Пособие для педагогов
материал

Гарькавая Наталья Викторовна

Предложенное  игровое  пособие позволит в разнообразных формах осуществлять работу по развитию  логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Может представлять интерес, как для воспитателей, так и для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posobie_dlya_pedagogov.doc796 КБ

Предварительный просмотр:

31



МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РОССИЙКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

КГБПОУ «Славгородский педагогический колледж»

Отделение  дошкольного образования

Гарькавая Наталья Викторовна

Тарасова Светлана Станиславовна

Валиневич Наталья Анатольевна

Игровое пособие,

направленное на развитие логического

 мышления детей старшего дошкольного возраста


Славгород - 2015


Игровое пособие, направленное на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста / Составители Н.В.Гарькавая, С.С.Тарасова, Н.А.Валиневич. - Славгород: КГБПОУ «Славгородский педагогический колледж», 2015. - 39 с.

Предложенное  игровое  пособие позволит в разнообразных формах осуществлять работу по развитию  логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Может представлять интерес, как для воспитателей, так и для родителей.

@ КГБПОУ «Славгородский педагогический колледж», Славгород, 2015.

Оглавление

Пояснительная записка……………………..……………………………….....4

Примерная схема подбора игр для развития мышления у дошкольников................................................................................................................5

Картотека дидактических игр............................................................................8

Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек…………………………………………………………………………........ 31

Игры на нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор.......................................................................................................................32

Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация)...............................................................33

Простейшие умозаключения...........................................................................34

Составление рассказа (определяется также запас знаний ребенка, эрудиция).....................................................................................................................35

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей старшего возраста».....................................................................................................38


Пояснительная записка

Развитие  логического мышления у ребенка происходит, благодаря тренировке каждой из  составляющих данного познавательного процесса.

Формирование у ребенка мышления связано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. Разнообразные игры, упражнения, задания способствуют качественному росту мыслительных операций, формированию умозаключений, др.

В представленном пособии собран материал, который позволит в разных ситуациях использования, осуществлять работу по формированию  логического мышления.

В результате выполнения разнообразных заданий, у ребенка будет развиваться чувство юмора, логика, фантазия, мышление, он лучше начнет понимать действительность, и, что важно, у него качественно будет развиваться речь.

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. У ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова.

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.


Примерная схема подбора игр для развития мышления у дошкольников

возрастная группа

тип мышления, доступный детям данного возраста

задача педагога

средняя

наглядно-действенное  мышление (опора на реальные действия с объектами).

Закладываются основы наглядно-образного мышления        

Создавать условия для следующей стадии развития мышления.

Развивая новый тип мышления, продолжать тренировку уже существующего.

старшая

наглядно-образное мышление

(опора на зрительные представления, образы)

подготовительная
к школе

словесно-логическое мышление

(использование     понятий,     логических конструкций и схем)        

        

мыслительные операции –

компоненты мышления

игры и задания, развивающие мыслительную операцию

Базой для развития мыслительных операций

является формирование представлений о

различных признаках и свойствах объектов.

«Какая, какой?»

«Отгадай (найди) по описанию»

*Важно учить детей выделять не только внешние (цвет, величина и т.п.), но и скрытые (например, функцию) признаки.

Анализ

Способность мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки.

«Угадай предмет по части»

Синтез

Мысленное объединение частей предмета, отдельных (существенных) признаков в единое целое.

«Разрезные картинки» (зрительный синтез)

Сравнение

Мысленное установление сходства, тождества или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

«Чем похожи, чем отличаются»

«Найди такую же»

«Самый непохожий»

Подбор пары одинаковых предметов или их изображений («Парочки», «Домино»)

Абстрагирование

Способность отвлечься от несущественных признаков предметов.

Кодирование и декодирование.

Использование заместителей предметов.

Игры с использованием схем.

Обобщение

Выделение существенных признаков в предметах и явлениях  и на этой основе выделить главное, составляющее единство объектов.

«Четвертый лишний»

«Назови группу одним словом»

«Скажи пятое»

Классификация

Распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место.

Средняя группа 
Классификация по одному (внешнему) признаку, по заданному основанию.

Старшая группа
Классификация по функциональным признакам, месту нахождения в пространстве и т.п.

Подготовительная к школе группа

Смысловая классификация, на основе выделения родовидовых отношений между объектами.

(после 5 лет - доступна классификация по самостоятельно найденному основанию)

Сериация

Способность выстраивать упорядоченные ряды по возрастанию и убыванию какого-либо признака

Игры с пирамидками, матрешками

«Включение в ряд»

«Спортсмены строятся»

           

Логическое мышление – это оперирование понятиями. Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом.

отношения

игры и задания,
 развивающие логическое мышление

вид – род

Игры на развитие операций обобщения и классификации

(с предметами, картинками, словами, схемами)

часть – целое

«Из отдельных частей, назови предмет скорей!»

противоположность

«Скажи (покажи) наоборот»

последовательность

«Что было раньше?»

(развитие представлений о временных последовательностях)

«Разложи картинки по порядку»

причина – следствие

«Что будет, если…»

«Почему так получилось?»

(развитие умения устанавливать причинно-следственные связи)

        


КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ГДЕ, КАКИЕ ФИГУРЫ ЛЕЖАТ

Цель: упражнять в классификации фигур по двум свойствам (цвету и форме).

Игровой материал. Набор фигур.

Правила игры. Играют двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы.

Можно еще выяснить, сколько рядов (строк) и сколько столбцов имеет эта таблица (три строки и четыре столбца), какие фигуры расположились в верхнем ряду, среднем, нижнем; в левом столбце, во втором справа, в правом столбце.

За каждую ошибку в расположении фигур или ответах на вопросы зачисляется штрафное очко. Выигрывает тот, кто набрал их меньше.


ЗАПОЛНИ ПУСТЫЕ КЛЕТКИ

Цель: закреплять представления о геометрических фигурах, упражнять в умении сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Игровой материал. Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

Правила игры. Играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопросов.


ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ

Цель:. упражнять детей в умении объединять предметы в множестве по определенному свойству. Продолжать работу по закреплению символики. Развивать память.

Правила игры. На странице изображены дикие животные, домашние животные, дикие птицы, домашние птицы.

Игра допускает множество вариантов. Возьмите, например, большой зеленый квадрат (он обозначает слона), большой красный треугольник (он обозначает орла) и маленький круг (он обозначает корову). Поместите выбранные фигуры в нужные места: диких зверей можно помещать только к диким зверям, домашних животных – к домашним, диких птиц – к диким, домашних – к домашним. Куда попадет зеленый квадрат? Красный треугольник? Маленький красный круг?

Затем можно взять другую партию животных (тигра, лису, чайку, собаку, индюка и т.д.), обозначить их фигурами из набора и найти им нужное место на странице.

Игра постоянно усложняется: вначале дополняют рисунки одним животным или одной птицей, затем двумя, тремя и самое большее –четырьмя. Трудность решения возрастает в связи с необходимостью запомнить, что представляют фигуры.


КАКОЙ ФИГУРЫ НЕДОСТАЕТ!

Цель: упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.

Игровой материал. Большие геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и малые (круг, треугольник, квадрат) трех цветов.

Правила игры. Играют двое. Распределив между собой таблички, каждый игрок должен проанализировать фигуру первого ряда. Внимание обращается на то, что в рядах имеются большие белые фигуры, внутри которых расположены малые фигуры трех цветов. Сравнивая второй ряд с первым, легко увидеть, что в нем недостает большого квадрата с красным кругом. Аналогично заполняется пустая клетка третьего ряда. В этом ряду не хватает большого треугольника с красным квадратом.

Второй игрок, рассуждая подобным же образом, во второй ряд должен поместить большой круг с малым желтым квадратом, а в третий ряд – большой круг с малым красным кругом (усложнение по сравнению с игрой. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием. Затем играющие обмениваются табличками. Игру можно повторить, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

ЗАПОЛНИ КВАДРАТ

Цель: упражнять детей в умении упорядочивать предметы по различным признакам.

Игровой материал. Набор геометрических фигур, различных по цвету и форме.

Правила игры. Первый игрок кладет в квадраты, не обозначенные цифрами, любые геометрические фигуры, например красный квадрат, зеленый круг, желтый квадрат.

Второй игрок должен заполнить остальные клетки квадрата так, чтобы в соседних клетках по горизонтали (справа и слева) и по вертикали (снизу и сверху) были фигуры, отличающиеся и по цвету, и по форме.

Исходные фигуры можно менять. Игроки тоже могут меняться местами (ролями). Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок при заполнении мест (клеточек) квадрата.


СНЕГОВИКИ

Цель: упражнять детей в операции сравнения, умению находить различия.

Правила игры. Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются снеговики друг от друга. Играют двое, и выигрывает тот, кто укажет больше различий в рисунках. Первый играющий называет какое-нибудь различие, затем предоставляется слово второму и т.д. Игра кончается, когда кто-то из партнеров не сможет назвать новое отличие (ранее не отмеченное). Начиная игру, взрослый может обратиться к ребенку примерно так:                                          

«Вот зайчишка у реки

Встал на задних лапках...

Перед ним снеговики

С метлами и в шапках.

Заяц смотрит, он притих,

Лишь морковку гложет,

Но что разного у них –

Он понять не может.

А теперь посмотри на рисунок и помоги зайчику понять, что разного у этих снеговиков. Сначала посмотри, на шапки...»

МАТРЕШКИ

Цель: упражнять детей операции сравнения, умению находить различия.

Правила игры. Нужно внимательно посмотреть на рисунки и указать различия у матрешек. Так как дошкольнику трудно сравнивать сразу четыре предмета, то вначале можно провести игру по вопросам, выясняя, почему ребенок дает именно такой ответ.

Вопросы: одинаковые ли волосы у матрешек? Одинаковы ли платочки? Одинаковые ли ножки матрешек? Одинаковые ли у них глазки? Одинаковы ли губки? И т.д.

При повторном возвращении к игре можно предлагать указывать различия уже без вопросов.


МАГАЗИН

Цель: упражнять детей в умении различать аналогичные предметы по величине; знакомить с понятиями «верхний», «нижний», «средний», «большой», «маленький», «сколько».

Правила игры. Игра делится на три этапа.

  1. Магазин. У овечки был магазин. Посмотри на полки магазина и ответь на вопросы: сколько полок в магазине? Что находиться на нижней  (средней, верхней) полке? Сколько в магазине чашек (больших, маленьких)? На какой полке стоят чашки? Сколько в магазине матрешек (больших, маленьких)? На какой полке они стоят? Сколько в магазине мячей (больших, маленьких)? На какой полке они стоят? Что стоит: слева от пирамиды, справа от пирамиды, слева от кувшина, справа от кувшина; слева от стакана, справа от стакана? Что стоит между маленькими и большими мячами?

Каждый день утром овечка выставляла в магазине одни и те же товары.

  1. Что купил серый волк? Однажды под Новый год в магазин явился серый волк и купил своим волчатам подарки. Посмотри внимательно и угадай, что купил волк.
  2. Что купил заяц? На следующий день после волка в магазин пришел заяц и купил новогодние подарки для зайчат. Что купил заяц?

«КОЛУМБОВО ЯЙЦО»

Цель: упражнять в составлении целого из частей (геометрической фигуры изображения) и в воссоздании силуэтов из наборов геометрических фигур.

Правила игры: создавая силуэт, использовать все части игры, присоединяя одну к другой.

На рисунке также представлены наиболее сложные геометрические фигуры, составленные из частей игры «Колумбово яйцо».

 СЛОЖИ КВАДРАТ (Б.П. НИКИТИН)

Цель: развивать наглядно-образное мышление детей.

Материал: двадцать семь кусочков разноцветной бумаги, из которых можно сложить десять квадратов (на каждого ребенка).

Правила игры:

Воспитатель: Перед вами лежат кусочки разноцветной бумаги из них можно сложить десять квадратов, попробуйте (Если у ребенка через десять минут не будет получаться сложить, то педагог дает детям подсказку, что квадраты должны получиться одного цвета).


РАЗРЕЗНЫЕ  КАРТИНКИ

Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на несколько частей.

Материал: картинки, фотоиллюстрации разрезанные на фрагменты.

Правила игры: ребенку предлагают сложить картинку        

           

        


        

   

     

                           

ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ

ЦЕЛЬ: активизировать в речи сложные предложения, умение видеть и передавать словами скрытые связи и отношения между предметами;

развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать классифицировать предметы при анализе высказываний сверстников, быстро реагировать при составлении логических связок между предметами с опорой на знание об окружающем мире.

Материал: предметные карточки

Правила игры: каждый должен выбрать хотя бы одну картинку, включить её в цепочку и объяснить свой выбор.
Например, белочка, т.к. она ест еловые шишки; медведь — он тоже, как и белка живет в лесу; ежи — так они как и медведи впадают зимой в спячку; ягоды — так это любимое лакомство ежа; компоты и варенье (зимние заготовки) — так их делают из ягод.

     

     

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ И НАОБОРОТ

Цель: развивать внимание, мышление, сообразительность; формировать умение классифицировать предметы.

Материал: карточки

Правила игры: ведущий показывает карточку, ребенок называет одним словом, что (кто) на ней изображено.

       

       

     

   

                              

ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

Цель:  развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

Материал: наборы предметных картинок

Правила игры: показать ребенку карточку и сказать: "Посмотри, здесь нарисованы три картинки, три из них подходят друг к другу, их можно назвать одним словом, а четвертая лишняя. Какая? Почему ты так думаешь?"

   

 

   

                                 

ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ ПО ЕГО ЧАСТЯМ

Цель:  формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на части этого предмета.

Правила игры: воспитатель называет несколько слов, относящихся к предмету, а дети должны назвать задуманный предмет.

Четыре ноги, спинка, сиденье.

Цифры, стрелки.

Буквы, картинки, листы.

Ствол, ветки, листья.

Корень, стебель, листья, лепестки.

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

Носик, ручка, крышка, электрический шнур.

Лапы, хвост, ошейник.

Лапы, хвост, хобот.

Крылья, хвост, лапы

                                  ПРОДОЛЖИ УЗОР

 Цель: Научить ориентироваться на бумаге в клетку; развивать визуальную память и координацию движений.

Правила игры: воспроизвести рисунок относительно симметричной оси.

Трудность в выполнении часто заключается в неумении ребенка проанализировать образец (левую сторону) и осознать, что вторая его часть должна иметь зеркальное отображение. Поэтому, если ребенок затрудняется, на первых этапах можно использовать зеркало (приложить его к оси и посмотреть, какой же должна быть правая сторона).

           

НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ

Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.

Материал: набор карточек с различными фигурками. На каждой карточке нарисована фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо предмета.

Правила игры: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Игру хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.


развитие мышления у детей, упражнения, задачи

НАЙДИ ОТЛИЧИЯ

Цель: развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия.

Материал: карточки

Правила игры: детям предлагаются две  иллюстрации, в которых нужно найти отличия, и назвать количество.


     

ЗАДАЧИ НА СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАННОЙ ФИГУРЫ ИЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО КОЛИЧЕСТВА ПАЛОЧЕК

Дидактическая задача: Нужно изменить фигуры, убрав указанное количество палочек.

Например: Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата.

Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника.

ОТВЕЧАЕМ БЫСТРО 

(проводится со всей группой детей)

Дидактическая задача. Учить быстро реагировать на словесную инструкцию-задание.

Материал. Мяч.

Правила игры. Взрослый бросает мяч ребенку с названием предметов (существительным), а ребенок должен быстро назвать прилагательное. Можно договориться, что ребенок будет называть только цвета предметов. Например: огурец – зеленый, солнце – желтое, потолок – белый…

Игры на нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор

Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация)


Простейшие умозаключения 

развитие мышления у детей, диагностика

Составление рассказа (определяется также запас знаний ребенка, эрудиция)

Консультация для родителей

 «Развитие логического мышления у старших дошкольников»

Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умение обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

Дошкольный возраст – это период, когда основная деятельность – игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал.

К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно – логическое мышление. Оно предполагает развитее умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь родителей, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.

Взрослый должен помогать ребенку, осмысливать события и явления, искать их причины и следствия. Например, с помощью таких вопросов:

- Почему осенью люди теплее одеваются?

- Почему летом нельзя кататься на лыжах?

- Почему зайца трудно увидеть на снегу?

Важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, телепередач.

Полезным упражнением для развития мышления и для знакомства с признаками предметов могут стать загадки.

• Молоко пьет, песенки поет, чисто умывается, а с водой не знается. (Кот)

• Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)

• Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

• Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (Река)

• Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)

Ребенок старшего дошкольного возраста может делать простые умозаключения. Эту способность можно развивать при помощи специальных заданий и упражнений. Можно предложить подумать, что хорошее и плохое существует в различных явлениях. Например, когда идет дождь, он питает все растения – это хорошо, но плохо то,  что под дождем человек может промокнуть, замерзнуть и простудиться.

Ребенок дошкольного возраста должен познакомиться с противоположными по значению понятиями. Можно предложить поиграть в игру «Скажи наоборот»: большой – маленький, зима – лето, длинный – короткий, высокий – низкий, левый – правый…

Необходимо научить ребенка классифицировать предметы, то есть находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы. Предложите ребенку картинки с изображением моркови, капусты, стула, стола, помидора, огурца, кресла, голубя, воробья, цапли, шкафа, пингвина. Дайте задание: «Перед тобой лежат карточки с изображением предметов. Посмотри на них внимательно. На какие группы ты бы мог распределить эти предметы? Назови каждую группу одним словом». Обязательно проверьте правильность проведенной классификации (овощи, мебель, птицы).

Игра «Четвертый лишний». Игра позволяет объединять предметы в группу по существенному признаку и выделять лишний. Предложите ребенку карточки с изображением предметов: банан, яблоко, груша, морковь. Дайте задание: «Найди лишний предмет. Объясни, почему он не подходит. Назови остальные предметы одним словом». Лишним предметом будет морковь, потому что - это овощ, а остальные – фрукты.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, находить признаки сходства и различия. Можно предложить ребенку среди нескольких игрушек или предметов отыскать предмет, отличающийся от других. Попросить объяснить, чем отличается предмет.

Игра «Волшебный мешочек». В полотняный мешочек положите несколько мелких вещей: 2 кубика, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Попросите ребенка на ощупь определить, что это за вещи. Пусть он опишет и назовет их. Есть ли среди предложенных предметов одинаковые?

При выполнении заданий обращайте внимание на развитие речи вашего ребенка: важно не только найти правильное решение, но и доказать, обосновать свой выбор. Если ребенок испытывает трудности при выполнении задания, помогите ему объясните задание, проверьте правильность его выполнения. Помните, что в старшем дошкольном возрасте длительность занятия не должна превышать 25 – 30 минут.

Формирование  логического  мышления является важным как для общего развития ребёнка, так и для его  дальнейшей†адаптации в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие для педагогов по теме:" Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

Мастер - класс для воспитателей районного уровня по теме: " Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"Предоставленный материал: конспект мастер класса и презентация...

методическое пособие для педагогов и родителей Растим здоровым малыша

Материал из опыта работы , в данном пособии педагоги смогут найти описание гимнастики, которую можно использовать в работе с детьми, а также  комплексы зрительной, пальчиковой, дыхательной гимнас...

тематическое учебное пособие для педагогов старшего дошкльного возраста "День матери"

В данном пособии приводится пример ля проведения тематического вечера посвященного "Дню матери"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» (ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 2-7 ЛЕТ) практическое пособие для педагогов

Содержание перспективного плана отражает основные аспекты данного направления. Форма перспективного плана отражает особенности организации образовательного процесса с учетом комплексно – тематической ...

Логопедическое пособие для педагогов и родителей по развитию речи у детей 4-5 лет "Лексические темы"

Данное пособие предназначено для работы с детьми 4-5 лет на подгрупповых и индивидуальных занятиях в логопедических группах детского сада. Может быть использовано родителями для  закрепления зада...

Ветошева В.И., Митяева И.И. ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ГАРМОНИИ. Методические рекомендации по оптимизации психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста и их родителей: практическое пособие для педагогов-психологов детских образовательных учреждений.

Пособие может быть полезно психологам-практикам, работающим в детских дошкольных учреждениях, специалистам по социальной работе, а также студентам-психологам и студентам педагогических вузов. Работа в...

Презентация авторского нестандартного пособия для педагогов дошкольных учреждений на тему "Использование нестандартного пособия "Крышко-Град" для всестороннего развития личности ребенка"

Цель: Заинтересовать педагогов нестандартным пособием, предназначенным для всестороннего развития личности.Ход:Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Шатохина Валентина Владимировна. Я предс...