетени: «Роль театрализованных игр в развитии речи младшего дошкольного возраста»; «Театральные игры – путь к детскому творчеству»; «Как проводить с ребёнком досуг»; «Развитие речи ребёнка 3 года жизни».

Сентябрь-май

Бюллетени

Родительское собрание «Воспитание культурно-гигиенических навыков посредством использования игровых приёмов и художественного слова».

Октябрь

Протокол родительского собрания

Изготовление народной игрушки

Ноябрь

Творческая работа

Родительское собрание «Книжки для малышей»

Анкета «Сказка в жизни вашего ребёнка»

Декабрь

Протокол родительского собрания

Анкета

Консультации «Просто ли играть?», «Потешки для детей»,

«Театрализованные игры – играйте вместе с детьми»

Январь-март

Консультации

Проведение тематического родительского собрания «Путешествие в театр», «Как научить ребёнка играть в куклы?»

Февраль-март

Протокол родительского собрания

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных игр

Апрель

Конкурс «Театр - детям»

Анкетирование «Развитие речи у детей средствами театральной деятельности»

Апрель

Анкеты

Совместные мероприятия с детьми

Сентябрь-май

Конспекты развлечений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

Театральная деятельность- это эффективный способ развития ребенка, формирования личности , развития речи  и ребенка. Необходимо научить  детей видеть прекрасное в жизни, людях,  не боят...

План – программа «Творческое развитие детей через театрализованную деятельность»средняя группа

План – программа «Творческое развитие детей через театрализованную деятельность»...

Презентация по развитию речи на тему "Развитие речи детей ,через театрализованную деятельность"

Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллю...

План работы по теме "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"

Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребёнок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно н...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

                          План работы по самообразованиюТема: «Развитие речи детей через театрализованную деятельнос...

Проектная деятельность «Развитие речи детей через театрализованную деятельность».

            В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура р...