Индивидуальный план по самообразованию "Развитие речи детей через театрализованную деятельность".
материал (средняя группа)
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя первой кв.категории Тураковой С.О."Развитие речи детей через театрализованную деятельность".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samobrazovanie_v_mladshey_gruppe.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тайна театральной куклы.
На основе этого пособия возникла идея создания проекта, основной целью которого стало воспитание в детях нравственных, волевых, творческих качеств личности, развитие инициативности и раскрытие индивидуальности каждого ребенка при помощи маленьких «воспитателей» - кукол, в действиях которых дети могут увидеть свое отражение и посмотреть на себя со стороны.
При взаимодействии в игре с другими детьми при помощи театральной куклы ребенок прячется за нее и таким образом чувствует себя более защищенным. Дети с удовольствием превращаются в сказочных персонажей и рассуждают от их имени. В таких ситуациях взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле, и такое воздействие педагога будет значительно мягче и корректнее.
Различные театральные игры естественно включаются в те или иные занятия. Например, для развития мелкой моторики мы предлагали детям выбрать самостоятельно пальчиковые куклы, которые помогают в развитии координации движений и способствуют эмоциональному подъему у детей. Для развития гибкости и подвижности рук, кистей и пальцев мы предлагали детям перчаточные и варежковые куклы (рыбки, куклы-говорунчики), особенно полюбившиеся им за несложность использования и простоту исполнения (их можно легко сделать из варежки или перчатки).
В работе с детьми 3-5 лет для развития координации движений хороши куклы-прыгунки, сделанные из легких мягких игрушек. Используя эти куклы, дети могут, двигаясь под музыку, приговаривать потешку, знакомое стихотворение.
В использовании платковых кукол требуется легкость, плавность движений, и при этом нужно ровно держать спину. Эти куклы удобны тем, что дают кукловоду возможность свободно двигаться, импровизировать в танце.
В самостоятельной театрализованной игре дети часто выбирают малые и большие штоковые куклы: младшие дошкольники используют в своей игре куклы на одном штоке, а старшие управляют куклами на двух штоках.
В подгрупповых занятиях с детьми используются куклы-висунки, игра с которыми дает детям возможность работать в коллективе, придумывая и обыгрывая сюжет сказки. Для работы в паре дети выбирают напольные куклы, которые способствуют развитию чувства партнерства и взаимной координации движений.
Знакомя детей с куклами-марионетками, мы рассказываем им о том, что эти куклы - аристократы кукольного мира. С ними «дружили» цари, великие философы, ученые и поэты. Эти куклы помогают ребенку научиться концентрировать внимание на одном предмете и способствуют развитию гибкости пальцев и кисти.
Детям и взрослым очень полюбились театрализованные игры с куклами, в которых нет возраста, а есть общая цель, которая реализуется как в спектакле, так и в самом процессе подготовки к нему, в непредсказуемых, спонтанных импровизациях и экспромтах.
Одно из главных условий достижения успеха в этой технологии - это увлеченность и профессионализм педагогов, их готовность к творческому взаимодействию. В ходе проекта были проведены мастер-классы для педагогов и родителей по изготовлению кукол и декораций своими руками, после которых был объявлен конкурс на лучший театральный уголок, в котором принимали участие дети, педагоги и родители. Конкурс побудил к творчеству взрослых и детей, а также обогатил предметно-пространственную среду детского сада. Как показал опыт, детям очень нравится совместное творчество с педагогами и родителями. Родители детей нашего детского сада активно принимали участие в постановке совместных спектаклей по сказкам собственного сочинения. Дети дома рисовали иллюстрации к придуманным сказкам, а родители помогали оформлять из них книжки-самоделки, затем мы предлагали детям в группе обыграть эту сказку. Совместное изготовление бутафории, декораций, костюмов дало повод для изобразительного и технического творчества детей. Все эти занятия развивают у детей умение дружить, заботиться друг о друге. Я заметила, что дети с удовольствием играют с теми куклами, которые были изготовлены совместно с родителями и педагогами.
Из опыта проделанной работы мы видим, что театрализованная деятельность ценна как источник познания ребенком мира не только умом, но и сердцем.
МБДОУ детский сад № 59 "Солнечный"
Индивидуальный план работы
по самообразованию
Тема:
«Развитие речи детей дошкольного возраста через театральную деятельность»
Воспитатель Туракова С.О.
Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность
в театрализованной деятельности.
Задачи:
• воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;
• воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;
• совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
• совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.
Актуальность темы:
• В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
• Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
• Поэтому возникла идея — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Обоснование выбора темы: Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в младшей группе. Я заметила, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.). Поэтому решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе застенчивость.
Задачи театрализованной деятельности в младшей группе:
1. Развивать память, внимание.
2. Развивать умение слушать речь взрослого, понимая ее содержание, действовать в соответствии с нею.
3. Воспитывать выдержку.
4. Развивать интонационную выразительность речи (эмоциональность).
5. Развивать умственную и речевую активность.
6. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.
Содержание работы.
Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.
Ступени работы, следующие:
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").
• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").
• Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").
• Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка...", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам").
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции "артист", включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
Третья группа умений — это умение взаимодействовать с другими участниками: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди.
Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа "Знакомство", "Оказание помощи", "Разговор животного со своим детенышем" и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы ("Солнышко и дождик", "В лесу", "Веселые обезьянки", "Котята играют" и т.п.).
Перспективный план
Форма работы | Сроки проведения | Практические выходы |
Методическая работа | ||
Изучение методической литературы по теме | Сентябрь-май | Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет |
Подобрать методическую литературу по теме самообразования | Сентябрь-декабрь | Повышение своего профессионализма |
Изготовление атрибутов для театрализованных игр-пополнить театральный уголок группы | Октябрь-май | Театры |
Создать картотеку театрализованных игр | Сентябрь-май | Картотека |
Картотека потешек, песенок, хороводных игр | Сентябрь-май | Картотека |
Консультация для педагогов на тему: «Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников» | Май | Доклад |
Работа с детьми | ||
Составить картотеку театрализованных игр | Октябрь-ноябрь | Картотека |
Провести беседу с детьми о театре | Октябрь | Беседа |
Познакомить с миром театральных профессий | Декабрь | Игра |
Знакомство с различными видами театров | Октябрь-май | Изготовление театров |
Использование театрализованных игр в НОД, ОД в режимных моментах | Сентябрь-май | Конспекты занятий и игры |
Работа с родителями | ||
Информационные бюллетени: «Роль театрализованных игр в развитии речи младшего дошкольного возраста»; «Театральные игры – путь к детскому творчеству»; «Как проводить с ребёнком досуг»; «Развитие речи ребёнка 3 года жизни». | Сентябрь-май | Бюллетени |
Родительское собрание «Воспитание культурно-гигиенических навыков посредством использования игровых приёмов и художественного слова». | Октябрь | Протокол родительского собрания |
Изготовление народной игрушки | Ноябрь | Творческая работа |
Родительское собрание «Книжки для малышей» Анкета «Сказка в жизни вашего ребёнка» | Декабрь | Протокол родительского собрания Анкета |
Консультации «Просто ли играть?», «Потешки для детей», «Театрализованные игры – играйте вместе с детьми» | Январь-март | Консультации |
Проведение тематического родительского собрания «Путешествие в театр», «Как научить ребёнка играть в куклы?» | Февраль-март | Протокол родительского собрания |
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных игр | Апрель | Конкурс «Театр - детям» |
Анкетирование «Развитие речи у детей средствами театральной деятельности» | Апрель | Анкеты |
Совместные мероприятия с детьми | Сентябрь-май | Конспекты развлечений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
Театральная деятельность- это эффективный способ развития ребенка, формирования личности , развития речи и ребенка. Необходимо научить детей видеть прекрасное в жизни, людях, не боят...
План – программа «Творческое развитие детей через театрализованную деятельность»средняя группа
План – программа «Творческое развитие детей через театрализованную деятельность»...
Конспект открытого занятия по организации театрализованной деятельности. Тема: "Развитие речи детей через театрализованную деятельность. Театрализация сказки "Три поросенка"
Развитие речи детей через театрализованную деятельность. Театрализация сказки "Три поросенка"...
Презентация по развитию речи на тему "Развитие речи детей ,через театрализованную деятельность"
Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллю...
План работы по теме "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"
Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребёнок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно н...
План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
План работы по самообразованиюТема: «Развитие речи детей через театрализованную деятельнос...
Проектная деятельность «Развитие речи детей через театрализованную деятельность».
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура р...