Беседа с детьми "Цветы"
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял - и завял.
А сколько бы он
На лугу простоял? (В. Викторов)
Цели:
- разнообразить знания детей о цветах;
- познакомить с полевыми (луговыми) цветами: колокольчиком, ромашкой, гвоздикой, одуванчиком);
- учить детей узнавать цветы по расцветке, форме листьев, цветков, стеблю и называть эти цветы;
- расширять кругозор детей;
- приобщать к элементарным нормам и правилам поведения в природе;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оснащение: картинки с изображением цветов, небольшие букетики цветов в вазочках.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением цветов, чтение стихов, рассказов о цветах, отгадывание загадок о цветах; рисование цветов, дидактические игры по теме.
Ход беседы:
(На столе разложены картинки с изображением цветов)
Педагог: Мы с вами сегодня будем говорить о цветах. Как много их вокруг и все они такие разные. Каждый красив по-своему.
Ребята, посмотрите на картинки перед вами. Как назвать одним словом все растения, которые вы видите?
Дети: Это цветы.
Педагог: Правильно, это цветы. А где могут расти цветы?
Дети: В саду, на клумбе, на альпийской горке, на даче, в лесу, на лугу…
Педагог: Как мы называем цветы, которые растут в поле?
Дети: Полевые цветы.
Педагог: А в саду?
Дети: Садовые цветы.
Педагог: На лугу?
Дети: Луговые цветы.
Педагог: Найдите картинки с изображением полевых цветов, садовых, комнатных
Загадки о полевых цветах:
Педагог: Белая рубашка,
Желтенький платок.
Как зовут?
Дети: Ромашка…
Педагог: Полевой цветок?
Дети: Полевой цветок.
(Дети рассматривают ромашку, ее листья, стебель).
Педагог: Цветик – невеличка,
Алый, огневой,
Как зовут?
Дети: Гвоздика.
Педагог: Цветик полевой.
Дети: Полевой цветок.
(Дети рассматривают гвоздику, её листья, любуются красотой)
Педагог: Не в глуши ль еловой
Видел я тебя?
Кто же ты?
- Лиловый?
Дети: Колокольчик я.
Педагог: Колокольчик растет в поле, значит он какой цветок?
Дети: Полевой.
Педагог: Жёлтый сарафанчик,
Прямо, как желток!
Кто ты?
Дети: Одуванчик.
Педагог: Полевой цветок?
Дети: Полевой.
Педагог: Какие ещё цветы вы знаете? Какие цветы вам нравятся больше других? Расскажите, почему? Представьте себе, что мы на лугу, и вокруг нас много-много цветов. Давайте вдохнем запах цветов. Какой аромат у цветов?
Дети: Нежный, вкусный, сладкий, горький…
Дети читают стихотворения о цветах.
Педагог: Молодцы! Очень хорошо подготовились. Столько всего показали и рассказали и, наверное, устали. Пора отдохнуть.
Физминутка.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Дети сидят на корточках)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Встать на ноги, потянуться, поднять руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Махи руками, покачивание туловища)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут. (Встать на ноги, повороты туловища влево-вправо).
Педагог: Как хорошо на зеленом лугу! Среди буйных свежих трав пестреют яркие душистые цветы. Над ними порхают нарядные мотыльки и бабочки, жужжат пчелы и шмели.
Давайте получше рассмотрим цветок.
У цветка есть корень, который прячется под землей. Корень добывает из почвы воду и минеральные вещества.
Эти вещества поднимаются вверх к цветам и листьям по стеблю, состоящему из маленьких клеток, похожих на тонкие трубочки. Такие трубочки называются капиллярами.
Когда светит солнце, листья вбирают в себя энергию солнечного света. Внутри растения она превращается в сахаристые питательные вещества, необходимые растениям для роста.
Весной на зеленых стебельках раскрываются душистые цветы. В чашечке цветка хранится сладкая капля нектара, за которой к цветам летят насекомые.
Та часть цветка, где находится медовый нектар, получила название нектарник. Если нектарник расположен близко, то к цветку летят жуки и мушки, у которых хоботок для сбора меда короткий.
Когда нектар запрятан глубоко, цветок опыляют пчелы, шмели или бабочки. Они высасывают нектар длинным прозрачным хоботком, словно пьют через соломинку сладкий коктейль.
Как же насекомые находят нектарники?
В раскраске цветов есть особые метки, указывающие насекомым путь к нектару. Вспомним незабудку. Ее голубые лепестки обрамляют ярко-желтое сердечко, и пчелы летят за медом прямо к нему.
Насекомые видят цветы более пестрыми и узорчатыми, чем мы, люди. Лучше других насекомых различают окраску лепестков пчелы. Они хорошо видят желтые, синие и фиолетовые цветы. А вот бабочки сразу замечают красные цветы и подлетают к ним.
Когда насекомое пробирается за капелькой нектара, на его брюшко, лапки и спинку попадают мельчайшие частицы пыльцы. Для сбора пыльцы на теле насекомых есть особые волоски или щетинки, а у пчелы на лапках находятся специальные маленькие корзиночки.
Пыльца нужна растениям для опыления, чтобы появились семена и выросли новые красивые цветы.
Перелетая с цветка на цветок, насекомые переносят пыльцу и опыляют растения. Такое опыление называется перекрестным.
Мелкие цветки часто собраны в соцветие, так им легче устоять перед непогодой, крупная капля дождя или большая градина не могут повредить цветок. Кроме того, пышные соцветия хорошо заметны среди зеленых листьев и трав. Их легко находят насекомые-опылители.
Соцветия бывают разной формы: в виде метелок, кистей, корзиночек или зонтиков.
По окраске цветка пчела легко узнает, есть в нем мед или нет. Например, нераспустившиеся бутоны медуницы окрашены в нежно-розовый цвет, а увядающий цветок имеет синюю окраску. В таких цветах меда нет, и пчела к ним не подлетает. Она выбирает сиреневые цветы медуницы, которые накопили сладкий нектар.
Цветы привлекают насекомых не только яркой окраской лепестков, но и ароматом.
Особенно сильно пахнут растения, которые распускаются вечером и опыляются ночными бабочками.
Различая огромное количество ароматов, насекомые легко читают волшебную книгу запахов.
Вот и получается, что цветы «подзывают» и кормят бабочек, шмелей, пчел, мотыльков вкусной пыльцой и сладким нектаром, а те опыляют их.
Поэтому, гуляя по пестрому зеленому лугу, не рви цветы, не мни понапрасну их нежные стебельки!
Я иду по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца — отрада,
Украшенье родимой земли.
После опыления цветы вянут, и вместо них на стебельках появляются плоды с семенами. Семена рассеиваются по-разному.
Сочные и сладкие плоды привлекают животных и птиц, которые разносят их по окрестностям.
Сухие стручки и коробочки после созревания лопаются, а семена разлетаются во все стороны. Семена некоторых цветов (одуванчика, мать-и-мачехи) снабжены воздушными парашютиками, их подхватывает и рассеивает ветер. У других семян, например, у кислицы, есть маленький волокнистый придаток — любимое лакомство муравьев.
Эти насекомые разносят семена кислицы по лесу.
Когда вновь наступит весна, семечко, попавшее на влажную хорошую почву, прорастет, и вскоре раскроется новый чудесный цветок.
Педагог: Ребята, а как вы думаете, чем отличаются комнатные и садовые цветы от полевых?
Дети: Садовые и комнатные цветы выращивают специально, а полевые вырастают сами. Их никто не сажает.
За комнатными и садовыми цветами ухаживает человек, а за полевыми никто не ухаживает.
Педагог: Правильно, ребята. Полевые цветы никто не сажает, и никто за ними не ухаживает. А сейчас я прочту стихотворение, а вы внимательно его послушайте.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если я, и если ты,
Если мы сорвём цветы.
То не будет красоты
И не будет доброты!
Педагог: Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? Нужно ли рвать цветы? Почему? Почему не будет красоты, доброты? Как же быть?
Дети: Рвать лучше те цветы, которые человек специально для этого выращивает.
Педагог: Правильно. А цветами, «выращенными природой», нужно любоваться.
Представьте себе, что с нашей планеты исчезли все цветы. Что же тогда будет? Какой станет наша планета? Что мы можем сделать, чтобы наша планета стала еще краше? (Предположения детей)
Педагог: Цветы, как мы уже сказали, очень красивы и, наверное, всем хочется иметь в доме букеты. Но если мы будем бездумно срывать цветы, как написано в стихотворении В. Викторова, то они скоро могут исчезнуть совсем.
Растения, в том числе и цветы, если их в природе остаётся мало, заносят в Красную книгу растений. Выглядит она вот так. (Показать детям Красную книгу растений России) На просторах России произрастает огромное количество видов растений. Это деревья, кустарники, травы и цветы. Несмотря на то, что есть большое количество зеленых зон, таких как леса, луга, степи, в стране огромнейшее количество видов растений находится на грани вымирания. Эти растения внесены в Красную Книгу, их нельзя срывать, и они находятся под охраной государства. Списки редких видов флоры все время обновляются, но, несмотря на это, мы можем видеть только примерную картину, так как на сегодняшний день не существует методов точного установления численности и ареала распространения тех или иных видов. Исходя их данных последнего издания Красной Книги РФ, в нее вошло более 600 видов растений. - Дети, мы с вами сегодня много говорили о цветах. А как вы усвоили всё увиденное и услышанное, сейчас проверим.
Вопросы для закрепления
Из каких частей состоит растение?
Как называется часть цветка, в которой находится нектар?
Какие насекомые опыляют цветы?
Зачем цветам яркая окраска и запах?
Почему мелкие цветки растения собраны в соцветия?
Что появляется после опыления и отцветания растения на месте цветка?
Как распространяются семена цветов?
Педагог: Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.
Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...
Конспект беседы с детьми на тему: «Беседа о дне Победы»
Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...
Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.
Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...
Цикл бесед по ПДД. Беседа: "Светофор", "Опасность на дороге"
Беседы которые можно проводить в детском саду по ПДД....
Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна
Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...
Конспект ООД на тему: «Беседа о дне Победы» Беседа в подготовительной группе МБДОУ Д/С 13 г. Белореченска воспитатель Русских Т.А.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.«Что такое патриотизм?» Так, С.И. Ожегов определял патр...